Центральный Дом Знаний - Безработица и пути её решения в Российской Федерации 2

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Безработица и пути её решения в Российской Федерации 2

Неуклонный рост  структурной  безработицы  предопределял  необходимость преобразования  фондов   занятости   в   полноценную   систему   социального страхования. Безработица из негативного  явления  превращалась  в  постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за  рабочие места. Надо было считаться с  ее  объективным  характером,  обусловленностью процессами  реформирования  экономики,  искать   новые   формы   эффективной занятости.

    Однако  безработица  оказалась  тем  «орешком»,   о   который   сломали «рыночные»  зубы   не   одна   команда   реформаторов   в   России.   Следуя правительственному    курсу    социальной    защиты,    служба     занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей.  Были  продолжены раздачи гарантий  ее  клиентам  по  растущему  числу  специально  проводимых мероприятий. Причем упор  делался  на  выигрышные  в  глазах  общественности проекты  в  пользу  социально  незащищенных.  И   наоборот,   в   программах содействия   занятости   сознательно    принижалось    значение    трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой  рабочей  силы  и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

    Курс  на  обеспечение  возможно  полной  занятости   и   предотвращение безработицы не решал  важнейшую  задачу  реформ  -  повышение  эффективности производства.  Когда  экономический  кризис  усилился,  обновленное  к  тому времени  правительство  увидело  выход  из  него  в  достижении   финансовой стабилизации, фактически в ускоренном  развитии  финансово  -  промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

    В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны  капиталов  и  сокращения возможностей   инфляционного   кредитования     промышленности    источником стабилизации экономики становились доходы  населения.  На  смену  социальным приоритетам и  монетаристским  моделям   пришли  узкопрагматические   задачи перераспределения  национального  дохода  в  пользу  крупнейших   монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

    Обеспечение занятости и массовая безработица  находятся  под  контролем государства. Оказывается легче приостановить  высвобождении  работающих  без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном  режиме,  то  есть  без долгов по зарплате,  но  и  без  излишнего  персонала.  Недостаток  трудовой мотивации и доходов по основному месту  работы  замещается  государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и  льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили  как  трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

    Наряду  с  этим  расширяется  «  исход  »  ранее  многочисленного  слоя квалифицированных работников с простаивающих  предприятий,  бесперспективных производств. Вместе с распадом  наукоемких  отраслей  промышленности  растет депрофессионализация     высококлассных    специалистов.    Они    вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия  в ущерб своей квалификации и социально -  профессиональному  статусу.  Что  же надо  делать,  чтобы  привести  в  движение   эту   топчущуюся   на   месте, неурегулированную,  а  потому  шаткую,  грозящую  повернуть  вспять  систему отношений труда и капитала?

    Суть новой социально - трудовой политики  можно  свести  к  следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся  на  низкоэффективном труде   и   социальных   гарантиях   неработающим,   к   рыночной   системе, предполагающей  полную  свободу  труда  и   выбора   занятий,   экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно  важной  является социальная  либералиция  наемного  труда,  прежде  всего  через   радикальную реформу  трудового  законодательства  в  полном  соответствии   требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух  законов»  о  труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу  товаром,  собственником  которого является свободный  от  внеэкономического  принуждения  и  административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права  на  приоритет на  рынке  труда,  его  цена  формируется  в  зависимости  от   способности, образования, квалификации, опыта.

    Для обеспечения свободы труда  необходимо  окончательно  избавиться  от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров,  административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников).  Ввести  в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди  них  принципиально  важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные  условия  труда,  механизмы социального  страхования  экономических  рисков   потери   трудоспособности, независимые  институты  непредвзятого  урегулирования  трудовых  конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда  в  аграрном  секторе, малом предпринимательстве.

    Давно пора заменить архаичные и  неэффективные  формы  законодательного регулирование  труда,  например,  единый   для   всех   размер   минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной  защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в  государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен  следует  установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и  заложить  в  основу тарифных систем.

    Предстоит признать приоритет  социального  партнерства  по  закону  над государственным  управлением  трудом  в  его   бюрократическом   исполнении.

Поэтому необходимо ограничить  роль  государства  в  обеспечении  занятости, включая отказ от  глобальных  федеральных  программ,  попыток  унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от  безработицы.

Для  этого  необходимо  создать  независимую  от  правительства  и   местной администрации систему активного содействия безработным на  основе  страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как  неотъемлемый  элемент  рынка труда, а под  обеспечением  занятости  понимать  трудоустройство  вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно  незанятых  с  использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

    Государственные   гарантии   незанятому   населению   должно   заменить обязательное страхование структурной и профессиональной  безработицы.  Нужно очистить экономически  обусловленную  безработицу  от  социальных  наслоений популистского  толка:  передать  безработных,  лишь   эмитирующих   трудовую активность, но зачастую неспособных  к  профессиональному  труду,  в  органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации  путем  приобщения  к посильным для них занятиям.

    Однако  в   последнее   время   предпринимаются   попытки   «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности  служб занятости. Направляемые на общественные и  временные  работы  безработные  в результате  бюрократического  кульбита  уже  не  считаются  таковыми.  Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку,  опоздавших  на перерегистрацию. Далее следует  черед  других  «нарушителей»  новых  правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если  пойти  по  этому  пути,  то  вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

    По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в  прямой пропорции с повышением  эффективности  производства  и  реальной  оплаты  за труд.  Более  того,  необходимо  форсировать   структурную   безработицу   в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства,  создавая на ее базе мобильный резерв  рабочей  силы,  используемый  для  интенсивного развития  экономики.  Прежде  всего,   следует   стремиться   к   поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении,  что является условием социально - экономической сбалансированности.  Только  так может быть обеспечена  надежная  экономическая  основа  для  создания  новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою  очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при  стабилизации развития.  Именно  тогда   становится   возможным   создание   в   обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным  рыночным  трансформациям в экономике социально - трудовой сферы. [1;2;3;5;10]

 Заключение

Важнейшим   показателем       индикатором    социально-демографической безопасности выступает  уровень  безработицы.  Возникновение  безработицы  в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка  труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад  производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы  безработицы  оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе  занятости;  незанятость и активный поиск работы независимо  от  факта  регистрации  (по  методологии МОТ);  отсутствие  работы,  независимо  от  наличия   официального   статуса занятости    случае  отпусков  и  неполного  рабочего  дня  по  инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица  измеряется  не  с помощью  обследования,   а   количеством   безработных,   зарегистрированных государственной    службой    занятости.     Опыт    прибалтийских     стран свидетельствует,  что  такое  прямое   измерение   приводит   к   недооценке действительного  уровня  безработицы,  поскольку  из-за  низких  пособий  по безработице,  люди  не  спешат  регистрироваться.   Если   западные   страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что  может  снижать стимулы к поиску  нового  рабочего  места,  и  увеличивает  продолжительность безработицы,  то  в  России  нищенские   пособия   способствуют   сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким  образом,  низкий  уровень безработицы  в  большей  мере  связан  с  действующей  системой  регистрации безработицы,  чрезвычайно  низким  пособием  по  безработице,  ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью  последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих  мест, которое сдерживает  поступление  квалифицированной  рабочей  силы  на  рынок труда.

Проблема  безработицы  является  одной  из  фундаментальных  в  развитии   и функционировании   человеческого   общества.    Безработица        явление, свойственное  стадии  товарного  производства.  Переход  к  рынку  неизбежно вызывает значительный рост уровня  безработицы,  о  чем  свидетельствует,  в частности, опыт восточноевропейских стран,  прошедших  или  проходящих  путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика  общественных преобразований в России.

         Безработицу предопределяют различные  факторы:  научно-технический  прогресс обуславливает  сокращение,   прежде   всего,   работников   ручного   труда; структурные изменения  в  экономике  вызывают  уменьшение  числа  занятых  в отдельных отраслях производства; повышение  производительности  труда  также ведет к уменьшению  числа  занятых;  сокращению  живого  труда  способствует действие  закона  экономии  времени.  В  условиях  обострения  экономических проблем закрываются также некоторые  производства,  загрязняющие  окружающую среду.  Все  это  объективные  факторы,  имеющие  место  во   всех   странах независимо от их экономической системы.

Безработица,  как  свидетельствуют  многие  социологические   и   социально-психологические  исследования,  имеет  исключительно  негативные  социальные  последствия для общества в целом, отдельных его групп и  слоев,  для  семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение  смертности  от сердечных  заболеваний,  рост  числа  самоубийств  и  убийств,   численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений  в  семье,  рост преступности и т. д.  Ведь люди  остро  переживают  невостребованность  своих знаний, производственного  опыта,  переход  от  одной  социальной  группы  в другую.   В   связи   с   этим   исследованиями    зафиксированы    основные психологические  качества   безработного:   невысокий   уровень   социальной смелости, уступчивость,  комфортность,  пессимистичность  и  осторожность  в поведении,   недоверчивость    или    скептицизм,    стойкое    маргинальное эмоциональное состояние.  На  мой  взгляд,  главным  в  социальной  политике является  (т.е.  должно   быть)   упреждение   массовой   безработицы,   что обеспечивается,  прежде  всего,  нормальным  функционированием  общества,  его эволюционным развитием.

Органам службы  занятости  всех  уровней  необходимо  широкое  развертывание профориентационной  работы  с  молодежью  для  подготовки  ее   к   трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам, кому  в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно  будет решать проблемы, ставшие неотложными уже на сегодняшний день.

Необходимо  расширять  сеть  учебных  центров  профессионального   обучения, профессиональной  подготовки,  переподготовки   и   повышения   квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.  Государственная  программа уже принята и начала  действовать.  Но  она  еще  не  достаточно  сильна,  и нуждается  в  активной  государственной  поддержке.  Забота  государства   о достижении в стране наиболее полной и  эффективной   занятости,  как  важной социальной  гарантии  для   экономически   активного   населения,   является важнейшим аспектом  государственного  регулирования  рынка  труда,  механизм формирования которого будет  постоянно  совершенствоваться  применительно  к новым условиям развития  многоукладной  экономики,  структурной  перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.  Таким  образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования  и  социальной защите населения, на мой взгляд, позволит смягчить социальную  напряженность в сфере трудовых отношений.

Главными стратегическими целями  регулирования  занятости  должны  быть повышение  экономической  и  социальной  эффективности  занятости  за   счет изменения ее структуры, форм, создание условий  для  развития  человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений  занятости.  Для этого необходимо  снижать  уровень  избыточной  занятости  на  предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в  другие  отрасли  и  виды занятости.    Эффективному    проведению    подобных    мероприятий    будет способствовать   активное   взаимодействие   работников    отделов    кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать,  что в настоящее время такого  взаимодействия  нет.  Но  оно  существует  в  виде разовых,   единовременных    мероприятий,    которые    инициируются    л

Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24