|
Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости. Планирование аудита финансовой отчетностиСодержание Введение……………………………………………………………………...2
Заключение…………………………………………………………………..18 Список использованной литературы………………………………………20 Введение Аудит – независимая проверка финансовой отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о такой отчетности. А так как организации составляют финансовую отчетность в стоимостном измерении, то вопрос правильности измерения и раскрытия справедливой стоимости актуален. С целью эффективного и своевременного проведения аудита аудитору необходимо планировать свою работу. Надлежащее планирование работы помогает удостовериться в том, что важным областям проверки уделяется должное внимание, выявляются и своевременно решаются потенциальные проблемы и что руководство аудиторским заданием осуществляется надлежащим образом. Задачами данной работы являются:
Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости Справедливая стоимость (Fair value) – это сумма, на которую можно обменять актив или погасить обязательство при совершении сделки на общих условиях между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами. Порядок проведения аудита справедливой стоимости и ее раскрытия в финансовой отчетности регламентируется Международным стандартом аудита № 545 «Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости». Аудитор должен получить достаточное и уместное аудиторское доказательство в отношении справедливой стоимости и ее раскрытия в финансовой отчетности в соответствии с применяемыми субъектом принципами финансовой отчетности. Порядок проведения аудита справедливой стоимости включает следующие этапы:
Изучив процесс установления справедливой стоимости, аудитор планирует характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.
Степень, в которой величина справедливой стоимости подвержена искажениям, называется неотъемлемым риском. Характер, сроки и объем процедур зависят от подверженности величины справедливой стоимости искажениям, а также оценки сложности определения ее величины. При оценке риска средств контроля следует учитывать ограничения, присущие внутреннему контролю. Поскольку справедливая стоимость определяется на основе субъективного суждения руководства, то это может повлиять на характер аудиторских процедур. Риск существенного искажения величины справедливой стоимости также может возрасти с усложнением требований, предъявляемых бухгалтерскому учету и составлению финансовой отчетности.
Аудитор должен принять решение о необходимости использования работы эксперта. Если аудитор планирует использовать работу эксперта, он, согласно Международному стандарту аудита № 620 «Использование работы эксперта», должен получить достаточное и уместное доказательство того, что такая работа отвечает целям аудита.
Аудитор также может провести независимую оценку справедливой стоимости с использованием аналитических процедур.
Изучение операций и событий, произошедших после окончания отчетного периода, но до завершения аудита, может предоставить доказательства величины справедливой стоимости, определенной руководством субъекта.
Раскрытие справедливой стоимости является важной предпосылкой финансовой отчетности. Аудитор должен получить достаточные и уместные аудиторские доказательства того, что принципы оценки применялись последовательно, а методы оценки и используемые предположения надлежащим образом раскрыты в соответствии с требованиями составления финансовой отчетности. Если информация о величине справедливой стоимости не раскрыта соответствующим образом, аудитор должен оценить, содержит ли финансовая отчетность существенные искажения.
При проведении окончательной оценки величины справедливой стоимости и ее раскрытия в финансовой отчетности аудитор должен оценить достаточность и уместность полученных аудиторских доказательств в отношении справедливой стоимости в совокупности с другими аудиторскими доказательствами, полученными и оцененными в течение всего процесса аудита в контексте финансовой отчетности в целом.
Аудитор должен получить письменные заявления от руководства с целью оценки достоверности существенных предположений в отношении процесса определения величины справедливой стоимости, включая намерения руководства следовать применяемым принципам подготовки финансовой отчетности, а также его способности оценить справедливую стоимость и степень ее раскрытия в финансовой отчетности. В зависимости от характера, существенности и сложности определения справедливой стоимости письменные подтверждения руководства могут включать следующие аспекты:
Поскольку на финансовую отчетность могут оказывать потенциальное влияние любые существенные риски, связанные со справедливой стоимостью, то лица, отвечающие за управление, заинтересованы в следующей информации:
Основные положения Международного стандарта аудита № 545 применимы при проведении аудита справедливой стоимости в отношении предприятий государственного сектора. В настоящий момент Международный стандарт аудита № 545 «Аудит измерения и раскрытия справедливой стоимости» не имеет аналогов в системе российских стандартов аудита. Однако в соответствии с концепцией приведения федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствие с Международными стандартами аудита в разработке находится Правило (стандарт) № 39 «Аудит оценки по справедливой стоимости». Планирование аудита финансовой отчетности Планирование аудита – это разработка общей стратегии и детального подхода применительно к ожидаемому характеру, срокам и масштабам аудиторской проверки. Цель планирования – эффективное и своевременное проведение аудита. Порядок планирования аудита регулирует Международный стандарт аудита № 300 «Планирование аудита финансовой отчетности». В нем установлены стандарты и предоставлены рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности. Данный Международный стандарт аудита предназначен для повторного аудита, а для первоначальной проверки необходимо расширить круг рассматриваемых вопросов, что будет рассмотрено ниже. Планирование призвано помочь в правильном распределении работы между членами аудиторской группы и координации работы других специалистов. Объем планирования зависит от:
Планирование не является этапом аудита, отделенным от основного процесса. Это продолжающийся и повторяющийся процесс, который начинается вскоре после окончания предыдущего задания и продолжается до завершения текущей проверки. Тем не менее, планируя аудит, аудитор рассматривает временные рамки окончания процесса планирования и аудиторские процедуры, которые необходимо завершить в первую очередь для того, чтобы продолжить аудиторскую проверку. Например, аудитор планирует обсуждение с членами аудиторской группы аналитических процедур оценки аудиторского риска, достижение общего понимания нормативных актов, регулирующих деятельность клиента, определение существенности, необходимости привлечения эксперта и других процедур оценки риска с тем, чтобы определить риск существенных искажений отчетности и дальнейшие процедуры по ее проверке. Планирование состоит из следующих элементов, изложенных в Международном стандарте аудита № 300:
Процесс планирования начинается с подготовительной работы по заданию. При этом аудитор должен выполнить следующие действия:
Эти действия, в частности, предполагают, что аудитор должен определить, не существует ли каких-либо причин отказа от продолжения работы с данным клиентом (например, если клиент начал деятельность, не входящую в компетенцию аудиторской группы) или отказа от принятия задания (так, может быть выявлено, что руководство клиента и назначенный партнер состоят в близких родственных отношениях, что нарушает принцип независимости). После этого требуется обратиться к письму о проведении аудита, чтобы определить ожидания клиента от предполагаемой проверки и уяснить, насколько клиент осведомлен о требованиях, предъявляемых к нему при проведении аудита. Разработка общей стратегии аудита. Общая стратегия аудиторской проверки включает в себя определение объема аудита, его сроков и направлений проверки. Стратегия служит основой для дальнейшего детального составления плана аудита. В процессе разработки общей стратегии учитываются результаты подготовительного этапа планирования, и проводится следующая работа:
Планируемые аспекты общей стратегии аудита охватывают:
При аудите малых предприятий в проведении проверки участвует небольшая группа; как правило, это может быть партнер, он же единоличный исполнитель или партнер и еще один член аудиторской группы. Естественно, в таких ситуациях вопросы планирования общей стратегии, описанные выше, носят облегченный характер. Достаточно меморандума, составленного по итогам ранее проводимых проверок на основе рассмотрения рабочих документов и заключений, в который вносятся дополнительные вопросы по результатам обсуждения с менеджером – собственником предприятия. Составление плана аудита не является каким-то отдельным этапом планирования. Он тесно связан с разработкой общей стратегии и начинает формироваться именно в период ее рассмотрения, но отличается тем, что в плане, оформленном документально, конкретизируются характер, сроки и объем аудиторских процедур, которые необходимо выполнить, чтобы снизить аудиторский риск до приемлемого уровня. План должен содержать:
В приложении к Международному стандарту аудита «Планирование аудита финансовой отчетности» перечисляются аспекты, которые могут приниматься во внимание при выборе общей стратегии и составлении плана аудита:
Внесение изменений в план в ходе проверки. Планирование – непрерывный процесс, обновляемый по мере выполнения отдельных пунктов плана аудита. Выполнив процедуры оценки риска, аудитор переходит к уточнению и выполнению процедур проверки по существу, а потребность в проведении процедур проверки одних операций может проявиться ранее, чем ранее запланированная одновременная проверка других операций. Это происходит из-за получения информации в ходе аудита, которая требует корректировки характера, сроков и объема ранее намеченных процедур. В таких случаях аудитор определяет новые направления стратегии аудита, изменяет детали плана проверки и документирует их. Осуществление руководства, контроля и надзора. В процессе разработки плана аудитором учитываются необходимые контрольные мероприятия, зависящие от множества факторов: размера и структуры аудируемого лица, областей аудита, риска существенных искажений, способностей и компетентности персонала, проводящего проверку. Указания по осуществлению руководства, контроля и надзора в процессе аудита содержатся в Международном стандарте аудита № 220. Характер, сроки и объем контрольных процедур будут зависеть от уровня риска существенных искажений: чем выше этот риск, чем больший объем процедур необходимо выполнить. Кроме того, на осуществление контрольных мероприятий оказывают влияние способности и компетентность членов аудиторской группы. Например, работа более опытных специалистов не требует такого жесткого контроля, как процедуры, выполняемые начинающими работниками. Если проводится аудит в отношении финансовой отчетности малого предприятия, то вопросы, касающиеся руководства, контроля и надзора, сами собой снимаются, так как руководитель проверки владеет полной информацией и выполняет функции самоконтроля. Тем не менее могут возникнуть сложности при применении профессионального суждения, требующие рассмотрения специалиста, не вовлеченного в процесс проверки. В таких случаях Международный стандарт аудита «Планирование аудита финансовой отчетности» рекомендует обращаться за консультациями к другим аудиторам или членам профессионального сообщества. Документирование. Документирование должно охватывать все процессы, связанные с планированием аудита: составление общей стратегии, плана аудита, изменений и дополнений к нему. Форма и состав документации по планированию аудита зависят от многих факторов – размера и структуры аудируемого субъекта, существенности, содержания других документов и специфических особенностей задания. Документирование охватывает:
Элементы процесса планирования (как правило, аспекты общей стратегии и временные рамки аудита) могут быть в целях координации действий обсуждены с руководством клиента и его сотрудниками. При обсуждении следует учитывать его цель: дать возможность представителям клиента оказывать содействие в надлежащем проведении аудита, но не раскрывать детального содержания плана с тем, чтобы сохранить элементы непредсказуемости аудиторских процедур, а следовательно, обеспечить объективный характер результатов проверки. Международный стандарт аудита № 300 также рассматривает вопросы, связанные с расширением планирования при первом проведении аудиторской проверки аудитором в отношении конкретного аудируемого лица. В первую очередь аудитору предписывается решение вопроса о возможности принятия данного клиента. Кроме того, необходимо связаться с предыдущим аудитором, если имела место смена аудитора в соответствии с уместными этическими требованиями. Объем процедур, связанных с планированием, при проведении первой проверки должен быть увеличен, так как у вновь назначенного аудитора отсутствует опыт работы с данным клиентом. Международный стандарт аудита «Планирование аудита финансовой отчетности» рекомендует дополнить общую стратегию и план аудита следующими аспектами:
Российский подход Международному стандарту аудита № 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» в системе Российских стандартов аудита соответствует Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита». Основное отличие этих стандартов состоит в том, что в соответствии с российским стандартом аудита аудитор при планировании аудита должен разработать два документа план аудита и программу аудита, в то время как согласно Международному стандарту аудита предполагается разработать общую стратегию аудита и детальный план аудита. Как предусмотрено положениями российского стандарта в общем плане аудита описываются предполагаемые объем и порядок проведения аудита. Он служит руководством при разработке программы аудита. В программе аудита определяются характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Общая стратегия аудита, описанная в Международном стандарте аудита, устанавливает объем, сроки и направление аудита и служит руководством при разработке детального плана аудита. Таким образом, в целом по назначению и содержанию документ по общей стратегии аудита соответствует общему плану аудита, предусмотренному российским стандартом аудита, а детальный план аудита, который должен быть разработан в соответствии с Международным стандартом аудита соответствует программе аудита, предусмотренной российским стандартом аудита. Однако следует учитывать два основных момента:
Кроме того, в российском стандарте понятие «объем планирования», используемый в Международном стандарте аудита, заменено более узким понятием «затраты времени на планирование». Такое изменение не совсем корректно, поскольку МСА предусмотрено, что термин «объем» в целом относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми при данных обстоятельствах. Заключение На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы:
Список использованной литературы
|
Loading
|