|
Услуги ЖКХВведение Услуги ЖКХ являются важным фактором развития материального производства и воспроизводства рабочей силы. Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями (тепло и электроэнергия, вода и.т.д.), а также непосредственно в виде работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка). Для жилищно-коммунальных услуг характерны: - принадлежность к группе жизнеобеспечения; - социальная значимость; - низкая заменяемость другими услугами. ЖКХ подразделяется на следующие основные подотрасли: - жилищное хозяйство; - ресурсоснабжение (тепло-, электро-, водоснабжение, водоотведение); - благоустройство населенных пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка, утилизация отходов); - бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги). В силу технологических особенностей отрасли и условий формирования систем жизнеобеспечения территорий большинство предприятий ЖКХ, и в первую очередь связанные с сетевой поставкой ресурсов, занимают монопольные положение на обслуживаемой ими территории. При этом географические границы товарных рынков определяются административными границами городов и районов. Особенностью отрасли является проявление негативных последствий монопольного положения предприятий-поставщиков и производителей услуг, выражающееся не только в необоснованном повышении цен и тарифов, но и в их неудовлетворительном качестве, надежности и экологической безопасности услуг. При этом потребитель не может отказаться от данных услуг. В настоящее время ценовой контроль, осуществляемый по ряду услуг органами государственной власти, а по ряду услуг - органами местного самоуправления, должен противостоять возможности предприятий-монополистов использовать монопольное положение для неоправданного роста цен. Однако отсутствие методических материалов делает этот контроль неэффективным. За последние годы значительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищного и коммунального хозяйства. Она характеризуется тремя главными тенденциями: - массовой приватизацией жилищно-коммунального фонда; - передачей объектов ЖКХ из государственной собственности в муниципальную; - акционированием части объектов ЖКХ, в основном объектов электро-теплоснабжения, входящих в единую систему энергообеспечения страны. Основной причиной медленного развития конкуренции на рынке ЖКХ является сильное влияние административных рычагов воздействия на предприятия, занимающиеся предоставлением жилищно-коммунальных услуг в муниципальном жилом фонде. По-прежнему у руководителей местных органов власти существует иллюзия, что административным путем, т.е. без создания необходимых рыночных механизмов хозяйствования, можно получить лучшие результаты. Основными источниками финансирования жилищно-коммунальной отрасли являются: - оплата потребителей, которыми могут выступать население, коммерческие, общественные и бюджетные организации; - бюджетное дотирование в реальной стоимости услуги и административно установленным уровнем ее оплаты для того или иного потребителя (населения). Кроме того, существует система перекрестного субсидирования, когда одни потребители за счет больших тарифов по существу платят за других потребителей. Это приводит к делению для поставщика всех потребителей на прибыльных и убыточных. Частично финансирование идет также за счет расходов предприятий, все еще имеющих на балансе государственный жилищный фонд, что существенно снижает эффективность их деятельности и конкурентность их товаров на рынке или приводит к повышению цен и тарифов. Проводимая в настоящее время в России жилищно-коммунальная реформа предполагает 2 этап. Первый этап заключается в повышении тарифов и доли платежей населения за получаемые услуги. Второй предусматривает снижение издержек. Реформирование ЖКХ предусматривает:
Экономическая сущность жкх как важнешей отрасли народного хозяйства Основные направления государственной политики по управлению ЖКХ в Республике Саха (Я) ЖКХ республики находится в сложном техническом и экономическом состоянии, вызванном как общими для России государственными проблемами (многолетней практикой финансирования отрасли по остаточному принципу, низким уровнем развития материально-технической базы и инженерных систем жизнеобеспечения населенных пунктов, транспортных и информационных коммуникаций), так и климатическими и географическими особенностями Якутии. Например, продолжительность отопительного периода в отдельных местностях составляет 214-365 суток, температура наружного воздуха зимой опускается ниже -65°С, скорость ветра достигает более 10 м/с. Состояние жилищно-коммунального хозяйства в республике можно рассмотреть на примере теплоснабжения населенных пунктов. Жилой фонд составляет 18 000 тыс. м2. В неотложном ремонте нуждается более 30 % государственного жилфонда, что обусловлено снижением объемов ремонта жилья. Износ систем отопления, водоснабжения и водоотведения в зданиях - более 60 %. Износ трубопроводов тепловых сетей, длина которых составляет более 2200 км, в среднем превышает 45 %. Таким образом, инженерная инфраструктура ЖКХ в республике находится в критическом состоянии. Именно поэтому наблюдается тенденция к увеличению аварий в котельных и тепловых сетях. Например, ущерб от аварий в системах теплоснабжения в Сунтарском, Кобяйском, Томпонском улусах составил 16 093 тыс. руб. только за один отопительный сезон. Вызывает озабоченность экономическое положение предприятий ЖКХ. Характерны ощутимые убытки, сопровождающиеся кредиторской задолженностью, превышающей дебиторскую более чем в два раза. Поэтому медленно обновляется технологическое оборудование, часто задерживается заработная плата. Такое положение обусловлено главным образом сложностью использования рыночных принципов и методов хозяйствования в коммунальной деятельности: направление работы коммунальных предприятий строго ограничено; не всегда соответствуют формы отношений и связей между производством, потреблением и товарным видом услуг; неэффективен механизм формирования и возмещения затрат; уровень и форма оплаты услуг не стимулируют увеличение доходов и получение прибыли. Следовательно, внедрение рыночных отношений в коммунальном хозяйстве требует учета функциональной деятельности предприятий этой сферы. Ухудшила финансовое положение предприятий ЖКХ передача на баланс ЖКХ без финансовых компенсаций жилищного фонда и объектов соцкульбыта промышленных предприятий и организаций, деятельность которых не позволяет их содержать (например, в поселках золотодобывающей и угольной промышленности). Необходим поиск оптимальных методов и форм внедрения экономических механизмов и рыночных отношений в ЖКХ. Руководство республики уделяет особое внимание реформированию ЖКХ. Эта работа базируется на законодательных, нормативных и экономических документах, "Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", одобренной Указом Президента РФ от 28.04.97 № 425, Федеральной целевой программе "Энергосбережение России" на 1998-2005 гг. и подпрограмме " Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.01.98 № 80. Стратегической задачей реформировании является создание оптимального в условиях Севера рынка ЖКУ, внедрение энергоресурсосберегающих технологий для сокращения производственных расходов и себестоимости услуг предприятий ЖКХ. Реализация этой концепции включает следующие направления работы: - законодательные и нормативные основы, способствующие использованию эффективных экономических механизмов энергоресурсосбережения; - техническое перевооружение инженерной инфраструктуры (внедрение современных технологий и оборудования в области водоснабжения и очистки воды, водоотведения, отопления и вентиляции, теплоснабжения, утилизации бытовых отходов и т.д.); - перевод источников тепловой и электрической энергии на топливо, изготовленное на основе местного сырья; - оптимальное управление инвестициями, формирование ценовой и тарифной политики с позиций обоснованного и постепенного перехода отрасли на самоокупаемость; - повышение эффективности управления ЖКХ и подготовка высококвалифицированных кадров. Здесь не может быть применен метод "ускоренного" решения проблем. Поэтому логичным представляется постепенный и обоснованный переход на новые рыночные отношения с учетом региональных особенностей, традиций, образа жизни населения. В республике велика разница в доходах населения. Этот показатель особенно низок в сельских районах: жители сел и деревень не имеют возможности полностью оплачивать ЖКУ. Поэтому необходимы крупные инвестиции в ЖКХ для компенсации производственных издержек. Меры, направленные на повышение эффективности управления ЖКХ, можно разделить на три категории: антикризисные, среднесрочные и перспективные. Основное внимание уделяется оперативной работе. Анализ затрат на обеспечение топливным ресурсом показал необходимость оптимизировать виды топлива и транспортные схемы поставки в улусы. Реализация целевой республиканской программы "Замещение дизельного и газоконденсатного топлива на муниципальных котельных республики на 1999-2000 гг." уже дала огромный экономический эффект. Не менее важна реализация программ "Устойчивое водоснабжение объектов жизнеобеспечения и населения Республики Саха (Якутия)", "Перевод котельных на газ", "Реконструкция котельных и оптимизация тепловых инженерных сетей, необходимые для предотвращения аварийных ситуаций", "Техническое перевооружение ЖКХ". Приведем основные результаты работы по оптимизации управления ЖКХ республики. Выполнен анализ состава жилищного фонда. Разработаны условия эксплуатации и технические решения по ремонту в условиях Крайнего Севера. Завершена инвентаризация имущества улусных управлений ЖКХ. Разработаны экономические механизмы для повышения фондоотдачи в хозяйственной деятельности отрасли. Нововведением следует признать дифференцирование стандартов предельной стоимости одного квадратного метра площади жилого фонда по 35 улусам. В российском стандарте имеется только две категории: Арктическая зона и вся остальная республика. Разработаны и утверждены новые тарифы на ЖКУ для населения. Одновременно упорядочена система оплаты жилья и коммунальных услуг. Установлен механизм предоставления компенсаций (субсидий) на оплату. Это один из вариантов социальной защиты малоимущего слоя населения. Реальный эффект дает прогноз бюджета с детализацией по конечным бюджетополучателям, что снижает возможность секвестирования отрасли. Здесь использован принцип централизации бюджетной доли заработной платы в республиканском бюджете. При этом учтено, что ЖКХ - самый крупный работодатель в республике (более 30 тыс. человек). ЖКХ потребляет более 75 % добываемого газа, 80 % угля, 90 % нефтяного котельного топлива и газового конденсата. По заявкам ЖКХ выполняются более 65 % транспортных услуг. Впервые в республике практикуется заключение государственных контрактов на поставку и перевозку топливных ресурсов и товаров производственно-технического назначения. Договоры заключаются без посредников. Источники финансирования государственного заказа - средства местного, республиканского и федерального бюджетов. Они аккумулируются на специальном счете Министерства финансов РС(Я). В то же время внутриулусные перевозки администрации улусов и городов финансируют самостоятельно, за счет средств местного бюджета. Исполнители государственных заказов подбираются на конкурсной основе (тендер). Полезными оказались переход на отраслевой принцип лимитирования расходов потребления топливных ресурсов для нужд ЖКХ и ужесточение контроля за их целевым использованием. В некоторых улусах наблюдается перерасход топлива, обусловленный низким КПД котлов, сверхнормативными тепловыми потерями в зданиях и коммуникациях. С целью преодоления кризиса неплатежей по отрасли, оптимизации финансовых потоков по зачетным схемам и взыскания просроченной дебиторской задолженности организован Центр координации взаимных расчетов, размещения и обращения ценных бумаг. Сокращение использования бюджетных средств связано с внедрением единой отраслевой компьютерной системы, что повышает оперативность оборота документов, качество экономического анализа. Одновременно удешевляется процесс защиты финансовых планов управлений ЖКХ. В итоге формируется единый отраслевой баланс. Такой подход обеспечивает централизацию дотаций улусов на приобретение продукции производственно-технического назначения, топливно-энергетических ресурсов, горючесмазочных материалов, транспортных расходов для нужд ЖКХ. Экономия энергии - важнейшая общенациональная задача. На ее решение ориентированы законодательство, долгосрочные научно-технические программы и строительство экспериментальных объектов, работа государственных и частных фирм. С этой целью принят Закон Республики Саха (Якутия) "Об энергосбережении и эффективном использовании энергии". В законе отмечены три важные позиции: - экономия энергии в зданиях и сооружениях (переход на новые теплозащитные конструкции окон, дверей, стен и т. д.); - экономия энергии при проектировании объектов строительства (поиск оптимального сочетания централизованных и локальных систем теплоснабжения и др.); - использование правовых и экономических механизмов, стимулирующих энергосбережение. Одно из важных мероприятий по энергосбережению - установка узлов учета потребления тепловой энергии в зданиях и сооружениях. Опыт работы в Якутске и Нерюнгри показал, что такой учет дает ощутимую экономию бюджетных средств. Не менее важно кадровое обеспечение. В отрасли наблюдается дефицит квалифицированного обслуживающего персонала в улусах, большая текучесть кадров. Анализ аварий в системах теплоснабжения общим экономическим ущербом порядка 100 млн руб. показал, что крупные аварии произошли из-за низкой квалификации кадров. Поэтому сейчас восстановлена отраслевая номенклатура кадров. Принята программа подготовки и закрепления специалистов ЖКХ. Увеличен набор студентов в учебные заведения, открыты новые специальности в области ЖКХ. Внедрение основных идей по повышению эффективности управления позволило получить реальный экономический эффект. Например, удельный расход на содержание предприятий ЖКХ за счет бюджета снижен с 13 до 6 %. О развитии любого государства судят главным образом по уровню благосостояния населения, которое, в свою очередь, напрямую зависит от качества и эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства.
1.2 Нормирование и тарифообразование в сфере коммунальных услуг Один из основных аспектов реформы жилищно-коммунального хозяйства состоял в переходе к бездотационному финансированию отрасли. Однако осуществить перевод 100% оплаты всех коммунальных услуг на потребителя за счет снижения себестоимости коммунальных услуг на сегодняшний день так и не удалось. Основной причиной этого стало отсутствие экономических механизмов для реализации намеченных планов. В настоящее время цены на содержание жилья и услуг по подаче воды, тепла, электроэнергии и приему стоков неуклонно растут, что фактически противоречит главной концепции реформирования ЖКХ. Переход к рыночным отношениям в отрасли оказался проблематичным по следующим причинам: - не сформированы эффективные формы собственности на жилье, способные обеспечить весь жизненный цикл жилых домов; - отсутствует рынок коммунальных услуг, что приводит к их концентрации в руках естественных монополий и делает бесконтрольными механизмы нормирования и тарифообразования; - не отработан механизм перепродажи коммунальных услуг, что ставит потребителей в неравные условия по одинаковым видам услуги противоречит основам законодательства. Не секрет, что жилищно-коммунальное хозяйство является одной из наиболее затратных отраслей экономики, где крайне расточительно расходуются и потребляются вода, тепловая и электрическая энергия. Проблему снижения энергоресурсоемкости в ЖКХ можно по праву назвать одной из самых обсуждаемых в настоящее время. Оплата коммунальных услуг в настоящее время производится по нормативам - тарифам. Под нормативом потребления понимается некоторый объем конкретного вида услуг (холодная и горячая вода, тепло, канализование, содержание зданий), который производитель обязан предоставить, а потребитель - использовать. Норматив по оплате (тариф) определяется себестоимостью услуги и установленной рентабельностью. Общие тенденции формирования этих показателей подчинены корпоративным интересам производителя и быть другими в существующей системе расчетов не могут. В настоящее время действуют четыре вида нормативов:
Санитарно-гигиенические нормы определяются на основании физиологических и гигиенических потребностей человека. Проектные нормы характеризуют максимально возможный уровень потребления и пропускную способность систем подачи и распределения ресурсов. Норму для взаиморасчетов, то есть тариф оплаты услуг, устанавливают и утверждают органы местного самоуправления в зависимости от климатической зоны, национальных традиций, сложившейся культуры водопользования, санитарно - гигиенических требований, наличия энергетических и водных ресурсов, производственных мощностей и ряда других факторов. Под эксплуатационной нормой понимается рациональный объем подачи и потребления продукции при реально достижимом уровне снижения непроизводительных потерь как при подаче, так и при ее использовании. Характерной особенностью коммунальных систем в нашей стране является существенное расхождение между объемами подачи продукта в систему, объемами его потребления и фактическими объемами оплаты услуг водопровода и канализации, тепло- и электроснабжения. При этом производитель не контролирует объемы фактического потребления и не может предъявлять счета за сверхнормативное использование своих услуг, а потребитель, не зная баланса по фактической подаче и фактическому потреблению, не может отказаться от оплаты сверхнормативных непроизводительных потерь и выделить объемы продукта, действительно подлежащие включению в состав себестоимости и в тариф. Таким образом, разделение коммунальных платежей на тариф и норму является одним из порочных наследий бесхозяйственности прошлого, и в связи с этим проблема энергоресурсосбережения в ЖКХ сегодня не имеет прочной экономической и юридической основы, так как финансовые потоки не соответствуют товарным. В сложившейся системе дисбаланс между выработанными и оплаченными услугами относится производителем на плановые потери. Объемы этих потерь не участвуют в формировании себестоимости продукции. В итоге на эту же величину происходит завышение самой себестоимости. Следовательно, все потери коммунальных услуг оплачивает потребитель. Оснащение жилищного сектора приборами учета принудит производителей принять на себя все потери продукции, то есть только обострит проблему. Это неизбежно и абсолютно незаметно для законодателей и потребителей приведет к изменению ценовой политики в сторону второй стратегии и проблему не решит. Доля ответственности производителей за неэкономичность систем слишком велика, чтобы рассматривать вопросы бездотационного финансирования ЖКХ только за счет потребителя. Все сказанное свидетельствует о несовершенстве существующей двухэтапной процедуры ценообразования норма—тариф и нормативной системы взаиморасчетов за коммунальные услуги. На основании изложенного имеет смысл изменить структуру оплаты услуг ЖКХ, не разделяя тариф и норму, воду и канализацию. Эффективный анализ процессов нормирования и тарифообразования в ЖКХ должен быть основан на соотношении между сложившимися уровнем издержек производителей и уровнем потребления конкретного вида продукции. Поскольку более высокий уровень потребления предполагает и большую себестоимость, соотнести различия в объемах потребления коммунальных услуг позволит введение дифференцированных тарифов. В основе дифференцированного тарифа должна быть эксплуатационная норма, а в части оплаты — издержки производителя. Механизм дифференцированного тарифа прост. Потребление, превышающее эксплуатационную норму, оплачивается по завышенной цене, так как подразумевает качественно другой уровень издержек производителя. Такой подход, по нашему мнению, снимает конфликт между производителем и потребителем в процессе решения проблемы ресурсосбережения, потому что эффективное энергоресурсосбережение кроме расходов на его техническую реализацию означает для производителя еще и сужение рынков сбыта, а следовательно, двойные убытки. С другой стороны, потребитель получает возможность оплачивать услуги соответственно их качеству и объему фактического потребления. Дифференцированная оплата потребует от производителя эффективной финансовой и технологической деятельности, а от потребителя — рационального использования подаваемых ресурсов. Это, естественно, обусловит необходимость оснащения потребителей приборами учета.<.......> |
Loading
|