Центральный Дом Знаний - Общечеловеческие ценности, как оптимальная форма взаимодействия человека с миром 1

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Общечеловеческие ценности, как оптимальная форма взаимодействия человека с миром 1

Творчество – это деятельность не только утилитарного и познавательно-исследовательского характера, но и нравственного и особенно ярко – художественно-эстетического1. Последняя связана со всеми эмоциональными и интеллектуальными дарованиями человека. Уже в первобытном обществе люди рисовали, лепили, ваяли, вырезали, украшали жилище, предметы быта, одежду, оружие, орудия труда, предметы культа, самих себя; они пели, музицировали, танцевали, изображали сценки разного характера. Это значит, что прекрасное (красота) – высшая общелюдская эстетическая ценность.

В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство и представление о справедливости. Справедливость – это осознание соответствия межчеловеческих отношений морально-правовым установлениям, это выражение порядка в обществе, так же как и обеспечения интересов людей, уважения их достоинства. Встреча с тем, что соответствует представлению о справедливости, порождает в людях удовлетворение. Напротив, несправедливость вызывает отрицательные реакции (обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д.), толкает на борьбу за восстановление и торжество справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей общелюдской морально-правовой ценностью.

Своего рода вершиной комплекса «общелюдских» ценностей, как бы надстраивающейся над другими, рассмотренными выше, является счастье, в котором гармония истины, справедливости и красоты создаёт особое жизненное состояние. Каждый человек желает счастья (по крайней мере, для себя), стремится к нему. Счастье – состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека в чём-то существенном для него. Стандартов счастья не существует, оно всегда уникально. И в этом тоже наше счастье.

Одни люди счастливы от того, что живы (например, остались «чудом» живы после войны, катастрофы, преступного действия против них и т. п.), другие счастливы тем, что у них прекрасная семья, любимая «половина», замечательные дети. Наоборот, есть и такие, которые считают себя несчастливыми, хотя окружены всем нужным, полезным, интересным. Но часто бывает так, что человек спустя какое-то время осознаёт, что был счастливым, но не отдавал себе в этом отчёта (ведь, как говорится, всё познаётся в сравнении). Поэтому есть и такое определение: «счастье – это то, что, имея, не ценим, а потерявши плачем».

В каждой из рассмотренных ценностей имеются материальная и духовная, объективная и субъективная компоненты, находящиеся в единстве и взаимодействии. Но их «удельный вес» и роль в разных ценностях неодинаковы. Прямая связь между этими ценностями в ряду от «жизни» до «счастья» носит, в основном, характер обусловленности последующих предшествующими (в порядке нашего рассмотрения их), а обратная связь – характер обратного активного влияния. Но в общем и целом, в этих взаимосвязях и взаимодействиях большая роль принадлежит материальной, объективной компоненте.

Выстраиваются две «шеренги» противоположностей: «жизнь – здоровье – благо (добро) – творчество – истина – прекрасное – справедливость – счастье» и «смерть – болезнь – безделье – зло – ложь – безобразное – несправедливость – несчастье». В первой цепочке понятий ценности связаны между собой неким своим соответствием, родством, находятся в единстве друг с другом, и во второй все антиценности находятся в своём единстве, соответствии, родстве.

«Общелюдские» ценности являются главными критериями всего, что связано с оценкой как фактов, состояний, так и действий. Поэтому мы говорим: «это – опасно (или не опасно) для жизни», «это полезно (вредно) для здоровья», «это служит добру (злу)», «это – истинно (ложно)» и т. д.

3. Ценности человечества

В «Современном толковом словаре русского языка» человечество определяется так: «люди, человеческий род, человеческое общество». Значит, объединяя это, можно сказать, что человечество это множественно-целостное биосоциальное образование. Поэтому ценности человечества и общелюдские ценности хотя и взаимосвязаны, но не могут быть ни тождественными, ни противоположными друг другу.

Человечество исторически произошло как явление земное и со времени возникновения в своём существовании и развитии взаимодействует с окружающей природной средой2. К общечеловеческим (в смысле: общим для человечества) ценностям относится система самых важных факторов его существования и прогресса.

Естественной исходной и фундаментальной является ценность самого существования (и развития) человечества, субъекта всех других ценностей. К числу наиболее очевидных и важнейших ценностей существования людского рода являются воздух, вода, пища, а также те физические константы, которые определяют физическую и химическую сущность природы. Таковы исходные ценности человечества как уникального феномена планеты Земля.

Величайшими ценностями человечества являются флора и фауна. Человечество, возникшее из живой природы, всегда существовало и развивалось на основе и в единстве, во взаимодействии с флорой и фауной Земли как непременными условиями своего бытия, как главнейшими источниками пропитания, одежды, лекарств и т. д., удовлетворения многих других материальных и духовных человеческих потребностей.

Среди важнейших ценностей человечества – полезные ископаемые, представляющие собой твёрдые, жидкие и газообразные образования неорганического и органического происхождения, входящие в литосферу земной коры и используемые в материальном производстве, быту и других сферах жизни общества.

Исключительно важная ценность человечества – источники энергии.

Энергия – непременное условие возникновения и существования биосферы, людей, человечества. Исходным и основным источником энергии для нас было и остаётся солнечное излучение. Уже в доисторические времена человечество начало использовать химическую энергию древесины, а значительно позже – механическую энергию воды и ветра и уже в Новое время – энергию, получаемую из практически невозобновляемых органических и неорганических ископаемых.

Ценности государства

Третий тип общечеловеческих ценностей связан с самим обществом. Они в зародышевом виде были уже в первобытном обществе, оформились и развивались в условиях цивилизации и в наиболее развитом виде выступают в современных странах.

Но сначала необходимо разобраться в соотношении понятий «государство», «общество», «страна», «территория». Чаще всего государство отождествляют с обществом или страной. Можно, скажем, прочитать или услышать: «в таком-то государстве экономика развивается успешно… живут такие-то этносы… произошло землетрясение…» и т. д. Всё это может быть в стране или (кроме землетрясения) в обществе. Думается, что страна – это целостное образование, включающее в себя общество (с таким его элементом, как государство) и занимаемая им территория. Можно сказать и так: страна – это общество, существующее на определённой территории, имеющее государство, т. е. такой свой элемент, который определяет организацию и управление общественными процессами, обеспечивает его безопасность и благоприятные условия жизни как общества, так и отдельного гражданина.

Ценности, которые называют государственными (иногда – социальными, политическими и т. п.), на самом деле являются общечеловеческими, ибо ныне человечество, с входящими в него людьми, разделено на общества стран, которые управляются своими государствами, а каждое государство призвано, должно (создано и существует во имя того, чтобы) выражать и реализовать главные жизненные потребности, интересы, нужды общества и его граждан. Исходной, фундаментальной общечеловеческой ценностью третьего типа, т. е. ценностью каждого общества, является безопасность страны, которая, по сути, непосредственно связана с возможностью жизни данного общества.

Другой такой жизненно важной ценностью является экономика, обеспечивающая прежде всего удовлетворение материальных потребностей людей в виде товаров и услуг, не может не быть ценностью для государства.

Важной ценностью государства как страны является культура, которая представляет собой неразрывное единство материального и символического (идеального, духовного). Она существует в виде различных форм жизнедеятельности человека и предстаёт как открытая система познавательных, художественных, нравственных, религиозных, юридических, политических, бытовых и иных ценностей, а также умений, обычаев и традиций.

Важной социальной ценностью является медицина и здравоохранение, которые являются индикаторами общего благополучия и жизнеспособности общества3.

Одной из мало изученных и ещё менее признанной ценностью является быт, т. е. те формы непосредственного бытия, в которых протекает повседневная жизнь индивида и семьи. Он обеспечивает повседневные условия жизни, нередко труда и творчества, а также отдыха для восстановления физических, психических и интеллектуальных сил, удовлетворения потребностей в пище и жилище, в поддержании здоровья, в культурном развитии, в развлечениях, участия в домашнем труде, в брачно-семейных и других отношениях.

Наука не может не быть одной из важнейших ценностей любого государства. Это значит, что она должна постоянно быть в центре внимания всякого государства. Государство должно не только обеспечивать финансирование науки, но условия для её свободного функционирования и прогресса.

Человек – это Homo sapiens, человек разумный. Познание, непрерывный процесс получения всё нового и нового знания отличает человека от всех других живых существ. Одной из форм самого надёжного и эффективного знания является наука. Наука – исключительно важная для любой страны, сложная духовно-материальная общественная сфера, включающая в себя особый социальный институт как систему организаций, учреждений, в которых сообщества специалистов осуществляют целенаправленные исследования действительности и совершенствуют знания о ней. Это и специфическая собственно научно-исследовательская деятельность в виде наблюдений, опытов, экспериментов, испытаний, моделирования. Далее, это сложная область культурной жизни общества, представляющая собой единство развивающихся отраслей всё новых видов знаний, каждый из которых отражает определённую сторону действительности. Наука не может не быть одной из важнейших ценностей любого государства. Это значит, что она должна постоянно быть в центре внимания всякого государства. Государство должно не только обеспечивать финансирование науки, но и условия для её свободного функционирования и прогресса.

С наукой тесно связаны образование и просвещение. Образование – социально организованный процесс передачи исторически накопленного опыта и знаний предшествующими поколениями людей последующим. Но в этом процессе есть и субъективная сторона – личность обучающегося, т. е. в образовании как единстве обучения и воспитания идет процесс становления и развития индивидуальности и гражданина, обретающего знания и умения, опыт оценочной и нормативной деятельности.

Гражданский мир – важная ценность общества и задача государства. Ведь существование и успешное функционирование страны напрямую зависит от сохранения и поддержания в ней согласия и порядка. Порядок внутри общества означает его сплочённость, интегрированность в противовес его конфликтности и деградации. Во имя мира и согласия государство на основе закона призвано защищать права и свободы граждан, регулировать отношения между социальными слоями, партиями, движениями, предотвращать, устранять общественно опасные конфликты, противодействовать попыткам насильственного и незаконного захвата государственной власти и т. д.

Следует признать ошибочными как те утверждения, что существуют только общечеловеческие ценности, а все остальные – либо заблуждение, либо субъективная прихоть, так и те, что общечеловеческие ценности – это миф или обман, есть лишь индивидуальные или национальные неповторимые ценности. Мир ценностей много интереснее и сложнее.

4. Общечеловеческие ценности сегодня

В современном мире существует две диаметрально противоположные точки зрения на вопрос о существовании общечеловеческих ценностей. Первая из них: абсолютных общечеловеческих ценностей не существует. Ценности и система этики вырабатываются этносом применительно к собственному обществу, опираясь на опыт и характер взаимодействия людей внутри этого сообщества. Так как условия существования различных сообществ разные, то некорректно распространять этическую систему одного сообщества на весь мир. Каждой культуре свойственна своя шкала ценностей - результат условий ее жизни и истории, и поэтому не существует неких общечеловеческих ценностей, единых для всех культур4.

Примером этичного поведения в среде каннибалов было поедание трупов поверженного врага после боя, каковое действие имело мистическое значение. Сторонники вышеприведённой точки зрения считают, что обвинять каннибала за такое поведение нельзя.

Защитники другой точки зрения апеллируют больше к реальным ситуациям взаимодействия и сосуществования различных культур. Так как в условиях современного мира никакое сообщество людей (кроме, возможно, специально созданной резервации) не существует изолированно от других, а, напротив, активно взаимодействует с ними, для мирного сосуществования культур необходима выработка некоторой общей системы ценностей, даже если она априори не существовала.

Для мирного сосуществования культуры каннибалов с культурой вегетарианцев им необходимо выработать некоторую систему общих ценностей, иначе сосуществование будет невозможно.

Есть также и третья точка зрения, вытекающая из первой. Её приверженцы утверждают, что это словосочетание активно используется в манипуляции общественным мнением. Противники внешней политики США утверждают, что во внешней политике Америки и её сателлитов разговоры о защите "общечеловеческих ценностей" (свобода, демократия, защита прав человека и т. д.) часто перерастают в открытую военную и экономическую агрессию против тех стран и народов, которые хотят развиваться своим традиционным для них путём, отличным от мнения мирового сообщества. Другими словами, по этой точке зрения термин "общечеловеческие ценности" — это эвфемизм, прикрывающий стремление Запада к навязыванию нового мирового порядка и обеспечению глобализации экономики и мультикультурализма.

Для возникновения подобной точки зрения есть определенные основания. Европейские стандарты утверждаются на всей планете. Это не только технические новшества, но и одежда, поп-музыка, английский язык, строительные технологии, направления в искусстве и т. п. Включая и узкий практицизм, наркотики, рост потребительских настроений, господство принципа - "не мешайте деньгам делать деньги" и т.п. В самом деле, то, что сегодня принято называть "общечеловеческими ценностями",- это прежде всего ценности, которые утвердились евроамериканской цивилизацией. Претерпев разные по интенсивности и последствиям кризисы, эти идеологии стали великолепной почвой, на которой на Западе выросло, а в России активно формируется унифицированное общество потребления. В таком обществе, безусловно, есть место таким понятиям, как добро, любовь, справедливость, но в число главных ценностей в нем входят иные "добродетели", которые важны прежде всего для достижения материального благополучия и комфорта. Духовные же ценности становятся второстепенными5

Ещё одна страшная черта современной цивилизации – террор. Террористическое зло нельзя оправдать. Но можно попытаться понять его причины. Каждая из трагедий является очередным эпизодом межцивилизационной войны, в которой по одну сторону незримой линии фронта находится западная, то есть американо-европейская цивилизация, а по другую — тот мир, вернее, самая радикальная и экстремистская его часть, которому ценности этой цивилизации чужды.

Межцивилизационные противостояния вовсе не отличительная черта нынешнего времени. Они существовали всегда. Но главное отличие современной "войны миров", разворачивающейся в эпоху глобализма, заключается в том, что это противостояние перерастает в глобальное, то есть значительно более масштабное и опасное. А полем битвы становится Земля. Отменит ли это совсем универсалию общечеловеческих ценностей?.. Можно ли хотя бы надеяться на лучший исход?.. Прогнозы давать невозможно.

Заключение

Итак, подведём итоги. Мы выделили три типа систем общечеловеческих ценностей: на уровне личности, для человечества в целом и общие социальные ценности. Конечно, мы рассмотрели только важнейшие из них. Фактически их столь много, что было бы едва ли возможно дать исчерпывающий их перечень. Тем не менее очевидно, что все ценности связаны между собой и составляют открытую систему, интегрируясь – по принципу единства общего, особенного и единичного, – с ценностями специфическими, т. е. имеющими региональный, национальный, конкретно-исторический или сугубо индивидуальный статус. Поэтому следует признать ошибочными как те утверждения, что существуют только общечеловеческие ценности, а все остальные – либо заблуждение, либо субъективная прихоть, так и те, что общечеловеческие ценности – это миф или обман, есть лишь индивидуальные или национальные неповторимые ценности. Мир ценностей много интереснее и сложнее. В нём есть такие ценности, которые не меняются практически в течение многих поколений людей, есть и такие, которые носят национальный или местный характер и связаны с особенностями исторического пути общества, его традициями, а есть и уникальные личностные ценности, существующие только для конкретного индивида. В целом они составляют единство стационарного и вместе с тем динамичного безграничного мира ценностей, который обретает, создаёт и обогащает человечество на пути своего материального и культурного прогресса.

Что же можно сказать в заключение?

Я считаю, что некие общечеловеческие ценности все же существуют, хотя бы потому, что все человечество принадлежит к одному биологическому виду. Каждая новая ступень в развитии человечества создает свою систему ценностей, наиболее адекватно соответствующую условиям ее существования. Однако она наследует ценности предшествующих эпох, включая их в новую систему общественных отношений. Закрепленные в культурных универсалиях общечеловеческие ценности и идеалы обеспечивают выживание и совершенствование человечества. Общечеловеческие нормы могут нарушаться и на самом деле они очень часто нарушаются. Есть масса примеров тому, что честные оказываются в дураках, что на лжи, лицемерии и нахальстве делается карьера, что благородство ведет к разорению, а подлость обеспечивает богатство и почет. Но фактом остается и то, что, хотя вору и подлецу жить легче, а быть порядочным трудно и невыгодно, но, несмотря на это, порядочность и благородство, доброта остаются общепризнанными духовными ценностями.

Список использованной литературы

1. Кувакин В. А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). – СПб.: Алетейа, М.: Логос, 2008.

2. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма. – М.: РГО. – 2009.

3. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. – 1983.

4. Таланов В. М. Священность живого (В поисках принципов нового миропонимания). – Новочеркасск: Набла, 2008.

5. Таланов В. М. Принцип священности жизни // Межрегиональные проблемы экологической безопасности «МПЭБ-2003»: Сборник трудов симпозиума. Сумы: Издательство «Довкилля», 2003.

6. Таланов В. М. Единство и борьба естественного и искусственного миров // Машины. Люди. Ценности: Материалы Международной междисциплинарной научной конференции… – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та. – 2006.

7. Гусев Д.А., "Великие философы" – М., 2005.

8. Игумен Вениамин, "Христианство и общечеловеческие ценности" - http://orthodoxia.org

9. Дымина Е.В., "Мир ценностей и проблема осмысления действительности" - http://www.ssu.samara.ru/%7Enauka/PHIL/phil.htm

10. Олекса Пидлуцкий, "Махатма Ганди. Босоногий победитель империи" - http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/razdel/574/3000

Википедия (свободная энциклопедия), "Общечеловеческие ценности" - http://ru.wikipedia.org


1 Таланов В. М. Священность живого (В поисках принципов нового миропонимания). – Новочеркасск: Набла, 2008.

2 Дымина Е.В., "Мир ценностей и проблема осмысления действительности" - http://www.ssu.samara.ru/%7Enauka/PHIL/phil.htm

3 Дымина Е.В., "Мир ценностей и проблема осмысления действительности" - http://www.ssu.samara.ru/%7Enauka/PHIL/phil.htm

4 Таланов В. М. Принцип священности жизни // Межрегиональные проблемы экологической безопасности «МПЭБ-2003»: Сборник трудов симпозиума. Сумы: Издательство «Довкилля», 2003.

5 Таланов В. М. Принцип священности жизни // Межрегиональные проблемы экологической безопасности «МПЭБ-2003»: Сборник трудов симпозиума. Сумы: Издательство «Довкилля», 2003.


Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24