Введение
Вхождение экономики России в рынок – сложный и противоречивый процесс. В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между банками и их клиентами часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности.
Экономика России и экономика запада, в том числе США, в настоящее время не могут быть гармонизированы. Предстоит большая работа в этом направлении. Поэтому для нас важно изучение различных элементов передовых технологий западной рыночной экономики, неотъемлемым элементом которой является аудит.
Исторически аудиторские фирмы возникли еще в Х1Х веке, когда с ростом компаний, расширением сфер их деятельности, интернационализацией бизнеса в целом произошло отделение непосредственных владельцев (акционеров) компаний от собственно управленческих структур компаний (директора, управляющие, и др. наемное руководство). При выполнении своих обязанностей руководство компаний, банков должно было периодически составлять финансовые отчеты о проведенной работе, достоверность которых и проверялась с помощью специалистов-аудиторов, практикующих самостоятельно или представителей аудиторских фирм. Аудиторские фирмы создаются как независимые от своих клиентов и от органов государственного управления.
Аудит означает независимую экспертизу и анализ финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и т.п. Субъектов рыночных отношений.
Цель аудита – установление реальности, полноты и достоверности предоставляемой отчетности, соответствие ее действующему законодательству, а так же требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности.
Лица, проверяющие состояние финансово-хозяйственной деятельности компаний, фирм, учреждений и других коммерческих структур. Называются аудиторами (в переводе с латинского языка – слушатель). Аудитор может работать самостоятельно, имея сертификат о квалификации, либо как представитель аудиторской фирмы.
Аудиторские проверки чаще осуществляют специальные аудиторские фирмы, которые выполняют также консультационную деятельность по вопросам коммерческой, финансовой деятельности, ведению бухгалтерского учета, организации внутреннего контроля, налогообложению и др.
Интересен опыт организации аудиторской деятельности в зарубежных странах. Так, например, в Акте (законе) о компаниях Великобритании предусматривает, что каждая компания на общем собрании, по итогам финансового года, назначает аудитора или аудиторов для по следующей работы на период между собраниями. (Утверждение аудиторов акционерами принято и в нашей стране). Если аудиторы на общем собрании не были назначены, то Министерство торговли и промышленности Великобритании само может назначить аудитора. В этом Акте отмечено, что основной обязанностью является предоставление отчета акционерам о «верности и справедливости» счетов, составленных директорами фирмы, т.е. подтверждение соответствия качества документации следующим условиям:
использование компаниями при подготовке отчетов концепции стоимости, признанной приемлемой в стране, по отношению к счетам, учитывающим основные фонды;
соответствие счета основополагающим концепциям бухгалтерского учета. Это означает, что финансовые документы должны соответствовать принятым Типовым положениям о практике бухгалтерского учета;
информация, содержащаяся в финансовых отчетах, должна быть достоверной, представлена объективно и непредвзято;
финансовые документы должны быть сравнимы между собой, т.е. соответствовать общепринятым принципам учета.
В России процесс формирования сети аудиторских фирм начался в 1987г. в настоящий момент рынок аудиторских услуг нельзя назвать сформированным. Этому способствует ряд причин. Во-первых, долгое время не было нормативной базы для аудиторства, аудиторские экспертизы были обязательны лишь для совместных предприятий, отсутствовали стандарты по банковскому аудиту (они разработаны и приняты лишь сейчас), нестабильность банковской системы.
Одним из методов системной перестройки банков в развитых банковских системах зарубежных стран является реорганизация кредитного портфеля и работа с неблагополучными активами банков. При этом главная цель – выявление неблагоприятных активов и их передача в управление специально созданным структурам. Это позволяет освободить банки от проблем неблагополучных активов с тем, чтобы они смогли сосредоточить свое внимание на повышении эффективности оставшихся в их управлении активов. В свою очередь, структуры, которым передаются активы, начинают профессионально, специально отработанными методами заниматься урегулированием проблем задолженности по переданным им активам. Выявлению неблагополучных активов способствуют аудиторские проверки.
В целях повышения стабильности и надежности банковской системы возникла необходимость для Банка России совместно с заинтересованными ведомствами, а также банковским сообществом всесторонне, с учетом зарубежного опыта проработать вопрос о целесообразности создания Агентства по управлению банковскими активами.
В период кризисного состояния банковской системы государство и в определенной мере центральные банки, как свидетельствует зарубежный опыт, обеспечивают поддержку банковскому сектору. Так и после 17 августа 1998г. государство объявило о своей поддержке Сберегательному банку. Кроме того, Банк России осуществляет меры по гарантированию банковских вкладов граждан.
Эффективность работы банка в целом, а также отдельных его подразделений, оценить весьма трудно, а установленные критерии для оценки информации весьма субъективны. Следовательно, аудит призван выявить соблюдение в кредитной организации специфических процедур и правил, которые предписаны Законами и документами Центрального Банка.
1.1 Сбербанковская система в целом
Банк обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах распределения чистой прибыли. Балансовая и чистая прибыль банка определяются в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Из балансовой прибыли уплачиваются соответствующие налоги, другие обязательные платежи в бюджет, во внебюджетные фонды, а также производятся расходы, осуществляемые по законодательству РФ до налогообложения. Чистая прибыль остается в распоряжении банка и по решению общего собрания акционеров перечисляется в резервы, направляется на формирование иных фондов и распределяется между акционерами в виде дивидендов и на другие цели в соответствии с законодательством РФ.
Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ, создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» от 2.12.1990г. Учредителем банка является Центральный банк России.
Банк входит в банковскую систему РФ и в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, нормативными документами банка России и уставом. Банк является юридическим лицом и со своими филиалами и другими обособленными подразделениями составляет единую систему Сбербанка России. Имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. Банк имеет широкую сеть филиалов, которые не являются юридическими лицами.
Основной целью деятельности банка является привлечение денежных средств от физических и юридических лиц, а также осуществление кредитно-расчетных и иных банковских операций и сделок с физическими и юридическими лицами.
Банк осуществляет следующие банковские операции: привлекает и размещает денежные средства физических и юридических лиц; открывает и ведет банковские счета физических и юридических лиц, осуществляет расчеты по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов; инкассирует денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы и осуществляет кассовое обслуживание физических и юридических лиц; покупает и продает иностранную валюту в наличной и безналичной формах; привлекает во вклады и размещает драгоценные металлы; выдает банковские гарантии.
Банк помимо перечисленных выше банковских операций осуществляет следующие сделки:
выдает поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме;
приобретает права требования от третьих лиц для исполнения обязательств в денежной форме;
доверительно управляет денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
осуществляет операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
предоставляет в аренду физическим и юридическим лицам специальные помещения или находящиеся в них сейфы для хранения документов и ценностей;
осуществляет лизинговые операции;
осуществляет брокерские, консультационные и информационные услуги.
Такие операции и сделки может осуществлять головной банк Сбербанка. Территориальные банки, отделения и филиалы выполняют лишь те операции, которые им разрешены головным офисом в соответствующих документах. Все перечисленные банковские операции и сделки осуществляются в рублях и иностранной валюте.
Банк вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с юридическими и физическими лицами.
Банк имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
Филиалы в краях и областях вправе ликвидировать и создавать филиалы в городах (с разрешения Правления банка), с последующим утверждением на Наблюдательном совете.
Сберегательный банк России занимает одно из ведущих мест в банковской системе. Постоянно совершенствует кредитно-расчетные операции. Клиенты Сберегательного банка по сравнению с другими банками несут меньший риск за счет обеспечения 100 % резерва для возврата вклада населению.
История Сберегательного банка имеет глубокие корни. До того как банк стал называться собственно банком, его подразделения назывались Гострудсберкассами. В 1988 году Государственные трудовые сберегательные кассы преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк по обслуживанию населения.
В 1990 году Российский республиканский банк Сбербанка СССР объявлен собственностью РСФСР. Сберегательный банк РСФСР преобразован в Акционерный коммерческий банк. С этого времени круг операций, осуществляемых банком, значительно расширился.
Целью банка, как коммерческой структуры, является получение прибыли. Прибыль является разницей между доходами и расходами.
Таким образом, Сбербанк является самым крупным банком нашей страны. Его роль, как главного банка сбережений населения, со временем не изменилась и даже усилилась путем сбережений не только по рублевым вкладам, но и по валютным. Кроме того, Сберегательный банк в настоящее время выполняет все функции присущие коммерческим банкам, чего не было до коммерциализации банковской системы.
Структура Сбербанка
Так как Сбербанк РФ является одним из крупных банков, работающих с вкладами населения, структура этого банка специфична. Жесткая централизация и подчинение вышестоящему учреждению банка. Все подразделения банка, начиная, с московского Россбербанка и заканчивая филиалами расположенными в самых отдаленных населенных пунктах, совершают свои операции по единым инструкциям и нормативным письмам.
Органами управления банком являются: общее собрание акционеров; наблюдательный Совет банка; коллективный исполнительный орган – Правление банка; единоличный исполнительный орган – Председатель Правления банка. Общее собрание акционеров является высшим органом управления банком.
Руководство текущей деятельностью банка осуществляется Правлением и Председателем Правления банка. Председатель правления избирается общим собранием акционеров из числа членов Наблюдательного совета банка.
К компетенции Председателя Правления относятся следующие вопросы: внесение предложений наблюдательному совету по составу Правления банка; организация работы Правления банка; распределения обязанностей между членами Правления; утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата банка, положений о структурных подразделениях; назначение (освобождение) на должность руководителей структурных подразделений.
Рисунок 1 Организационная структура Сбербанка РФ
Организационная структура СБ РФ построена следующим образом. Центральный аппарат находится в Москве. Филиалы в республиках, краях и областях не наделены правами юридического лица и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка. Филиалы банка возглавляются Председателями, назначаемыми Председателем Правления, а филиалы в городах и районах – управляющими филиалов.
Сусуманское отделение сбербанка входит в состав Магаданского территориального банка. Магаданский банк СБ РФ работает на основании Устава СБ РФ и Положения о Магаданском Банке СБ РФ. Председатель Магаданского банка СБ РФ действует на основании генеральной лицензии и доверенности на управление Банком.
Процедура управления Магаданским банком является коллегиальной, поэтому все решения, касающиеся жизнедеятельности банка принимаются членами Правления во главе с Председателем. Конкретные производственные вопросы решаются структурными подразделениями банка – отделами, во главе с их начальниками. Магаданский банк имеет следующие отделы: валютный, по работе с юридическими лицами, юридический, кредитования, ценных бумаг, отдел вкладов, ревизионный, по работе с проблемными кредитами.
Итак, структура Сбербанка жестко централизована. Органы управления на местах утверждаются вышестоящими учреждениями банка и подчиняются им же. Круг операций, порядок их проведения и нормативная документация доводятся вышестоящими учреждениями и являются обязательными к исполнению даже если они противоречат имеющимся документам Центрального банка. Это подтверждает жесткую централизацию.
Что такое ОСБ, чем занимается
Сусуманское отделение Сбербанка № 7249 входит в состав Магаданского территориального банка. Руководство отделением осуществляет управляющий, утвержденный на эту должность Председателем Магаданского территориального банка. Управляющий имеет высшее профильное образование и стаж работы в системе Сбербанка. Заместитель управляющей (в системе и в данной должности с 06.01.98г., до этого и.о. директора «Дальпромстройбанка») и главный бухгалтер (стаж в системе с 1982 г., в данной должности с 1987г.).
Положение о филиале Сусуманского отделения № 7249 утверждено Правлением СБ России (Постановление № 174 параграф 18 от 21.05.98г.)
Доверенность на осуществление юридических действий от имени и в интересах Сбербанка России управляющей и ее заместителю выдана сроком до 18.06.2001 года.
Состав Совета отделения утвержден Председателем Магаданского банка Сбербанка России 12.03.98 г. в составе 7 человек:
Работа структурных подразделений регламентирована соответствующими Положениями, утвержденными управляющим. Круг должностных обязанностей работников отделов и секторов определен.
Распределение курируемых участков между управляющей закреплены в должностных обязанностях. Однако следует отметить, что у управляющей они не конкретизированы.
По состоянию на 01.01.00 года отделением Сбербанка № 7249 получена прибыль в сумме 3850,0 тыс. рублей (с учетом валютной переоценки 11166,6 тыс. руб.). За 1998 год отделением было получено прибыли 1333,5 тыс. руб., что в 2,8 раза меньше показателя прибыли на 01.01.00г.
Прибыль на 1 работника составила на 01.01.00г. 60,0 тыс. рублей, что ниже среднеобластного показателя на 52,3 тыс. руб.
Структура размещенных ресурсов по состоянию на 01.01.00г. сложилась следующим образом:
в ценные бумаги (ГКО и ОФЗ) 10948,0 тыс. руб. или 38,35% в чистых активах;
в еврооблигации 4930,0 тыс. руб., или 15,4 % в чистых активах;
в ссудную задолженность 269,0 тыс. руб., (в том числе просроченная задолженность 2,0 тыс. руб.), или 0,94 % в чистых активах;
перераспределенные ресурсы - 1746,0 тыс. руб., или 6,1 % в чистых активах.
По состоянию на 01.01.00г. Сусуманским отделением размещено ресурсов - 21626,0 тыс. руб., что на 12100,0 тыс. руб. меньше аналогичного показателя на 01.01.99г.
За период с 01.01.99г. по 01.01.00г. структура размещенных ресурсов претерпела изменения: средства размещенные в ГЦБ сократились на 13764,0 тыс. руб., которые в основном были направлены на пополнение корсчета, а часть - 4930,0 тыс. руб. переоформлена в еврооблигации, ссудная задолженность увеличилась в 2 раза.
Привлеченные ресурсы на 01.01.99г. составили 46773,0 тыс. руб., из них
остаток физических лиц - 39742,0 тыс. руб.;
остаток средств юридических лиц - 6809,0 тыс. руб.
За 1998 год привлеченные ресурсы увеличились в 1,3 раза, из них вклады населения на 7077,0 тыс. руб., а остатки средств на счетах юридических лиц в 1,8 раза.
Выполнение бизнес-плана по вкладам в рублях за 1999 год по Сусуманскому отделению составляет 98,4 % (по банку - 105,2 %), по вкладам в инвалюте выполнение бизнес-плана составляет 61,6 % (по банку - 64,1 %).
Доля средств юридических лиц в привлеченных ресурсах увеличилась в 1,4 раза. На 01.01.00г. Удельный вес остатков юридических лиц ОСБ № 7249 в области составляет 2%.
Средняя процентная ставка по размещенным ресурсам по состоянию на 01.01.00г. составила 13,61% (по области 16,84 %) против 20,5 % на 01.01.99г. Средняя процентная ставка по привлеченным ресурсам составила 14,27 % (по области 15,84 %) против 13,81 % соответственно. Разница в процентных ставках по размещенным и привлеченным ресурсам составила (-) 0,65 % .(Показатель по области на 01.01.00г.составляет 1,0 % ).
Расходы отделения за 1999г. составили 29187,0 тыс. руб., в том числе: процентные - 8802,0 тыс. руб., или 30%; непроцентные - 20385,0 тыс. руб., или 69,8%. За период с 01.01.99г. по 01.01.00г. процентные расходы увеличились в 1,5 раза, непроцентные расходы в 6,2 раза. В целом по отделению расходы увеличились на 20158,0 тыс. руб., или в 3,2 раза. Фактически сложившийся норматив использования средств на оплату труда составляет на 01.01.00г. 8,7 % при установленном 11 %.
Чистые активы отделения № 7249 за период с 01.01.99г. по 01.01.00г. снизились в 1,4 раза и составили 28549,0 тыс. руб. Работающие активы по состоянию на 01.01.00г. составили 21626,0 тыс. руб., или 75,7 % в чистых активах. В целом по Магаданскому банку удельный вес работающих активов в чистых активах на 01.01.00г. составили 84,2 %. За период с 01.01.99г. по 01.01.00г. работающие активы отделения уменьшились на 12100 ,0 тыс. руб., или на 8,5 %. В основном на уменьшение работающих активов повлиял отзыв средств размещенных в ценные бумаги.
Неработающие активы по состоянию на 01.01.00г. по ОСБ №7249 составили 6922,0 тыс. руб., или 113,5 % в сумме чистых активов, что не соответствует рекомендациям Сбербанка России, согласно которым допустимое значение неработающих активов в чистых активах =20 %.
Значительная доля в структуре неработающих активов приходится на статьи:
«Касса, корреспондентский счет»- 56,4 %;
«Обязательные резервы в ЦБ » - 28,4 %;
«Капитальные вложения» - 15,2 %.
В неработающих активах доля средств корреспондентского счета и кассы занимает наибольшее место, что ведет к потере потенциальных доходов отделения. Дебиторская задолженность, наоборот, за отчетный период имеет тенденцию снижения (с 8,9 % до 0 ,01 %).
Коэффициент использования привлеченных ресурсов за 1999г. уменьшился на 4,5% и на 01.01.99г. составил – 86,7%. По Магаданскому банку указанный показатель составил 93,0%.
Внутренняя стоимость банковских услуг на 01.01.00г. в Сусуманском отделении составила 22,44 %, что превышает на 15,54% значение указанного показателя в целом по Магаданскому банку - 6,9%. За период с 01.01.99 г. по 01.01.00г. внутренняя стоимость банковских услуг увеличилась на 12,7 %. Увеличение данного показателя произошло из-за роста непроцентных расходов в 6,2 раза, в том числе отрицательной переоценки счетов в иностранной валюте. Также на увеличение показателя повлияло снижение суммы работающих активов - на 12100 тыс. руб.
Коэффициент затрат за 1999 год уменьшился с показателя 22,32% на 01.01.99 г. до 7,58% на 01.01.00г. По Магаданскому банку значение данного коэффициента на 01.01.00г. составило 12,7%. Уменьшение данного показателя произошло из-за увеличения прибыли.
Смета административно-хозяйственных расходов за 1999 год выполнена на 99,8 %. Наибольший удельный вес занимают:
- Канцелярские, типографские, почтово-телеграфные - 26,4%;
- Эксплуатационные расходы – 25,88 %;
-Аренда (лизинг) основных фондов, нематериальных активов - 14,56 %. В целом за 1999 год по отделению сложилась экономия в размере 1,0 тыс. рублей.<.......>