|
Основы менеджмента. Гольдштейн Г.Я.Основы менеджментаГольдштейн Г.Я.2-е изд., перераб. и доп. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 230с. Учебное пособие содержит изложение основных положений теории управления, обобщение практики такого управления, а также методов управления фирмой как субъектом рынка. Основное внимание уделено методам принятия управленческих решений и интегральному характеру деятельности современного менеджера. Учебное пособие полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта по специальности 061100 "Менеджмент", может быть использовано при изучении дисциплин цикла менеджмент по специальностям 060800, 061000, 061200, 061500 и другим, а также в заочном и дистанционном обучении. Электронное учебное пособие. Второе издание, исправленное и дополненное. В печатном виде не публиковалось. Первое издание: Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995. СОДЕРЖАНИЕ ЧАСТЬ 1 ОСНОВЫ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ 31. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА 4 1.1. Предмет курса 5 1.2. Производственный процесс - основа деятельности фирмы 6 1.3. Внутрифирменное управление и управление фирмой как субъектом рынка 7 1.4. Место дисциплины в учебном комплексе подготовки экономиста-менеджера 8 1.5. Менеджмент: наука или искусство 9 2. СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА 11 2.1. Сущность менеджмента 12 2.2. Основное содержание общих целей и ограничений 13 2.3. Миссия организации: сущность, содержание 15 2.4. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы 16 2.5. Этика и культура фирмы 17 2.6. Задачи и этика поведения профессиональных менеджеров 19 2.7. Иерархия управления 19 2.8. Профессионалы советуют 20 2.9. Контрольные вопросы по разделу 2 23 3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 25 3.1. Понятие и классификация функций управления 26 3.2. Основное содержание конкретных функций управления фирмой 27 3.3. Контрольные вопросы по разделу 3 28 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА 30 4.1. Понятие организации и организационной структуры 31 4.2. Типы организационных структур управления 32 4.3. Сравнение структур управления 35 4.4. Положения о подразделениях управления и должностные инструкции 37 4.5. Совет директоров как орган управления акционерной компанией 38 4.6. Практика управления крупной зарубежной фирмой 39 4.7. Профессионалы советуют 44 4.8. Контрольные вопросы по разделу 4 45 5. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ 47 5.1. Экономические методы управления 48 5.2. Организационно-распорядительные методы управления 48 5.3. Социально-психологические методы управления 49 5.4. Мотивация исполнителя 49 5.5. Профессионалы советуют 51 5.6. Контрольные вопросы по разделу 5 52 6. ПРОЦЕССЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 54 6.1. Содержание процесса управления 55 6.2. Место решения в процессе управления 55 6.3. Структура и процесс принятия решения 56 6.4. Распределение полномочий на принятие решений 59 6.5. Риск при принятии решений 61 6.6. Математический инструментарий принятия решения 62 6.7. Профессионалы советуют 66 6.8. Контрольные вопросы по разделу 6 70 7. ИНФОРМАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ 72 7.1. Понятие и значение информации и коммуникации 73 7.2. Критерии проектирования информационных и коммуникационных систем 73 7.3. Информационные технологии в интересах принятия управленческих решений 74 7.4. Основные тенденции информатизации и коммуникаций в бизнесе 78 7.5. Профессионалы советуют 78 8. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 83 8.1. Место планирования и прогнозирования в менеджменте 84 8.2. Обзор техники и видов планирования 85 8.3. Система прогнозов и планов фирмы 86 8.4. Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 87 8.5. Экстраполяционное прогнозирование 88 8.6. Роль нормативов в планировании 90 8.7. Комплексный подход к разработке производственной программы предприятия 91 8.8. Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах 95 8.9. Профессионалы советуют 100 8.10. Контрольные вопросы по разделу 8 102 9. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ КАК СТАДИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 103 9.1. Стратегия и практическая деятельность фирмы 104 9.2. Выделение ключевых результатов деятельности отдельных менеджеров 105 9.3. Роль ответственности в процессе управления 106 9.4. Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям 107 9.5. Контрольные вопросы и задания по разделу 9 109 10. КОНТРОЛЬ, УЧЕТ, И АНАЛИЗ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ 112 10.1. Понятие и виды контроля 113 10.2. Процесс контроля и выбор варианта форм контроля 113 10.3. Типы систем контроля 114 10.4. Контроль и измерение результатов коммерческой деятельности. Действия руководителя при контроле 117 10.5. Понятие и задачи учета на предприятии 118 10.6. Понятие и содержание анализа хозяйственной деятельности предприятия 119 10.7. Профессионалы советуют 120 10.8. Контрольные вопросы по разделу 10 126 11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА 128 11.1. Содержание работы руководителя 129 11.2. Стиль управления 130 11.3. Эффективность стиля управления 132 11.4. Профессионалы советуют 135 11.5. Контрольные вопросы по разделу 11 142 ЧАСТЬ II УПРАВЛЕНИЕ ФИРМОЙ КАК СУБЪЕКТОМ РЫНКА 143 12. ВЛИЯНИЕ ХАРАКТЕРА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИРМОЙ 144 12.1. Основные тенденции развития мирового рынка 145 12.2. Влияние характера изменений мирового рынка на деятельность фирмы 146 12.3. Методы управления, применяемые фирмами при различных уровнях нестабильности рынка 147 12.4. Контрольные вопросы по разделу 12 149 13. ВЫБОР И ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ФИРМЫ НА РЫНКЕ 151 13.1. Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) 152 13.2. Жизненный цикл товара 152 13.3. Матричная техника оценки портфеля диверсифицированной фирмы. Матрица БКГ 153 13.4. Оценка привлекательности СЗХ 155 13.5. Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ) 156 13.6. Матрица фирмы "Дженерал электрик" 158 13.7. Контрольные вопросы по разделу 13 160 14. УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ СЗХ ФИРМЫ 163 14.1. Балансировка набора СЗХ 164 14.2. Стратегическая гибкость фирмы 165 14.3. Оценка синергизма набора СЗХ 166 14.4. Комплексная оценка набора СЗХ 167 14.5. Контрольные вопросы по разделу 14 168 15. РОЛЬ НИОКР В МЕНЕДЖМЕНТЕ ФИРМЫ КАК СУБЪЕКТА РЫНКА 169 15.1. Соотношение типов технологий и менеджмента в фазах жизненных циклов продуктов 170 15.2. Взаимоотношения сфер НИОКР и общего руководства фирмы 170 15.3. Оценка КСФ в области НИОКР 172 15.4. Общее влияние технологии на стратегию фирмы и ее конкурентный успех 173 15.5. Современный стратегический инновационный менеджмент 174 15.6. Контрольные вопросы по разделу 15 176 16. УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ БИЗНЕСА 178 16.1. Основные этапы интернационализации бизнеса 179 16.2. Выбор оптимальной формы интернационализации бизнеса 180 16.3. Особенности международной деятельности фирм в современных условиях 182 16.4. Глобализация мировой экономики как этап интернационализации бизнеса 184 16.5. Профессионалы советуют 185 16.6. Контрольные вопросы по разделу 16 186 17. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 188 17.1. Анализ и синтез организационных структур управления 189 17.2. Основные режимы деятельности фирмы и стили ее организационного поведения 189 17.3. Анализ структуры управления фирмы 191 17.4. Алгоритм определения предпочтительной организационной структуры управления диверсифицированной фирмы 193 17.5. Модель нормативной структуры системы и ее использование при анализе и синтезе системы управления 194 17.6. Контрольные вопросы по разделу 17 199 18. ФИРМА И ОБЩЕСТВО 201 18.1. Роль фирмы в современном обществе 202 18.2. Стратегия отношений фирмы с обществом 203 18.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 206 18.4. Ограничительная деловая практика и ее правовое регулирование 208 ПОСЛЕСЛОВИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ (И НЕ ТОЛЬКО…) 211 ОБЩЕУЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА 216 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 216 ПРИЛОЖЕНИЕ: В.М. БЕЛОУСОВ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА 217
|
Loading
|