Центральный Дом Знаний - Рабочая программа по дисциплине "Сестринское дело"; 10 -11 класс 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Рабочая программа по дисциплине "Сестринское дело"; 10 -11 класс 1

Глава 3. Обеспечение клеток энергией.

Тема.3.1 Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей.

Обмен веществ – свойство, присущее всем живым организмам. Ассимиляция (пластический обмен) и диссимиляция (энергетический обмен) – две стороны одного процесса – обмена веществ.

АТФ – единое универсальное энергетическое вещество.

Диссимиляция – энергетический обмен: особенности химических реакций, лежащих в ее основе.

Студент должен знать:

Что такое обмен веществ

Вспомнить определение жизни, данное Ф.Энгельсом. Как в этом определении раскрывается понятие «обмен веществ».

Чем отличается пластический обмен от энергетического

Что ассимиляция и диссимиляция – две стороны одного процесса.

Студент должен уметь:

Анализировать, что является основным источником жизни на Земле и почему.

Тема 3.2 Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

Этапы синтеза белка. Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция у высших организмов.

Студент должен знать:

Как регулируется образование и РНК у бактерий.

Какие гены входят в один оперон.

Какова роль гормонов в регуляции транскрипции и трансляции.

Объяснить этапы синтеза белка.

Владеть терминалогией.

Наследственная информация и реализация ее в клетке.

Тема 4.1 Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код.

Современная биология показала, что в своей основе сходство и различие организмов определяется, в конечном счете набором белков. Чем ближе организмы друг к другу в систематическом ряду, тем более сходны их белки. ДНК – матрица для синтеза белков. Удвоение ДНК. Понятие транскрипции. Генетический код и его свойства.

Студент должен знать:

Какие вещества обусловливают индивидуальные различия организмов.

Какой принцип лежит в основе удвоения молекул ДНК.

Какой принцип лежит в основе процесса синтеза иРНК.

Что называют генетическим кодом.

Основные свойства генетического кода.

Студент должен уметь:

Анализировать понятие трансляции, транскрипции. Генетический код и его свойства.

Тема 4.2 Генетический код. Решение задач.

Тема 4.3 Вирусы.

Вирусология – наука о вирусах. Вирусы – неклеточная форма жизни: особенности химической организации, строения. Механизм взаимодействия с клеткой.

Вирус иммунодефицита человека. Понятие «бактериофаг».

Роль вирусов в эволюции.

Генная инженерия. Клеточная инженерия. Биотехнология – перспективное направление в биологии.

Студент должен знать:

Чем определяется разнообразие форм вирионов. Строение вирусов.

Какое влияние оказывают вирусы на организм, в котором они обитают.

Задачи генной и клеточной инженерии.

Перспективы биотехнологии.

Студент должен уметь:

Характеризовать роль вирусов в эволюции.

Раздел II. Размножение и развитие организмов.

Размножение организмов

Тема 5.1 Деление клетки. Митоз.

Хромосомы – структурные компоненты ядра клетки, определяющие наследственные свойства клеток и организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз – непрямой способ деления клетки

Митотический цикл клетки и его биологический смысл и значение. Ход митоза. Фазы митоза.

Студент должен знать:

Какие изменения в клетке предшествуют делению.

Что такое веретено деления. Какова его роль.

Фазы митоза.

Строение хромосомы.

Биологическое значение митоза.

Студент должен уметь:

Ориентироваться в понятийном аппарате процесса митоза.

Анализировать фазы митоза.

Тема 5.2. Бесполое и половое размножение. Гаметогенез.

Размножение – одно из основных свойств живых организмов.

Разнообразие способов бесполого размножения организмов.

Сходство родительских форм и потомства.

Биологическое значение бесполого размножения.

Продолжить формирование знаний о размножении живых организмов на примере полового размножения – прогрессивной формы размножения в органическом мире. Изучить развитие половых клеток животных, раскрыть сущность мейоза – способа деления половых клеток.

Сущность полового размножения, его преимуществах перед бесполым размножением, формах; возникновение полового процесса является крупнейшим ароморфозом в истории органического мира Земли. Процессы сперматогенеза и овогенеза. Строение половых клеток. Оплодотворение у животных. Оплодотворение у растений. Биологическое значение оплодотворения.

Студент должен знать:

Формы бесполого размножения.

Какие процессы обеспечивают сходство родительских форм и потомства при бесполом размножении.

Бесполое размножения является достаточно распространенной формой размножения в живой природе, а является ли оно прогрессивной.

Принципиальное различие между бесполым и половым размножением.

Партеногенез.

Существенные отличия в строении женских и мужских половых клеток.

Внутреннее и наружное оплодотворение.

Созревание мужских и женских половых клеток.

Биологическое значение оплодотворения.

Студент должен уметь:

Систематизировать формы бесполого и полового размножения.

Тема 5.3. Мейоз.

Ход мейоза. Фазы мейоза. Разнообразие гамет. Биологическое значение мейоза.

Студент должен знать:

Сравнительную характеристику митоза и мейоза.

Биологическое значение мейоза.

Студент должен уметь:

Характеризовать фазы мейоза.

Ориентироваться в понятийном аппарате.

Индивидуальное развитие организмов.

Тема 6.1 Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов.

Дробление зиготы. Гаструла. Образование трех зародышевых слоев. Образование органов. Постэмбриональное развитие. Дифференцировка клеток.

Студент должен знать:

Определения понятий бластула, гаструла, нейрула.

Этапы в онтогенезе животных и растений.

Что такое дифференцировка клеток.

Студент должен уметь:

Объяснить суть биогенетического закона.

Тема 6.2. Урок – семинар. «Я и моя мама».

Развитие человеческого организма с первого дня эмбрионального периода индивидуального развития. Изменения, происходящие с плодом за весь период беременности.

Тема 6.3. Организм как единое целое.

Условия, в которых живут организмы, постоянно меняются. Часто эти изменения носят резко выраженный характер. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Саморегуляция. Влияние внешних условий на ранее развитие организмов. Биологические часы. Анабиоз.

Студент должен знать:

Возможности организма в меняющихся условиях среды на клеточном и тканевом уровнях.

Понятия биологических часов и анабиоза.

Влияние на эмбрион вредных привычек матери.

Студент должен уметь:

Объяснить влияние вредных проявлений внешней среды, вредных привычек на развитие организма.

Раздел III. Основы генетики.

Основные закономерности явлений наследственности

Тема 7.1. Генетика как наука. Основные генетические понятия.

Предмет генетики. Основные генетические понятия. Достижения генетики, значением ее для практики, для развития медицины и различных областей биологии. Жизненный путь Грегора Менделя – основоположника генетики.

Студент должен знать следующие понятия:

Наследственность и изменчивость.

Ген, генотип, фенотип.

Гомозигота, гетерозигота.

Свойство, признак.

Гомологичные хромосомы.

Аллельные гены.

Альтернативные признаки.

Гибрид, гибридизация, моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание.

Студент должен уметь:

Использовать навыки генетической терминологии.

Тема 7.2. Моногибридное скрещивание 1 и 2 закон Менделя.

Основной метод, который Г. Мендель разработал и положил в основу своих опытов, и назвал его гибридологическим. Его суть. Первый закон Менделя. Расщепление признаков у гибридов второго поколения. Второй закон Менделя. Причины расщепления признаков у гибридов.

Студент должен знать:

Особенность гибридологического метода.

Что такое гибриды, доминантные и рецессивные признаки, гомозигота, гетерозигота, расщепление.

Сущность второго закона Менделя.

Студент должен уметь:

Объяснить суть 1 и 2 законов Менделя.

Решать задачи на 1, 2 закон Менделя.

Тема 7.3. Генотип и фенотип. Аллельные гены.

Аллельные гены. Фенотип и генотип. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Принцип чистоты гамет.

Студент должен знать:

Отличие фенотипа и генотипа. Практическое значение.

С какой целью проводят анализирующее скрещивание.

Цитологическая основа принципа чистоты гамет и закона расщепления.

Студент должен уметь:

Решать задачи на анализирующее скрещивание.

Тема 7.4. Решение генетических задач.

Задачи на первый и второй законы Менделя.

Тема 7.5. Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя.

Сущность дигибридного и полигибридного скрещивания. З закон Менделя. Независимое наследование. Знакомство с решеткой Пеннета. Статистический характер законов Менделя.

Студент должен знать:

Смысл 3 закона Менделя.

Связь между вторым и третьм законом Менделя.

Как возникает расщепление по генотипу и фенотипу при дигибридном скрещивании.

Студент должен уметь:

Решать задачи на 3 закон Менделя.

Тема 7.6. Решение генетических задач.


Задачи на 3 закон Менделя.

Тема 7.7. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Хромосомная теория Моргана.

Группы сцепления. Сцепленное наследование и явление перекреста. Хромосомная теория Моргана. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом.

Студент должен знать:

Что такое группы сцепления.

В чем причина возникновения новых гамет.

От чего зависит рождение мужских и женских особей.

В чем отличие хромосомного набора самца от хромосомного набора самки. Почему у женщин, имеющих в генотипе ген гемофилии, болезнь не проявляется, а у мужчин – проявляется.

Студент должен уметь:

Обосновывать закон Моргана.

Обосновывать наследование признаков, сцепленных с полом.

Тема 7.8. Решение генетических задач.

Практическое занятие.

Тема 7.9. Взаимодействие генов. Генотип и среда.

Множественное действие гена. Отношение ген – признак. Цитоплазматическая наследственность. Качественные и количественные признаки. Влияние условий среды на качественные признаки.

Влияние условий среды на количественные признаки. Норма реакции.

Студент должен знать:

Что такое множественное действие гена. Примеры новообразования. Чем отличается цитоплазматическая наследственность от ядерной (Менделеевской) наследственности.

Почему разнообразие качественных признаков в малой степени зависит от влияния условий среды.

Чем определяется широта нормы реакции.

Какое практическое значение имеет значение нормы реакции животных и растений.

Закономерности изменчивости.

Тема 8.1.Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.

Изменчивость, характерная для всех живых организмов, бывает двух типов. Прежде всего, это наследственная изменчивость, которая связана с изменением самих генов или возникновением их новых комбинаций. Второй тип – модификационная изменчивость. В отличие от наследственной изменчивости она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается.

Модификационная изменчивость. Типы наследственной изменчивости. Мутационная изменчивость. Геномные мутации. Хромосомные мутации. Генные мутации. Получение мутаций. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Студент должен знать:

Какие биологические явления лежат в основе комбинативной изменчивости.

С какими структурными единицами связаны генные, хромосомные и геномые мутации. Какие изменения происходят в генотипе.

В чем заключается практическое значение исследования причин мутаций.

В чем суть закона гомологических рядов.

Студент должен уметь:

Ориентироваться в терминах наследственности и изменчивости.

Сравнивать разновидности изменчивости.

Анализировать закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Тема 8. 2. Лабораторная работа. «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Знакомство студентов со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Тема 8.3. Генетика человека, значение для медицины.

Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Лечение наследственных аномалий обмена веществ. Резус-фактор. Нежелательность родственных браков. Медико-генетическое консультирование.

Студент должен знать:

Применимы ли законы наследственности к человеку.

Методы изучения наследственности человека, значение их в медицинской практике.

Возможности лечения наследственных заболеваний.

Почему родственные браки нежелательны.

На чем основано медико-генетическое консультирование.

Студент должен уметь:

Составлять родословную.

Генетика и селекция.

Тема 9.1. Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции.

Понятие селекции, как науки. Одомашнивание как начальный этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Районы одомашнивания животных, происхождение домашних животных. Методы современной селекции. Значение изменчивости для отбора. Отбор и его творческая роль. Оценка наследственных качеств. Родственные скрещивания и их значение в селекции. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений, животных. Искусственный мутагенез и его значение в селекции.

Студент должен знать:

Первый этап селекции, его сущность.

Учение Н.И. Вавилова.

Формы естественного отбора.

Практическое значение близкородственного скрещивания.

Биологическое значение гетерозиса.

Применение полиплоидии в селекции.

Механизм искусственного мутагенеза, его молекулярные основы.

Тема 9.2. Успехи селекции. Селекция микроорганизмов. Биотехнологии.

Успехи современной селекции. Новейшие методы селекции. Селекция микроорганизмов. Биотехнологии.

Студент должен знать:

Перспективы в селекции в связи с применением методов клеточной инженерии.

Методы клеточной инженерии.

Биологическая роль селекции микроорганизмов.

Студент должен уметь:

Объяснять достижения медицины, микробиологии, сельского хозяйства используя основные понятия селекции.

Раздел 4.

Развитие эволюционных идей. Доказательство эволюции.

Тема 10.1 Возникновение и развитие эволюционных представлений. Ч. Дарвин и его теория происхождения вида.

Предпосылки эволюционизма. Эволюционная теория Ламарка. К. Линней. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина. Возникновение синтетической теории эволюции.

Студент должен знать:

Какие научные открытия 18 -19 веках привели к возникновению идей об изменяемости видов.

В чем сущность эволюционных теорий Ламарка, Линнея.

В чем сущность теории Дарвина.

Отличие и сходство с теорией Ламарка и Линнея.

Студент должен уметь:

Анализировать сходство и различие теорий К. Линнея, Ламарка.

Объяснить сущность теории Дарвина.

Тема 10.2. Доказательства эволюции. Вид. Критерий вида.

Доказательства единства происхождения органического мира. Эмбриологические доказательства эволюции. Морфологические доказательства эволюции. Палеонтологические доказательства органического мира. Биогеографические доказательства органического мира. Молекулярные доказательства. Популяционная структура вида. Критерии вида.

Студент должен знать:

Характеристику имеющихся доказательств эволюции.

Что такое популяция. Что такое вид. Характеристика основных критериев вида.

Студент должен уметь:

Объяснять основные понятия.

Механизмы эволюционного процесса.

Тема 11.1. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор. Формы естественного отбора в популяциях.

Современные знания об эволюции и ее факторах сложились в так называемую синтетическую теорию эволюции, которая представляет собой результат развития дарвинизма, генетики, экологии и других биологических наук.

Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование. Внутривидовая борьба. Межвидовая борьба. Эффективность отбора. Форма естественного отбора в популяциях. Движущая форма отбора. Стабилизирующая форма отбора.

Студент должен знать:

Роль изменчивости в эволюционном процессе.

Какие биологические процессы, происходящие в организме, лежат в основе комбинативной изменчивости.

Причины борьбы за существование.

Последствия межвидовой борьбы.

От чего зависит эффективность естественного отбора.

Сравнительная характеристика форм отбора.

Механизм движущей и стабилизирующей форм отбора.

Студент должен уметь:

На основе знаний движущих сил эволюции объяснить причины многообразия видов живых организмов.


Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24