|
Менеджмент. Веснин В.Р.Менеджмент.Веснин В.Р.3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. — 504 с. Учебник написан в соответствии с отечественными традициями, которые требуют, чтобы излагаемый материал был логичным, систематизированным, содержательным, научным, максимально облегчал студентам изучение курса. Третье издание учебника в структурном, содержательном и стилистическом отношении переработано: текст дополнен новым материалом; несколько изменилась логика изложения; часть глав изъята или объединена, что в целом, на взгляд автора, способствовало улучшению книги. Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей, специалистов-практиков, а также всех интересующихся вопросами управления. Содержание: Предисловие 3Раздел I ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ Глава 1. Что такое управление? 4 Сущность, виды и задачи управления 4 Управленческий процесс и его простые элементы 6 Технологии социального управления 10 Эффективность управления 11 Глава 2. Системный характер управления 14 Системы и их свойства 14 Виды систем 17 Система управления и ее элементы 19 Глава 3. Менеджмент: сущность и функции 24 Что такое менеджмент? 24 Основные разновидности менеджмента 26 Функции менеджмента 28 Принципы менеджмента 30 Методы осуществления управленческой деятельности 31 Особенности современного менеджмента 33 Глава 4. История менеджмента 37 Предтечи научного менеджмента 37 Ф. Тейлор - основатель научного менеджмента 40 Последователи Тейлора. Рационалистическая школа 44 А. Файоль - «отец научного менеджмента» и другие представители классической школы 47 Хотторнские эксперименты. Ориентация управления на человека 51 Системный подход к управлению 53 Ситуационный подход к менеджменту 56 Управленческие идеи в России и СССР 57 Раздел II ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР В МЕНЕДЖМЕНТЕ Глава 5. Личность и управление 66 Понятие личности 66 Направленность личности 68 Способности 68 Темперамент и его разновидности 71 Характер и факторы, его обусловливающие 72 Личность и ее окружение 75 Человеческий капитал 77 Глава 6. Поведение людей в организации 80 Виды организационного поведения 80 Понятие социальной роли 82 Круг общения 84 Что такое восприятие? 84 Взаимоотношения между людьми в организации 86 Концепция «я-состояний» Э. Берна 87 Другие факторы, влияющие на поведение 88 Глава 7. Трудовой коллектив 91 Понятие и признаки трудового коллектива 91 Виды коллективов 94 Команда - разновидность коллектива 97 Психологические характеристики коллектива 100 Процесс развития коллектива 101 Конформизм и его роль в управлении коллективом 103 Глава 8. Руководитель и подчиненные 107 Функции руководителей 107 Качества руководителя 110 Основные типы руководителей 112 Руководитель и лидер 119 Концепции лидерства 121 Подчиненные 123 Основные типы подчиненных 125 Раздел III ВНУТРЕННИЕ КОММУНИКАЦИИ Глава 9. Мотивация: понятие и виды 128 Мотивы человеческой деятельности 128 Мотивационный механизм 131 Экономические стимулы 134 Неэкономические способы стимулирования 140 Глава 10. Концепции мотивации 143 Содержательные концепции мотивации 143 Процессный подход к мотивации 149 Глава 11. Власть и руководство 155 Понятие власти 155 Основы власти 156 Подходы к руководству людьми 160 Способы воздействия на подчиненных 163 Глава 12. Стили руководства 165 Базовые понятия 165 Основные стили руководства 166 Одномерность и многомерность руководства 171 Глава 13. Управление конфликтами 176 Виды внутриорганизационных конфликтов 176 Формы производственных конфликтов 179 Конфликт как процесс 181 Стратегии преодоления конфликта 183 Виды и функции переговоров 186 Раздел IV ОРГАНИЗАЦИЯ Глава 14. Организация и ее формы 189 Понятие и признаки организации 189 Человек и организация 192 Внутренняя и внешняя среда организации 193 Законы организации 195 Виды социальных организаций 196 Организации вчера, сегодня и завтра 199 Глава 15. Организационная культура и управление ею 203 Сущность и функции организационной культуры 203 Элементы культуры 206 Имидж организации 208 Параметры и основные типы организационной культуры 209 Управление организационной культурой 213 Глава 16. Общая структура организации 215 Организационное проектирование 215 Жесткие организационные структуры 217 Дивизиональная организационная структура и ее разновидности 219 Адаптивные структуры 221 Раздел V УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПОЛНОМОЧИЯ Глава 17. Структура управления и ее элементы 227 Понятие управленческой структуры 227 Факторы, влияющие на управленческую структуру 229 Понятие управленческого взаимодействия 233 Коммуникационные каналы 235 Разновидности коммуникационных структур 237 Глава 18. Управленческие полномочия 242 Понятие управленческих полномочий 242 Централизация и децентрализация управленческих полномочий 244 Типы и виды управленческих полномочий 247 Полномочия высших органов управления 249 Глава 19. Типы управленческих структур 252 Линейные и функциональные структуры управления 252 Линейно-функциональные структуры 256 Сетевые и кольцевые управленческие структуры 260 Дивизиональная структура управления 261 Глава 20. Пути совершенствования организации управления 265 Концепция управленческой бюрократии 265 Бюрократическая организация 267 Организационно-экономические методы борьбы с бюрократией 270 Делегирование прав и ответственности подчиненным 271 Коллективное управление 275 Раздел VI УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ Глава 21. Алгоритм принятия управленческого решения 279 Понятие управленческого решения 279 Виды управленческих решений 281 Выявление и анализ проблем 286 Процесс выработки рационального решения 289 Реализация решения 293 Глава 22. Цели организации 297 Понятие цели 297 Система целей организации 300 Управление по целям 305 Глава 23. Управленческие стратегии 308 Понятие стратегии 308 Основные виды стратегий 311 Стадии формирования стратегий 315 Стратегический анализ и формирование стратегий на основе матриц 315 Выработка стратегий на основе статистических зависимостей 320 Стратегические хозяйственные зоны 321 Глава 24. Планирование деятельности организации 323 Понятие планирования 323 Принципы планирования 324 Предплановый прогноз 326 Бюджетный и балансовый методы разработки планов 329 Нормативный метод планирования 332 Графические методы планирования 334 Математические методы планирования 336 Глава 25. Виды планов 338 Перспективные и стратегические планы 338 Целевые комплексные программы 340 Бизнес-план 342 Особенности текущих планов 345 Раздел VII ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ Глава 26. Стратегическое и оперативное управление организацией 350 Управление на основе предвидения изменений 350 Управление решением стратегических задач 352 Оперативное управление 356 Глава 27. Управление преобразованиями 360 Предпосылки стратегических преобразований 360 Этапы стратегических преобразований 364 Причины сопротивления организационным изменениям 367 Глава 28. Контроль в управлении 371 Понятие и принципы контроля 371 Виды управленческого контроля 373 Этапы процесса контроля 376 Внешний и внутренний контроль 377 Раздел VIII МЕНЕДЖМЕНТ ОТДЕЛЬНЫХ СФЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Глава 29. Производственный менеджмент 380 Предприятие и управление им 380 Технико-производственная база предприятия 382 Технологические процессы 384 Организация производственного процесса 388 Рабочее место 390 Условия труда 392 Глава 30. Управление качеством 394 Качество и его составляющие элементы 394 Этапы развития системы управления качеством 397 Сертификация и стандартизация как элементы управления качеством 402 Глава 31. Управление персоналом 405 Персонал и его численность 405 Структура персонала 407 Чем занимаются службы персонала 409 Понятие и цели деловой карьеры 410 Этапы карьеры и ее планирование 411 Организация набора кадров 413 Адаптация работников 415 Методы оценки персонала 417 Развитие персонала 419 Горизонтальные перемещения сотрудников 421 Способы рационализации персонала 422 Глава 32. Основы инновационного менеджмента 425 Понятие и виды инноваций 425 Этапы инновационного процесса 427 Организационные формы инновационной деятельности 431 Распространение новшеств 435 Организация творческой работы 437 Глава 33. Управление информацией 440 Понятие управленческой информации 440 Информационная база данных 444 Этапы обмена информацией 446 Глава 34. Управление маркетингом 450 Место маркетинга в управлении организацией 450 Управление разработкой товара 452 Управление сегментацией рынка и позиционированием товара 455 Организация процесса товародвижения 457 Управление ценообразованием 459 Управление контактами с потребителями 461 Глава 35. Основы финансового менеджмента 464 Финансы организации и финансовый менеджмент 464 Финансовое планирование и финансовый контроль 466 Управление прибылью и рентабельностью 468 Управление финансовыми инвестициями 470 Управление текущими финансовыми операциями 473 Глава 36. Управление рисками 475 Понятие и виды риска 475 Общие подходы к управлению риском 478 Финансовые риски 480 Страхование рисков 481 Хеджирование как инструмент управления рисками 484 Список использованной литературы 487 |
Loading
|