Аввакум Петрович
Аввакум
Петрович (1620 или 1621 — 14.4.1682), протопоп,
один из основателей русского
старообрядчества, писатель. Сын сельского
священника. В 1646—1647, находясь в Москве,
был связан с «кружком ревнителей
благочестия» и стал известен царю
Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом
в городе Юрьевце Повольском, затем
священником Казанского собора в Москве.
А. резко выступил против церковной
реформы патриарха Никона, за что в 1653
с семьей был сослан в Тобольск, а затем
в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить
А. с официальной церковью, вызвал его
в Москву. Но А. не отказался от своих
взглядов, продолжал настойчивую борьбу
с церковными нововведениями. В челобитной
царю он обвинил Никона в ереси.
Вдохновенные выступления против Никона
привлекли к А. многочисленных сторонников,
в том числе из среды знати (боярыня Ф.
П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в
Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на
церковном соборе расстригли, предали
анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский
острог. Во время 15-летнего пребывания
в сыром земляном срубе А. не прекращал
идейной борьбы. Здесь он написал главные
произведения: «Книгу бесед», «Книгу
толкований», «Житие» (между 1672 и 1675) и
др. По царскому указу вместе с ближайшими
сподвижниками А. был сожжён в срубе.
Отстаивая
старую веру, А. в своих сочинениях резко
обличал пороки представителей официальной
церкви (чревоугодничество, пьянство,
разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость,
с которой они проводили реформу церковных
обрядов. В борьбе со сторонниками Никона
А. обличал царскую власть, самого царя,
его слуг (воевод и пр.). Популярность А.
была велика, обличительные проповеди
его находили широкий отклик в среде
крестьян и посадских людей. В распространении
его сочинений участвовала даже тюремная
стража. Становясь на сторону «старой
веры», они выражали этим протест против
феодального гнёта. Однако формы борьбы,
которые предлагал А., были реакционны:
самосожжение, религиозный фанатизм,
проповедь конца света.
А.
был выдающимся писателем своего времени.
Его «Житие» является одним из замечательных
произведений древнерусской литературы.
Он сумел превратить традиционный жанр
«Жития» в автобиографическую повесть.
Яркость образов и характеристик людей,
сочность и непосредственность живого
русского языка захватывают читателя.