|
Информатика. Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. Могилев А.В., Пак Н.И., Хённер Е.К. М.: Академия, 2004 ?. — 848 с. Содержатся обширные сведения по теоретическим основам информатики, программному обеспечению, языкам и методам программирования, вычислительной технике, информационным системам, компьютерным сетям и телекоммуникациям, компьютерному моделированию и социальной информатике. В третье издание (1-е изд. 1999 г., 2-е изд. 2001 г.) внесены существенные дополнения и изменения, отражающие эволюцию образовательной области "Информатика" и требования нового поколения Государственных образовательных стандартов. Для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности "Информатика". Может быть полезно студентам университетов и учителям информатики. Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 5 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ 5 ВВЕДЕНИЕ 5 § 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ 5 1.2. ИНФОРМАТИКА КАК ЕДИНСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ 7 1.3. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ 8 1.4. МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК 9 1.5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 9 1.6. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 12 1.7. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 14 Контрольные вопросы 15 § 2. ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА 15 2.1. РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИИ 15 2.2. НЕПРЕРЫВНАЯ И ДИСКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 16 2.3. ЕДИНИЦЫ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ: ВЕРОЯТНОСТНЫЙ И ОБЪЕМНЫЙ ПОДХОДЫ .18 2.4. ИНФОРМАЦИЯ: БОЛЕЕ ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД 21 2.5. ИНФОРМАЦИЯ И ФИЗИЧЕСКИЙ МИР 22 § 3. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 23 3.1. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 23 3.2. ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ 25 3.3. ВОСЬМЕРИЧНАЯ И ШЕСТНАДЦАТИРИЧНАЯ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 26 § 4. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. 28 4.1. АБСТРАКТНЫЙ АЛФАВИТ 28 4.2. КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ 29 4.3. ПОНЯТИЕ О ТЕОРЕМАХ ШЕННОНА 30 4.4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ БАЙТОВОГО КОДИРОВАНИЯ 32 § 5. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ 34 5.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 34 5.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРАФОВ 35 § 6. АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА 36 6.1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «АЛГОРИТМ» 36 6.2. ПОНЯТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ АЛГОРИТМА 36 6.3. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ 37 6.4. СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ 39 6.5. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА 40 Контрольные вопросы 42 §7. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АЛГОРИТМ» 42 7.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 42 7.2. МАШИНА ПОСТА 43 73. МАШИНА ТЬЮРИНГА 47 7.4. НОРМАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ МАРКОВА 50 7.5. РЕКУРСИВНЫЕ ФУНКЦИИ 53 Контрольные вопросы и задания 55 § 8. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ АЛГОРИТМОВ И ПРОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 55 8.1. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД 55 8.2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД 58 8.3. НОВЕЙШИЕ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ 63 Контрольные вопросы и задания 64 § 9. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ 64 9.1. ДАННЫЕ И ИХ ОБРАБОТКА 64 9.2. ПРОСТЫЕ (НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ) ТИПЫ ДАННЫХ 65 9.3. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ 66 Контрольные вопросы и задания 72 § 10. ПОНЯТИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ 73 10.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 73 10.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 74 10.3. СВЯЗИ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ 76 Контрольные вопросы и задания 78 § 11. НЕКОТОРЫЕ КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 78 11.1. ПРЕДМЕТ КИБЕРНЕТИКИ 78 11.2. УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ 79 11.3. ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ 81 Контрольные вопросы и задания 82 § 12. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 82 12.1. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 82 12.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ В СИСТЕМАХ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 84 12.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЙ 86 12.4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 89 12.5. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 90 Контрольные вопросы и задания 91 Дополнительная литература к главе 1 93 ГЛАВА 2 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ 95 ВВЕДЕНИЕ 95 § 1. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 95 1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 95 1.2. ПОНЯТИЕ ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ 98 1.3. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ ТИПА IBM PC 101 1.4. ОБОЛОЧКИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 107 Контрольные вопросы и задания 117 § 2. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 117 2.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ 117 2.2. ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОГРАММ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ 120 Контрольные вопросы 122 §3. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 122 3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ 122 3.2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 123 3.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 124 3.4. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ 125 3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ «МЕНЮ» В ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМАХ 125 Контрольные вопросы ч задания 128 § 4. СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВ 128 4.1. ЭЛЕМЕНТЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА 128 4.2. ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ 129 4.3. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ 131 § 5. СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 138 5.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭКРАНЕ 138 5.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАФИКА 139 5.3. ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ 144 5.4. ДЕЛОВАЯ ГРАФИКА 146 5.5. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА 147 5.6. НАУЧНАЯ ГРАФИКА 149 Контрольные вопросы и упражнения 150 § 6. БАЗЫ ДАННЫХ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 150 6.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 150 6.2. ВИДЫ СТРУКТУР ДАННЫХ 151 6.3. ВИДЫ БАЗ ДАННЫХ 152 6.4. СОСТАВ И ФУНКЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 154 6.5. ПРИМЕРЫ СИСГЕ-М УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 157 Контрольные вопросы и задания 163 § 7. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ 163 7.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАБЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОРОВ 163 7.2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ SUPERCALC 164 7.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL 172 §8. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА 173 8.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ 173 8.2. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПАКЕТ MS-WORKS 174 § 9. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 178 Контрольные вопросы и задания 183 § 10. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 183 10.1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММ 183 10.2. ПАКЕТ MATHCAD 183 10.3. СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ REDUCE 187 § 11. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 190 11.1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ …..190 11.2. ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ 192 11.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ОБОЛОЧКИ 193 11.4. ПРИМЕР ТЕСТА ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 194 §12. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ 197 12.1. ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС 197 12.2. РАЗНОВИДНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ 198 12.3. АНТИВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА 199 Контрольные вопросы и задания 200 § 13. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ 200 13.1. ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 200 13.1. ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 202 Контрольные вопросы 203 ГЛАВА 3 ЯЗЫКИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 207 ВВЕДЕНИЕ 207 § 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 207 §2. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 211 2.1. ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКАХ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 211 2.2. МЕТАЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 212 23. ГРАММАТИКА ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 213 §3. ПАСКАЛЬ КАК ЯЗЫК СТРУКТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 216 3.1. ВВЕДЕНИЕ 216 Контрольные вопросы 220 3.2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА 220 Контрольные вопросы 223 3.3. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ 223 3.4. ПРОЦВДУРЫ И ФУНКЦИИ 234 3.5. РАБОТА С ФАЙЛАМИ 238 3.6. ДИНАМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ 243 Контрольные вопросы 247 3.7. РАБОТА С ГРАФИКОЙ 247 Контрольные вопросы и задания 253 3.8. ТУРБО-ОБОЛОЧКИ. ВЕРСИИ ПАСКАЛЯ 253 Контрольные вопросы 256 3.9. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ТУРБО-ПАСКАЛЯ 256 §4. МЕТОДЫ II ИСКУССТВО ПРОГРАМ11РОВАНИЯ 260 4.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ 260 Контрольные вопросы и задания 265 4.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА АЛГОРИТМОВ 265 Задания 270 4.3. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СТРУКТУРЫ ДАННЫХ .270 Контрольные задания 273 4.4. РЕКУРСИВНЫЕ АЛГОРИТМЫ 273 Контрольные задания 277 4.5. ВАЖНЕЙШИЕ НЕВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ (ПОИСК И СОРТИРОВКА) 277 Контрольные вопросы и задания 288 § 5. БЕЙСИК КАК ЯЗЫК ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 288 5.1. ВВЕДЕНИЕ В БЕЙСИК 289 Контрольные вопросы 290 5.2. БАЗОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ 290 Контрольные вопросы ч задания 292 5.3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 292 Контрольные вопросы и задания 293 5.4. ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ 293 Контрольные вопросы и задания 297 5.5. ОБРАБОТКА СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 297 Контрольные вопросы и задания 299 5.6. ПОДПРОГРАММЫ 299 Контрольные вопросы 300 5.7. РАБОТА С ФАЙЛАМИ 300 5.8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА 302 Контрольные задания 303 5.9. ВЕРСИИ БЕЙСИКА 303 5.10. БЕЙСИК И ПАСКАЛЬ 304 § 6. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ СИ 304 6.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА И ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НА СИ 304 6.2. ЭЛЕМЕНТЫ СИ: АЛФАВИТ, ИДЕНТИФИКАТОРЫ, ЛИТЕРАЛЫ, СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА 307 6.3. ТИПЫ ДАННЫХ И ОПЕРАЦИИ В ЯЗЫКЕ СИ. ВЫРАЖЕНИЯ 310 6.4. ОПЕРАТОРЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА 315 6.5. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА СИ. ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИЯХ 324 6.6. КЛАССЫ ПАМЯТИ 328 6.7. ФУНКЦИИ ВВОД\-ВЫВОДА 332 6.8. ДИРЕКТИВЫ ПРЕПРОЦЕССОРА 336 6.9. СИ И ПАСКАЛЬ 338 § 7. ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ ПРОЛОГ 339 7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 339 7.2. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ НА ПРОЛОГЕ 343 7.3. РЕКУРСИЯ 346 7.4. ПРЕДИКАТ ОТСЕЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИМ ВЫВОДОМ В ПРОГРАММАХ 348 7.5. ОБРАБОТКА СПИСКОВ 349 7.6. РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПРОЛОГЕ 352 Контрольные вопросы и задания 354 § 8. ВВЕДЕНИЕ В ФУ НКЦПОНАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ЛИСП 355 8.1. НАЗНАЧЕНИЕ 11 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА 355 8.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ НА ЛИСПЕ. СПИСКИ 356 8.3. ФУНКЦИИ 357 8.4. ФОРМЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ В ЛИСП-ПРОГРАММЕ 359 8.5. РЕКУРСИЯ И ЦИКЛ В ПРОГРАММАХ НА ЛИСПЕ 361 8.6. ВВОД-ВЫВОД ДАННЫХ 362 8.7. ПРИМЕР ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЛИСПЕ 363 8.8. СВОЙСТВА СИМВОЛОВ 364 Контрольные вопросы и задания 364 §9. ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ 364 9.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 364 9.2. ОСНОВЫ ОБЪЕКТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ 365 9.3. ОБОЛОЧКА TURBO-VISION 369 9.4. СРЕДА ОБЪЕКТНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI 371 9.8. СИСТЕМА ОБЪЕКТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ SMALLTALK 374 Контрольные вопросы и задания 383 Дополнительная литература к главе 3 384
|
Loading
|