|
Документирование в соответствии с МСАСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1.НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С МСА 5 2.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МСА 230 «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ» И ПРАВИЛА (СТАНДАРТА) №2 «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА» 7 3. ПРИМЕНЕНИЕ МСА 230 «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ» НА ПРАКТИКЕ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15 ВВЕДЕНИЕ Международный комитет по аудиторской практике издал стандарты проведения аудита, состоящие из международных стандартов и стандартов по оказанию сопутствующих услуг. Международные стандарты аудита (МСА) представляют интерес для российских бухгалтеров в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, немало отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организаций необходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенных особенностях международных технологий аудита. Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно международные регламентирующие документы положены в основу разработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практически воспроизводят положения нескольких МСА.[5,c78] Тема моей работы актуальна потому, что международные стандарты аудита охватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний- клиентов. Они состоят из некоторых разделов, в том числе раздел «Обязанности» (стандарты, регламентирующие ответственность аудиторов): МСА 200 "Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности", МСА 210 "Условия договоренностей об аудите", а также, рассматриваемый в контрольной работе, МСА 320 «Документация» в котором отражается форма и содержание рабочих документов, конфиденциальность, обеспечение сохранности, хранение рабочих документов и право собственности на них. С развитием транснациональных корпораций, интеграции и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С МСА Планирование, организация и проведение работ по аудиту финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, осуществляются согласно Федеральному закону от 07.08.2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и соответствующим Правилам (стандартам) аудиторской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 (далее - Постановление № 696).[1,c.34] Состав и содержание аудиторского заключения должны соответствовать ст. 9 Закона "Об аудиторской деятельности", а также требованиям к заключению о достоверности бухгалтерской отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках), изложенным в Правиле (стандарте) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.[1,c.45] Детализированный, представляемый по результатам каждого этапа проверки отчет носит конфиденциальный характер и составляется исключительно для того, чтобы привлечь внимание руководства банка к имеющимся недостаткам, а также указать способы их исправления. Составление такого отчета не является обязательным, а зависит исключительно от стиля работы аудиторской фирмы. Все обнаруженные недостатки действующей системы внутреннего контроля, отклонения в учете и отчетности от установленного порядка и ошибки, влияющие на характер предполагаемого аудиторского заключения, могут сообщаться как в ходе проверки, так и по ее окончании, поскольку они включаются в содержание письменных отчетов. На начальном этапе проверки аудиторы активно взаимодействуют с сотрудниками бухгалтерии и службы внутреннего контроля. Практические вопросы, возникающие в ходе аудиторской проверки, разрешаются совместно с руководством отделов, руководителем службы внутреннего контроля и главным бухгалтером. По окончании проверки аудиторское заключение обсуждается с руководством банка.[11,c.56] Грамотное проведение аудиторской проверки, надежность и полезность ее результатов зависят от помощи сотрудников банка и поддержки работы аудиторов. Аудиторы рассчитывают получить все необходимые документы и сведения, на которые можно опереться при подготовке заключения. Аудиторы, как правило, гарантируют конфиденциальность всей полученной в ходе проверки информации о банке, а также то, что она не будет использована ими или передана третьим лицам без предварительного письменного разрешения руководства проверяемого банка (исключение составляют случаи раскрытия конфиденциальности информации по решению суда или в соответствии с законодательством Российской Федерации.[12,c.78] Цель Международного стандарта аудита (МСА 230) — установление стандартов и предоставление руководства относительно ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности.[4,c.87] Аудитор должен документально оформлять аспекты, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии с МСА. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МСА 230 «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ» И ПРАВИЛА (СТАНДАРТА) №2 «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ АУДИТА» Целью настоящего Международного стандарта аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства в отношении ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности. Аудитор должен документально оформлять аспекты, которые важны с точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудит проводился в соответствии с МСА.[3,c.32] Под термином "документация" понимается материал (рабочие документы), подготавливаемый аудитором и для аудитора либо получаемый и сохраняемый аудитором в связи с выполнением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или в другой форме хранения информации. Рабочие документы: а) помогают при планировании и проведении аудита; б) помогают при осуществлении надзора и обзорной проверки аудиторской работы; в) фиксируют аудиторские доказательства, получаемые в результате аудиторской работы, выполняемой с целью подтверждения мнения аудитора. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита.[7,c.90] Аудитор должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. В рабочих документах содержится обоснование аудитором всех важных аспектов, по которым необходимо выразить свое субъективное суждение, вместе с выводами аудитора по данным аспектам. В тех случаях, когда требуется рассмотрение сложных принципиальных вопросов или вынесение субъективных суждений, в рабочие документы следует включать соответствующие факты, которые были известны аудитору на момент формулирования выводов.[2,c.12] Объем документации должен определяться исходя из профессионального суждения. На форму и содержание рабочих документов оказывают влияние такие факторы, как: • характер аудиторского задания; • форма аудиторского отчета (заключения); • характер и сложность бизнеса; • характер и состояние систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля субъекта; • необходимость при определенных обстоятельствах направлять работу ассистентов аудитора, осуществлять надзор и проводить обзорные проверки такой работы; • конкретные методы и приемы, применяемые в процессе проведения аудита. Рабочие документы составляются и систематизируются таким образом, чтобы соответствовать определенным обстоятельствам и потребностям аудитора при проведении каждого отдельного аудита. Использование стандартизированных рабочих документов (например, контрольных перечней, образцов писем, стандартной структуры рабочих документов) повышает эффективность их подготовки и проверки. Данные документы способствуют процессу делегирования работы, одновременно предоставляя средства контроля ее качества.[6,c.57] Для повышения эффективности аудита аудитор может использовать графики, аналитическую и иную документацию, подготовленную субъектом. В этих случаях аудитору необходимо убедиться в том, что такие материалы подготовлены надлежащим образом.[10,c.87] Рабочие документы обычно содержат: • информацию, касающуюся юридической и организационной структуры субъекта; • выдержки или копии важных юридических документов, соглашений и протоколов; • информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой субъект осуществляет свою деятельность; • доказательства, подтверждающие процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним; • доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; • доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, риска средств контроля и любые корректировки этих оценок; • доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы внутреннего аудита и сделанные выводы; • анализ операций и сальдо счетов; • анализ наиболее важных коэффициентов и тенденций; • записи о характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур и результатах таких процедур; • доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная ассистентами аудитора, осуществлялась под надзором и подлежала обзорной проверке; • указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры и когда они были выполнены; • подробную информацию о процедурах, примененных в отношении компонентов, финансовая отчетность которых проверялась другим аудитором; • копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них; • копии писем или заметки по аспектам аудита, доведенным до сведения субъекта или обсуждавшимся с ним, включая условия аудиторского задания и существенные недочеты системы внутреннего контроля; • письменные заявления, полученные от субъекта; • выводы, сделанные аудитором по важным аспектам аудита, включая то, каким образом исключения и необычные обстоятельства, раскрытые аудитором в ходе выполнения аудиторских процедур, разрешались или трактовались, если таковые имели место; • копии финансовой отчетности и аудиторского отчета (заключения).[13,c.98] Аудитору необходимо установить надлежащие процедуры для обеспечения конфиденциальности, сохранности рабочих документов, а также для их хранения в течение необходимого периода времени, достаточного с точки зрения практики и соответствия правовым и профессиональным требованиям, предъявляемым к хранению документов.[8,c13] Рабочие документы являются собственностью аудитора. Хотя часть документов или выдержки из них могут быть предоставлены субъекту по усмотрению аудитора, они не могут служить заменой бухгалтерских записей субъекта. В РФ документирование аудита регламентирует правило(стандарт)N 2: Документирование аудит (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, с изменениями от 7 октября 2004 г.). Сопоставляя российское Правило (стандарт) аудиторской деятельности Документирование аудита и соответствующий ему МСА 230, можно убедиться в их сходстве. Российское Правило (стандарт) включает в себя всю информацию международного аналога, но изложенную более подробно.[15] Так, в отечественном стандарте детализированы реквизиты, которые должны содержаться в рабочих документах; на Западе это считается само собой разумеющимся. Достаточно много внимания в российском стандарте уделено порядку хранения документов, конфиденциальности имеющихся в них сведений, недопустимости для кого бы то ни было, в том числе налоговых органов, требовать их от аудитора, а в международном стандарте этому посвящено два небольших абзаца. Нет в МСА и приложения с типовым перечнем рабочих документов. В российском документе такой перечень необходим, поскольку для большинства отечественных аудиторских организаций он может представлять значительный интерес. Российское правило (стандарт) по содержанию достаточно близко к МСА 250. Незначительные расхождения во многом обусловлены спецификой нынешней экономической ситуации в России и особенностями опубликованных ранее Правил (стандартов) аудиторской деятельности. Очевидно, что МСА не мог касаться проблем классификации российских правовых актов, которая приведена в п. 2.1 российского документа. В МСА нет таких важных для нашей практики моментов, как неоднозначная трактовка нормативных документов (п. 2.4). Нет и рекомендаций типа «направить письменный запрос... в орган, являющийся источником спорного нормативного документа» (подп. «а» п. 2.4.1). В случае расхождения точек зрения аудитора и клиента относительно вопроса о том, соблюдались ли положения конкретного нормативного акта, международный документ дает предписание обсудить проблему (п. 28-29 МСА 250): -с руководством экономического субъекта; -с юристом экономического субъекта; -с юристом аудиторской фирмы. Отметим, что в практике многих экономически развитых стран под юристами фирмы обычно подразумевают не штатных ее сотрудников, а адвокатскую контору, обслуживающую данную организацию на регулярной основе, т.е. более или менее беспристрастных специалистов. Проект подготовлен на основе уточненного и отредактированного нами перевода соответствующего МСА на русский язык. Отличия от МСА носят, в первую очередь, редакционный характер. Иных расхождений нет.[14,c78] ПРИМЕНЕНИЕ МСА 230 «ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ» НА ПРАКТИКЕ Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.[12,c.44] Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности. На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.[5,c.85] Любая аудиторская проверка, как правило, не существует без ведения документации в процессе аудита финансовой отчетности. Ведя документацию, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита. В процессе ведения документации в ходе аудита финансовой отчетности оценивается эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Международные стандарты аудита (МСА) представляют интерес для российских бухгалтеров в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, немало отечественных предприятий, ориентированных на зарубежных инвесторов, уже сейчас испытывают потребность в проведении аудита в соответствии с МСА. Бухгалтерам таких организаций необходимо иметь представление об обязанностях сторон и наиболее существенных особенностях международных технологий аудита. Во-вторых, следует подчеркнуть, что именно международные регламентирующие документы положены в основу разработки отечественных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в чем убеждают уже имеющиеся российские стандарты, которые практически воспроизводят положения нескольких МСА. Международные стандарты аудита охватывают широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний- клиентов.[7,c.98] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимаются несколько организаций: Международная федерация бухгалтеров (FAC) с 1977г., в рамках которой Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, преследующие две цели: 1) способствовать развитию профессии аудитора в странах, где их уровень профессионализма ниже мирового; 2) унифицировать по мере возможностей отношение к аудиту в международном масштабе. Международные стандарты по аудиту действуют при любом проведении независимого аудита и по мере необходимости могут применяться аудиторами при выполнении сопутствующей деятельности. В данной контрольной работе мы рассмотрели один из видов международных стандартов аудита - «Документирование» (МСА 230), а также провели его сравнительный анализ с Федеральным Правилом №2. Международный стандарт аудита 230 охватывает широкий круг вопросов, регламентирующих аудиторские процедуры и взаимоотношения аудиторов с руководством и бухгалтерами компаний- клиентов, в нем отражается форма и содержание рабочих документов, конфиденциальность, обеспечение сохранности, хранение рабочих документов и право собственности на них. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
Loading
|