|
Общее управление организацией. Теория и практика. Румянцева З.П.Общее управление организацией. Теория и практикаРумянцева З.П.М.: Инфра-М, 2007. — 304 с. Учебник представляет собой дальнейшую разработку вопросов теории и практики общего управления организацией, которым были посвящены ранее изданные работы автора. Новые главы и дополнительные материалы отражают теорию и практику управления в отечественных и зарубежных компаниях (организациях), что предопределило название учебника. Для студентов, аспирантов, специалистов, изучающих современные проблемы и возможности организаций.
Оглавление: ВВЕДЕНИЕ 10ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ: ПОНЯТИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ Учебные цели 12 1.1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ 12 1.1.1. Общее управление и менеджмент 12 Определение понятия «общее управление» 12 «Управление» и «менеджмент» — понятия взаимозаменяемые 14 1.1.2. Управление как функция и процесс 15 Виды управленческой деятельности 15 Управление как процесс 15 1.1.3. Управление — это менеджеры 15 Организацией управляют люди 15 Аппарат управления 16 1.1.4. Управление — это искусство и наука 16 Управление как искусство 16 Управление — это наука 17 1.2. РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ 17 1.2.1. Эволюция управленческой мысли в 20 веке 17 20 век: первые работы по теории управления 18 Научные принципы управления 20 Развитие науки управления в первой половине 20 века 23 Вторая половина 20 века: поворот в развитии теоретических основ управления 26 Новые принципы управления 29 Управленческие аспекты экономических реформ 30 1.2.2. Новые подходы к управлению организациями в Российской Федерации 31 Дореформенная парадигма управления социалистическим производством 31 Новая парадигма управления в условиях переходного периода 33 Выводы 38 Контрольные вопросы 38 ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ - ОРГАНИЗАЦИЯ Учебные цели 40 2.1. ПОНЯТИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 40 2.1.1. Определение понятия и роли организаций в обществе ... 40 Организация: понятие и черты 40 Роль организации в обществе 41 Организации и управление 42 2.1.2. Организация как система 44 Понятие организационной системы 44 Внешняя среда организационной системы 44 Внутренняя среда организационной системы 50 Связь между внутренней и внешней средой организации ... 50 2.1.3. Организация как система процессов 51 Виды процессов в организации 51 Состав основных процессов 52 Состав вспомогательных процессов 53 Управленческие процессы 54 2.1.4. Описание организации как объекта управления 56 Параметры описания 56 Значение параметров для характеристики организации .... 56 2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ 61 2.2.1. Критерии классификации организаций 61 По отнесению организаций к формальным и неформальным 61 По формам собственности 62 По отношению к прибыли 62 По организационно-правовым формам 62 По размерам организаций 62 2.2.2. Интеграция организаций 66 Понятие интеграции 66 Виды интеграции 66 2.3. ОБЪЕДИНЕНИЯ, СЕТИ, СОЮЗЫ КАК ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ 70 2.3.1. Корпоративные объединения 70 Слияния компаний 70 Финансово-промышленные группы (ФПГ) 71 2.3.2. Предпринимательские сети, союзы 73 Причины создания и преимущества предпринимательских сетей и союзов 73 Характерные черты сетевых образований 76 Принципы управления сетевыми образованиями 76 Особенности управления виртуальной корпорацией 78 Выводы 79 Контрольные вопросы 79 ГЛАВА 3. МЕНЕДЖЕР В ОРГАНИЗАЦИИ Учебные цели 81 3.1. МЕНЕДЖЕР — ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ 81 3.1.1. Характерные черты и содержание управленческого труда 81 Характерные черты труда менеджеров 81 Содержание труда менеджеров — функции управления 83 3.1.2. Требования к менеджерам 84 Управленческий персонал 84 Роль менеджеров в организации 85 Требования к специальным знаниям и умениям 88 Требования к человеческим качествам 89 3.1.3. Характерные черты менеджера 21 века 92 Условия и факторы, формирующие черты менеджера 92 Модель современного менеджера 94 Предпринимательство и менеджер 95 Новая роль лидерства 97 3.2. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ 100 3.2.1. Функциональное разделение труда в управлении 100 Менеджеры, специализирующиеся на выполнении функций управления 100 Общие (линейные) менеджеры 100 3.2.2. Структурное разделение труда 101 Два подхода к структурному разделению труда 101 Вертикальное разделение труда 102 Горизонтальное разделение труда 105 3.2.3. Разделение труда по роли менеджеров в процессе управления 105 Категории управленческих работников 105 Руководитель организации 106 3.3. КООПЕРАЦИЯ ТРУДА В УПРАВЛЕНИИ 109 3.3.1. Механизмы кооперации труда в управлении 109 Кооперация и координация 109 Новые механизмы кооперации 110 3.3.2. Групповая (командная) работа и ее новая роль 110 Определение понятий 110 Типы групп в организациях 111 Преимущества и эффективность групповой работы 113 Выводы 114 Контрольные вопросы 114 ГЛАВА 4. ПРОЦЕСС И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Учебные цели 116 4.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ 116 4.1.1. Понятие и основные элементы процесса управления ... 116 Определение понятий 116 Составные части процесса принятия решений 118 4.1.2. Проблема или возможность 119 Определение понятий 119 Правила формулирования проблемы 120 Проблемная ситуация 120 4.1.3. Участники процесса принятия решений 123 Субъекты решения 123 Решения, принимаемые индивидуально 124 Решения, принимаемые группами людей 125 4.1.4. Решение 127 Требования к решениям 127 Классификация решений 128 Программируемые и непрограммируемые решения 129 4.2. БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ... 130 4.2.1. Рациональная (классическая) модель процесса принятия решений 131 Этапы процесса 131 Цели и критерии оценки действий 133 Организация и контроль выполнения решений 136 Ограничения в использовании рациональной модели принятия решений 137 4.2.2. Альтернативные модели процесса принятия решений ... 137 Модель ограниченной рациональности 137 Ретроспективная модель 139 4.3. МЕТОДЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ 139 4.3.1. Общенаучные методы 140 Системный подход 140 Комплексный подход 140 Моделирование 141 Экономико-математические методы 141 Экспериментирование 142 Конкретно-исторический подход 143 Методы социологических исследований 144 4.3.2. Конкретные методы управления 144 Методы управления функциональными подсистемами организации 144 Методы выполнения общих функций управления 145 Методы решения проблем 146 Выводы 156 Контрольные вопросы 157 ГЛАВА 5. ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ Учебные цели 159 5.1. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ 159 5.1.1. Система планов организации 159 Определение понятий 159 Планирование в организации 161 Современные подходы к стратегическому планированию и его роли 163 5.1.2. Цели организации 165 Миссия 165 Видение и цели 168 Группировка целей 170 Дерево целей 176 5.1.3. Система управления по целям (результатам) 177 Принципы системы управления по целям 177 Этапы процесса управления по целям 178 Концепция управления по результатам 179 Достоинства и недостатки системы управления по целям (результатам) 180 5.2. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 181 5.2.1. Модель стратегического управления 181 Определение понятия стратегии 181 Этапы и элементы модели стратегического управления ... 182 5.2.2. Аналитическая работа при выборе и обосновании стратегии организации 187 Анализ факторов внешней среды 187 Анализ факторов внутренней среды 191 Стратегические альтернативы 194 5.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВ 197 5.3.1. Условия реализации стратегии 197 Модель реализации стратегии 197 Инструменты реализации стратегических планов 198 5.3.2. Проведение плановых изменений в организации 200 Принципы проведения и содержание изменений 200 Организация работ по выполнению планов 202 Выводы 204 Контрольные вопросы 204 ГЛАВА 6. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Учебные цели 206 6.1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ 206 6.1.1. Структура управления как часть организационной структуры 206 Организационная структура и структура управления организацией 207 Определение понятий структуры управления 208 Характеристики структуры управления 209 6.1.2. Принципы построения структур управления 213 Новое понимание классических принципов управления .... 213 Принципы формирования структур управления 215 6.1.3. Типовые подходы к построению структур управления . . . 216 Формирование иерархических и бюрократических структур управления 216 Формирование органических структур управления 218 Сравнение двух подходов к построению структур управления 220 6.2. ВИДЫ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 222 6.2.1. Выбор структуры управления 222 Ситуационные факторы выбора 222 Разделение работ по управлению 223 Уровень централизации и децентрализации 224 Механизмы координации 224 6.2.2. Виды структур управления 225 Линейно-функциональная структура управления 225 Дивизионная структура управления 228 Проектная структура управления 234 Матричная структура управления 236 Бригадные структуры работ и управления 238 6.3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ И ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 242 6.3.1. Современные тенденции в развитии структур управления 242 6.3.2. Структуры управления на разных стадиях роста организации 244 6.3.3. Оценка структуры управления организацией 246 По достижению целей организации 246 По параметрам системы управления 246 Выводы 249 Контрольные вопросы 250 ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ, КОНТРОЛЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ Учебные цели 251 7.1. ФУНКЦИЯ МОТИВАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ 251 7.1.1. Роль мотивации в управлении 252 Люди — главный источник эффективного развития 252 Мотивированный персонал — сплоченная команда 252 7.1.2. Мотивация как функция процесса управления 253 Определение мотивации как процесса 253 Теоретическая база мотивации 254 Методы мотивации 256 7.1.3. Система непрерывного обучения как фактор мотивации 258 Современные взгляды на обучающуюся организацию 258 Пирамида развития навыков менеджеров 259 Непрерывная система обучения менеджеров 260 Современные подходы к обучению менеджеров 262 Дифференциация обучения менеджеров 263 7.2. ФУНКЦИЯ КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 266 7.2.1. Понятие и содержание контроля 266 Контроль — функция процесса управления 266 Этапы процесса контроля 267 7.2.2. Виды контроля в организации 270 По периодичности контроля 270 По функциональным подсистемам 272 7.2.3. Методы контроля 272 Общие методы 272 Бенчмаркинг 273 Тотальный контроль качества (Total Quality Control) и тотальный менеджмент качества (Total Quality Management - TQM) 275 7.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ 277 7.3.1. Понятие «эффективность управления» 277 Эффективность и экономичность 277 7.3.2. Модели организаций 278 Моделирование как способ изучения свойств и связей организаций 278 Базовые модели организаций 279 7.3.3. Методы оценки и измерения эффективности управления 283 Необходимость оценки эффективности 283 Показатели измерения эффективности 283 Методы сравнения организаций по эффективности финансово-экономической деятельности 290 7.3.4. Эффективное управление организациями 292 Задачи менеджеров по эффективному оперативному функционированию организаций 292 Задачи менеджеров по эффективному стратегическому развитию организаций 293 7.3.5. Реструктуризация и эффективность организации 294 Определение понятий 294 Модель эффективной организации 296 Результаты реструктуризации 297 Выводы 300 Контрольные вопросы 300 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 303 |
Loading
|