|
Развитие сферы услугВведение Рыночная экономика не может нормально функционировать без хорошо отлаженного мехпнизма деятельности предприятий различных отраслей. В 2003 году в России развивались тенденции улучшения общеэкономической и финансовой ситуации, начавшие проявляться в IV квартале 2002 г., после обострения кризиса. Сформировалась положительная динамика промышленного производства и ВВП, обусловленная, прежде всего ростом физических объемов экспорта, развитием процессов импортозамещения, относительным сокращением производственных издержек. Продолжалось заметное улучшение финансового состояния предприятий реального сектора экономики. Сохранялись низкие темпы инфляции. Предсказуемым и достаточно стабильным был обменный курс рубля. Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и.т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования, в частности анализу рентабельности. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Квалифицированный специалист в любой сфере – экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Целью данной работы является выработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия сферы услуг. Для этого необходимо определить следущий задачи: - на основе статистических данных, данных периодической печати и экономической литературы проанализировать состояние экономики страны; - изучить тенденции развития сферы услуг на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае;
Объектом исследования является СП ЗАО "Даль-У”. Предмет исследования – показатели хозяйственно-финансовой деятельности СП ЗАО "Даль-У”, в частности показатели рентабельности услуг, оказываемых потребителям, клиентам. Анализ производится по данным бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за период с 2001 года по 2003 год.
Глава 1. Современные тенденции в развитии экономики и сферы услуг 1.1. Зарубежный опыт развития экономики Рассмотрим опыт развития зарубежной экономики на примере нашего соседа – Китая. Китай - многонаселенная, развивающаяся страна со слабым фундаментом. Для достижения грандиозных целей экономического развития и четырех модернизаций принята стратегия "трех шагов" Что касается стратегических целей экономического развития, то еще в 50-е гг. провозглашали: "Догнать Англию за 15 лет" и другие, не соответствующие реальности лозунги. Принятие стратегии "трех шагов" означает, что произошел коренной поворот, изменен подход к самой стратегии развития, которая в прошлом была рассчитана на достижение немедленных результатов, а в настоящее время - на постепенную, шаг за шагом, модернизацию экономики. Идея стратегии "трех шагов" была Дэн Сяопином. Его главная мысль заключалась в том, чтобы "взять за исходное 1980 г. (валовой национальный продукт); "первый шаг" означает достижение в течение 80-х гг. удвоения этого показателя; "второй шаг" - к концу века добиться нового удвоения. Реализация этой цели должна означать то, что мы вступили в эпоху общества среднего достатка - "сяокан", т.е. бедный Китай превратили в Китай среднего достатка. Самой важной нашей целью остается все же "третий шаг", а именно - к 30-50-м гг. грядущего столетия добиться четырехкратного увеличения, с тем чтобы в общем и целом на каждого человека приходилось в среднем 4 тыс. американских долларов. В результате этого шага Китай достигнет уровня среднеразвитых стран. Таково наше неодолимое стремление"'. С начала 80-х гг. и осуществляются шаг за шагом ранее намеченные планы стратегической операции, разделенной на три этапа. Цели "первого шага" были достигнуты уже в 80-е гг. В 1988 г. ВНП возрос по сравнению с 1980 г. в 2 раза, и к концу 80-х гг. более 90% населения страны были обеспечены продуктами питания и предметами первой необходимости. Определенное ранее на 2004 г. задание увеличить в 4 раза ВНП было выполнено досрочно уже в 1995 г. Однако качество нашего развития можно было бы точно оценить лишь с учетом ограниченного роста народонаселения. Поэтому была поставлена новая цель - увеличить в 4 раза производство ВНП в расчете на душу населения по сравнению с 1980 г. Это означает, что в течение девятой пятилетки главная задача - полная реализация стратегической цели модернизации, намеченной в качестве "второго шага", при условии, что по сравнению с 1980 г. население в 2004 г. увеличится на 300 млн. человек. Четырехкратное увеличение среднедушевого ВНП по сравнению с 1980 г. заложит прочную материальную базу для начала третьего стратегического "шага", намеченного на начало грядущего века. До 2010 г. должна быть полностью решена стратегическая задача "второго шага" и совершен переход к стратегическим целям "третьего шага". Можно сказать словами изречения: "Путь долог, ноша тяжела". "Встречая грядущее столетие, мы ставим перед собой цель: за первые десять лет добиться увеличения ВНП в 2 раза, с тем, чтобы народ стал более зажиточным, на уровне среднего достатка, чтобы была сформирована сравнительно совершенная система социалистической рыночной экономики. Еще через 10 лет добиться, чтобы народное хозяйство достигло новых высот в своем развитии, а все системы и структуры - большего совершенства. Положение дел в экономике Китая за последние несколько лет таково, что победное завершение второго (уточненного) стратегического шага уже не за горами. Перспектива складывается весьма оптимистическая: если не сбавлять усилий и двигаться вперед, упрочивая достигнутое, стратегическая задача, поставленная на 2010 г., будет полностью решена. Это обусловливается и тем, что относительно стабильная международная обстановка дает нашей стране благоприятный шанс для длительного развития высокими темпами. Однако еще важнее тот факт, что в стране уже созданы благоприятные внутренняя обстановка и условия для достижения стратегических целей экономического развития. Основные предпосылки следующие. Масштабы экономики Китая достаточно значительны. По курсовым расчетам Мирового банка, содержащимся в "Отчете о мировом развитии", Китай в 1993 г. по объему внутреннего валового продукта занимал десятое место в мире после Соединенных Штатов Америки, Японии, Германии, Франции, Италии, Англии, Испании, Канады и Бразилии. Он производил 1,8% внутреннего валового мирового продукта и 8,7% продукта развивающихся стран. В 1995 г. Китай по объему ВВП опередил Испанию, Канаду и Бразилию и занял седьмое место в мире, соответственно произведя 2,5% мирового объема и 12,9% объема производства развивающихся стран. В 2001 г. Китай по этому показателю по-прежнему занимал седьмое место. Однако разрыв по сравнению с ведущими развитыми странами год от года сокращался. С 1993-го по 1996 г. Китай по производству зерновых культур, хлопка, маслосемян, мяса, каменного угля, текстиля и телевизоров удерживал первое место в мире; по производству электроэнергии поднялся с четвертого на второе место, минеральных удобрений - с третьего на второе, по производству сахара удерживает третью или четвертую позицию. Выплавка стали превысила 100 млн. т, что позволило КНР выйти на первое место в мире. По внешнеторговому обороту Китай уже давно вошел в число ведущих стран и в течение шести лет занимал одиннадцатое место; в 2001 г. объем торговли достиг 325,1 млрд. долл. США (десятое место). По мере улучшения внешнеторгового баланса неуклонно возрастало накопление Китаем валютных резервов, и в 1996 г. они превысили 100 млрд. долл. США. Китай по этому показателю занял вторую позицию в мире после Японии. Его валютные резервы на конец 2001 г. составили 140 млрд. долл., что в 88 раз больше, чем в 1978 г. (1,6 млрд. долл.). По размерам валютных резервов, запасам продовольственного зерна и другим видам стратегических запасов страна достигла самого высокого уровня в своей истории. Это беспрецедентно укрепило возможности государства в отношении макрорегулирования; наука, техника и образование достигли такого состояния, которое можно определить как переходное от среднего к высшему уровню; существенно увеличилось строительство инфраструктуры, "узкие места" уже не столь существенно сдерживают экономический рост. У граждан образовались сравнительно крупные накопления. Постоянное углубление в последние годы реформ в различных областях жизни, непрерывное развитие народного хозяйства способствуют росту доходов как в городе, так и в деревне. Китайцы, как правило, не склонны "забегать вперед в своих расходах", они сначала копят, потом расходуют. По этой причине Китай входит в группу стран с высоким уровнем сбережений жителей. На конец 2001 г. сбережения граждан составили 4600 млрд. юаней, или в 200 раз превысили их ^уровень на начало реформ. Без сомнения, это является не только важным резервом для решения проблемы инвестиций в строительство, но и (по мере увеличения доходов и повышения их покупательной способности) предпосылкой расширения внутреннего рынка, действенным фактором экономического роста. Многие китайские и зарубежные экономисты считают, что в стране в настоящее время происходит "быстрый экономический рост" и в течение ближайших 5-15 лет темп его будет превышать 7% в год. В 2002-2004 гг. масштабы инвестирования в Китае будут составлять 1200 млрд. долл. Величина товарного импорта приблизится к 600 млрд. долл. В последующие десять лет мощности по производству электроэнергии возрастут до 200 млн. кВт. Предстоит соорудить линии телефонной связи для обеспечения примерно 200 млн. телефонных номеров, что потребует вложений только в основное оборудование в размере 800 млрд. долл. И потому особенностью и преимуществом развития экономики страны в последующее десятилетие будет спрос на массированные капиталовложения. Однако наряду с предпосылками устойчивых и высоких темпов развития для реализации "третьего шага" с целью "достижения уровня средне развитого государства" в такой большой стране с численностью населения 1,3 млрд. существует много противоречий и проблем, сдерживающих экономическое развитие. В этом отношении ни правительство, ни народ не имеют иллюзий. Более того, предпринимаются энергичные меры для постепенного решения таких проблем. Главные среди них следующие. Сельское хозяйство. С начала реформ положение в сельском хозяйстве и экономике деревни значительно улучшилось. Существенно увеличился объем сельскохозяйственной продукции, непрерывно росло производство продовольственного зерна; оно как бы поднималось по ступеням - сначала достигло 350 млн. т, затем - 400 млн. и 450 млн. т и в 1996 г. был преодолен рубеж в 500 млн. т. Всесторонне развивается экономика деревни, валовая стоимость общественного производства увеличилась с 203700 млн. юаней в 1978 г. до 6137600 млн. юаней, или в 30 раз; при этом валовая стоимость несельскохозяйственного производства в деревне превысила 70%. Жизнь крестьян постоянно улучшается. Их доходы с учетом фактора роста цен реально возросли в 3,6 раза. В то же время нельзя не замечать проблем, которые, накапливаясь, все более тормозят развитие производства. Они проявляются главным образом в увеличении различий в доходах горожан и сельских жителей. Ежегодный темп прироста промышленной продукции с 1991 г. по 1994 г. в стране в среднем составил 24%, а в сельском хозяйстве - всего 6,6%, т.е. темп прироста в промышленности был примерно в 4 раза больше, чем в сельском хозяйстве. Соотношение чистого дохода в расчете на одного крестьянина и на одного жителя городов и поселков (городского типа) составляло 1:2,6; в 1985 г оно сократилось до 1:1,7; в 1994 г. снова выросло до 1:2,6. С учетом всякого рода дотаций фактический доход в городе был выше, чем в деревне, в 3-4 раза. В настоящее время 60 млн. человек все еще не могут решить проблемы "тепла и хлеба", т. е. выбраться из нужды. Эти люди проживают главным образом в деревнях. Если же учесть, что население Китая велико, а земли мало, что площадь пахотных земель продолжает сокращаться и отдача от сельского хозяйства относительно невелика, то проблемы деревни становятся еще более серьезными. В связи с огромной ролью сельского хозяйства и особенностями его производства этим проблемам уделяется особое внимание. Важным является решение проблем соотношений между первым, вторым и третьим производственными подразделениями, особенно согласование темпов развития промышленности и сельского хозяйства; поддержания на каждом этапе развития разумных пропорций между этими секторами производства. Недооценка значения сельского хозяйства, односторонний упор на высокие темпы развития промышленного производства неизбежно наносят ущерб развитию экономики в целом. Реформирование предприятий государственной собственности. Такие предприятия являются опорой народного хозяйства. Их реформирование - центральная и вместе с тем наиболее трудная задача реформ экономического строя. В этой области уже проведено немало экспериментов, однако до сего дня нельзя считать, что решение найдено. Положение еще более осложняется тем, что государственные предприятия обременены тяжелыми и сложными проблемами, на них возложены многочисленные социальные нагрузки, и для сохранения стабильности это бремя нельзя легкомысленно перекладывать на плечи общества. В таком случае трудности проведения реформ на государственных предприятиях только усилятся. В настоящее время в Китае насчитывается 68 тыс. государственных предприятий, из них 52 тыс. - малые. Если малые предприятия "отпустить в свободное плавание", то остается 16 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 5,9 тыс. (37%) - убыточные. В соответствии с решениями Совещания по вопросам народного хозяйства, проведенного 9-11 декабря 2001 г., намечено разделить крупные и средние госпредприятия на две группы. В первую включены предприятия с более благоприятными условиями для реформирования. Для начала выделено 1 тыс. таких базовых предприятий (их число будет увеличиваться), из которых на 512 реформа уже проводится. Хотя эти последние не составляют и 1% общего числа государственных предприятий, здесь сосредоточено 55% основного капитала, они обеспечивают 60% сбыта и более 80% налоговых поступлений. Что касается предприятий другой группы, то здесь поставлена задача добиться рентабельности производства в базовых отраслях. Вышеупомянутые 5,9 тыс. убыточных предприятий сосредоточены главным образом в текстильной, каменноугольной, машиностроительной и оборонной отраслях Правительство основное внимание уделяет текстильной промышленности, проводя там целенаправленные реформы для повышения рентабельности производства, с тем чтобы на ее примере обеспечить прорыв в этом направлении. В текстильной отрасли уже удалось стабилизировать положение, и показатели убыточности перестали увеличиваться. Полученный опыт распространяется на оборонную промышленность, машиностроение, каменноугольную и другие отрасли, которые испытывают аналогичные трудности. В последнее время каменноугольная отрасль стала приносить прибыль. Это, вне всякого сомнения, - весьма обнадеживающие явления. Уменьшение убыточности и ее полная ликвидация послужат большим стимулом для государственных предприятий в целом. Далее, в процессе реформирования этих предприятий будут поощряться их слияние и укрупнение, пересмотр нормативов, ротация кадров, сокращение штатов при росте эффективности труда, создание новых рабочих мест. Таким образом, на предприятиях будут создаваться механизмы обновления производства и рационального, перемещения рабочей силы. В результате этого примерно за три года реформ большинство крупных и средних убыточных государственных предприятий преодолеет существующие трудности и на них будут созданы основы современного промышленного производства. Ускорение научно-технического прогресса и развитие образования. Более чем за 40 лет своего существования, особенно после начала реформ и проведения политики открытости внешнему миру, КНР добилась выдающихся успехов, как в научно-технической области, так и в образовании. По статистическим данным об итогах социально-экономического развития страны за 2001 г., на государственных предприятиях и учреждениях на конец этого года работало 29140 тыс. технических специалистов различного профиля; лиц, занятых научно-технической деятельностью, - 2620 тыс. человек, из них ученых и дипломированных инженеров - 1680 тыс. человек. Они вносят существенный вклад в ускорение комплексного развития страны и повышение на этой основе жизненного уровня народа. В 2001 г. в стране в целом только на уровне провинций и более высоких административных образований получено 30566 крупных результатов в области науки и техники, в том числе 5267 - мирового уровня; 626 достижений удостоены государственных премий. Однако, используя науку и технику для развития экономики, осуществляя стратегию подъема страны через науку и образование, страна сталкивается с рядом проблем, которые требуют решения. Это, во-первых, необходимость увеличения инвестиций в науку и технику. Вклад науки и техники в производство ВВП пока очень невелик. Если доля этого вклада, составляющая в настоящее время 0,7%, поднимется к 2004 г. до 1,5%, то она лишь приблизится к уровню показателей 80-х гг. в развитых странах. Во-вторых, перестройка традиционной промышленности на базе высоких технологий также сопряжена с немалыми трудностями. По данным соответствующих ведомств, доля участия научно-технического прогресса в подъеме экономики нашей страны составляет 20%, или меньше, чем в Японии, Германии, Америке на 30 процентных пунктов, и в Южной Корее (60-70 гг.) - на 16 пунктов. В области производства, строительства Китай очень сильно отстает от передовых стран. Если исходить из технического уровня 80-х гг. и при этом сохранять нынешние темпы роста экономики, то в 2004 г. потребуется ввезти 200 млн. т железной руды. Но финансовые возможности не позволяют этого сделать. Выход только один - преобразовать традиционное производство, применяя высокие технологии. В-третьих, уровень технического оснащения очень низкий, в промышленности по большей части используется оборудование 60-70-х гг. Срок службы пятой части промышленного оборудования уже на 40% превысил нормативные показатели. В-четвертых, система образования еще далеко не соответствует современным требованиям. Численность неграмотных в нашей стране - это четверть неграмотных во всем мире; численность научно-технического персонала и студентов в расчете на 10 тыс. населения меньше, чем в Индии. Товарищ Цзян Цзэминь на XV съезде КПК, состоявшемся в прошлом году, неоднократно подчеркивал важность для подъема страны науки и образования. Он отметил, что необходимо самым серьезным образом оценить значение науки и техники будущего и особенно новых технологий для усиления мощи страны, их исключительное влияние на структуру народного хозяйства и уровень жизни народа, отвести научно-техническому прогрессу ключевую роль в деле социально-экономического развития, с тем, чтобы экономическое строительство осуществлять за счет научно-технического прогресса и повышения качества труда; расширять фундаментальные исследования и разработку высоких технологий, ускорять их внедрение в производство, направлять усилия на разработку и широкое применение техники, способствовать использованию научных результатов в производстве, сосредоточить внимание на крупных и имеющих ключевое значение проблемах техники. Региональные различия. В качестве важного направления национального экономического и социального развития до 2010 г. определено достижение сбалансированного развития экономики регионов с целью постепенного сокращения региональных различий. При проведении реформ в некоторых регионах, особенно приморских, сложились более выгодные экономические условия, в результате чего они развиваются быстрее других, выше там и уровень жизни населения. Их дальнейшее продвижение вперед следует поощрять и стимулировать, с тем чтобы спустя некоторое время они смогли бы стать зачинателями в осуществлении коренной модернизации производства. Однако в последние десять с лишним лет различия в развитии регионов увеличиваются. Так, в годы восьмой пятилетки разрыв в темпах экономического роста между приморскими и внутренними регионами составлял примерно 7%. И хотя правительство специально разместило в центральных и западных частях страны строительные объекты, финансируемые за счет международных финансовых организаций и ссуд иностранных государств, тем не менее основная часть зарубежных инвестиций поступала в восточные приморские регионы. По данным за первую половину 1995 г., все первые десять объектов, в которые были инвестированы зарубежные капиталы, расположены в приморских регионах. Доля валовой стоимости национального производства составляет там 57%, а в центральных и западных регионах - 43%, в то время как в восточной части страны проживает 41% населения, а в центральной и западной - 59%. По показателю уровня насыщенности производительными силами (10 тыс. юаней валовой стоимости в расчете на 1 км2 площади) восточные регионы соотносятся с центральными и западными как 1:4,5 и 1:15 соответственно, 60 млн. беднейшего населения в основном проживают в центральной и западной частях страны. Государство оказывает материальную поддержку 592 уездам (дотационные уезды), из них 510, или 86%, расположены в центральных и западных регионах страны. Кроме того, в этих регионах проживает основная часть национальных меньшинств Китая: из пяти национальных автономных районов четыре расположены в центральной и западной областях. В связи с этим сбалансированное развитие экономики регионов, постоянное уменьшение межрайонных различий являются необходимыми условиями реализации стратегической цели "второго шага", а также достижения общего процветания, укрепления межнациональной сплоченности, обеспечения общественной стабильности и спокойствия. Начиная с 80-х гг. поставлена задача все энергоемкие и материалоемкие производства, а также связанные с перевозками большого количества грузов, переводить из восточных в центральные и западные части страны. Например, электростанции будут строиться именно в этих регионах, для того чтобы вместо перевозки угля на дальние расстояния направлять на восток электроэнергию. Предусмотрено развитие в восточных приморских регионах таких производств и выпуск таких изделий, которые требуют незначительного количества материалов, обеспечивают высокую добавленную стоимость и являются высокотехнологичными. Что касается центральных и западных регионов, то в них акцент делается на использование ресурсо-сырьевых запасов, развитии земледелия, скотоводства, лесного хозяйства и на переработки продукции этих отраслей, интенсификацию и улучшение перевозок, строительство систем связи, поиск источников энергии и горнорудного сырья, для того чтобы свое "сырьевое преимущество" они превратили в экономическое. Окружающая среда. Экологические проблемы уже стали одним из препятствий стабильного устойчивого развития. Из-за природно-географи-ческих условий экологическая ситуация в стране достаточно сложная, часто происходят стихийные бедствия. Эта ситуация ухудшается и в результате экономической деятельности. С начала реформ средний темп роста производства превышает 8% в год; такое интенсивное развитие оказывает очень сильное давление на природную среду. Увеличивается и численность населения. Все это обусловливает рост потребления сырьевых ресурсов в такой степени, что истребляется растительность, сокращаются водоемы, разрушается почва, увеличивается площадь пустыней. Данные проблемы день ото дня становятся все более серьезными: нерациональные производственная деятельность и потребление все более ухудшают экологическую обстановку.<........> |
Loading
|