М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2009. — 320 с.
Учебное пособие содержит широкий набор практических рекомендаций, цель которых — формирование у читателей навыков построения эффективного бизнеса, основанного как на перспективных научно-технических разработках, так и на оригинальных управленческих решениях.
Пособие может быть использовано в программах подготовки управленческих кадров и специалистов различного уровня для национальной инновационной инфраструктуры, а также сотрудников предприятий, в чьи функции входит управление разработкой, производством и продвижением нового продукта. Пособие также может использоваться для самоподготовки.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Предисловие. 7 Введение 9 Глава 1. Переход от идеи крынку: коммерциализация технологий II 1.1. Процесс коммерциализации технологий 11 1.2. Потребность в инновациях. Существо инновационной деятельности 14 1.3. Переход от идеи крынку. 19 Стадия генерации идеи 23 Стадия выращивания 28 Стадия демонстрации 29 Стадии продвижения. 32 Стадия стабильности 34 1.4. Создание дополнительной стоимости. Прирост стоимости инновации в процессе коммерциализации 35 Модель 1:10:100. 36 Кривые «энтузиазм—время» и «стоимость—время» 37 1.5. Инновации: классические ошибки и их исправление 41 Глава 2. Коммерциализуемость результатов интеллектуальной деятельности. Технический и рыночный взгляд на новые технологии 47 2.1. Понятие «коммерциализуемость» 47 2.2. Методы оценки коммерческого потенциала технологий 48 2.3. Понимание термина «технологии» 50 2.4. Линейный и рыночный подход к коммерциализации технологий 52 2.5. Разработка новых технологий в больших и мелких компаниях 54 2.6. Подрывные и поддерживающие технологии 55 Глава 3. Технологический аудит и методика его проведения 60 3,1. Цели технологического аудита в организациях различного типа 60 Двойственность технологии как совокупности знаний, технических решений и прав на ее коммерческое использование. Формирование инновационной монополии 60 Две фундаментальные стратегии извлечения коммерческой выгоды: применение технологии в собственном производстве или возмездная передана прав на технологию. 61 Различие целей технологического аудита организаций в зависимости от выбранной стратегии извлечения коммерческой выгоды 63 3.2. Методика технологического аудита 65 Методика и основные приемы технологического аудита. Правила его проведения, сбора и концентрации информации, подготовки отчета 65 Подготовка организации к аудиту. 67 Особенности проведения технологического аудита организаций, обусловленные их стратегией извлечения коммерческой выгоды 72 Анкета для технологического аудита 74 Глава 4. Классификация технологий как необходимый этап разработки новых бизнес-идей 84 4.1. Характер преимуществ, обеспечиваемых технологией, как основа ее квалификации 84 Предельная экономическая стоимость 95 4.2. Ранжирование технологий по уровню решаемых производственных задач 101 Место оценки полезности технологии на техническом уровне в оценке ее коммерческого потенциала. 101 Принципы и показатели оценки полезности технологии. 103 Процедура оценки полезности технологии. 104 Источники информации, необходимые для оценки полезности технологии. 105 Порядок оценки полезности технологии. 105 4.3. Ранжирование по рыночному потенциалу. 124 Порядок оценки инноваций 124 Оборотоспособность технологии. 144 Что мешает строить систему управления интеллектуальной собственностью 145 Глава 5. Прогнозирование научно-технического развития как элемент стратегического управления 147 5.1. Взаимосвязь научно-технического развития с социально-экономическим развитием 147 Значение технологий в жизни общества 147 Место и роль прогнозов научно-технического развития в системе корпоративного стратегического управления 150 Основные понятия прогностики. Задачи прогнозирования научно-технического развития 159 Классификация прогнозов. 160 5.2. Закономерности развития технологических систем 162 S-образная модель развития технологии и определение потенциала повышения ее эффективности 162 Жизненный цикл технологии как фактор конкурентоспособности предприятия 164 Изменение тенденций технологического развития и технологический уровень в различных отраслях экономики. 167 Задачи и функции прогнозирования в инновационном процессе. 172 Глава 6. Основные принципы прогнозирования научно-технического развития 179 6.1. Процесс прогнозирования 179 Обобщенная структурная схема научно-технического прогнозирования 179 Системный подход при прогнозировании 184 Верификация прогнозов, оценка их точности и достоверности 196 Особенности прогнозирования научно-технического развития 199 6.2. Источники информации и информационные технологии, используемые при прогнозировании научно-технического развития 201 Виды и источники информации, используемые при прогнозировании научно-технического развития 201 Научно-техническая и специальная литература 202 Патентная информация 208 Конъюнктурно-экономическая информация 218 Экспертная информация 222 Концепция непрерывного мониторинга состояния исследований, разработок, технологий в России и за рубежом 223 Глава 7. Методы прогнозирования научно-технического развития 226 7.1. Статистические методы прогнозирования 226 Основные положения статистических методов прогнозирования 226 Методы экстраполяции тенденций развития исследуемого объекта 227 Методы анализа потоков публикаций (патентная и непатентная информация) 233 Регрессионный анализ. Использование S-образной кривой прогресса при прогнозировании 235 Методы многофакторного анализа 237 Методы моделирования 239 7.2. Экспертные методы прогнозирования 240 Предпосылки применения экспертных методов прогнозирования 240 Критерии выбора экспертов. 241 Методы индивидуальных экспертных оценок. 243 Методы коллективных экспертных оценок. 250 Достоинства и недостатки экспертных методов прогнозирования 259 7.3. Комплексные методы и системы прогнозирования 260 Области применения комплексных методов (систем) прогнозирования 260 Основные принципы комплексных методов (систем) прогнозирования 261 Метод «дерева целей», его достоинства и недостатки 263 Автоматизация прогнозирования. 267 Глава 8. Практика научно-технического прогнозирования 268 8.1. Научно-техническое прогнозирование на предприятии 268 Выявление потребности предприятия в прогнозировании 268 Организация прогностической деятельности на предприятии 269 Прогнозирование и управленческие решения относительно производственных мощностей компании 274 Систематическое прогнозирование, ориентированное на стратегию. Учет экологической составляющей при разработке технологических прогнозов 276 8.2. Научно-техническое прогнозирование в стране, отрасли и регионе.... 278 Правовая база научно-технического прогнозирования в России 278 Перспективы развития ведущих отраслей, отраслевых комплексов: региональные аспекты. 279 Зарубежный опыт государственной научно-технической политики и технологического прогнозирования. 284 Глава 9. Построение эффективной стратегии коммерциализации 290 9.1. Понятие стратегии коммерциализации 290 9.2. Место технологической стратегии в общей стратегии конкуренции предприятия 291 9.3. Общая и технологическая стратегии бизнеса 292 Технологическая стратегия 294 Технологическая политика и типы технологической стратегии 295 Технологическое видение. 299 Элементы технологической стратегии 303 9.4. Сферы приложения технологической стратегии 305 9.5. Стратегия линии продукта 308 9.6. Стратегии управления знаниями 312 Литература 315