Авиагоризонт
Авиагоризонт,
гироскопический прибор для измерения
углов крена и тангажа летательного
аппарата. Угол тангажа - угол между
продольной осью аппарата и горизонтальной
плоскостью, а угол крена - угол наклона
продольной плоскости аппарата к
вертикали. Основные части А. - гироскоп
с тремя степенями свободы,
сохраняющий положение своей оси в
пространстве неизменным, и маятниковая
система коррекции, устраняющая отклонения
оси ротора гироскопа от истинной
вертикали. Во всех случаях несовпадения
оси ротора гироскопа с истинной вертикалью
система коррекции, состоящая из маятника,
расположенного на внутренней раме
гироскопа, и коррекционных двигателей,
вызывает прецессию оси (движение её в
плоскости, перпендикулярной направлению
приложения силы) до тех пор, пока ось не
займёт заданного ей положения. Как
только ось совпадает с вертикалью,
прецессия прекращается.
На практике
наиболее распространены А. , у которых
на лицевой части прибора нанесён силуэт самолёта
2, неподвижный относительно корпуса
1 и, следовательно, самолёта. За
силуэтом находится сфера 3, положение
которой стабилизировано гироскопом.
Нижняя половина сферы окрашена в голубой
цвет (небо), а верхняя - в коричневый
(земля). Линия раздела цветных полусфер
служит линией искусственного горизонта
5. На сферу также нанесены шкалы для
измерения углов тангажа 4 и крена
6. Наблюдая за положением изображенного
на шкале прибора силуэта относительно
перемещающейся линии искусственного
горизонта, лётчик судит о наличии и
величине этих углов. В корпус А. вмонтирован
также указатель скольжения 7 самолёта
с меткой нулевого положения 8. В
прошлом применялись А. с пневматическими
гироскопами и корректирующими
устройствами; в дальнейшем получили
распространение А. с электрическими
гироскопами и корректирующими
устройствами. Общая погрешность показаний
электрических А. при прямолинейном
полёте не превышает 1°, а после выхода
из виража с креном 20° при скорости
самолёта 400 км/ч - 2°, что практически
обеспечивает возможность пилотирования
вне видимости земли.