Авербах Илья Александрович
Авербах
Илья Александрович (28.07.1934, Ленинград —
11.01.1986, там же), росс. режиссер, сценарист.
Заслуженный деятель искусств РСФСР
(1976). «Семидесятник». В 1958 окончил
Ленинградский медицинский институт, в
1967, после врачебной практики, — Высшие
курсы сценаристов и режиссеров при
киностудии «Ленфильм». А. был типичным
представителем ленинградской интеллигенции
1970-х годов. В его первом фильме «Степень
риска» (1968) несколько героев — коренных
питерских интеллигентов — бесконечно
спорят о жизни и смерти. Два героя —
циник и стоик, философ и прагматик,
сегодня они больной и врач, который
должен спасти от смерти больного. Главным
состоянием героев А. становится монолог,
мучительный и лишенный упрощений.
Одиночество героев с каждым фильмом А.
нарастало. Профессор Сретенский
(«Монолог», 1972) обречен на одиночество,
но ничуть не печалится этому обстоятельству,
ибо таков закон жизни, а Сретенский
наделен даром знания этих законов. От
фильма к фильму А. расширял зону действий
своего героя. И уже в картине «Объяснение
в любви» (1977) он, пройдя сквозь эпохи,
оказался заброшенным в самые эпицентры
всех событий советской истории. Он
работал на режим, внутренне не подчинившись
ему, благодаря чему уцелеет и духовно
и физически. За свою внутреннюю гармонию
он заплатит внешней странностью, а
значит и еще большим одиночеством.
Несоприкосновение. Фарятьев в исполнении
А. А. Миронова из следующего фильма А.а,
«Фантазии Фарятьева» (1979), еще более
странен, уж и вовсе чудик не от мира
сего, да еще живущий в провинции.
Одиночество его едва ли не тотально.
Философия его прекрасна, но надуманна
и лишена здравого смысла. Героиня «Чужих
писем» (1975) тоже не может жить в провинции,
почувствовав свое абсолютное
несоприкосновение с этим, в общем-то,
нормальным миром, но который населен
абсолютно чуждыми ей людьми. Они говорят
с ней на разных языках, у них какое-то
другое представление о морали,
нравственности. Героиня уезжает. В 1982
А. сделает свою, пожалуй, самую кризисную
картину «Голос», уже почти автопортрет,
почти мемуары. Рассказ о смертельно
больной героине, которой нужно доиграть
свою, может быть, не самую значительную,
но чем-то очень важную ей роль до конца.
В новом времени А. потерялся так же, как
потерялась и его героиня, вслед за
которой ушел и сам режиссер.