В соответствии с МСА 580 "Заявления
руководства" аудитор должен получить
у руководства соответствующие заявления
включая письменные
заявления по
вопросам, существенным для финансовой
отчетности, если
предполагается, что
получить достаточные и уместные
аудиторские доказательства другим
путем невозможно. Кроме того, хотя
письма, содержание заявления руководства
подписываются первыми руководителями
субъекта,
отвечающими за финансовые вопросы
(обычно исполнительным директором
и финансовым директором), аудитору
следует получить
заявления и от лиц,
непосредственно занимающихся производными
инструментами. В зависимости от объема
и сложности деятельности с производными
инструментами, в заявлениях руководства
должны быть
представлены следующие
вопросы:
проводились ли все сделки с производными инструментами на общих условиях и по справедливой рыночной стоимости;
условия операций с производными инструментами;
не существует ли сторонних соглашений, связанных с производными инструментами;
не оформлялись ли субъектом сделки с опционами.
Иногда, в отношении некоторых аспектов производных инструментов заявления руководства могут стать единственным аудиторским доказательством; однако МСА 580 устанавливает, что заявления руководства не могут служить заменой доказательствам, на получение которых аудитор вправе и должен рассчитывать. Если доказательства, на которые аудитор в праве и должен рассчитывать, не могут быть им получены, то это может быть рассмотрено как ограничение объема аудита, влияющее на рассмотрение аудитором утверждений включаемых в аудиторский отчет. В этом случае, аудитор должен в соответствии с МСА 700 выразить условно-положительное мнение или отказаться от выражения мнения.
Что касается аудита финансовых инструментов в РФ, хотелось бы отметить следующее. Перечень объектов аудита финансовых вложений следует из состава финансовых вложений, определяемого согласно ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности", МСФО 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации", МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка", МСФО 27 "Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность", МСФО 28 "Учет инвестиций в ассоциированные компании" и МСФО 31 "Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности". Отметим, что в МСФО вместо термина "финансовые вложения" используется понятие "финансовые инструменты", вследствие реализации которых образуются "финансовые активы" и "финансовые обязательства". Соответствующие определения раскрываются в МСФО 32.
Несмотря на различия терминологии в российских и международных нормативных актах, в качестве объектов аудита финансовых вложений следует принять финансовые вложения согласно ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" и ПБУ 20/03 и соответствующие им финансовые активы, выделенные в МСФО. Признаваемые в МСФО финансовыми активами денежные средства, дебиторская задолженность, производные ценные бумаги являются объектами аудита отчетности, сформированной в соответствии только с требованиями МСФО.
Поскольку ПМАП N 1012 "Аудит производных финансовых инструментов" не имеет российского аналога, рекомендуется при проведении соответствующих аудиторских процедур руководствоваться Положениями о международной аудиторской практике.
Заключение
Одной из причин, побудивших российское правительство одобрить Концепцию развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (одобренную Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180, далее - Концепция), была отмеченная в данном документе слабость системы контроля бухгалтерской отчетности, в том числе невысокое качество ее аудита. Необходимыми предпосылками эффективности аудита являются качественные стандарты аудиторской деятельности, которые, как указано в Концепции, должны соответствовать международным стандартам аудита (далее - МСА). Знание этих документов требуется также для выполнения еще одной задачи, поставленной Концепцией, - совершенствования бухгалтерского образования. Таким образом, информация, содержащаяся в документах, регулирующих аудиторскую деятельность на международном уровне, играет важную роль при реформировании системы бухгалтерского учета и аудита в России.
Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Значение стандартов состоит в том, что они: обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки; способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений; помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки; повышают престиж профессии; облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами; обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.
В работе были рассмотрены цель и назначение МСА. Изложены основные принципы МСА. Во второй части представлен аудит производных финансовых инструментов, согласно ПМАП N 1012 "Аудит производных финансовых инструментов". Проведено сравнение с ФПСАД.
Список использованной литературы
Федеральные Правила (стандарты) аудиторской деятельности: постановление Правительства № 696 от 23.09.2001 г. (ред. от 19.11 2008 г.) // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл, с экрана
Кодекс этики аудиторов России: одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол № 56 от 31 мая 2007 г. // ПБД «Консультант Плюс 3000» [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО «Консультант Плюс», НПО «ВМИ». – Загл, с экрана
Адамс, Р. Основы аудита. Пер. с англ. / Под ред. проф. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2005. - 398 с.
Грачева, М.Е. Кодекс этики МСА / М.Е.Грачева // «Внедрение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в кредитной организации». – 2009. - № 6. – С.21-23.
Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита: учебное пособие. М.: КНОРУС. 2008. 400 с.
Каспина, Р.Г. Практическое применение международных стандартов финансовой отчетности в России / Р.Г.Каспина. – М.: Бухгалтерский учет. 2008. – 233 с.
Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2008 г. М.: МЦРСБУ. 2008. 804 с.
Ляховский, В.С. Аудит финансовых инструментов / В.С.Ляховский // Аудиторские ведомости. – 2008. - № 10. – С.17-18.
МСА 200. Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности. В кн.: Кодекс этики профессиональных бухгалтеров и Международные стандарты аудита, 2003 г. - М.: МЦРСБУ, 2004.
Миронова О.А., Азарская М.А. Развитие концепции аудита // "Аудиторские ведомости", 2008, N 11
Панкова, С.В. Реформирование системы стандартов аудиторской деятельности и их сближение с МСА / С.В.Панкова, Н. И.Панкова // Аудиторские ведомости. – 2007. - № 7. – С.5-6.
Робертсон Дж. Аудит / Пер. с англ. - М.: KPMG "Аудиторская фирма "Контакт", 2003. - 496 с.
Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 496 с.
Суворов А.В. Международные стандарты и аудит финансовой отчетности / А.В.Суворов // Международный бухгалтерский учет. – 2007 . - № 12. – С.13-16.
Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита в регулировании аудиторской деятельности. М.: Экономист. 2007. 256 с.
Приложение 1
Сравнительный анализ
теоретических положений аудита, сформулированных в постулатах
Аспект, в связи с которым сформулирован постулат |
Точка зрения Р. Маутца |
Точка зрения |
Верифицируемость |
Финансовая отчетность и
|
Отчетность должна |
Конфликт |
Конфликт интересов
|
Интересы администрации, ее
собственников и |
Подверженность |
Финансовая отчетность и
другая информация, подлежащая
проверке, не содержат искажений,
обусловленных тайным сговором или
другими |
Отчетность |
Принцип |
То, что справедливо для фирмы в прошлом, будет справедливо и в будущем, если нет доказательств обратного |
Не рассматривается, так как
признается принципом |
Независимость |
Когда проверка финансовой
информации выполняется с целью
выражения |
Мнение аудитора |
Степень доверия |
Информация, подвергшаяся
|
Непроверенная отчетность
не заслуживает |