|
Социология управления. Фундаментальный курс. Кравченко А.И., Тюрина И.О.Социология управления. Фундаментальный курсКравченко А.И., Тюрина И.О.2-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2005. - 1136 с. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие посвящено проблемам Социологии управления - науки, усилиями которой разработанные социологами концепции, подходы и методические приемы находят применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Цель учебного пособия - познакомить читателей с зарубежной и отечественной историей становления и развития социологии управления, ее предметом и методом, базовыми понятиями, используемыми в данной области, а также с современными подходами к управлению различными Организационными структурами и процессами. Книга состоит из двух разделов - теоретического и практического. В теоретическом разделе освещаются теоретико-методологические проблемы, связанные с разграничением двух отраслевых дисциплин. В практическом разделе освещаются современные практики менеджмента в бизнес-организациях: от стратегического, инновационного, корпоративного и кадрового менеджмента до конкретных Технологий работы с Персоналом, включая тренинги, центры оценки и деловые игры. Издание предназначено для студентов социологических и экономических специальностей, а также для всех интересующихся проблемами социологии управления.
СОДЕРЖАНИЕ: Предисловие 3ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ История социологии менеджмента на Западе Теория рационализации Ф. Тейлора 8 Административная теория А. Файоля 12 «Классическая» теория организаций 14 Концепция управления М. Фоллетт 18 Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо 20 Иерархическая теория .потребностей А. Маслоу 23 Днухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга 28 Теория стилей руководства Д. Макгрегора 33 Шкала лидерского поведения Р. Танненбаума и У. Шмидта 36 Теория стилей руководства Р. Лайкерта 41 Концепция долговременной эффективности Р. Лайкерта 45 Теория эффективности организации Б. Басса 47 Эмпирическая школа: Л. Ньюмен 49 Комплексный подход к управлению Г. Ливичта 51 Школа социальных систем: Г. Саймон 57 Системный подход к управлению А Эгциони 65 Развитие социологии управления в России 69 Развитие российской социологии управления в довоенный период 69 Формирование социологии управления в послевоенный период 123 Развитие заводской социологии в России. Развитие психотехники в 20 —30-е годы XX в 145 Достоинства и недостатки психотехники 147 Послевоенный этап заводской социологии 149 Академическая и заводская социология: статуе и структура.153 Сравнение двух этапов развития заводской социологии 156 Прикладная социология и рыночные отношения 157 Предметная сфера социологии управления Предмет социологии управления 163 Основные понятия общей социологии 165 Социальная природа управления 168 Отличие управления от менеджмента 172 Социология управления и социология менеджмента 176 Экзистенциальные условия существования менеджера 183 Институциональный взгляд на менеджмент. 189 Управленческие революции 198 Универсально-исторические законы иерархии 216 Универсально-исторические законы у М. Вебера 216 Социальная иерархия 221 Социальные законы иерархии 224 Экономические ресурсы и социальные блага 230 Качество управленческих решений 236 Власть и ответственность 240 Иерархия как система социальных фильтров 245 Механизм вознаграждения 255 Феномен мотивации 258 Власть и социальный контроль. 285 Социальная природа власти 285 Психологические концепции власти 295 Уравнение социального контроля 319 Элементы социального контроля 320 Социальные нормы 322 Социальные санкции 325 Агенты формального и неформального контроля 328 Соблюдение норм 330 Бюрократия, чиновничество, номенклатура Определение и социологическое понимание бюрократии 336 Бюрократ, бюрократизация и бюрократизм 352 Этикетно-ритуальные формы чинопочитания 358 Вознаграждение и одаривание. 363 Железный закон олигархии 365 Цивилизационный аспект: восточная и западная бюрократии 368 Номенклатура и бюрократия 375 Мафия и бюрократия 381 Закрытая группа и бюрократия 387 Социальное и организационное пространство 399 Вводные замечания 399 Представление о социальном пространстве .400 Соотношение понятий «управление» и «социальная организация» .405 Управленческая пирамида как объект исследования 410 Константы социальной организации 411 Типология организаций: социологические подходы .421 Формальная и неформальная организации 431 Организационное пространство 436 Структура управления 440 Организационная структура .444 Жизненный цикл организационной структуры 460 Законы и модели организационного поведения 462 Организационное поведение. 462 Иерархические законы поведения и психология подполья 466 Механизм достижительной мотивации 469 Воля к власти 473 Значение средних постов в иерархии 475 Ролевые модели поведения в организации 480 Служебная карьера 487 Конфликтная вертикаль. 492 Конфликты по поводу власти 499 Каналы вертикальной мобильности 505 Формальная и реальная квалификация 505 Общественные и профессиональные каналы восхождения 510 Закон Файоля и принцип Питера 519 Социальные лифты организации 521 Власть, авторитет и лидерство 525 Сила, власть, авторитет 525 Авторитет и власть. 530 Вектор власти и вектор авторитета 535 Локус контроля и подбор лидеров 540 Типология и функции лидерства 546 Лидерство в институциональном контексте. 563 Групповой контекст лидерства 566 Корпоративная (организационная) культура Значение корпоративной (организационной) культуры 573 Корпоративная культура: определение и структура 575 Содержание корпоративной культуры 581 Основные типы корпоративных культур 585 Формирование организационной культуры 589 Поддержание организационной культуры 599 Изменение организационной культуры 601 Влияние культуры на организационную эффективность 607 Управление организационной культурой 615 Влияние на организационную культуру этнонациональных факторов 616 Тендерные аспекты управления
|
Loading
|