|
Существенность в аудите. Заключение независимого аудитора по специальному аудиторскому заданиюСодержание Введение ………………………………………………………………………3
Список литературы……………………………………………………………16 Введение Международные стандарты аудита (МСА) следует применять при аудите финансовой отчетности. МСА также следует применять, в адаптированном по мере необходимости виде, к аудиту другой информации, а также для сопутствующих услуг. МСА содержит базовые принципы и необходимые процедуры (описания которых даны полужирным шрифтом) вместе с соответствующими руководствами в форме пояснительных и иных материалов. Базовые принципы и необходимые процедуры должны толковаться в контексте пояснительных и иных материалов, в которых даны руководства по их применению. Для того чтобы понять и применять базовые принципы и необходимые процедуры вместе с соответствующими руководствами, необходимо принять во внимание полный текст МСА, включая пояснительные и иные материалы, содержащиеся в МСА. В исключительных случаях аудитор может посчитать необходимым отступить от МСА для более эффективного достижения цели аудита. При возникновении такой ситуации аудитор должен быть готов обосновать такое отступление. МСА должны применяться только к существенным аспектам.
Целью настоящего Международного стандарта аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства, касающихся концепции существенности и её взаимосвязи с аудиторским риском. Аудитору необходимо оценивать существенность и её взаимосвязь с аудиторским риском в процессе проведения аудита. В «Основах подготовки и предоставления финансовой отчётности», разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности, понятие «существенность» определяется следующим образом: «Информация считается существенной, если её пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчётности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях их пропуска или искажения. Таким образом, существенность скорее определяет пороговое значение или точку отсчёта и не является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной.» Существенность Целью аудита финансовой отчётности является предоставление аудитору возможности выразить мнение относительно того, составлена ли финансовая отчётность во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основами подготовки финансовой отчётности. Оценка того, что является существенным, является предметом профессионального суждения. При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных, с количественной точки зрения, искажений. Тем не менее, как значение, так и характер искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются недостаточное или несоответствующее описание учётной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой отчётности будет введён в заблуждение таким описанием, а также ошибочное отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований, когда существует вероятность того, что в последующее применение ограничительных мер в значительной степени снизит операционные возможности. Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые накапливаясь, могут оказать существенное влияние на финансовую отчётность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на потенциальное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц. Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой отчетности в целом, так и в отношении отдельных сальдо счетов, классов операций и раскрытий информации. На существенность могут оказывать влияние такие факторы, как законодательные и нормативные требования, а также факторы, имеющие отношение к отдельным сальдо счетов финансовой отчетности и взаимосвязям между ними. В результате можно получить различные уровни существенности в зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой отчетности. Аудитору следует оценивать существенность при: 1) определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур; и 2) оценке последствий искажений. Между существенностью и уровнем аудиторского риска существует обратная взаимосвязь, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск, и наоборот. Обратная взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенно ниже, то аудиторский риск повышается. Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторского доказательства Аудиторская оценка существенности и аудиторского риска на начальной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением в информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка планируется до конца отчетного периода, аудитор может только предполагать результаты хозяйственной деятельности и финансовое положение. Если фактические результаты деятельности и финансовое положение окажутся в значительной степени отличными, оценка существенности и аудиторского риска может измениться. Кроме того, при планировании аудиторской работы аудитор может намеренно устанавливать приемлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степени безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита. Оцснка последствий искажений При оценке справедливого представления финансовой отчетности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной. Совокупность неисправленных искажений включает: 1) конкретные искажения, выявленные аудитором, включая чистый эффект неисправленных искажений, выявленных во время аудита предшествующих периодов; и 2) наилучшую аудиторскую оценку прочих искажений, которые не могут быть конкретно определены (то есть предсказываемые ошибки). Аудитору необходимо оценить, является ли совокупность неисправленных искажений существенной. Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо рассмотреть вопрос о снижении аудиторского риска посредством расширения аудиторских процедур или о требовании от руководства внесения поправок в финансовую отчетность. В любом случае руководство может пожелать внести поправки в финансовую отчетность с учетом выявленных искажений. В том случае, если руководство отказывается вносить поправки в финансовую отчетность, а результаты расширенных аудиторских процедур не позволяют аудитору заключить, что совокупность неисправленных искажений не является существенной, аудитору следует рассмотреть вопрос о надлежащей модификации аудиторского заключения в соответствии с МСА 700 "Аудиторский отчет (заключение) по финансовой отчетности". Если совокупность неисправленных искажений, выявленных аудитором, приближается к уровню существенности, аудитору необходимо определить, существует ли вероятность того, что необнаруженные искажения, рассматриваемые вместе с совокупными неисправленными искажениями, могут превысить уровень существенности. Следовательно, по мере того, как совокупные неисправленные искажения приближаются к уровню существенности, аудитор рассматривает вопрос о снижении риска посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или требуя от руководства внесения поправок в финансовую отчетность с учетом выявленных искажений. Перспективы государственного сектора При оценке существенности аудитор субъектов государственного сектора, помимо применения профессионального суждения, обязан учитывать любые законодательные или нормативные акты, которые могут повлиять на такую оценку. В государственном секторе понятие существенности также основывается на "характере и общем окружении" статьи и включает, например, наряду со стоимостью и "деликатность". "Деликатность" связана со множеством вопросов, в числе которых - согласование с органами власти, соблюдение законодательства и общественные интересы.
Целью данного Международного стандарта аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства в связи с аудиторскими заданиями для специальных целей, включая:
Данный МСА не применяется в рамках заданий, предусматривающих проведение обзорной проверки, согласованных процедур или компиляцию. Характер, временные рамки и объем работ, которые необходимо выполнить по аудиторскому заданию для специальных целей будут различны в зависимости от обстоятельств. До того, как приступить к аудиторскому заданию для специальных целей, аудитор должен убедиться в достижении согласия с клиентом относительно точного характера задания, а также формы и содержания отчета (заключения), который будет выпущен.
При планировании
аудиторской работы аудитору необходимо
четко пони-
Отчет (заключение)
аудитора по аудиторскому заданию для
специальных це- 1) название; 2) адресат; 3)открывающий или вводный абзац 4) указание проаудированной финансовой информации; 5) заявление об ответственности руководства субъекта и ответственности аудитора; 6) абзац, описывающий объем (характер аудита) 7) ссылка на МСА, применимые к аудиторскому заданию для специальных целей, или на соответствующие национальные стандарты или практику; и 8) описание работы, выполненной аудитором; 9) абзац, выражающий мнение по поводу финансовой информации; 10) дата отчета (заключения); 11) адрес аудитора; и 12) подпись аудитора.
Прежде чем представить
отчет (заключение) в отношении
информации, Аудитор должен проверить, ясно ли раскрыты в финансовой информации все существенные моменты в толковании соглашения, на которых основывается финансовая информация. В отчете (заключении) аудитора по аудиторскому заданию для специальных целей аудитор может сделать ссылку на примечания к финансовой информации, где описываются такие толкования. Отчеты (заключения) по финансовой отчетности, подготовленной в соответствии со всесторонними основами бухгалтерского учета, отличными от Международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов Всесторонние основы бухгалтерского учета, которые ряд критериев, используемых при подготовке финансовой отчетности, которые применяются в отношении всех существенных статей и имеют надежное подтверждение. Финансовая отчетность может быть подготовлена для особых целей в соответствии с всесторонними основами бухгалтерского учета, отличными от Международных стандартов финансовой отчетности или соответствующих национальных стандартов бухгалтерского учета Совокупность бухгалтерских условий, разработанных для удовлетворения индивидуальных предпочтений, не является всесторонней основой бухгалтерского учета. Другие всесторонние основные принципы подготовки финансовой отчетности могут включать:
От аудитора
может потребоваться выразить мнение
по поводу одного или
Аудитор должен принять
во внимание концепцию существенности
в отноше- Задания, целью которых является выражение мнения по поводу соответствия деятельности субъекта определенным требованиям контрактных договоренностей, следует выполнять только в том случае, если аспекты соответствия в целом имеют отношение к финансовым вопросам и вопросам бухгалтерского учета, не выходящим за рамки профессиональной компетенции аудитора. Тем не менее, если часть задания составляю некоторые вопросы, находящиеся вне экспертных знаний аудитора, он должен рассмотреть необходимость использования работы эксперта.
В отчете (заключении)
необходимо указать, выполнил ли субъект,
но мнению Отчеты (заключения) по обобщенной финансовой отчетности
Субъект может подготовить
финансовую отчетность, обобщающую
его
Обобщенная финансовая
отчетность значительно менее детальна,
чем
Обобщенная финансовая
отчетность должна быть надлежащим
образом Обобщенная финансовая отчетность не содержит всей информации, требующейся в соответствии с основными принципами финансовой отчетности для подготовки годовой проаудированной финансовой отчетности. Следовательно, такие формулировки, как "достоверный и справедливый" или "представлены справедливо во всех существенных отношениях", не используются аудитором при выражении мнения по поводу обобщенной финансовой отчетности. Аудиторский отчет (заключение) об обобщенной финансовой отчетности должен включать следующие основные элементы, обычно к следующей форме
7. дата отчета; 8. адрес аудитора; 9. подпись аудитора. Перспективы государственного сектора Некоторые задания, считающиеся в условиях частного сектора "аудиторскими заданиями для специальных целей", в условиях государственного сектора не имеют специальных целей. Например, отчеты о финансовой отчетности, составленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от МСФО или национальных стандартов, представляют собой скорее норму, а не исключение в государственном секторе. На это следует обратить внимание аудитору, которому необходимо учесть руководящие указания в отношении его обязанности определять, ведет ли учетная политика к вводящей в заблуждение информации. Необходимо принять во внимание также и то, что аудиторские отчеты (заключения) в государственном секторе обычно являются общедоступными, и поэтому ограничить их использование особой группой пользователей невозможно. Список литературы
|
Loading
|