Августин
Блаженный
Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст,
Северная Африка, Нумидия, — 28.8.430, Гиппон,
Северная Африка), христианский теолог,
виднейший представитель западной патристики. Прошёл через увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона.
Духовному миру А. свойствен ряд
противоречий: уникальная умственная
восприимчивость и устремление к связующей
догме, развитое индивидуалистическое
самосознание и мистика сверхличной
церковности. Онтология А. и его учение
о боге как абсолютном бытии следуют неоплатинизму, но А. пытался заново продумать старые
идеи, исходя не из объекта, а из субъекта,
из самоочевидности человеческого
мышления (предвосхищение основной идеи
Декарта). Бытие бога, по А., можно
непосредственно вывести из самосознания
человека, а бытие вещей — нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный
подходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении
о времени как корелляте помнящей,
созерцающей и ожидающей души. Новой
чертой мышления А. было внимание к двум
проблемам, мимо которых прошла античная
мысль: динамики человеческой личности
и динамики общечеловеческой истории.
Первой из них посвящена «Исповедь» —
лирическая автобиография, рисующая
внутреннее развитие А. от младенчества
до окончательного утверждения в
ортодоксальном христианстве. С
недостижимым для античной литературы
и философии психологическим самоанализом
А. сумел показать противоречивость
становления личности. При этом личностные
тенденции философии А. сочетаются с
теологической доктриной предопределения;
от констатации тёмных «бездн» души А.
пришёл к выводу о необходимости
божественной благодати, которая выводит
личность из тождества себе и тем самым
«спасает». Проблема мистически осмысленной
диалектики истории поставлена в трактате
«О граде божием», который написан под
впечатлением взятия Рима ордами Алариха
в 410. А. усматривал два противоположных
вида человеческой общности: «град
земной», т. е. государственность, которая
основана «на любви к себе, доведённой
до презрения к богу», и «град божий» —
духовную общность, которая основана
«на любви к богу, доведённой до презрения
к себе». «Град божий» никак не тождествен
идеалу теократии, в
духе которого истолковывали в средние
века идеологи католицизма учение А. (он
подчёркивал «бездомность» «града
божьего», невозможность его приспособления
к политической реальности). А. находил
меткие слова для критики «каиновского»
духа империи, потребительски организованной
позднеантичной цивилизации, бездумности
римлян, завоевавших чужие города и
жалующихся, когда то же самое сделали
с их собственным городом. Однако всякое
насилие — от насилия над ребёнком в
школе, выразительно описанного в
«Исповеди», до государственного насилия
— для А. есть следствие греховной
испорченности человека и постольку
достойно презрения, но неизбежно. Поэтому
А. признавал необходимость государственной
власти, им же охарактеризованной как
«большая разбойничья шайка».
Влияние
А. было чрезвычайно многосторонне. Для
средневековья А. был непререкаемым
авторитетом в вопросах религии и
философии, вплоть до Фомы Аквинского
не имеющим себе равного; от него исходит
платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче
индивидуальной эмоции, ранний протестантизм- переживание им благодати. Мотивы
«исповеди» в литературе сентиментализма
(Руссо и др.) переводили в мирской план
опыт самонаблюдения А. В современной
католической неосхоластике- А. апеллируют мыслители, не
удовлетворяющиеся рассудочностью томизма,
экзистенциалисты видят в А. одного из
своих предшественников.