Центральный Дом Знаний - Издержки обращения

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Издержки обращения

Введение

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию, торговому предприятию. Именно на этих уровнях создается нужная обществу продукция, оказываются необоротные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применение высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Обращение товаров требует общественных затрат, вызываемых их доставкой, хранением и реализацией. Эти затраты живого и общественного труда, необходимые для доведения товаров до потребителей, выраженные в денежной форме, называются издержками обращения.

Проблема издержек обращения одна из наиболее актуальных и важных проблем политики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятия, с вопросами планирования и организации процесса, движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Издержки обращения являются важнейшим и качественным показателем деятельности торгового предприятия.

Целью настоящей работы является анализ механизма формирования издержек обращения и поиск путей их оптимизации.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

1. рассмотреть теоретические аспекты механизма формирования затрат;

2. проанализировать динамику, состав и структуру издержек обращения на конкретном торговом предприятии;

3. определить и проанализировать факторы, оказывающие влияние на издержки обращения;

4. на данных проводимого анализа определить прогнозные значения издержек обращения на предстоящий период.

Объектом исследования в работе является ООО «ТВ-Сервис»; анализируются данные за 1999-2003 гг.

1. Экономическая сущность издержек обращения

1.1. Общие положения по издержкам обращения

Издержками обращения называются выраженные в денежной форме текущие затраты живого и овеществленного труда на планомерную организацию доведения и реализации товаров потребителям. Они обусловлены необходимостью оплаты труда работников, транспортирования и хранения, подготовки товаров к продаже. Расходы требуются на управление торговыми организациями и предприятиями, на ведение учета.

Текущие расходы авансируются ежегодно как по стоимости, так и в натурально-вещественной форме. По товарам личного потребления издержки обращения в основном приходятся на оптовую и розничную торговлю, возмещаются они за счет оптовых и торговых скидок. Часть этих издержек оплачивает промышленность. Это преимущественно расходы по сбыту, транспортные расходы и стоимость тары в доле, включаемой в оптовую цену промышленных предприятий.

В масштабе народного хозяйства издержки обращения выступают как общественно необходимые затраты на процесс обращения товаров. Такими затратами принято называть расходы на реализацию и доведение товаров до потребителей при общественно нормальных условиях купли-продажи, среднем уровне интенсивности труда работников, соблюдении установленных требований к качеству торгового обслуживания [32, с. 206].

Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Издержки обращения характеризуются суммой и уровнем. Их уровень в розничной торговле определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой – в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах, в общественном питании – в процентах к валовому товарообороту общественного питания. Уровень издержек обращения – важный качественный показатель торговой деятельности.

Издержки обращения условно подразделяются на две группы: чистые и дополнительные. Чистые издержки – это затраты по организации процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.

Доля чистых издержек в оптовой торговле (по данным экспертов) составляет 10 – 12%, в розничной торговле продовольственными товарами – до 40, в розничной торговле непродовольственными товарами – около 50%. Соотношение между чистыми и дополнительными издержками не является постоянным. С развитием производства, увеличением доли фасованных товаров, улучшением транспортных связей, приближением промышленных предприятий к потребителю, совершенствованием материально-технической базы торговли, повышением качества торгового обслуживания, сокращением непроизводственных затрат доля дополнительных издержек будет падать.

Наряду с показателем издержек обращения в экономике используется показатель издержек потребления. Эти величины связаны между собой. Издержки потребления представляют собой затраты на поиск товара, его покупку, доставку домой, подготовку к потреблению. Издержки потребления составляют примерно 50% всех издержек сферы обращения и более чем в 1,5 раза превышают величину текущих затрат торговли. Чем полнее будет ассортимент в торговле, лучше подготовлен товар к продаже и потреблению, выше качество обслуживания, тем выше будут издержки обращения и ниже издержки потребления.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение себестоимости для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия, заключается в следующем:

  • в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

  • в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

  • в улучшении финансового состояния и снижении риска банкротства;

  • в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;

  • в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения ставки.

Из всего вышесказанного вытекает очень важный вывод, что проблема снижения себестоимости продукции всегда должна быть в центре внимания на предприятиях.

Сущность затрат на производство и издержек производства не тождественны между собой в теоретическом и практическом планах, как на уровне общественной и зарубежной практики. С позиции общества издержки на производство включают полный объем затрат живого и овеществленного труда и равны стоимости продукта. Затраты на производство отечественных предприятий состоят из собственных денежных расходов, а издержки зарубежных фирм включают нормативную прибыль.

Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, то есть их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку.

1.2. Понятие издержек товарного обращения, состав затрат, включаемых в издержки обращения

В экономической литературе обоснованно издержки производства и обращения промышленного предприятия рассматривают как денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей производственной и коммерческой деятельности. Эту же категорию характеризуют как затраты живого и общественного труда предприятия на изготовление продукции, выполнение работ и оказания услуг и их реализацию (сбыт). На практике при характеристике всех издержек производства и обращения используют термин «затраты на производство».

Понятие «затраты» более емко, чем понятие «издержки производства и обращения». При характеристике последних в их состав не включают затраты, связанные с упущениями в хозяйственной деятельности, и расходы будущих периодов.

Затраты, относящиеся к выпущенной продукции, характеризуют ее себестоимость. Их еще называют текущими издержками производства и обращения.

Себестоимость продукции (работ, услуг) рассматривают также как часть стоимости этой продукции, включающей потребленные средства и предметы труда, услуги других предприятий, оплату труда работников и т. д., выраженные в денежной форме, этот показатель характеризует, во что обходится каждому предприятию Производство и сбыт продукции (работ, услуг) [3].

Затраты представляют собой средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции, получения доходов и прибыли. В себестоимости продукции, как синтетическом показателе, находят отражения различные стороны производственно-финансовой деятельности предприятия. Поэтому экономное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов при изготовлении работ и оказания услуг являются условием повышения эффективности производственных процессов и увеличения прибыли.

Все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные. Явные издержки – это альтернативные издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете. Их еще часто называют бухгалтерскими. В соответствии с действующим законодательством не все затраты, которые несет предприятие, включаются в бухгалтерские издержки. Часть затрат, осуществляемых предприятием, производится за счет прибыли. Бухгалтерские издержки – явные затраты, относимые, согласно законодательству, на издержкоемость реализации продукции.

Основной состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, устанавливается в централизованном порядке. Принципы ее формирования определены Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

В указанных нормативных актах разграничены затраты, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) и производимые за счет других источников финансирования (возмещения за счет финансовых результатов госбюджета и др.). Государство оказывает воздействие на формирование себестоимости продукции не только через названные законодательные и нормативные акты, а и установлением отчислений от оплаты труда в фонд социального страхования, пенсионный фонд Российской Федерации, норм амортизационных отчислений от стоимости основных фондов, размеров различных налогов и сборов и т. д.

В положении о составе затрат указано, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов: сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затраты на производство и реализацию. [21, с. 601].

У организаций, занятых торговлей, снабжением и иной посреднической деятельностью, расходы, возникающие в процессе движения товаров от продавца до потребителя, определяют состав издержек обращения.

В организациях отраслей сферы материального производства, заготавливающих и перерабатывающих самостоятельно товарно-материального производства, заготавливающих и перерабатывающих самостоятельно товарно-материальные ценности, расходы по заготовлению (так называемые заготовительно-складские расходы) также относятся к издержкам обращения.

Учет издержек обращения и заготовительно-складских расходов организации ведут в порядке, установленным отраслевыми методическими указаниями по планированию и учету себестоимости продукции (работ, услуг).

В организациях торговли и иных организациях, занятых посреднической деятельностью, учет издержек обращения ведется в соответствии с методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденных Комитетом по торговле Российской Федерации по согласованию с Минфином России 20 апреля 1999 г. №1-550/32-2 ст. 125 [26, с. 121].

В соответствии с данным документом учет издержек обращения рекомендуется вести по следующей номенклатуре статей:

1. Транспортные расходы.

2. Расходы на оплату труда.

3. Отчисления на социальные нужды.

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря.

5. Амортизация основных средств.

6. Расходы на ремонт основных средств.

7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

8. Расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд.

9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.

10. Расходы на рекламу.

11. Затраты по оплате процентов за пользование займом.

12. потери товаров и технологические расходы.

13. Расходы на тару.

14. Прочие расходы.

Организации могут с учетом специфики своего производства использовать сокращенную или увеличенную номенклатуру статей издержек обращения [27, с. 126].

Классификацию затрат можно представить в виде схемы (рис. 1.1.).

В состав издержек обращения по указанным статьям расходов, в частности, могут относиться следующие расходы.<......>

1.3. Классификация и поведение затрат

Обычно под затратами понимают потребленные ресурсы или деньги, которые нужно заплатить за товары либо услуги. Большое значение для правильной организации учета затрат имеет научно обоснованная их классификация.

Классификация затрат в зависимости от группировочных признаков представлена в таблице 1.1.

Основные затраты и накладные расходы.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им.

Переменные затраты.

Переменные затраты в сумме изменяются в прямой пропорции по отношению к изменению объема производства (уровня деловой активности), но рассчитанные на единицу продукции, являются постоянными. Примеры таких затрат – затраты сырья и основных материалов, заработная плата основных производственных рабочих. Так, чем больше произведено на швейной фабрике костюмов, тем больше количество затраченных материалов и заработная плата швей-мотористок, а расход материалов на один костюм, тарифные ставки и нормы затрат времени на данный момент – величины постоянные.<.......>

Полупеременные затраты имеют одновременно переменные и постоянные компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а часть остается фиксированной в течение периода. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентной платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности международных телефонных разговоров.

Другие виды затрат.

Кроме рассмотренных выше, в западном бухгалтерском учете различают следующие виды затрат.

Смешанные затраты – затраты, которые возникают в результате учета на одном счете более чем одного вида затрат, как переменных, так и постоянных. Примером смешанных затрат может служить счет затрат на ремонт и эксплуатацию оборудования.

Альтернативные затраты – величина, которая теряется или приносится в жертву, когда в условиях ограниченных ресурсов выбор одного альтернативного варианта требует отказа от другого. Например, аудитор-консультант, работая в фирме, получает заработную плату 75 ДЕ за час работы. Но четыре часа в неделю он работает в общественной организации, бесплатно давая консультации. Альтернативные затраты в бухгалтерских документах не отражаются.

Необратимые затраты – затраты, которые уже были произведены и не могут быть изменены, какое бы в настоящее время решение не было принято (например, балансовая стоимость оборудования или сумма накопленного износа).

Вмененные затраты – затраты которые признаются в отдельных ситуациях, а в бухгалтерском учете обычно не признаются.

Вмененные затраты позволяют лучше отразить в учете реальные ситуации.

Примеры переменных, постоянных и полупеременных затрат представлены в таблице 1.2.

Зависимость величин затрат от изменений уровня деловой активности характеризует поведение затрат.<......>

1.4. Моделирование прибыли или оптимизации затрат

Эффективное выполнение управленческих и контрольных функций на предприятии уже сегодня требует принятия решений с учетом возможных изменений в будущем. Иными словами, нужно планировать или моделировать хозяйственную деятельность предприятия и его результаты (прибыль), чтобы приспосабливать ресурсы к изменениям внешних и внутренних условий. Техника финансово-экономических расчетов позволяет не только анализировать прошлую ситуацию, но и учитывать заранее возможные изменения хозяйственной сферы. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы соизмерять цели с финансовыми ресурсами, рационально использовать ресурсы и формировать программу действий.

Если вы научились анализировать прибыль на основе измерения производительности и умеете использовать полученную аналитическую информацию для принятия управленческих решений, то можно подумать о возможностях оптимизации затрат на производство. Для этого нужно сориентировать аналитиков своего предприятия, заглянуть немного вперед и поставить переде ними практическую задачу оптимизации элементов затрат на производство.

Варианты решения и здесь могут быть различными. Вот один из них. Представьте себе, что Вы проводите производственное совещание. Руководители подразделений на основе данных комплексного анализа ожидаемых изменений экономических параметров представляют различные оценки возможного объема производства и соответствующих элементов затрат (пессимистическую, наиболее вероятную и оптимистическую). Такие оценки (данные), введенные в компьютер позволяют получить на «выходе» разные сценарии: «что будет, если…», то есть различные варианты денежных эквивалентов прибыльности, возмещения затрат и производительности.

Другим вариантом решения может быть решение обратной задачи, когда на «выходе» мы указываем желаемое значение прибыльности, цен и ресурсоотдачи, а на «входе» получаем вероятные значения объемов производства и необходимых для этого видов затрат в натуральном денежном измерении.

Эта задача предполагает также ее графическое решение. В этом случае на дисплее компьютера высвечиваются оси координат, на одной из которых распределяются заданные в определенном диапазоне данные о количестве используемого ресурса, а на другой оси – данные о возможных ценах данного ресурса. Перемещение курсора по этому отражает определенное сочетание количества используемого ресурса при соответствующей цене. При этом на экране высвечиваются значения денежных эквивалентов влияния на прибыль изменений производительности, изменений возмещения затрат и совокупное воздействие на эти факторы на прибыль.

С помощью движения курсора можно находить оптимальные варианты прироста производительности, возмещения затрат и прибыльности по каждому элементу затрат. Достоинство этого метода состоит в многовариантной и оперативной проработке управленческих задач для руководителя и нахождении оптимального решения.

Расчеты по управлению прибылью помогут находить выгодные, с точки зрения прибыли, соотношения используемых ресурсов на предприятии. Обеспечить руководителя информацией для принятия решений по относительно оптимальному приспособлению и меняющейся хозяйственной ситуации на основании расчетов – задача аналитической группы, или помощника руководителя – контролера.

Инструментарий управления прибылью.

С экономической точки зрения все хозяйственные процессы на предприятии, выраженные в денежных единицах, можно свести к двум главным направлениям, а именно: к расходам или себестоимости производства продукта и поступлениям, то есть к выручке от реализации данного продукта. Эффективность управления зависит от умения регулировать движение этих денежных средств по принципу максимума полезного результата и минимальных затрат, производственных ресурсов. Для этого руководителю постоянно необходимы точная информация, цифровые данные, характеризующие потоки затрат и доходов на предприятии, чтобы отслеживать результаты применяемых методов.

Помощь и поддержку в этом деле руководителю может оказать контролинг издержек и прибыли. Его задача состоит в том, чтобы, исходя из структуры издержек, определить отклонения в издержках и прибыли и, проанализировав их, найти финансово-экономические возможности приспособления к имеющимся условиям, а также выявить места неэффективного использования издержек внутри предприятия.<.......>


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24