|
Лекции по курсу программирования на DelphiСкачать полный курс лекций1. Основные понятия Delphi Delphi - это событийно-ориентированная среда разработки программ, основанная на визуальном подходе к программированию. Предназначена для разработки программ под Windows. Основой Delphi является язык ObjectPascal. Delphi - достаточно новый продукт Borland International (ныне Inprise) для быстрого создания приложений. Высокопроизводительный инструмент визуального построения приложений, работающих с базами данных в архитектуре клиент-сервер, Internet/Intranet, а также для локальных машин и файл-серверной архитектуры. Этот инструментарий включает в себя настоящий компилятор кода и предоставляет средства визуального программирования, несколько похожие на те, что можно обнаружить в Microsoft Visual Basic, Microsoft С или в других инструментах визуального проектирования. Лежащий в основе Delphi язык - Object Pascal, который является расширением объектно-ориентированного языка Pascal (Turbo/Borland Pascal, начиная с версии 5.5). В Delphi также входят локальный SQL-сервер InterBase 4.0, генераторы отчетов, библиотеки визуальных компонентов, и прочее хозяйство, необходимое для того, чтобы профессионально разрабатывать информационные системы или просто программы для Windows-среды. Среда Delphi (версия выше 1.0) соответствует стандарту Windows 95/98 и имеет логотип Windows. Основные термины визуального программирования 1. Объект (Object) - компонент, существующий в процессе создания приложения, а также в процессе его выполнения. Например, объектами являются форма, кнопка, список, поля базы данных и т.д. 2. Свойство (Properties) - атрибуты, составляющие индивидуальность объекта и помогают его описать. Свойства включают, помимо прочего, такие элементы, как цвет, высоту, ширину, положение и т.д. Например, объект типа Human (Человек) должен иметь свойства Age (Возраст), Name (Имя), Address(Адрес) и т.д. Можно воздействовать на объект, управляя его свойствами, например, определить новому объекту типа Human имя Alex или изменить значение свойства Address. 3. Событие (Event) - момент изменения состояния программы, обычно связанный с действием пользователя или изменением данных, используемых программой. Как правило, разработка программы состоит из описания действий, которые следует совершить при возникновении определенных событий. В Delphi процедура, которая реагирует на события, называется обработчиком события (Event Handler). При запуске Delphi открывается 4 окна Delphi (основных): I. Главное окно; оно является ведущим, при его закрытии открываются другие окна. Его элементы: 1. Панель меню (1-й элемент). (Можно настроить - добавить, что-то изменить, удалить); 2. Панель инструментов (набор кнопок, при нажатии на которые выполняются определенные действия). Все функции панели инструментов полностью дублируются функциями меню; 3. Палитра компонентов (набор закладок, каждая из которых содержит группу компонентов). II. Инспектор объектов - Object Inspector (F11) Его элементы: 1. Список названий и типов; 2. Свойства (из 2-х колонок: название и значение свойств); 3. События (из 2-х колонок: название события и название обработчика события). III. Окно формы - содержит формы и расположенные на них объекты. IV. Окно редактора кода (F12) - предназначено для написания кода самой программы. Если подвести курсор к панели инструментов или к палитре компонентов и задержать его на некоторое время, то появится подсказка, определяющая назначение этого элемента. В процессе разработки программы, находясь в любом месте, можно нажать клавишу F1. При этом открывается окно контекстной подсказки, выполненной в стиле Windows 95/98. Структура программы на Delphi Программа на Delphi представляет собой проект, состоящий из главного файла (файла проекта с расширением .dpr) и одного или нескольких модулей (с расширением .pas). Файл проекта создается автоматически. Для того, чтобы его увидеть необходимо выбрать пункт меню Project\View Source. Содержимое файла проекта: program Project1; uses Forms, Unit1 in 'Unit1.pas' {Form1}; {$R *.RES} begin Application.Initialize; Application.CreateForm(TForm1, Form1); Application.Run; end. Имя программы совпадает с именем проекта и создаваемым EXE-файлом. В файле проекта подключается стандартный модуль Forms. Для каждой формы (окна) создается отдельный модуль. Модуль главного окна программы подключается в файле проекта Unit1. При переименовании модуля Delphi сама вносит изменения в файл проекта. Структура модуля совпадает с той, что вы изучали в Паскале. Посмотрим модуль для первой формы: unit Unit1; interface uses Windows, Messages, SysUtils, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs; type TForm1 = class(TForm) private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.DFM} end. Модули могут редактироваться программистом. При создании новой формы автоматически будет создаваться новый модуль. При сохранении формы создаются три файла: - файл модуля с расширением .pas, содержащий программный код - файл с расширением .dfm, содержащий описание формы - файл с расширением .dcu, содержащий машинные инструкции Разберем на примере формы некоторые свойства объектов Name - имя объекта; (нельзя создавать два объекта с одним именем; по умолчанию Delphi автоматически создает новое имя), по соглашениям уникальное имя объекта образуется следующим образом: берутся первые три согласные буквы от названия объекта (например, если объекта форма Form, то получится frm) и к нему добавить слово, обозначающее функциональное назначение объекта (например, для формы Main - главный). Получилось frmMain – главная форма. Caption (заголовок) - определяет текст, который будет присвоен к данному объекту и соответственно выведен при генерации данного объекта; Text - текст, помещённый в объект; Hint (подсказка) - позволяет определить текст подсказки, который появиться при подведении к объекту курсора; ShowHint - Hint будет выводится только в том случае, если ShowHint установлено в True; Сolor - определяет цвет объекта; Cursor - определяет вид курсора при прохождении над данным объектом; Enabled – определяет доступность объекта для пользователя, может быть установлено True и False (доступно/недоступно) Height - высота объекта в пикселях; Width - ширина объекта в пикселях; Top – Y координата левого верхнего угла объекта относительно формы или экрана (для форм) Left – Х координата левого верхнего угла объекта относительно формы или экрана (для форм) Font – задает тип, размер и стиль шрифта для заданного объекта, если задать это свойство у формы, все объекты расположенные на форме унаследуют данное свойство. Но для каждого объекта унаследованное свойство можно измененить Cancel - определяет закрытие формы после выбора данного объекта; TabOrder - определяет порядок данного объекта на форме; Align – определяет место расположения объекта на форме. Возможные значения: alNone – объект располагается там, где его поместил пользователь; alLeft - объект располагается, прижавшись к левой стороне формы; alRight - объект располагается, прижавшись к правой стороне формы; alTop - объект располагается, прижавшись к верху формы; alBottom - объект располагается, прижавшись к низу формы; alClient – объект занимает все пространство формы. Alignment – определяет выравнивание текста внутри объекта: по центру, по левому краю, по правому краю Visible – определяет видимость объекта на форме WordWrap – перенос текста внутри объекта Набор свойств изменяется в зависимости от типа объекта. Некоторые события OnActivate - данное событие (для формы) происходит, когда форма становится активной; OnClose - данное событие (для формы) происходит, когда форма закрывается; OnChange - данное событие происходит, когда объект изменяется в процессе выполнения программы; OnClick - определяет действие, происходящее по нажатию левой (рабочей) клавиши мыши, нажатию клавиш Enter, Space, Esc (возможны другие варианты). OnDblClick - определяет действие, происходящее по двойному нажатию левой (рабочей) клавиши мыши; OnEnter - определяет момент входа в объект; OnExit - определяет момент выхода из объекта; OnKeyDown - нажатие любой клавиши; OnKeyPress - удерживание клавиши; OnKeyUp - отпускание клавиши; OnMouseDown - нажатая клавиша мыши на объекте; и т.д. Набор событий изменяется в зависимости от типа объекта. Если мы хотим обработать событие OnClick, следует дважды нажать мышью в окне ObjectInspector на событие OnClick; при этом открывается окно редактора кода, в котором сформирована процедура обработки события OnClick. (Между begin и end в процедуре мы должны набрать команды обработки данного события). Расположение объекта на форме Для того, чтобы расположить на форме объект, соответствующий определенному компоненту, следует: Выбрать соответствующую закладку. Выделить соответствующий компонент. Нажать мышкой на форме в том месте, где следует расположить объект. При этом объект возникнет в заданном месте. Переместить объект по форме можно, выделив его щелчком мыши и "перетащив" затем на нужное место. "Тонкую" регулировку местоположения объекта можно осуществить, перемещая его стрелками при нажатии клавиши CTRL. Изменить размер объекта можно, выделив его щелчком мыши и расширив границы. "Тонкую" регулировку размера объекта можно осуществить, изменяя его стрелками при нажатии клавиши SHIFT. ВНИМАНИЕ! Рекомендую при наборе фрагментов кода соблюдать структуру вложенности: каждый следующий вложенный оператор (только вложенный!) сдвигать на 2 пробела.(.......) |
Loading
|