|
Общий и специальный менеджмент. Под ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П.Общий и специальный менеджмент.Под ред. Гапоненко А.Л., Панкрухина А.П.М.: Изд-во РАГС, 2001. — 568 с. Рекомендовано в качестве учебника для слушателей РАГС Учебно-методическим советом Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Учебник соответствует программе учебного курса, разработанного кафедрой общего и специального менеджмента для слушателей академии. Впервые курс "Общий и специальный менеджмент" был опубликован в 1997 - 1998 гг. Это издание послужило основой кардинально переработанного и дополненного новыми темами программы учебного курса по специальности "Государственное и муниципальное управление", раскрывающими принципы и технологии управления регионами и муниципальными образованиями в России. Для изучающих проблемы управления в системе подготовки и переподготовки кадров госслужащих. ОГЛАВЛЕНИЕ: Предисловие 3РАЗДЕЛ 1 Современный менеджмент и его особенности в государственной службе Глава 1. Предмет, функции и методы менеджмента 11 Что такое менеджмент? 11 Функции и методы менеджмента 14 Этапы развития теории и практики менеджмента 16 Направления и тенденции развития современного менеджмента 22 Г л а в а 2. Особенности менеджмента в государственной службе 26 Менеджмент в государственной службе и в коммерческой фирме: общее и особенное 26 Изменяющиеся условия функционирования государственных организаций 29 Государственная служба — реципиент новых технологий современного менеджмента 30 Г л а в а 3. Организационные структуры 36 Понятие организационной структуры 36 Традиционные и рыночно ориентированные виды организационных структур 38 Современные тенденции и инструменты построения структур 44 Практикум 48 Приложение. Из истории государственного менеджмента в России 51 РАЗДЕЛ II Стратегический менеджмент Г л а в а 1. Управление развитием 64 Сущность развития 64 Особенности управления развитием 65 Что такое стратегия 67 Г л а в а 2. Анализ в управленческой деятельности 69 Сущность и роль анализа 69 Особенности анализа в управленческой деятельности 70 Методы анализа 71 Анализ и эффективность управления 73 Г л а в а 3. Стратегическое планирование 79 Цели и миссия 79 СВОТ-анализ 82 Цикл стратегического планирования 84 Конкурентная стратегия 87 Глава 4. Управленческое решение 90 Сущность и функции решения 90 Технология подготовки и принятия решения 92 Организация выполнения 96 Г л а в а 5. Управление риском 100 Понятиен критерии риска, основы управления им 100 Виды и факторы риска 103 Технологии оценки риска и защиты от него 107 Глава 6. Контроль 114 Сущность контроля 114 Виды контроля 115 Процесс контроля 117 Современные тенденции развития контроля 120 Практикум 124 РАЗДЕЛ III Управление персоналом Г л а в а 1. Модели управления персоналом 126 Основные черты модели «Я» 126 Модель «А» в сравнении с моделью «Я» 129 Модифицированные системы управления персоналом 132 Выбор эффективной модели управления персоналом в российских условиях 135 Глава 2. Формирование коллектива 140 Сущность и определение коллектива 140 Инструментарий построения коллектива 141 Построение коллектива с акцентом на решение задачи 143 Построение коллектива с акцентом на поддержание отношений в нем 145 Этапы построения коллектива 148 Глава 3. Мотивация 153 Мотивы и стимулы 153 Мотивация как объект и функция управления 154 Стимулирование труда 160 Глава 4. Стиль руководства 163 Понятие и природа стиля руководства 163 Классификация стилей руководства 165 Модель ситуационного лидерства 168 Черты эффективного лидерства 173 Глава 5. Социальные конфликты и управление 176 Что такое конфликт? 176 Основные типы и причины конфликтов 177 Условия и возможности победы в конфликте 181 Как разрешить конфликт 184 Несколько правил поведения (вместо выводов) 189 Глава 6. Этика руководителя 192 Социальная природа и прикладное значение этики 192 Этика руководителя: современное состояние 194 Деловая этика 196 Глава 7. Культура организации 200 Сущность организационной культуры и ее основные элементы 200 Формирование и изменение культуры организации 203 Организационная культура как фактор эффективности 206 Взаимодействие культуры организации и национальной культуры 207 Практикум 211 РА3ДЕЛ IV Маркетинг Глава 1. Маркетинговый подход в менеджменте 218 Основные аспекты сущности маркетинга 218 Антимаркетинговые стереотипы 228 Особенности некоммерческого маркетинга 229 Глава 2. Маркетинговые стратегии 232 Назначение и содержание стратегии маркетинга 232 Критерии классификации, генезис и виды стратегий 234 Г л а в а 3. Маркетинговые коммуникации 244 Виды маркетинговых коммуникаций 244 Схема маркетинговых коммуникаций 246 Особенности конкретных маркетинговых коммуникаций 247 Управление маркетинговыми коммуникациями 255 Практикум 258 РАЗДЕЛ V Стратегическое управление развитием территорий Глава 1. Современные тенденции социально-экономического развития 261 Стадии социально-экономического развития 261 Нематериальное производство в современном мире 266 Глобализация производственных процессов 272 Г л а в а 2. Региональное развитие: цели, критерии и факторы 276 Что такое развитие? 276 Цели и критерии социально-экономического развития региона 276 Факторы развития регионов и городов 281 Г л а в а 3. Региональный и муниципальный менеджмент: принципы, методы и функции 286 Сущность и содержание 286 Задачи и объекты 290 Принципы и методы 292 Функции регионального и муниципального менеджмента 293 Глава 4. Социально-экономическая устойчивость развития регионов 304 Устойчивость и устойчивое развитие как категории регионального менеджмента 304 Угрозы устойчивому развитию территориальных социально-экономических образований РФ 307 Факторы-гаранты социально-экономической устойчивости регионов .... 309 Г л а в а 5. Макроэкономическое региональное развитие современной России 313 Схема экономического пространства России 313 Проблема «запад — восток» в экономике современной России 319 Задачи федерального и регионального управления в современных условиях 325 Г л а в а 6. Стратегическое планирование социально-экономического развития региона 330 Стратегический план развития региона и его характеристики 330 Стадии стратегического планирования 333 Учебные ситуации 345 РА3ДЕЛ VI Технологии управления развитием территории Глава 1. Формирование и расходование бюджетов в субъектах Российской Федерации 358 Формирование бюджетов в субъектах РФ 358 Расходование средств бюджетов в субъектах РФ 366 Ликвидность бюджетов 373 Г л а в а 2. Региональная промышленная политика 378 Принципы и функции промышленной политики 378 Федеральный и региональный уровень промышленной политики 380 Технология формирования региональной промышленной политики 382 Реализация региональной промышленной политики 388 Глава 3. Управление развитием собственности муниципальных образований 392 Понятие и структура собственности муниципального образования 392 Управление воспроизводством собственности муниципального образования 397 Корпоративная стратегия управления муниципальной собственностью . 400 Глава 4. Управление развитием социальной сферы регионов 406 Региональная социальная политика 406 Функции органов управления развитием социальной сферы региона 410 Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона 413 Глава 5. Поддержка малого предпринимательства в регионе 419 Роль малого предпринимательства в экономике России 419 Малое предпринимательство и регион 423 Структура и содержание поддержки малого предпринимательства 425 Глава 6. Принципы и технологии реформирования жилищно-коммунальной сферы в регионе 430 Цели и задачи реформирования ЖКХ 430 Приоритетная роль жилищной политики 433 Региональные особенности реформирования жилищно-коммунальной сферы 439 Технологии реформирования жилищно-коммунального хозяйства 443 Г л а в а 7. Инновационные технологии развития муниципальных образований 451 Социально-финансовая группа — основа экономического саморазвития муниципального образования 451 Муниципальный лизинг как источник развития местного производства 455 Залоговый фонд — гарант инвестиций в экономику муниципального образования 463 Глава 8. Мониторинг социально-экономического развития региона .. 468 Региональный мониторинг, его сущность и предпосылки 468 Предмет регионального мониторинга 471 Организация мониторинга в регионах России 476 Глава 9. Территориальный маркетинг 480 Сущность и разновидности территориального маркетинга 480 Маркетинг территории: страна, регион, город, локальное место 481 Маркетинг на территории: содержание и ключевые формы 90 Организация маркетинга на территории 491 Глава 10. Маркетинговые технологии продвижения города 495 Маркетинг и продвижение города 495 Что такое план продвижения города? 498 Определение целей развития города 500 Формирование имиджа города 502 Взаимодействие с внешней средой и отношения с общественностью 504 Организационная структура коммуникационного подразделения 506 Глава 11. Организационные структуры органов местной власти 510 Принципы проектирования организационных структур органов местной власти 510 Организационные структуры органов местной власти в Москве 512 Тенденции в формировании организационных структур органов местной власти 529 Глава 12. Кадровый потенциал регионального и муниципального управления 533 Кадровый потенциал территориального управления 533 Прогнозирование и программирование развития персонала регионального и муниципального управления 536 Пути повышения результативности кадрового потенциала в структурах территориального управления 537 Глава 13. Перспективы использования информационных систем и технологий в управлении развитием территорий 541 Информатизация управления экономикой региона 543 Управление межрегиональной маркетинговой информацией 547 Интеллектуальный капитал и управление знаниями 550 Учебные ситуации 554 |
Loading
|