|
Инновационный менеджмент. Хотяшева О.М.Инновационный менеджмент.Хотяшева О.М.2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. — 384 с. Второе издание учебного пособия «Инновационный менеджмент» представляет современную концепцию управления инновационной деятельностью фирм. Принципиальным моментом является расширенное видение инновационных процессов, охватывающих все области управления компанией. Особо выделена специфическая сфера управления инновационной деятельностью – инновационный маркетинг. В учебном пособии затрагиваются такие проблемные аспекты, как ребрендинг, прогнозирование продаж нового товара, тестирование новой продукции, а также динамично развивающееся направление инновационной деятельности – массовая кастомизация бизнеса. Раздел «Практикум» содержит реальные ситуации из инновационной деятельности отечественных и западных фирм, показывающие специфику инновационной политики крупных высокотехнологичных компаний. Во второе издание включены пять новых ситуаций для анализа. В приложениях помещены основные схемы и тезисы по курсу «Инновационный менеджмент», обеспечивающие наглядность изложения материала. В помощь преподавателям добавлена программа курса «Инновационный менеджмент». Настоящее издание ориентировано прежде всего на студентов экономических вузов, слушателей школ бизнеса, а также будет полезно работникам сферы управления. Допущено Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 061000 «Государственное и муниципальное управление», 061100 «Менеджмент организации». ОГЛАВЛЕНИЕ: Предисловие 8РАЗДЕЛ I. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА Глава 1. Инновационная деятельность фирм: методологические основы 12 1.1. Содержание понятий «инновации» и «инновационный менеджмент» 12 1.2. Классификация инноваций 15 1.3. Становление научной концепции инновационного менеджмента 21 1.4. Объективные предпосылки инновационной деятельности 25 1.5. Инновативность как фактор конкурентоспособности фирм 28 Глава 2. Инновационный маркетинг 37 2.1. Инновационный маркетинг как особый вид инновационной деятельности 37 2.2. Инновации и ЖЦТ 38 2.2.1. Новизна как важнейшее конкурентное преимущество 39 2.2.2. Технологии управления ЖЦТ и репозиционирование 43 2.2.3. Ребрендинг 48 2.2.4. Массовая кастомизация 50 2.3. Маркетинг нового товара 54 2.3.1. Этапы создания нового продукта 55 2.3.2. Определение места нового продукта в ассортиментной матрице 61 2.3.3. Расчет доходности нового продукта 64 2.3.4. Прогнозирование продаж нового товара 66 2.3.5. Причины неуспеха новой продукции 70 Глава 3. Планирование инноваций 74 3.1. Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента 74 3.2. Классификация инновационных стратегий 78 3.2.1. Стратегия технологического лидерства 79 3.2.2. Имитационные стратегии 81 3.2.3. Маркетинговые инновационные стратегии 84 3.3. Стратегическое планирование инноваций и диверсификация 88 3.3.1. Виды диверсификационных стратегий 89 3.3.2. Оптимизация процесса диверсификации 91 3.4. Планирование инноваций и взаимодействие с внешней средой 94 Поставщики материалов и оборудования 95 Потребители 96 Смежные организации 96 Конкуренты 97 3.5. Бизнес-планирование инновационных проектов 103 Глава 4. Организация инновационной деятельности 109 4.1. Принципы построения инновативных структур управления 109 4.2. Организационные формы реализации инновационных проектов 118 4.2.1. Последовательная и параллельная формы 118 4.2.2. Матричная форма 120 4.2.3. Венчурное внутрифирменное предпринимательство 126 Глава 5. Финансирование и оценка эффективности инноваций 129 5.1. Финансирование инновационной деятельности 129 5.1.1. Источники финансирования инновационной деятельности 130 5.1.2. Методы финансирования инновационных проектов 134 5.2. Оценка эффективности инновационной деятельности 135 5.2.1. Понятие эффективности инноваций 135 5.2.2. Основные методы оценки эффективности инновационных проектов 136 Глава 6. Социальные аспекты инновационной деятельности .... 140 6.1. РОЛЬ руководителя в процессе инноваций 140 6.2. Основные методы стимулирования инновационной активности служащих 147 Высшее звено управления 147 Среднее звено управления 150 Низовое звено управления 152 6.3. Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации 154 Особенности внутрифирменного управления 156 Система внутрифирменной коммуникации 159 Процесс принятия решений 161 Внешнее сопротивление 164 Финансовые рынки 164 Средства массовой информации 165 Государственные институты 165 Образование 166 Общественные организации 167 Деловые сообщества 168 6.4. Внутренняя культура фирмы и ее изменение в ходе инноваций 169 Глава 7. Регулирование инновационной деятельности 178 7.1. Государственное регулирование 178 7.1.1. Государственное финансирование R&D 181 7.1.2. Финансовые льготы 182 7.1.3. Законодательное регулирование 186 7.2. Саморегулирование межфирменных отношений в области инноваций 189 7.2.1. Научно-техническая кооперация 189 7.2.2. Трансфер технологий 194 РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ Часть 1. Инновационная деятельность компаний: 18 ситуаций ... 198 Ситуация 1: «Политика стимулирования инновативности и творчества служащих в корпорации ЗМ> 198 Ситуация 2: «Реструктуризация корпорации General Electric» 202 Ситуация 3: «Конкурентная инновационная стратегия корпорации Wal-Mart» 209 Ситуация 4: «Новая стратегия новая организационная структура корпорации Ford»- 211 Ситуация 5: «Успех компании Marion Labs., Inc. в области трансфера технологий» 218 Ситуация б: «"AIBO" новый продукт компании Sony»- 221 Ситуация 7: «Проект "NEO" "новый товар новый сегмент" компании Wimm-Bill-Dann» 223 Ситуация 8: «Новая стратегия развития бизнеса компании "Лаборатория Касперского"» 232 Ситуация 9: «Создание собственного производства компанией "Феликс"» 236 Ситуация 10: «Инновации в малом бизнесе. Научно-производственный центр "Реликт"» 238 Ситуация 11: «Принятие инновационного решения об открытии ресторана» 241 Ситуация 12: «Трансформация Сыктывкарского ЛПК из технологического аутсайдера в передовую фирму» 243 Ситуация 13: «Выход компании "Ф" на новый рынок кованой мебели» 246 Ситуация 14: «Стратегия массовой кастомизации. Honda Motor Co., Ltd» 249 Ситуация 15: «Nidan Holding Limited стратегия инновативного роста» 255 Ситуация 16: «Humane Manufacturing. Факторы успеха инноваций малых фирм» 266 Ситуация 17: «Новая стратегия репозиционирования бренда компании Philips» 270 Ситуация 18: «Торговый дом SC: новая стратегия развития» 276 Лабораторная работа: «Миссии и цели инновативных компаний» 2S0 Часть 2. Особенности инновационной деятельности компаний телекоммуникационной отрасли 283 Корпорация Intel 286 Корпорация AT&T 295 Корпорация Nippon Telegraph And Telephone Corporation 304 Компания Motorola 314 Компания Deutsche Telekom AG 322 Компания Nortel Networks 329 Компания Alcatel 333 СЛИЯНИЯ И поглощения в отрасли телекоммуникаций 337 РАЗДЕЛ III. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. Примерная программа дисциплины «Инновационный менеджмент» 346 Тематика письменных работ по курсу «Инновационный менеджмент» 355 Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену по курсам «Инновационный менеджмент» и «Инновационный маркетинг» 357 Приложение 2. Инновационный менеджмент в схемах и тезисах 360 Рекомендуемая литература 376 |
Loading
|