Центральный Дом Знаний - Развитие сферы услуг

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Развитие сферы услуг

Введение

Рыночная экономика не может нормально функционировать без хорошо отлаженного мехпнизма деятельности предприятий различных отраслей.

В 2003 году в России развивались тенденции улучшения общеэкономической и финансовой ситуации, начавшие проявляться в IV квартале 2002 г., после обо­стрения кризиса. Сформировалась положительная динамика промышленного производства и ВВП, обусловленная, прежде всего ростом физических объемов экспорта, развитием процессов импортозамещения, относительным сокраще­нием производственных издержек. Продолжалось заметное улучшение финан­сового состояния предприятий реального сектора экономики. Сохранялись низкие темпы инфляции. Предсказуемым и достаточно стабильным был об­менный курс рубля.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и.т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования, в частности анализу рентабельности. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный специалист в любой сфере – экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Целью данной работы является выработка предложений по совершенствованию деятельности предприятия сферы услуг. Для этого необходимо определить следущий задачи:

- на основе статистических данных, данных периодической печати и экономической литературы проанализировать состояние экономики страны;

- изучить тенденции развития сферы услуг на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае;

  • проанализировать деятельность исследуемого предприятия, охарактеризовать его ресурсный потенциал, показатели рентабельности;

  • разработать предложения по совершениствованию деятельности предприятия в сфере услуг.

Объектом исследования является СП ЗАО "Даль-У”.

Предмет исследования – показатели хозяйственно-финансовой деятельности СП ЗАО "Даль-У”, в частности показатели рентабельности услуг, оказываемых потребителям, клиентам. Анализ производится по данным бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за период с 2001 года по 2003 год.


Глава 1. Современные тенденции в развитии экономики и сферы услуг

1.1. Зарубежный опыт развития экономики

Рассмотрим опыт развития зарубежной экономики на примере нашего соседа – Китая.

Китай - многонаселенная, развивающаяся страна со слабым фундамен­том. Для достижения грандиозных целей экономического развития и четы­рех модернизаций принята стратегия "трех шагов" Что касается стратеги­ческих целей экономического развития, то еще в 50-е гг. провозглашали: "Догнать Англию за 15 лет" и другие, не соответствующие реальности ло­зунги. Принятие стратегии "трех шагов" означает, что произошел коренной поворот, изменен подход к самой стратегии развития, которая в прошлом была рассчитана на достижение немедленных результатов, а в настоящее время - на постепенную, шаг за шагом, модернизацию экономики.

Идея стратегии "трех шагов" была Дэн Сяопином. Его главная мысль заключалась в том, чтобы "взять за исходное 1980 г. (валовой на­циональный продукт); "первый шаг" означает достижение в течение 80-х гг. удвоения этого показателя; "второй шаг" - к концу века добиться нового удвоения. Реализация этой цели должна означать то, что мы вступили в эпоху общества среднего достатка - "сяокан", т.е. бедный Китай превратили в Китай среднего достатка. Самой важной нашей целью остается все же "третий шаг", а именно - к 30-50-м гг. грядущего столетия добиться четы­рехкратного увеличения, с тем чтобы в общем и целом на каждого человека приходилось в среднем 4 тыс. американских долларов. В результате этого шага Китай достигнет уровня среднеразвитых стран. Таково наше неодо­лимое стремление"'. С начала 80-х гг. и осуществляются шаг за шагом ра­нее намеченные планы стратегической операции, разделенной на три этапа. Цели "первого шага" были достигнуты уже в 80-е гг. В 1988 г. ВНП возрос по сравнению с 1980 г. в 2 раза, и к концу 80-х гг. более 90% населения страны были обеспечены продуктами питания и предметами первой необ­ходимости. Определенное ранее на 2004 г. задание увеличить в 4 раза ВНП было выполнено досрочно уже в 1995 г. Однако качество нашего развития можно было бы точно оценить лишь с учетом ограниченного роста народо­населения. Поэтому была поставлена новая цель - увеличить в 4 раза про­изводство ВНП в расчете на душу населения по сравнению с 1980 г. Это означает, что в течение девятой пятилетки главная задача - полная реализа­ция стратегической цели модернизации, намеченной в качестве "второго шага", при условии, что по сравнению с 1980 г. население в 2004 г. увели­чится на 300 млн. человек. Четырехкратное увеличение среднедушевого ВНП по сравнению с 1980 г. заложит прочную материальную базу для на­чала третьего стратегического "шага", намеченного на начало грядущего века.

До 2010 г. должна быть полностью решена стратегическая задача "вто­рого шага" и совершен переход к стратегическим целям "третьего шага". Можно сказать словами изречения: "Путь долог, ноша тяжела". "Встречая грядущее столетие, мы ставим перед собой цель: за первые десять лет до­биться увеличения ВНП в 2 раза, с тем, чтобы народ стал более зажиточ­ным, на уровне среднего достатка, чтобы была сформирована сравнительно совершенная система социалистической рыночной экономики. Еще через 10 лет добиться, чтобы народное хозяйство достигло новых высот в своем развитии, а все системы и структуры - большего совершенства.

Положение дел в экономике Китая за последние несколько лет таково, что победное завершение второго (уточненного) стратегического шага уже не за горами. Перспектива складывается весьма оптимистическая: если не сбавлять усилий и двигаться вперед, упрочивая достигнутое, стратегиче­ская задача, поставленная на 2010 г., будет полностью решена. Это обу­словливается и тем, что относительно стабильная международная обстанов­ка дает нашей стране благоприятный шанс для длительного развития высо­кими темпами.

Однако еще важнее тот факт, что в стране уже созданы бла­гоприятные внутренняя обстановка и условия для достижения стратегиче­ских целей экономического развития. Основные предпосылки следующие.

Масштабы эко­номики Китая достаточно значительны. По курсовым расчетам Мирового банка, содержащимся в "Отчете о мировом развитии", Китай в 1993 г. по объему внутреннего валового продукта занимал десятое место в мире после Соеди­ненных Штатов Америки, Японии, Германии, Франции, Италии, Англии, Испании, Канады и Бразилии. Он производил 1,8% внутреннего валового мирового продукта и 8,7% продукта развивающихся стран. В 1995 г. Китай по объему ВВП опередил Испанию, Канаду и Бразилию и занял седьмое место в мире, соответственно произведя 2,5% мирового объема и 12,9% объема производства развивающихся стран. В 2001 г. Китай по этому пока­зателю по-прежнему занимал седьмое место. Однако разрыв по сравнению с ведущими развитыми странами год от года сокращался. С 1993-го по 1996 г. Китай по производству зерновых культур, хлопка, маслосемян, мяса, ка­менного угля, текстиля и телевизоров удерживал первое место в мире; по производству электроэнергии поднялся с четвертого на второе место, мине­ральных удобрений - с третьего на второе, по производству сахара удержи­вает третью или четвертую позицию. Выплавка стали превысила 100 млн. т, что позволило КНР выйти на первое место в мире. По внешнеторговому обороту Китай уже давно вошел в число ведущих стран и в течение шести лет занимал одиннадцатое место; в 2001 г. объем торговли достиг 325,1 млрд. долл. США (десятое место). По мере улучшения внешнеторгового ба­ланса неуклонно возрастало накопление Китаем валютных резервов, и в 1996 г. они превысили 100 млрд. долл. США. Китай по этому показателю занял вторую позицию в мире после Японии. Его валютные резервы на конец 2001 г. составили 140 млрд. долл., что в 88 раз больше, чем в 1978 г. (1,6 млрд. долл.). По размерам валютных резервов, запасам продовольст­венного зерна и другим видам стратегических запасов страна достигла са­мого высокого уровня в своей истории. Это беспрецедентно укрепило воз­можности государства в отношении макрорегулирования; наука, техника и образование достигли такого состояния, которое можно определить как пе­реходное от среднего к высшему уровню; существенно увеличилось строи­тельство инфраструктуры, "узкие места" уже не столь существенно сдержи­вают экономический рост.

У граждан образовались сравнительно крупные накопления. По­стоянное углубление в последние годы реформ в различных областях жиз­ни, непрерывное развитие народного хозяйства способствуют росту доходов как в городе, так и в деревне. Китайцы, как правило, не склонны "забегать вперед в своих расходах", они сначала копят, потом расходуют. По этой причине Китай входит в группу стран с высоким уровнем сбережений жи­телей. На конец 2001 г. сбережения граждан составили 4600 млрд. юаней, или в 200 раз превысили их ^уровень на начало реформ. Без сомнения, это является не только важным резервом для решения проблемы инвестиций в строительство, но и (по мере увеличения доходов и повышения их покупа­тельной способности) предпосылкой расширения внутреннего рынка, дей­ственным фактором экономического роста.

Многие китайские и зарубежные экономисты считают, что в стране в настоящее время происходит "быстрый экономический рост" и в течение ближайших 5-15 лет темп его будет превышать 7% в год. В 2002-2004 гг. масштабы инвестирования в Китае будут составлять 1200 млрд. долл. Ве­личина товарного импорта приблизится к 600 млрд. долл. В последующие десять лет мощности по производству электроэнергии возрастут до 200 млн. кВт. Предстоит соорудить линии телефонной связи для обеспечения при­мерно 200 млн. телефонных номеров, что потребует вложений только в ос­новное оборудование в размере 800 млрд. долл. И потому особенностью и преимуществом развития экономики страны в последующее десятилетие будет спрос на массированные капиталовложения.

Однако наряду с предпосылками устойчивых и высоких темпов разви­тия для реализации "третьего шага" с целью "достижения уровня средне развитого государства" в такой большой стране с численностью населения 1,3 млрд. существует много противоречий и проблем, сдерживающих эко­номическое развитие. В этом отношении ни правительство, ни народ не имеют иллюзий. Более того, предпринимаются энергичные меры для посте­пенного решения таких проблем. Главные среди них следующие.

Сельское хозяйство. С начала реформ положение в сельском хозяйстве и экономике деревни значительно улучшилось. Существенно увеличился объем сельскохозяйственной продукции, непрерывно росло производство продовольственного зерна; оно как бы поднималось по ступеням - сначала достигло 350 млн. т, затем - 400 млн. и 450 млн. т и в 1996 г. был преодолен рубеж в 500 млн. т. Всесторонне развивается экономика деревни, валовая стоимость общественного производства увеличилась с 203700 млн. юаней в 1978 г. до 6137600 млн. юаней, или в 30 раз; при этом валовая стоимость несельскохозяйственного производства в деревне превысила 70%. Жизнь крестьян постоянно улучшается. Их доходы с учетом фактора роста цен ре­ально возросли в 3,6 раза.

В то же время нельзя не замечать проблем, которые, накапливаясь, все более тормозят развитие производства. Они проявляются главным образом в увеличении различий в доходах горожан и сельских жителей. Ежегодный темп прироста промышленной продукции с 1991 г. по 1994 г. в стране в среднем составил 24%, а в сельском хозяйстве - всего 6,6%, т.е. темп при­роста в промышленности был примерно в 4 раза больше, чем в сельском хозяйстве. Соотношение чистого дохода в расчете на одного крестьянина и на одного жителя городов и поселков (городского типа) составляло 1:2,6; в 1985 г оно сократилось до 1:1,7; в 1994 г. снова выросло до 1:2,6. С учетом всякого рода дотаций фактический доход в городе был выше, чем в деревне, в 3-4 раза. В настоящее время 60 млн. человек все еще не могут решить проблемы "тепла и хлеба", т. е. выбраться из нужды. Эти люди проживают главным образом в деревнях. Если же учесть, что население Китая велико, а земли мало, что площадь пахотных земель продолжает сокращаться и отда­ча от сельского хозяйства относительно невелика, то проблемы деревни становятся еще более серьезными. В связи с огромной ролью сельского хо­зяйства и особенностями его производства этим проблемам уделяется осо­бое внимание. Важным является решение проблем соотношений между первым, вторым и третьим производственными подразделениями, особенно согласование темпов развития промышленности и сельского хозяйства; поддержания на каждом этапе развития разумных пропорций между этими секторами производства. Недооценка значения сельского хозяйства, одно­сторонний упор на высокие темпы развития промышленного производства неизбежно наносят ущерб развитию экономики в целом.

Реформирование предприятий государственной собственности. Та­кие предприятия являются опорой народного хозяйства. Их реформирова­ние - центральная и вместе с тем наиболее трудная задача реформ экономи­ческого строя. В этой области уже проведено немало экспериментов, однако до сего дня нельзя считать, что решение найдено. Положение еще более ос­ложняется тем, что государственные предприятия обременены тяжелыми и сложными проблемами, на них возложены многочисленные социальные нагрузки, и для сохранения стабильности это бремя нельзя легкомысленно перекладывать на плечи общества. В таком случае трудности проведения реформ на государственных предприятиях только усилятся.

В настоящее время в Китае насчитывается 68 тыс. государственных предприятий, из них 52 тыс. - малые. Если малые предприятия "отпустить в свободное плавание", то остается 16 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 5,9 тыс. (37%) - убыточные. В соответствии с решениями Сове­щания по вопросам народного хозяйства, проведенного 9-11 декабря 2001 г., намечено разделить крупные и средние госпредприятия на две группы. В первую включены предприятия с более благоприятными условиями для ре­формирования. Для начала выделено 1 тыс. таких базовых предприятий (их число будет увеличиваться), из которых на 512 реформа уже проводится. Хотя эти последние не составляют и 1% общего числа государственных предприятий, здесь сосредоточено 55% основного капитала, они обеспечи­вают 60% сбыта и более 80% налоговых поступлений. Что касается пред­приятий другой группы, то здесь поставлена задача добиться рентабельно­сти производства в базовых отраслях. Вышеупомянутые 5,9 тыс. убыточ­ных предприятий сосредоточены главным образом в текстильной, каменно­угольной, машиностроительной и оборонной отраслях Правительство ос­новное внимание уделяет текстильной промышленности, проводя там целе­направленные реформы для повышения рентабельности производства, с тем чтобы на ее примере обеспечить прорыв в этом направлении. В тек­стильной отрасли уже удалось стабилизировать положение, и показатели убыточности перестали увеличиваться.

Полученный опыт распространяется на оборонную промышленность, машиностроение, каменноугольную и другие отрасли, которые испытывают аналогичные трудности. В последнее время каменноугольная отрасль стала приносить прибыль. Это, вне всякого сомнения, - весьма обнадеживающие явления. Уменьшение убыточности и ее полная ликвидация послужат большим стимулом для государственных предприятий в целом. Далее, в процессе реформирования этих предприятий будут поощряться их слияние и укрупнение, пересмотр нормативов, ротация кадров, сокращение штатов при росте эффективности труда, создание новых рабочих мест. Таким образом, на предприятиях будут создаваться механизмы обновления производст­ва и рационального, перемещения рабочей силы. В результате этого при­мерно за три года реформ большинство крупных и средних убыточных го­сударственных предприятий преодолеет существующие трудности и на них будут созданы основы современного промышленного производства.

Ускорение научно-технического прогресса и развитие образования. Более чем за 40 лет своего существования, особенно после начала реформ и проведения поли­тики открытости внешнему миру, КНР добилась выдающихся успехов, как в научно-технической области, так и в образовании. По статистическим дан­ным об итогах социально-экономического развития страны за 2001 г., на государственных предприятиях и учреждениях на конец этого года работало 29140 тыс. технических специалистов различного профиля; лиц, занятых научно-технической деятельностью, - 2620 тыс. человек, из них ученых и дипломированных инженеров - 1680 тыс. человек. Они вносят существенный вклад в ускорение комплексного развития страны и повыше­ние на этой основе жизненного уровня народа. В 2001 г. в стране в целом только на уровне провинций и более высоких административных образова­ний получено 30566 крупных результатов в области науки и техники, в том числе 5267 - мирового уровня; 626 достижений удостоены государственных премий. Однако, используя науку и технику для развития экономики, осу­ществляя стратегию подъема страны через науку и образование, страна сталки­вается с рядом проблем, которые требуют решения.

Это, во-первых, необходимость увеличения инвестиций в науку и тех­нику. Вклад науки и техники в производство ВВП пока очень невелик. Если доля этого вклада, составляющая в настоящее время 0,7%, поднимется к 2004 г. до 1,5%, то она лишь приблизится к уровню показателей 80-х гг. в развитых странах.

Во-вторых, перестройка традиционной промышленности на базе высо­ких технологий также сопряжена с немалыми трудностями. По данным со­ответствующих ведомств, доля участия научно-технического прогресса в подъеме экономики нашей страны составляет 20%, или меньше, чем в Япо­нии, Германии, Америке на 30 процентных пунктов, и в Южной Корее (60-70 гг.) - на 16 пунктов. В области производства, строительства Китай очень сильно отстает от передовых стран. Если исходить из технического уровня 80-х гг. и при этом сохранять нынешние темпы роста экономики, то в 2004 г. потребуется ввезти 200 млн. т железной руды. Но финансовые возможно­сти не позволяют этого сделать. Выход только один - преобразовать тради­ционное производство, применяя высокие технологии.

В-третьих, уровень технического оснащения очень низкий, в промыш­ленности по большей части используется оборудование 60-70-х гг. Срок службы пятой части промышленного оборудования уже на 40% превысил нормативные показатели.

В-четвертых, система образования еще далеко не соответствует совре­менным требованиям. Численность неграмотных в нашей стране - это чет­верть неграмотных во всем мире; численность научно-технического персо­нала и студентов в расчете на 10 тыс. населения меньше, чем в Индии. То­варищ Цзян Цзэминь на XV съезде КПК, состоявшемся в прошлом году, неоднократно подчеркивал важность для подъема страны науки и образо­вания. Он отметил, что необходимо самым серьезным образом оценить зна­чение науки и техники будущего и особенно новых технологий для усиле­ния мощи страны, их исключительное влияние на структуру народного хо­зяйства и уровень жизни народа, отвести научно-техническому прогрессу ключевую роль в деле социально-экономического развития, с тем, чтобы экономическое строительство осуществлять за счет научно-технического прогресса и повышения качества труда; расширять фундаментальные ис­следования и разработку высоких технологий, ускорять их внедрение в производство, направлять усилия на разработку и широкое применение техники, способствовать использованию научных результатов в производ­стве, сосредоточить внимание на крупных и имеющих ключевое значение проблемах техники.

Региональные различия. В качестве важного на­правления национального экономического и социального развития до 2010 г. определено достижение сбалансированного развития экономики регионов с целью постепенного сокращения региональных различий.

При проведении реформ в некоторых регионах, особенно приморских, сложились более выгодные экономические условия, в результате чего они развиваются быстрее других, выше там и уровень жизни населения. Их дальнейшее продвижение вперед следует поощрять и стимулировать, с тем чтобы спустя некоторое время они смогли бы стать зачинателями в осуще­ствлении коренной модернизации производства. Однако в последние десять с лишним лет различия в развитии регионов увеличиваются. Так, в годы восьмой пятилетки разрыв в темпах экономического роста между примор­скими и внутренними регионами составлял примерно 7%. И хотя прави­тельство специально разместило в центральных и западных частях страны строительные объекты, финансируемые за счет международных финансо­вых организаций и ссуд иностранных государств, тем не менее основная часть зарубежных инвестиций поступала в восточные приморские регионы. По данным за первую половину 1995 г., все первые десять объектов, в кото­рые были инвестированы зарубежные капиталы, расположены в примор­ских регионах. Доля валовой стоимости национального производства со­ставляет там 57%, а в центральных и западных регионах - 43%, в то время как в восточной части страны проживает 41% населения, а в центральной и западной - 59%. По показателю уровня насыщенности производительными силами (10 тыс. юаней валовой стоимости в расчете на 1 км2 площади) вос­точные регионы соотносятся с центральными и западными как 1:4,5 и 1:15 соответственно, 60 млн. беднейшего населения в основном проживают в центральной и западной частях страны. Государство оказывает материаль­ную поддержку 592 уездам (дотационные уезды), из них 510, или 86%, рас­положены в центральных и западных регионах страны. Кроме того, в этих регионах проживает основная часть национальных меньшинств Китая: из пяти национальных автономных районов четыре расположены в цен­тральной и западной областях. В связи с этим сбалансированное разви­тие экономики регионов, постоянное уменьшение межрайонных разли­чий являются необходимыми условиями реализации стратегической це­ли "второго шага", а также достижения общего процветания, укрепления межнациональной сплоченности, обеспечения общественной стабильно­сти и спокойствия.

Начиная с 80-х гг. поставлена задача все энергоемкие и материалоемкие производства, а также связанные с перевозками большого количества гру­зов, переводить из восточных в центральные и западные части страны. На­пример, электростанции будут строиться именно в этих регионах, для того чтобы вместо перевозки угля на дальние расстояния направлять на восток электроэнергию. Предусмотрено развитие в восточных приморских регионах таких производств и выпуск таких изделий, которые требуют незначительного количества материалов, обеспечивают высокую добавленную стоимость и являются высокотехнологичными. Что касается центральных и западных регионов, то в них акцент делается на использо­вание ресурсо-сырьевых запасов, развитии земледелия, скотоводства, лес­ного хозяйства и на переработки продукции этих отраслей, интенсифика­цию и улучшение перевозок, строительство систем связи, поиск источников энергии и горнорудного сырья, для того чтобы свое "сырьевое преимущест­во" они превратили в экономическое.

Окружающая среда. Экологические проблемы уже стали одним из препятствий стабильного устойчивого развития. Из-за природно-географи-ческих условий экологическая ситуация в стране достаточно сложная, часто происходят стихийные бедствия. Эта ситуация ухудшается и в результате экономической деятельности. С начала реформ средний темп роста произ­водства превышает 8% в год; такое интенсивное развитие оказывает очень сильное давление на природную среду. Увеличивается и численность насе­ления. Все это обусловливает рост потребления сырьевых ресурсов в такой степени, что истребляется растительность, сокращаются водоемы, разруша­ется почва, увеличивается площадь пустыней. Данные проблемы день ото дня становятся все более серьезными: нерациональные производственная деятельность и потребление все более ухудшают экологическую обстановку.<........>

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24