Методическая разработка для преподавателя "Вирусы. Неклеточные формы жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В медицинском образовании одной из основных дисциплин являются биология и в дальнейшем анатомия и физиология человека. Биологические знания необходимы для полноценной теоретической и практической подготовки будущих медицинских работников. В методической разработке выделен праксиологический принцип, где перечислены основные клинические дисциплины.
Урок по теме «Неклеточные формы жизни. Вирусы» в 10 классе завершает изучение главы «Строение и функции клеток». В зависимости от степени сформированности названных навыков учащимся могут быть предложены следующие задания для выполнения в группе: тестовые задания, кроссворды, задания по карточкам.
Для изложения нового материала на занятии используется большое количество иллюстраций, фотографий, схем, таблиц.
В ходе занятия предусмотрен момент рефлексии, который побуждает студентов к творческим действиям, снимает утомление.
Для закрепления учебного материала предлагается дать объяснение новым терминам.
Методическая разработка по теме: "Неклеточные формы жизни. Вирусы” может быть рекомендована для преподавателя при проведении теоретического занятия на медсестринском отделении медицинского колледжа.
Преподаватель:
Теоретическое занятие по теме: ”Неклеточные формы жизни. Вирусы”.
Тип урока: теоретическое, комбинированное, объяснительно – иллюстрированное занятие.
Цели занятия:
Учебные: к завершению занятия студент должен
Знать
о строении, химической организации вирусов,
особенностях жизнедеятельности и значении вирусов,
механизм взаимодействия с клеткой,
процессы размножения вирусов
наиболее распространенных и опасных вирусных заболеваниях современности.
Уметь
Обобщать и систематизировать знания по теме.
Находить информацию по теме в различных источниках.
Использовать приобретенные знания в дальнейшей практической деятельностью.
Развивающие:
Развивать умение анализировать, выделять главное, проводить аналогию, логически мыслить,
Формировать понимание ценности жизни человека.
Методические:
Поддерживать межпредметные связи.
Показать возможность работы в парах.
Показать возможность активизации учебного процесса через мультимедийное сопровождение.
Воспитательные:
Познакомить с опасностью заражения инфекционными заболеваниями, вызываемыми вирусами и методами их предупреждения.
Формировать клиническое мышление.
Воспитывать потребность к самообразованию.
Прививать аккуратность в работе, коммуникабельность.
Реализация праксиологического принципа.
Междисциплинарные связи:
обеспечивающие изучение отдельных тем во многих клинических дисциплинах и дальнейшей практической деятельности.
Микробиология.
Инфекционные заболевания.
Фармакология.
Педиатрия.
Терапия и др.
Внутридисциплинарные связи.
Химическая организация клетки.
Нуклеиновые кислоты.
Прокариотическая и эукариотическая клетка.
Оснащение занятия:
Мультимедийный проектор
Экран
Компьютер
Раздаточный материал
Тесты
Кроссворды
Место проведения:
Кабинет биологии
Время занятия: 90 минут
Литература:
1.Основная:
«Общая биология» для 10-11 классов под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г. М. Дымшица.
2. Дополнительная:
Боднарук М.М. Биология дополнительные материалы к урокам по биологии и экологии в 10 – 11 классах.
«Общая биология10 – 11 класс» под редакцией В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина.
Пономарева И.Н., Соломин В.П. Общая методика обучения биологии.
Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие/ Авт.-сост. Т.А.Козлова, В.С.Кучменко. – 4-е изд.- М.: Дрофа, 2002.
Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология: В 3-х т. Т.1: Пер. с англ./Под ред. Р.Сопера – 3-е изд. – М.: Мир, 2001.
Хронокарта занятия
Вводно – мотивационный этап 3 мин.
Актуализация опорных знаний 17 мин.
Изложение нового материала 50 мин.
Закрепление материала. 10 мин.
Рефлексия 5 мин
Подведение итогов занятия 5 мин.
Домашние задание. (.......)