Введение
С распадом СССР и выделением России как нового государства в ее экономической политике произошли значительные изменения. Переход от командно-административной системы управления к рыночным отношениям не мог не сказаться и на системе бухгалтерского учета.
С 90-х годов в России шла непрерывная работа по совершенствованию бухгалтерского учета, внедрению в практику международных стандартов и принятой в мировом сообществе финансовой отчетности. Создание и оптимизация эффективных методов управления, регулируемыми рыночными отношениями, разработка новых принципов налоговой политики, развитие отношений собственности и арендных отношений вызывают настоятельную необходимость совершенствования учета и отчетности.
С 1 января 2001 года введен в действие новый план счетов бухгалтерского учета, что явилось еще одним шагом в выполнении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, принятой Правительством РФ в марте 1998 г. [3].
Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.
Федеральным законом «О бухгалтерском учете» определены объекты бухгалтерского учета, основные задачи, сферы действия закона, регулирование бухгалтерского учета, его организация, основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерская документация и регистрация, бухгалтерская отчетность и ответственность за нарушение законодательства РФ о бухгалтерском учете [2].
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Следовательно, объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Учитывая, что основными задачами бухгалтерского учета являются формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Закрепление на государственном законодательном уровне обязательность проведения инвентаризации позволяет сделать вывод, что инвентаризация имущества коммерческих организаций имеет государственную значимость. Это может означать, что она не замыкается на организациях и может использоваться при решении крупных задач развития экономики страны в целом.
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет [4].
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Следовательно, сопоставляя первичные документы всех хозяйственных операций и фактическое наличие имущества посредством инвентаризации можно выявить факты хищения. Не случайно порядок проведения инвентаризации имущества организации и оформления ее результатов установлен на законодательном уровне.
Таким образом, в условиях рыночных отношений, когда собственниками организации становятся предприниматели, строящие бизнес за счет собственных средств, актуальность проведения инвентаризации становится неоспоримой.
Цель выполнения данной дипломной работы – раскрыть вопрос об инвентаризации имущества коммерческой организации, определить ее сущность, основные задачи. Поэтому необходимо определить, что понимается под имуществом коммерческой организации.
Имущество организации – это материальные ценности, вещи, находящиеся в ее владении [23]. То есть, имущество – это средства производства и реализации продукции (работ, услуг), используемые в организации. Таким образом, имущество организации – это ее активы, отражаемые в разделах I «Внеоборотные активы» и II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса [24]. Структура имущества организации приведена на рис. 1.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть методические аспекты проведения инвентаризации имущества коммерческой организации и отображение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации имущества коммерческой организации ООО «Крузарус», основной деятельностью которой является осуществление грузоперевозок.<.......>
1. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета
1.1 Сущность, задачи, виды инвентаризации
Инвентаризация – это процесс сверки фактического наличия имущества и обязательств с данными бухгалтерского учета. Правила проведения инвентаризации определены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49 в сочетании с рядом принятых нормативных актов [6].
Организации обязаны проводить инвентаризацию:
основных средств;
капитальных вложений;
незавершенного капитального строительства;
капитального ремонта;
незавершенного производства;
товарно-материальных ценностей;
денежных средств;
расчетов и др. статей бухгалтерского баланса.
Основными целями инвентаризации являются [6]:
выявление фактического наличия имущества;
сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
проверка полноты отражения в учете обязательств.
Из основных целей инвентаризации вытекают ее задачи:
выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объемов незавершенного производства в натуральных измерениях;
контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.п.;
выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей их реализации;
проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
проверка реальной стоимости учтенных на балансе товарно-материальных ценностей, сумм денежных средств в кассе, на расчетном счете, на валютном счете, денежных средств в пути, незавершенного производства, расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, дебиторской задолженности (расчетов с покупателями, по векселям полученным и др.), кредиторской задолженности (поставщикам материалов, банкам, по векселям выданным, по налогам финансовым органам и др.) и других статей баланса.
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации проведение инвентаризаций обязательно [4]:
при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет.
В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).
Все проводимые в коммерческих организациях инвентаризации делятся по ряду признаков (рис. 2):
по охвату имущества – полные, частичные;
по назначению – плановые, внезапные;
по методу проведения – выборочные, сплошные.
При полной инвентаризации проверяются все виды имущества организации. Как правило, такие инвентаризации проводятся в конце финансового года перед составлением годового отчета.
Частичная инвентаризация предполагает проверку одного или нескольких видов имущества, к примеру ревизия кассы.
Плановые инвентаризации осуществляются в соответствии с установленным графиком перед составлением годового отчета, а внеплановые – по мере необходимости, к примеру при смене материально-ответственных лиц, стихийных бедствиях, хищениях, требования аудитора, судебных органов и т.д.
Внезапные инвентаризации проводят по распоряжению руководителя организации, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.
При выборочной инвентаризации у конкретного материально-ответственного лица проверяют только некоторые ценности на выбор. Выборочная инвентаризация проводится в организациях с большой номенклатурой ценностей.
Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях организации.<.......>
1.2 Организация процесса проведения инвентаризации имущества
Организационные мероприятия по проведению инвентаризации начинаются с приказа руководителя, в котором отражаются [6]:
дата проведения инвентаризации;
место проведения инвентаризации;
состав инвентаризационной комиссии с указанием председателя и ее членов;
перечень имущества, подлежащего инвентаризации;
время начала проведения и окончания инвентаризации;
причина проведения инвентаризации;
сроки сдачи материалов инвентаризации в бухгалтерию.
Приказ должен быль обязательно зарегистрирован в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Реквизитами книги являются [6]:
дата начала и окончания книги;
наименование инвентаризуемой организации;
фамилия материально-ответственного лица;
номер и дата приказа о проведении инвентаризации;
состав инвентаризационной комиссии;
расписка членов комиссии в получении приказа о проведении инвентаризации;
наименование инвентаризуемого имущества;
дата начала инвентаризации и ее окончания согласно приказу и фактически;
предварительный результат: сумма недостачи или излишков, окончательный результат;
дата утверждения результатов руководителем организации и дата принятия мер по недостаче (погашение недостачи или передача дел в следственные органы).
Сведения о фактическом наличии инвентаризуемого имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах. В инвентаризационной описи отражается расписка материально-ответственного лица. Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указываются по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете [6].
На каждой странице описи прописью указывают число порядковых номеров материальных ценностей и общее количество натуральных показателей, записанных на данной странице, независимо от единицы измерения. Незаполненные строки прочеркиваются. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи последние дают расписку, что ценности проверены и внесены в опись в их присутствии, претензий к комиссии нет, и ценности находятся на ответственном хранении материально ответственных лиц.
На имущество, арендованное или находящееся на ответственном хранении, составляются отдельные списки.
Контрольные проверки оформляются «Актом контрольной проверки правильности проведения инвентаризации ценностей» [17]. В нем указываются:
место проведения инвентаризации, дата, состав комиссии;
должность, фамилия лица, проводящего контрольную проверку;
результаты контрольной проверки по порядку: значится по инвентаризационной описи – фактически оказалось при контрольной проверке – результаты.
Акт контрольной проверки подписывают Лицо, проводившее контрольную проверку, председатель инвентаризационной комиссии, члены комиссии.
По имуществу коммерческой организации, при инвентаризации которого выявлены отклонения, составляются сличительные ведомости, в которых отражаются результаты инвентаризации, то есть, расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке [17]:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм - за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации.
Основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов с отнесением его на финансовые результаты коммерческой организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц.
Отражение на счета излишков, выявленных при инвентаризации осуществляется следующими проводками:
Дебет 01 «Основные средства» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы/Прочие доходы» - оприходованы излишки, выявленные при инвентаризации основных средств;
Дебет 10 «Материалы» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы/Прочие доходы» - оприходованы излишки, выявленные при инвентаризации материалов;
Дебет 41 «Товары» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы/Прочие доходы» - оприходованы излишки, выявленные при инвентаризации товаров;
Дебет 43 «Готовая продукция» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы/Прочие доходы» - оприходованы излишки, выявленные при инвентаризации готовой продукции;
Дебет 50 «Касса» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы/Прочие доходы» - оприходованы излишки денежных средств, выявленные при инвентаризации.
Все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества коммерческой организации, в пределах норм естественной убыли, утвержденные в установленном законодательством РФ порядке, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач, а при отсутствии таких норм убыли рассматриваются как недостача сверх норм, которая относится на виновных лиц. При отсутствии таковых суммы недостач списываются в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» с кредита счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
В бухгалтерском учете отражение на счетах недостачи, выявленной при инвентаризации имущества коммерческой организации, осуществляется следующими проводками [17]:
а) Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 01 «Основные средства» – отражена недостача основных средств, выявленная при инвентаризации;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10 «Материалы» – отражена недостача материалов, выявленная при инвентаризации;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 «Товары» – отражена недостача товарной продукции, выявленная при инвентаризации;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 43 «Готовая продукция» – отражена недостача готовой продукции, выявленная при инвентаризации;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 50 «Касса» – отражена недостача денежных средств, выявленная при инвентаризации;
б) в коммерческих организациях, торгующих в розницу, проводки будут следующие:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 «Товары» – отражена недостача товара, выявленная при инвентаризации;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 42 «Торговая наценка» (способом «Красное сторно» – отражена недостача по торговой надбавке, выявленная при инвентаризации.
Списание недостачи в пределах норм естественной убыли следует отразить следующими проводками [17]:
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на основное производство;
Дебет 23 «Вспомогательное производство» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на вспомогательное производство;
Дебет 25 «Общепроизводственные расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на общепроизводственные расходы;
Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на общехозяйственные расходы;
Дебет 29 «Обслуживающие производства Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на обслуживающее производство;
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача в пределах норм естественной убыли на расходы на продажу товаров;
Списание недостачи сверх пределов норм естественной убыли следует отразить следующими проводками [17]:
Дебет 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача за счет виновного лица;
Дебет 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 98-4 «Доходы будущих периодов/Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» – списана разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43 «Готовая продукция»;
Дебет 98-4 «Доходы будущих периодов/Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей» Кредит 91-1 «Прочие доходы и расходы / Прочие доходы» – погашена задолженность по недостаче, выявленной при инвентаризации имущества коммерческой организации;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 68/ндс «Расчеты по налогам и сборам» – восстановлена сумма налога на добавленную стоимость со стоимости недостающих активов;
Дебет 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – отнесена сумма налога на добавленную стоимость на виновное лицо;
Дебет 50-1 «Касса / Касса организации» Кредит 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» - виновное в недостаче лицо возместило сумму недостачи в кассу организации;
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 73-2 «Расчеты с персоналом по прочим операциям/Расчеты по возмещению материального ущерба» - удержана из заработной платы сумма недостачи с виновного лица;
Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы/Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – списана недостача, выявленная при инвентаризации, на финансовые результаты коммерческой организации;
Списание недостачи, обнаруженной при инвентаризации имущества коммерческой организации, виновники которой не установлены, осуществляется следующими проводками [17]:
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 10 «Материалы» – списана сумма недостачи по материалам;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 41 «Товары» – списана сумма недостачи по товарам и т.д.;
Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» Кредит 68/ндс «Расчеты по налогам и сборам» – списана сумма налога на добавленную стоимость по недостающим ценностям;
Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы/Прочие расходы» Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» - списана недостача материальных ценностей, выявленная при инвентаризации имущества коммерческой организации.
В коммерческих организациях недостача материальных ценностей в той или иной форме явление не исключительное, поэтому для практического применения схему перечисленных выше проводок удобно разместить в табличной форме в качестве контроля действий практикующего бухгалтера по отражению результатов инвентаризации (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Схема бухгалтерских проводок по отражению результатов инвентаризации имущества коммерческой организации
Наименование операции |
Корреспондирующие счета |
|
Дебет |
Кредит |
|
Отражена недостача |
94 |
01 10 41 43 50 41 42 |
Списана недостача в пределах норм естественной убыли |
20 23 25 26 29 44 |
94 |
Списана недостача за счет виновного лица |
73-2 |
94 |
Списана разница между суммой, подлежащей взысканию с виновного лица, и суммой недостачи на счете 43 |
73-2 |
98-4 |
Погашена задолженность по недостаче |
98-4 |
91-1 |
Восстановлена сумма НДС со стоимости недостающих активов |
94 |
68/ндс |
Отнесена сумма НДС на виновное лицо |
73-2 |
94 |
Возмещена виновным лицом сумма недостачи |
50 70 |
73-2 |
Списана недостача на финансовые результаты |
91 |
94 |
Списана сумма недостачи на финансовые результаты, виновники которой не установлены |
94 |
01 10 41 43 50 41 42 |
Списана сумма НДС по недостаче, виновники которой не установлены |
94 |
68/ндс |
Списана недостача на финансовые результаты, виновники которой не установлены |
91-2 |
94 |
Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы с разрешения руководителя организации может быть допущен только в виде исключения. При этом товарно-материальные ценности должны быть [17]:
одного и того же наименования;
в тождественных количествах;
за один и тот же проверяемый период;
у одного материально-ответственного лица.
О допущенной пересортице материально-ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии. Окончательное решение по результатам инвентаризации принимает руководитель коммерческой организации.
Расхождения между данными инвентаризации и бухгалтерского учета оформляются бухгалтерией путем составления ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.
Таким образом, инструментарий организации процесса проведения инвентаризации коммерческой организации следующий:
приказ о проведении инвентаризации;
книга контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации;
инвентаризационные описи;
контрольные проверки;
сличительные ведомости;
отражение на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации.
Порядок проведения инвентаризации будет подробно изложен в следующем подразделе данной работы.<........>