Центральный Дом Знаний - Местный бюджет

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2654

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Местный бюджет

Скачать работу "Местный бюджет"

Введение

Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы РФ и ее основного звена – бюджетной системы.

В 1998 г. были приняты нормативные документы, регламентирующие экономические отношения всей бюджетной системы страны. К ним следует, в первую очередь, отнести Налоговый и Бюджетный Кодексы. Кроме того, была утверждена концепция реформирования межбюджетных отношений на 1999-2001 гг., принят и воплощается в жизнь Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления».

В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив который, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.

Одним из основных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ является принцип самостоятельности бюджетов. Данный принцип предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако, анализ бюджетов на местном уровне свидетельствует о том, что принципы самостоятельности не получают достаточного практического подтверждения. Недостаток собственных средств местных бюджетов для финансирования деятельности органов местного самоуправления компенсируется значительными объемами дотаций, субвенций и других видов финансовой помощи местным бюджетам.

В понятие «межбюджетные отношения» входит не только получение финансовой помощи, но и законодательное распределение доходов и расходов на долговременной основе между звеньями бюджетной системы. Не решив эту проблему, нельзя рассчитывать на качественное улучшение механизма бюджетного регулирования, достижения реальной самостоятельности местных бюджетов. Для того, чтобы принцип самостоятельности местных бюджетов не носил чисто формального характера, помимо законодательного разграничения доходных и расходных функций между бюджетами различных уровней, необходимо заинтересовать органы местного самоуправления в получении дополнительной помощи из вышестоящих бюджетов. Дополнительная помощь может выделяться в зависимости от выполнения административно-территориальными единицами социально-экономических показателей:

  • собственные доходы;

  • кассовый план (инкассация торговой выручки);

  • товарооборот предприятий торговли и общественного питания;

  • закупка мяса, молока, зерна;

  • объем промышленного производства;

  • платные услуги;

  • объем строительно-монтажных работ и др.

Разработка единой, научно обоснованной методики определения социальных нормативов расходования бюджетных средств, учитывающей инфляционные процессы, различие потребностей в социальных расходах, обеспечит объективность в определении размеров минимального бюджета. Вместе с тем, необходимо использовать регулирующие налоги не только как инструмент вертикального, но и горизонтального выравнивания доходов соответствующих бюджетов, что позволит уменьшить потребность в трансфертах и других видах межбюджетной помощи.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.

Целью данной работы является выявление проблем социально – экономического развития и повышение эффективности местного бюджета для их решения.

В план анализа входило:

  • изучение бюджетного устройства в РФ;

  • определение роли, места, значения и функций местного бюджета в системе РФ;

  • анализ состояния бюджета Кыштовского района;

Предметом исследования данной работы является анализ формирования и расходования бюджета Кыштовского района.

Объектом исследования является роль местного бюджета в социально – экономическом развитии Кыштовского района.

1. Бюджетная система РФ

1.1. Бюджетное устройство РФ

В бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125 – ФЗ) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет (госбюджет), по определению Бюджетного кодекса РФ, это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете. Регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их использованием называется бюджетным процессом[1,45].

Несмотря на уменьшение роли государства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынужденно расходовать все большие средства на социальную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет доля ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и военные годы, т.е. в период социально – политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Огромные государственные расходы на социальную сферу, науку и культуру (в российской статистике их объединяют под названием «социально – культурные мероприятия») вызваны самим характером современного общества, которое становится постиндустриальным. Быстрый рост науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоохранения и физической культуры, жилищно – коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения и индустрии отдыха не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство, отказываясь от активной роли в поддержке материального производства, одновременно увеличивает расходы на поддержку указанных отраслей сферы услуг (на социально – культурные мероприятия).

В ряде стран, и развивающихся, и с переходной экономикой, в последнее десятилетие доля государственных расходов по отношению к ВВП снизилась, однако это произошло из – за отказа государства от значительного числа экономических (но не социально – культурных) функций.

Для развитых стран с рыночной экономикой характерно внимание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.

Неоклассическое и неолиберальное направления считают целесообразным для страны иметь сбалансированный госбюджет. Ведь несбалансированный бюджет (обычно это бюджет с превышением расходов над доходами, т.е. с дефицитом, а не с превышением доходов над расходами, т.е. с профицитом) усиливает инфляцию.

Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы[8,105].

Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней[8,108]:

  • I уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • II уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;

III уровень – местные бюджеты.<......>

Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов[5,268]:

  1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п.

  2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.

  3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

  4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит – это превышение доходов бюджета над расходами. Если при составлении бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета профицит бюджета сокращается в следующей последовательности:

    • уменьшение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности;

    • сокращение доходов от реализации государственных запасов и резервов;

    • направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

    • передача части доходов бюджетам других уровней.

Если эти меры осуществлять нецелесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета. Первичный профицит бюджета – это превышение доходов бюджета над расходами, уменьшенными на величину затрат по обслуживанию государственного долга. Если принят закон о бюджете с его дефицитом, то в нем утверждаются источники финансирования дефицита. Источники финансирования дефицита утверждаются в законе о бюджете на очередной финансовый год по видам привлеченных средств.

      1. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.

      2. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям.

      3. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.

      4. Принцип гласности т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.

      5. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально – экономическими группами в стране. Это компромисс между общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами – по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм – в отношении государственных заказов[10,304].

Бюджетная классификация.

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется для[4,198]:

  • составления, утверждения и исполнения бюджета;

  • контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

  • обеспечение сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

  • составление консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38 н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: «доходы», «расходы», «финансирование дефицита бюджета» и «государственный долг».

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов[4,199].

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа «налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делятся на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц.

Бюджетным кодексом четко разграничены доходы между бюджетами разных уровней.

Доходы федерального бюджета[7,509].

1.Налоговые доходы:

  • федеральные налоги и сборы;

  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

  • государственная пошлина.

2.Неналоговые доходы:

  • доходы от использования государственного имущества;

  • доходы от продажи государственного имущества;

  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, после уплаты ими налогов;

  • прибыль Банка России;

  • доходы от внешнеэкономической деятельности;

  • доходы от реализации государственных запасов и затрат.

Особенно учитываются в доходах федерального бюджета доходы федеральных целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджетов субъектов РФ[7,510]:

1.Налоговые доходы:

  • региональные налоги и сборы;

  • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов.

2.Неналоговые доходы:

  • доходы от имущества субъектов РФ;

  • доходы от услуг бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ;

  • часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, после уплаты ими налогов.

Доходы местных бюджетов.

1.Налоговые доходы:

  • местные налоги и сборы;

  • отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;

  • государственная пошлина, за исключением зачисляемой в федеральный бюджет.

2.Неналоговые доходы:

  • доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;

  • доходы от услуг бюджетных учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

  • доходы от продажи муниципального имущества;

  • ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления и др.

В соответствии со ст. 36 закона Новосибирской области «Об областном бюджете Новосибирской области на 2003 год установлено, что доходы территориальных бюджетов формируются в 2003 году за счет ассигнований из областного бюджета на обеспечение следующих расходов общерайонного значения:

    1. содержание территориальных органов государственной власти районов в области – территориальных Советов депутатов и территориальных администраций;

    2. содержание милиции общественной безопасности;

    3. содержание противопожарной службы;

    4. финансирование возмещение разницы в цене дров для населения;

    5. финансирование государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров общественным автомобильным транспортом;

    6. выплата заработной платы с начислениями работникам учреждений образования в районе, приобретение оборудования для учреждений образования в районе, проведение ремонта учреждений образования в районе, текущее содержание детских домов;

    7. выплата заработной платы с начислениями работникам учреждений культуры в районах области, за исключением сельских домов культуры и клубов, содержание учреждений культуры в районе области;

    8. государственная поддержка районных газет, учредителями которых являются органы государственной власти Новосибирской области, и затраты, связанные с их производством и распространением;

    9. содержание лечебно – профилактических учреждений в районах, оказывающих медицинские услуги;

    10. мероприятия по социальной политике;

    11. прочие расходы.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления[6,357]. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.

Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис.1.2)<.......>

Функциональная классификация – группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства[13,329].

Ведомственная классификация – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета[13,330]. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация – группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня)[13,332].

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.

Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Они могут осуществляться в различных формах:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

  • средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими или юридическими лицами по государственным или муниципальным заказам;

  • ассигнования на обязательные выплаты населению (пенсии, стипендии, пособия, другие социальные выплаты);

  • субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;

  • кредиты иностранным государствам;

  • средства на обслуживание и погашение государственного долга;

  • ассигнование на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; резервные фонды.

Бюджетный кодекс разграничил расходы по бюджетам разных уровней, выделив четыре группы расходов:

  • расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;

  • расходы, финансируемые совместно их федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

  • расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;

  • расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.

Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов:

  • содержание органов местной власти;

  • формирование и содержание муниципальной собственности;

  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и других учреждений муниципальной собственности;

  • содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

  • содержание и развитие муниципального жилищно - коммунального хозяйства;

  • финансирование муниципального дорожного строительства и содержание дорог местного значения;

  • организация транспортного обслуживания населения;

  • обеспечение противопожарной безопасности;

  • финансирование охраны окружающей среды на муниципальных территориях;

  • реализация целевых муниципальных программ;

  • обслуживание и погашение муниципального долга;

  • прочие расходы.

Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.

1.2.Местные бюджеты

Понятие местных бюджетов

Местное самоуправление обязательный компонент демокра­тического государственного строя. Оно осуществляется самим на­селением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представи­тельные и исполнительные органы, они наделяются определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами[9,338].

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан­ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты один из главных каналов доведения до населе­ния конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами на­селения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и разви­тие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продук­ции и услуги которых также являются важным компонентом обеспе­чения жизнедеятельности населения[9,339].

Местный бюджет это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которым осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно[9,340].

Функции местных бюджетов

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности местных органов власти;

  • распределение и использование этих фондов между от­раслями народного хозяйства;

  • контроль финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений, подведомст­венных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач в первую очередь в распределении государственных средств на со­держание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включаю­щих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сель­ских бюджетов. Осуществление государством социальной поли­тики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ре­сурсов между звеньями бюджетной системы заложены принци­пы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы ме­стных бюджетов формируются за счет собственных и регули­рующих источников доходов.<.......>


Loading

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24