Авиа- и ракетостроительные монополии западных стран.
Производство авиа- и ракетной техники
сконцентрировано в руках небольшой
группы монополий главных западных
стран. Господствующее положение во 2-й
половине 60-х гг. занимали монополии США,
на долю которых приходилось около 80%
всей продукции авиаракетной техники в
капиталистическом мире и более 80% её
экспорта. Значительные авиационные
компании Англии, Франции,
ФРГ и Японии. В США более 50% всех занятых
в отрасли работает на предприятиях
шести монополий-гигантов.
В Англии
95% всей авиапромышленности монополизовано
«большой четвёркой»: «Хокер Сидли груп»
(«Hawker Siddeley Group») и «Бритиш эркрафт»
(«British Aircraft») (авиа- и ракетостроение),
«Уэстленд эркрафт» («Westland Aircraft»)
(вертолётостроение), «Роллс-Ройс»
(«Rolls-Royce») и её дочерней фирмой «Бристол
Сидли энджинс» («Bristol Siddeley Engines»)
(авиадвигатели). Во Франции большая
часть авиатехники выпускается тремя
компаниями: «Сюд-авиасьон» («Sud-Aviation»),
«Нор-авиасьон» («Nord-Aviation») и «Марсель
Дассо» («Marcel Dassault»), в ФРГ - пятью:
«Ферайнигте флюгтехнише верке»
(«Vereinigte Flugtechnische Werke»), «Бёльков» («Bölkow»),
«Дорнье» («Dornier»), «Мессершмитт»
(«Messerschmitt»), «Гамбургер флюгцойгбау»
(«Hamburger Flugzeugbau»). В Японии на долю четырёх
фирм приходится до 97% всего производства
авиатехники, в том числе у «Мицубиси
хэви индастрис» («Mitsubishi Heavy Industries»)
сосредоточено 50%. В Италии выпуском
авиатехники занимается практически
только «ФИАТ» («FIAT»). Наряду со специальными
А.- и р. м. известную роль в развитии этой
отрасли производства играют также
компании других отраслей, в том числе
автомобильные ["Дженерал моторс"
(«General Motors»), «Форд» («Ford») и «Крайслер»
(«Chrysler») в США, «ФИАТ» в Италии],
электротехнические ["Дженерал
электрик" («General Electric»), «Вестингауз
электрик» («Westinghouse Electric») и «Уэстерн
электрик» («Western Electric») в США].
Монополии
США по своей мощи значительно превосходят
компании других стран. Шестёрка
авиаракетных корпораций США входит в
число 50 крупнейших промышленных монополий
капиталистического мира. Число занятых
в одной только «Боинг» («Boeing») превышает
125 тыс., тогда как в Англии во всей отрасли
занято около 250 тыс., а во Франции 100 тыс.
чел. По величине активов и числу занятых
с монополиями США может сравниться
только английская «Хокер Сидли груп»,
уступающая, однако, им по размерам
оборота. Корпорации США обладают
монополией на такие важные виды продукции,
как стратегические ракеты, межконтинентальные
воздушные лайнеры и др. По их лицензиям
работают многие авиакомпании Европы,
Канады и Японии. Развитие западно-европейских
авиаракетных компаний затруднено как
конкуренцией мощных монополий США, так
и относительной узостью внутреннего
рынка этих стран: ёмкость рынка
западно-европейских стран
для
продукции гражданской авиатехники
составляет 40%, а для военной авиационной
продукции около 20% ёмкости рынка
США.
Конкуренция монополий США и
высокие темпы технического прогресса,
приводящие к строительству более дорогих
и сложных машин, вызвали серию слияний
и поглощений среди авиаракетных компаний
ведущих западно-европейских стран и
вынуждают их кооперироваться при
разработке отдельных проектов; в 1967
приняты решения о слиянии двух ведущих
компаний Англии («Хокер Сидли груп» и
«Бритиш эркрафт»), трёх в ФРГ («Бёльков»,
«Мессершмитт» и «Ферайнигте флюгтехнише
верке») и о реорганизации французской
авиаракетной промышленности с целью
дальнейшей её концентрации и
специализации.
Большое военно-стратегическое
значение А.- и р. монополий и капиталоемкость
производства обусловили высокое развитие
государственно-монополистических
тенденций в этой отрасли. Государство
субсидирует и финансирует производство,
а также значительную часть исследовательских
работ монополий. В США и Великобритании
многие авиационные предприятия были
построены в годы 2-й мировой войны на
государственные средства, а затем
переданы на льготных условиях частному
капиталу. Большое участие государство
принимает в реорганизации авиа- и
ракетостроения в Великобритании и в
особенности во Франции, где оно является
собственником ведущих авиационных
компаний. А.- и р. монополии США тесно
связаны с военным ведомством. В их
руководящие органы входит большое число
отставных генералов и адмиралов, в
частности, только на «Дженерал дайнемикс»
(«General Dynamics») работает около 190 бывших
высокопоставленных военных.
А.- и р.
м. представляют собой мощные
военно-промышленные концерны, в оборотах
которых военная и космическая продукция
занимает от 50% до 90%; крупнейшие из них
выступают генеральными подрядчиками
по комплексным системам оружия. По сумме
получаемых военных заказов А.- и р. м.
США занимают первые места среди
промышленных компаний страны. В 1965
«Локхид» («Lockheed») получила военные
заказы на сумму 1,7 млрд. долларов,
«Дженерал дайнемикс» 1,1 млрд., «Мак-Доннелл»
855 млн., «Норт-Американ» 745 млн.,"Юнайтед
эркрафт" 632 млн. и «Боинг» 583 млн.
долларов. Правительственные заказы на
военную и космическую технику служат
источниками высоких прибылей. Особенно
наживаются А.- и р. м. в периоды военных
действий. По сравнению с 1935 валовой
доход 8 авиаракетных компаний США
увеличился в 1940 в 91 раз, в 1945 более чем
в 210 раз. Только за 1964-66 в связи с агрессией
США во Вьетнаме валовая прибыль А.- и р.
м. США выросла в 1,5 раза и составила почти
2 млрд. долларов. А.- и р. м. ведут постоянную
борьбу за получение правительственных
заказов, исход которой зачастую решают
не объективные показатели, а связи с
военным ведомством. Ярким примером
является скандальный случай с крупнейшим
в истории США многомиллиардным (6,5 млрд.
долларов) заказом на производство
военных самолетов FB-111. Несмотря на то,
что «Боинг» представила более экономичный
и технически более совершенный проект,
этот заказ в 1962 был выдан фирме «Дженерал
дайнемикс», т. к. её поддержали некоторые
руководящие военные деятели. Построенный
ею самолёт оказался в несколько раз
дороже запроектированного и не
соответствовал обусловленным
тактико-техническим характеристикам.
Крупнейший
по числу занятых А.-и р. м. является
концерн «Боинг» (США), занимающий 1-е
место в мире по производству воздушных
лайнеров, один из ведущих поставщиков
реактивных транспортных самолётов и
вертолётов, а также известного
бомбардировщика В-52, генеральный
подрядчик по выпуску системы оружия
«Минитмен». Поставки правительству
составляют в среднем 50%, в отдельные
годы до 70% всех продаж монополии. «Боинг»
входит в сферу влияния калифорнийской
финансовой группы и группы «Фёрст
нэшонал сити банк» («First National City Bank»).
Занимающая первое место по размерам
оборота «Норт-Американ-Рокуэлл»
(«North-American-Rockwell», США) создана в 1967 путём
слияния двух корпораций: 1) контролируемой
Дюпонами « Норт-Американ авиэйшен»,
выпускающей ракетные двигатели и
космическую технику (40% её продукции),
в том числе космические корабли «Аполлон»,
и 2) «Рокуэлл стандард», выпускающей
узлы и компоненты для авиаракетной,
автомобильной и другой техники.
Монополия
«Мак-Доннелл-Дуглас» («McDonnell-Douglas», США)
основана в 1967 после того, как одна из
ведущих авиаракетных корпораций
«Мак-Доннелл», выпускающая в основном
военную и космическую продукцию,
поглотила компанию «Дуглас эркрафт»
(«Douglas Aircraft»), важное место в продукции
которой занимали гражданские
самолёты.
«Дженерал дайнемикс» (США)
выпускает почти исключительно военную
и космическую технику и является одним
из крупнейших поставщиков управляемых
снарядов, военных самолётов, подводных
лодок; контролируется группами Лимена
и Крауна. Монополия известна рядом
неудачных проектов (FB-111 и др.).
90%
продукции концерна «Локхид» (США),
находящегося в сфере влияния калифорнийской
финансовой группы, приходится на военную
и космическую технику. Он занимает одно
из ведущих мест в области создания
стратегических баллистических ракет,
является генеральным подрядчиком по
производству ракет «Поларис» для атомных
подводных лодок. По его лицензии в ФРГ,
Японии, Италии, Бельгии и Нидерландах
построены истребители-бомбардировщики
F-104 «Старфайтер».
«Юнайтед эркрафт»
(США) специализируется на выпуске мощных
реактивных и турбовинтовых двигателей,
электронной аппаратуры «Норден» и
вертолётов, по производству которых
она занимает 2-е место в США. По её
лицензиям строятся вертолёты в Англии,
Франции и Японии. Контролируется
Гарриманами и «Фёрст нэшонал сити
банк».
На долю авиаракетной продукции
приходится около 70% объёма производства
английской монополии «Хокер Сидли
груп». Она занимает важные позиции в
производстве авиадвигателей и другой
авиатехники в Канаде [через дочернюю
фирму «Де
Хэвил-ленд
эркрафт оф
Канада» («De Havil-land Aircraft of
Canada»)].
По проекту реорганизации
авиаракетостроения Франции, принятому
в 1967, государственные компании
«Сюд-авиасьон» и «Нор-авиасьон»
сосредоточат в своих руках выпуск
соответственно гражданской авиапродукции
и ракетной техники, а строительство
военных самолётов будет сконцентрировано
на предприятиях частной компании
«Марсель Дассо».
Ведущее место в
самолётостроении ФРГ занимает компания
«Ферайнигте флюгтехнише верке», 35%
акционерного капитала которой принадлежит
Круппу, 26% «Юнайтед эркрафт» (США) и 12%
семье Хейнкель; она создана в 1963 путём
слияния компаний «Фокке-Вульф» и «Везер»,
в 1964 к ней присоединилась фирма «Э.
Хейнкель». В ней занято 10
тыс. человек. Компания в 1967 освоила серийное производство разработанных совместно с французскими компаниями военно-транспортных самолётов для западно-германского бундесвера и французских ВВС.