Центральный Дом Знаний - Существенность в аудите. Заключение независимого аудитора по специальному аудиторскому заданию

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Существенность в аудите. Заключение независимого аудитора по специальному аудиторскому заданию

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

  1. Существенность в аудите………………………………………………4

  2. Заключение независимого аудитора по специальному аудиторскому заданию…………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………16

Введение

Международные стандарты аудита (МСА) следует применять при аудите финансовой отчетности. МСА также следует применять, в адаптированном по мере необходимости виде, к аудиту другой информации, а также для со­путствующих услуг.

МСА содержит базовые принципы и необходимые процедуры (описания которых даны полужирным шрифтом) вместе с соответствующими руко­водствами в форме пояснительных и иных материалов. Базовые принципы и необходимые процедуры должны толковаться в контексте пояснитель­ных и иных материалов, в которых даны руководства по их применению. Для того чтобы понять и применять базовые принципы и необходимые процедуры вместе с соответствующими руководствами, необходимо при­нять во внимание полный текст МСА, включая пояснительные и иные ма­териалы, содержащиеся в МСА.

В исключительных случаях аудитор может посчитать необходимым отсту­пить от МСА для более эффективного достижения цели аудита. При воз­никновении такой ситуации аудитор должен быть готов обосновать такое отступление. МСА должны применяться только к существенным аспектам.

  1. Существенность в аудите.

Целью настоящего Международного стандарта аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства, касающихся концепции существенности и её взаимосвязи с аудиторским риском.

Аудитору необходимо оценивать существенность и её взаимосвязь с аудиторским риском в процессе проведения аудита.

В «Основах подготовки и предоставления финансовой отчётности», разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности, понятие «существенность» определяется следующим образом:

«Информация считается существенной, если её пропуск или искажение могут повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой отчётности. Существенность зависит от размера статьи или ошибки, оцениваемых в конкретных условиях их пропуска или искажения. Таким образом, существенность скорее определяет пороговое значение или точку отсчёта и не является основной качественной характеристикой, которой должна обладать информация для того, чтобы быть полезной.»

Существенность

Целью аудита финансовой отчётности является предоставление аудитору возможности выразить мнение относительно того, составлена ли финансовая отчётность во всех существенных отношениях, в соответствии с установленными основами подготовки финансовой отчётности. Оценка того, что является существенным, является предметом профессионального суждения.

При разработке плана аудита аудитор устанавливает приемлемый уровень существенности с целью выявления существенных, с количественной точки зрения, искажений. Тем не менее, как значение, так и характер искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются недостаточное или несоответствующее описание учётной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой отчётности будет введён в заблуждение таким описанием, а также ошибочное отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований, когда существует вероятность того, что в последующее применение ограничительных мер в значительной степени снизит операционные возможности.

Аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые накапливаясь, могут оказать существенное влияние на финансовую отчётность. Например, ошибка в процедуре, проводимой в конце месяца, может указывать на потенциальное существенное искажение, которое возникнет в том случае, если такая ошибка будет повторяться каждый месяц.

Аудитор рассматривает существенность как на уровне финансовой отчет­ности в целом, так и в отношении отдельных сальдо счетов, классов опе­раций и раскрытий информации. На существенность могут оказывать влияние такие факторы, как законодательные и нормативные требования, а также факторы, имеющие отношение к отдельным сальдо счетов финансовой отчетности и взаимосвязям между ними. В результате можно получить различные уровни существенности в зависимости от рассматриваемого аспекта финансовой отчетности.

Аудитору следует оценивать существенность при:

1) определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур; и

2) оценке последствий искажений.

Между существенностью и уровнем аудиторского риска существует обратная взаимосвязь, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск, и наоборот. Обратная взаимосвязь между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенно ниже, то аудиторский риск повышается.

Существенность и аудиторский риск при оценке аудиторского доказательства

Аудиторская оценка существенности и аудиторского риска на началь­ной стадии планирования может отличаться от такой оценки после подведения итогов аудиторских процедур. Это может быть вызвано изменением обстоятельств или изменением в информированности аудитора по результатам аудита. Например, если аудиторская проверка пла­нируется до конца отчетного периода, аудитор может только предполагать результаты хозяйственной деятельности и финансовое положение. Если фактические результаты деятельности и финансовое положение окажутся в значительной степени отличными, оценка существенности и аудиторского риска может измениться. Кроме того, при планирова­нии аудиторской работы аудитор может намеренно устанавливать при­емлемый уровень существенности на уровне более низком, чем тот, который предполагается использовать для оценки результатов аудита. Это может быть сделано в целях уменьшения вероятности необнаружения искажений, а также в целях предоставления аудитору некоторой степе­ни безопасности при оценке последствий искажений, обнаруженных в процессе аудита.

Оцснка последствий искажений

При оценке справедливого представления финансовой отчетности аудитору следует определить, является ли совокупность неисправленных искажений, выявленных в ходе аудита, существенной.

Совокупность неисправленных искажений включает:

1) конкретные искажения, выявленные аудитором, включая чистый эф­фект неисправленных искажений, выявленных во время аудита предшест­вующих периодов; и

2) наилучшую аудиторскую оценку прочих искажений, которые не могут быть конкретно определены (то есть предсказываемые ошибки).

Аудитору необходимо оценить, является ли совокупность неисправлен­ных искажений существенной. Если аудитор приходит к выводу о том, что искажения могут оказаться существенными, ему необходимо рассмо­треть вопрос о снижении аудиторского риска посредством расширения аудиторских процедур или о требовании от руководства внесения попра­вок в финансовую отчетность. В любом случае руководство может поже­лать внести поправки в финансовую отчетность с учетом выявленных ис­кажений.

В том случае, если руководство отказывается вносить поправки в финансо­вую отчетность, а результаты расширенных аудиторских процедур не позво­ляют аудитору заключить, что совокупность неисправленных искажений не является существенной, аудитору следует рассмотреть вопрос о надлежащей модификации аудиторского заключения в соответствии с МСА 700 "Ауди­торский отчет (заключение) по финансовой отчетности".

Если совокупность неисправленных искажений, выявленных аудитором, приближается к уровню существенности, аудитору необходимо опреде­лить, существует ли вероятность того, что необнаруженные искажения, рассматриваемые вместе с совокупными неисправленными искажения­ми, могут превысить уровень существенности. Следовательно, по мере того, как совокупные неисправленные искажения приближаются к уров­ню существенности, аудитор рассматривает вопрос о снижении риска посредством проведения дополнительных аудиторских процедур или требуя от руководства внесения поправок в финансовую отчетность с учетом выявленных искажений.

Перспективы государственного сектора

При оценке существенности аудитор субъектов государственного сектора, помимо применения профессионального суждения, обязан учитывать любые законодательные или нормативные акты, которые могут повлиять на та­кую оценку. В государственном секторе понятие существенности также ос­новывается на "характере и общем окружении" статьи и включает, напри­мер, наряду со стоимостью и "деликатность". "Деликатность" связана со множеством вопросов, в числе которых - согласование с органами власти, со­блюдение законодательства и общественные интересы.

  1. Заключение независимого аудитора по специальному аудиторскому заданию.

Целью данного Международного стандарта аудита (МСА) является установление стандартов и предоставление руководства в связи с аудиторскими заданиями для специальных целей, включая:

  • финансовую отчетность, подготовленную в соответствии со всесторонними основами бухгалтерского учета, отличными от Международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов;

  • определенные счета, элементы счетов или статьи финансовой отчетности;

  • соответствие контрактным договоренностям;

  • обобщенную финансовую отчетность.

Данный МСА не применяется в рамках заданий, предусматривающих про­ведение обзорной проверки, согласованных процедур или компиляцию.

Характер, временные рамки и объем работ, которые необходимо выполнить по аудиторскому заданию для специальных целей будут различны в зависимости от обстоятельств. До того, как приступить к аудиторскому заданию для специальных целей, аудитор должен убедиться в достижении согласия с клиентом относительно точного характера задания, а также формы и содержания отчета (заключения), который будет выпущен.

При планировании аудиторской работы аудитору необходимо четко пони-­
мать цель, для которой будет использоваться та информация, по которой
готовится отчет (заключение), и знать, кто скорее всего будет ею пользо-­
ваться. Во избежание использования аудиторского отчета (заключения)
для тех целей, для которых он не предназначен, аудитор может указать в
отчете (заключении), цель, для которой он подготовлен, и изложить лю-­
бые ограничения относительно его распространения и использования.

Отчет (заключение) аудитора по аудиторскому заданию для специальных це-­
лей, кроме отчета (заключения) по обобщенной финансовой отчетности, дол-­
жен содержать следующие основные элементы, обычно в следующей форме:

1) название;

2) адресат;

3)открывающий или вводный абзац

4) указание проаудированной финансовой информации;

5) заявление об ответственности руководства субъекта и ответственнос­ти аудитора;

6) абзац, описывающий объем (характер аудита)

7) ссылка на МСА, применимые к аудиторскому заданию для специальных целей, или на соответствующие национальные стандарты или практику; и

8) описание работы, выполненной аудитором;

9) абзац, выражающий мнение по поводу финансовой информации;

10) дата отчета (заключения);

11) адрес аудитора; и

12) подпись аудитора.

Прежде чем представить отчет (заключение) в отношении информации,
оговоренной в соглашении, аудитору необходимо определить, не были ли
сделаны руководством значимые интерпретации соглашения при подго-­
товке информации. Интерпретация считается значимой, когда принятие
другой разумной интерпретации вызывает существенные различия в фи-­
нансовой информации.

Аудитор должен проверить, ясно ли раскрыты в финансовой информации все существенные моменты в толковании соглашения, на которых основывается финансовая информация. В отчете (заключении) аудитора по аудиторскому заданию для специальных целей аудитор может сделать ссылку на приме­чания к финансовой информации, где описываются такие толкования. Отчеты (заключения) по финансовой отчетности, подготовленной в соответст­вии со всесторонними основами бухгалтерского учета, отличными от Между­народных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов

Всесторонние основы бухгалтерского учета, которые ряд критериев, используемых при подготовке финансовой отчетности, которые применяются в отношении всех существенных статей и имеют надежное подтверждение. Финансовая отчетность может быть подготовлена для особых целей в соответствии с всесторонними основами бухгалтерского учета, отличны­ми от Международных стандартов финансовой отчетности или соответст­вующих национальных стандартов бухгалтерского учета Совокуп­ность бухгалтерских условий, разработанных для удовлетворения индивидуальных предпочтений, не является всесторонней основой бухгалтерско­го учета. Другие всесторонние основные принципы подготовки финансовой отчетности могут включать:

  • те, что используется субъектом для подготовки декларации о налоге на доход;

  • основы бухгалтерского учета по принципу поступлений и платежей денежных средств;

  • положения о финансовой отчетности, принятые государственным органом регулирования.

От аудитора может потребоваться выразить мнение по поводу одного или
нескольких компонентов финансовой отчетности, например, по поводу
дебиторской задолженности, товарно-материальных запасов, начисле-­
ния премий работникам или резерва для уплаты подоходного налога. Та­-
кое задание может осуществляться как самостоятельное задание или сов-­
местно с аудитом финансовой отчетности субъекта. Тем не менее, по
окончании подобной проверки аудиторский отчет (заключение) по фи-­
нансовой отчетности в целом не выдается, и, соответственно, аудитор
должен выразить мнение только по поводу того, подготовлен ли прове-­
ренный компонент во всех существенных отношениях в соответствии с
определенными основами бухгалтерского учета.

Аудитор должен принять во внимание концепцию существенности в отноше-­
нии компонента финансовой отчетности, о котором готовится отчет (заключение). Например, сальдо отдельного счета дает меньшую основу для определения существенности по сравнению с финансовой отчетностью, взятой в целом. Следовательно, аудиторская проверка будет носить более масштабный характер, чем при проверке того же компонента в связи с составлением отчета (заключения) по финансовой отчетности и целом.

Задания, целью которых является выражение мнения по поводу соответствия деятельности субъекта определенным требованиям контрактных договоренностей, следует выполнять только в том случае, если аспекты соответствия в целом имеют отношение к финансовым вопросам и вопросам бухгалтерского учета, не выходящим за рамки профессиональной компетенции аудитора. Тем не менее, если часть задания составляю некоторые вопросы, находящиеся вне экспертных знаний аудитора, он должен рассмотреть необходимость использования работы эксперта.

В отчете (заключении) необходимо указать, выполнил ли субъект, но мнению
аудитора, конкретные условия соглашения. В Приложении 3 к данному
МСА приводятся примеры аудиторских отчетов (заключений) по поводу
соответствия, представленные в виде отдельного отчета (заключения) и
отчета (заключения), прилагаемого к финансовой отчетности.

Отчеты (заключения) по обобщенной финансовой отчетности

Субъект может подготовить финансовую отчетность, обобщающую его
проаудированную головную финансовую отчетность, с целью информирования групп пользователей, заинтересованных только в базовой инфор­мации о финансовом положении субъекта и результатах его деятельнос­ти. Если аудитор не выразил мнения о финансовой отчетности, на основании которой составлена обобщенная финансовая отчетность, он не должен да­вать отчета (заключения) по обобщенной финансовой отчетности.

Обобщенная финансовая отчетность значительно менее детальна, чем
годовая проаудированная финансовая отчетность. Поэтому такую финансовую отчетность необходимо сопроводить четким указанием на обобщенный характер информации и предупреждением, что для лучше­го понимания финансового положения субъекта и результатов его деятельности обобщенную финансовую отчетность следует читать вместе с последней но времени проаудированной финансовой отчетностью субъекта, включающей псе необходимые раскрытия информации, требующиеся согласно уместным основным принципам финансовой отчетности.

Обобщенная финансовая отчетность должна быть надлежащим образом
озаглавлена с тем, чтобы указать проаудированную финансовую отчетность, послужившую для нее основанием, например: "Обобщенная финансовая отчетность, подготовленная на основании проаудированной финансовой отчетности за год, закончившийся 31 декабря 200.. г."

Обобщенная финансовая отчетность не содержит всей информации, требующейся в соответствии с основными принципами финансовой отчетности для подготовки годовой проаудированной финансовой отчетности. Следовательно, такие формулировки, как "достоверный и справедливый" или "представлены справедливо во всех существенных отношениях", не используются аудитором при выражении мнения по поводу обобщенной финансовой отчетности.

Аудиторский отчет (заключение) об обобщенной финансовой отчетности должен включать следующие основные элементы, обычно к следующей форме

  1. название;

  2. адресат;

  3. указание проаудированной финансовой отчетности, послужившей основанием для составления обобщенной финансовой отчетности;

  4. ссылка на дату аудиторского отчета (заключения) по несокращенной финансовой отчетности и тип аудиторского мнения, выраженного в этом отчете (заключении);

  5. мнение о том, соответствует ли информация, содержащаяся в обобщенной финансовой отчетности, информации в проаудированной финансовой отчетности, на основании которой она была подготовлена. Если аудитор выпустил модифицированный отчет (заключение) по несокращенной финансовой от­четности, но, тем не менее, удовлетворен представлением обобщенной фи­нансовой отчетности, то в аудиторском отчете (заключении) необходимо ука­зать, что хотя обобщенная финансовая отчетность не противоречит несокра­щенной финансовой отчетности, она подготовлена на основании финансовой отчетности, в отношении которой был выпушен модифицированный аудитор­ский отчет (заключение);

  6. заявление или ссылка на примечания к обобщенной финансовой отчетнос­ти, где говорится о том, что для лучшего понимания финансового состояния субъекта и его положения, а также объема проведенного аудита обобщенную финансовую отчетность следует читать в совокупности с несокращенной фи­нансовой отчетностью и аудиторским отчетом (заключением) по ней:

7. дата отчета;

8. адрес аудитора;

9. подпись аудитора.

Перспективы государственного сектора

Некоторые задания, считающиеся в условиях частного сектора "аудиторскими заданиями для специальных целей", в условиях государственного секто­ра не имеют специальных целей. Например, отчеты о финансовой отчетнос­ти, составленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отлич­ными от МСФО или национальных стандартов, представляют собой скорее норму, а не исключение в государственном секторе. На это следует обратить внимание аудитору, которому необходимо учесть руководящие указания в отношении его обязанности определять, ведет ли учетная политика к вводя­щей в заблуждение информации.

Необходимо принять во внимание также и то, что аудиторские отчеты (за­ключения) в государственном секторе обычно являются общедоступными, и поэтому ограничить их использование особой группой пользователей невоз­можно.

Список литературы

  1. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: учеб. пособие /под ред. проф. В.И. Подольского. - М: Вузовский учебник, 2006. - 302с.

  2. Аудит: учебник для вузов /под ред. проф. В.И. Подольскою. - 3-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТМ-ДАНА. 2003.

  3. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита.- М.: Сирин, 2002.


Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24