|
Программа элективного курса «Экология города и экология человека в городской среде» для учащихся 8-9ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « Экология города и экология человека в городской среде» для учащихся 8-9 класса.
Пояснительная записка. Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде - одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире, и в первую очередь в экономически развитых странах, в последние два десятилетия так обострилось внимание к проблемам окружающей среды. Они приобрели экономическое, социальное и политическое звучание. Возросла роль экологии и в современной науке. Происходит экологизация общественных дисциплин: вопросами экологии начали заниматься экономисты, юристы, социологи, философы, историки, архитекторы. Проблемы экологического и природоохранного образования вызывают большой интерес у педагогов, стремящихся подготовить к вступлению во взрослую жизнь экологически грамотное поколение. В то же время многие природоведы и биологи, зная цену экологической безграмотности, повернулись лицом к обществоведению, педагогике и экономике. Особое положение в экологизации науки и общественного сознания занимает экология человека, или антропоэкология. Экологию человека можно определить как науку о закономерностях взаимодействия человеческих общностей с окружающими их природными, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию и пр., с целью определить причины и направленность эколого-социально-демографических процессов. Какие же мотивы движут исследователями-экологами кроме удовлетворения собственной любознательности? Ответ на этот вопрос прост. Цель экологии человека (как, впрочем, и всей науки) - обеспечить общество (в широком смысле этого слова - от гражданина и общественных организаций до законодателей и руководителей всех рангов) информацией, необходимой для оптимизации жизненной среды человека и процессов, протекающих в человеческих общностях. Элективный курс «Экология города и экология человека в городской среде» предложен учащимся не случайно. Современный город — средоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему как к объекту изучения постоянно возрастает. В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включены в программу подготовки специалистов в некоторых технических вузах и университетах России, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии города в общеобразовательной школе через элективные курсы имеет важное значение не только в плане развития общей экологической культуры, но и в плане подготовки к дальнейшему изучению данного научного направления при переходе к профильному обучению, так и обучению в колледжах, вузах. Данная программа предполагает изучение города в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, инженерно- технологических и основывается на самостоятельной поисково-исследовательской деятельности школьника (проектной деятельности), способствующей воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Элективный курс включает эколого-краеведческую деятельность, способствующую выявлению особенностей отношения природы, истории и культуры родного края. Ученические исследования по экологии города сочетают в себе использование теоретических знаний и эксперимента, изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций, круглых столов по проблемам экологии, требуют умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм. Общие цели и задачи курса:
Основные требования к знаниям и умениям учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Содержание элективного курса 18 часов. Введение. 2 ч Урбоэкология – наука о взаимоотношении городских систем с окружающими их территориями. Понятие «городская среда». Аспекты рассмотрения городской среды: природный, технический, социальный, культурно – исторический и гигиенический. Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Образ жизни человека. Практические работы:
Формы представления результатов: описание макро - и микроположения города; фотографии и акварельные рисунки наиболее красивых природных ландшафтов города, поселка; составление карт и схем города. Тема №1.Город как антропоэкосистема. 2ч. Влияние природных условий на расселение и занятия людей. Экологические связи города с прилегающими территориями. Концентрация населения вокруг городов. Нарастание экологической нестабильности в связи с ростом городов. Ключевые проблемы экологии горожан. Практические работы: Определение рейтинга экологических проблем города. Деловая игра «В поисках трех аргументов». Формы представления результатов: создание видеоклипа поселка, города, микрорайона. Тема №2. Экологические проблемы современных городов. 5ч. Пути поступления веществ в города. Атмосферные выбросы. Твердые и концентрированные городские отходы. Городские сточные воды, суммарное энергопотребление. Практические работы:
Экскурсия на водоочистительную станцию. Формы представления результатов: литературно – историческое эссе о воде и водоемах, фотографии, таблицы – отчеты водопользования, отчеты о проведении анкетирования населения, стенды и листовки, призывающие беречь воду, воздух. Тема №3. Здоровье населения в исследованиях по экологии. 5ч. Проблемы безопасности городов. Качество жизни и качество здоровья населения. Общественное развитие и типы популяционного здоровья: примитивный, постпримитивный, квазимодерный, модерный и постмодерный. Географические подтипы и локальные варианты популяционного здоровья. Влияние физического и химического загрязнения окружающей среды на здоровье горожан. Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы больших городов. Практические работы: 1. Загрязнение пищевых продуктов нитратами и их определение. 2 Автотранспорт – основной загрязнитель биосферы больших городов. Определение загруженности улиц автотранспортом и некоторых параметров окружающей среды, усугубляющее загрязнение. Дискуссия «Автомобиль – за и против…» Ролевая игра «Суд над автомобилем» Формы представления результатов: отчеты по проведенным исследованиям стендовая защита проектов, составление карты – схемы загруженности автотранспортом поселка, изготовление стенгазеты «Автомобили, автомобили, буквально все заполонили…» Тема №4 Экологические перспективы города. 4ч. Перспективы развития города. Город будущего – экологичный город. Характеристика экологичного города – равновесие между природной и урбанизированной средой. Основные направления экологизации городов. Практические работы:
3. «Город, в котором я хочу жить» - разработка проекта города будущего. Формы представления результатов: Стендовая защита проектов, конкурс рисунков, листовки, фотовыставка. Учебно-тематическое планирование курса.
Информационные ресурсы программы элективного курса. Для учителя
Для учащихся: словари и справочники
Учебники и учебные пособия
|
Loading
|