|
Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением; 7 классСкачать дополнительные материалыТема урока: «Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением». Учитель биологии и экологии высшей категории Тяпаева Тамара Всеволодовна (г. Нижний Новгород МОУ СОШ №52) Материал данного урока можно использовать при изучении экологии животных в 7 классе по программе И. М. Швец и учебнику «Экология животных: 7 кл.»: В. Г. Бабенко, Д. В.Богомолов и др. под ред. д-ра биол. наук проф. Н. М.Черновой. - М.:Вентана-Граф , 2007; а также при изучении биологии в 7 классе (УМК Мин. образования РФ Программы для общеобр. Школ Биология 5-11 кл. М. Дрофа 2000 Сб. программно-метод. материалов по биологии НГЦ 2003 учебник В.В. Латюшин и В.А. Шапкина Биология. Животные. 7 класс М. Дрофа , 2005). Эпиграф урока:
Цель урока: Раскрыть особенности внутривидовых взаимоотношений, связанных с размножением. Задачи урока: Образовательные:
Воспитательные:
Здоровьесберегающие:
Методы: беседа, поисковый, рассказ. Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная. Средства: компьютер, мультимедийный проектор, записи голосов животных, видеофрагменты «токование» тетеревов, заставки из передачи «В мире животных», детские рисунки, набор букв для составления терминов, заранее подготовленная презентация по теме урока. На доске: дата, тема урока, эпиграф к уроку; по ходу урока словарь: внутривидовые отношения, размножение, забота о потомстве, запечатление, распознавание, воспитание, обучение. Ход урока:
Ход урока: Оргмомент: Учитель и ученики взаимно приветствуют друг друга. Учитель проверяет готовность класса к уроку. Сонастройка (создание атмосферы): На экране музыкальная заставка из телепередачи «В мире животных» (слайд 1). На ее фоне звучит стихотворение:
Сегодня, как и обычно на наших уроках, я предлагаю обратить свой взор к нашим соседям по планете, еще раз заострить свое внимание на красоте окружающего мира, задуматься о том, как позаботиться о братьях наших меньших. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим один из ответственных периодов в жизни любого живого существа – период размножения - связанные с этим периодом взаимоотношения между животными одного вида. Как называются такие взаимоотношения? (внутривидовые). Запишем тему урока: «Внутривидовые взаимоотношения в период размножения» (слайд 2). Определите, каких целей вы должны достигнуть на данном уроке (учащиеся записывают цели в тетрадь). Сопоставьте их с моей целью (слайд 3). Размножение животных – обычное и необходимое явление в природе. Молодые организмы сменяют умерших животных, таким образом обеспечивается смена поколений, вид продолжает свое существование. Вспомним, что такое размножение? (Процесс воспроизведения себе подобных называется размножением) (слайд 4). Групповая работа с информационным материалом: Класс делится на экипажи. В каждом выбирается командир, который будет организовывать работу группы, и штурман – ответственный за ведомость учета ответов учащихся. Экипажи получают свои задания, которые выполняют в течение определенного учителем времени. Учитель помогает выстроить порядок изложения нового материала, не забывает обращать внимание на осанку учащихся, вовремя снимает накапливающееся утомление с помощью динамических пауз и психологических приемов. При половом размножении необходимо, чтобы особи противоположного пола нашли друг друга. Этому способствует разнообразная сигнализация. Внимание, 1 экипаж! Выполните поисковую работу, пользуясь инструктивной карточкой (слайд 5). Инструктивная карточка №1
У высших позвоночных животных – птиц и млекопитающих – размножению предшествует длительный период, в течение которого животные выбирают себе брачного партнера среди многих особей. Внимание, 2 экипаж. Получите свою инструктивную карточку (слайд 6). Инструктивная карточка №2
3 экипаж выяснит, на какой период времени создаются пары у животных (слайд 7). Инструктивная карточка №3
К внутривидовым взаимоотношениям относятся и взаимоотношения родителей и потомства. Это задание для 4 экипажа (слайд 8). Инструктивная карточка №4
Учащиеся выполняют задания по инструктивным карточкам. Эта работа носит творческий характер: члены группы могут работать с текстом учебника, дополнительной литературой, рисовать иллюстрации по своей теме и т. д. Межгрупповая социализация: высказывание мнений, расширение информации, использование иллюстраций. Штурманы во время ответов учащихся с помощью учителя заполняют ведомость, где отмечаются верные ответы, дополнения, участие в обсуждении и т. д. Ассистент по ходу урока помогает учителю включать нужные иллюстрации (видеофрагменты, звуковые файлы…) 1 экипаж. Решению задачи нахождения особей противоположного пола служат разнообразные сигналы, понятные животным, принадлежащим к одному виду (слайд 9). Самки бабочек, например, выделяют особые пахучие вещества. Другие насекомые используют световую сигнализацию (жуки-светляки). Есть животные, использующие звуковые сигналы. Всем известно стрекотание кузнечиков, писк комаров, своеобразное пение лягушек (Прослушивается аудиозапись голоса речной или настоящей лягушки (слайд 10). Пожалуй, самый богатый репертуар у птиц (слайд 11). Птицы поют, оживляя своим пением места обитания, радуя нас своими голосами. Долгое время думали, что пение самцов птиц относится только к самкам и привлекает их. На деле это не так. Значение пения прежде всего состоит в том, чтобы показать другим самцам того же вида и возможным конкурентам, что гнездовая территория занята (запись в рабочей тетради). Прослушивается аудиозапись голосов птиц (соловья). 2 Экипаж. Поведение животных в брачный период отличается рядом особенностей (слайд 12). У многих и наружность в это время меняется - они одевают брачный наряд, обычно отличающийся яркими красками. Турухтаны используют преимущества декоративных перьев (слайд 13). Самец утки – мандаринки окрашен ярче самочки. (слайд 14). А желтые пятна пятнистой амбистомы становятся еще ярче (слайд 15). У некоторых видов самцы токуют, т. е. принимают особенные, издали бросающиеся в глаза позы, издают особые крики (слайд 16). Наши тетерева-косачи при токовании собираются часто по нескольку десятков на лесных полянах еще ночью. Разгар же тока приходится на раннее утро. Самцы ходят по земле, распустив крылья и распушив хвост. Они своеобразно поют, издавая мелодичный бурлящий звук, издают короткое шипящее «чу-фых». Между самцами возникают жестокие драки. Самки в это время сидят в стороне, дожидаясь исхода боя. Такое токование особенно хорошо выражено у куриных птиц – тетерева, глухаря, белой куропатки, турухтана (видео Токование тетерева слайд 17). Другие птицы весной проделывают в воздухе своеобразные движения – взмывают высоко вверх, падают вниз, опять взмывают, издавая при этом громкие крики. Такой брачный полет совершают, например хищные птицы. К этим же явлениям относятся и весенние танцы журавлей (слайд 18).(На фоне заставки из телепрограммы «В мире животных» - слайд 19- читается стихотворение).
Многие млекопитающие в период гона устраивают настоящие рыцарские турниры. Это свойственно слонам (слайд 20), лосям (слайд 21). Самцы меряются силами, а самки наблюдают со стороны. Побежденный самец убегает. Самки остаются с самцом-победителем. Цель такого демонстрационного поведения у каждого самца – показать свои преимущества перед другими. Самка при этом имеет возможность выбрать наиболее достойного отца будущих детенышей (запись в рабочей тетради) 3 экипаж. В брачный период животные образуют пары. Но создаются они на весьма различное время. У уток и фазанов самец и самка держатся вместе только до периода насиживания яиц. Гуси, некоторые утки, многие воробьиные живут парами в течение одного сезона. Есть, однако, и такие виды, которые пар вовсе не образуют, а вся забота о потомстве выпадает на долю одного пола (чаще самки). Но есть птицы, которые образуют пары на несколько лет, а в отдельных случаях и на всю жизнь. Это лебеди, крупные хищные птицы, аисты (слайд 22). Подобные взаимоотношения среди животных вдохновляют композиторов и поэтов на творчество. (Аудиозапись песни Е. Мартынова «Лебединая верность») (слайд 23).
Не то, что мните вы природа: Формулируется вывод: Таким образом, в период размножения разные формы взаимодействия между особями одного вида обеспечивают встречу будущих родителей. Основная цель встречи особей разного пола – оплодотворение яйцеклеток. Сложное поведение, которое у многих животных предшествует оплодотворению, обеспечивает неодинаковое участие разных особей в размножении. В размножение вступают наиболее сильные, а значит более приспособленные к условиям среды животные. Промежуточная рефлексия:
Штурманы не забывают фиксировать правильные ответы в ведомости. 4 экипаж. После появления на свет детенышей у многих животных проявляются разные формы взаимодействия между взрослыми особями (родителями) и молодыми (детенышами). Поведение животных, направленное на обеспечение выживания детенышей, носит название заботы о потомстве (запись в тетради) (слайд 24). Учитель: Вспомните, у каких изученных животных мы наблюдали такую заботу? (У некоторых насекомых: пчелы, муравьи; у рыб: колюшка трехиглая, тиляпия; у земноводных: суринамская пипа, червяга цейлонская; у пресмыкающихся: аллигаторы). (на доске: детские рисунки с предыдущих уроков - приложение 1) Сложные взаимоотношения между родителями и потомством существуют главным образом у птиц и млекопитающих (слайды 25 - 30). Забота о потомстве у млекопитающих (слайд 25). Олениха кормит детеныша молоком каждые 4 часа. Оленята переходят на взрослую пищу в возрасте 4 месяцев, но могут оставаться с матерью до 2 лет (слайд 26). У слонов самка приносит одного, редко двух детенышей. Масса новорожденного около 100 кг. Вскоре после рождения детеныш следует за матерью. Молоко сосет ртом. Лактация длится около двух лет (слайд 27). Забота о потомстве у птиц (слайд 28).
Поганки носят своих птенцов на спине,
иногда даже ныряют вместе с ними. Родители
кормят птенцов до тех пор, пока не смогут
летать. Актуализируются знания о птенцах гнездового и выводкового типов (слайд 30-32). Учащимся необходимо заполнить таблицу и свериться с текстом на слайдах 31, 32.
Учитель: Что можно предпринять,
чтобы сохранить многообразие живых
организмов на планете (на территории
где ты живешь)? Ребята нашли в учебники термины, собрали их из букв и прикрепили на магнитную доску слова: запечатление, распознавание, воспитание, обучение. Дается объяснение этим словам: (запись новых слов в словарик). Рефлексия Итак, ребята, подведем итоги нашего урока.
Выставление оценок за урок (за дополнительные баллы принимаются ответы по теме урока, дополнения, рисунки и т. д.). Запись домашнего задания: составьте викторину, тест, кроссворд, подготовьте сообщение, подберите загадки, стихи или нарисуйте иллюстрации по теме сегодняшнего урока (ученики имеют право выбрать себе любое задание) (слайд 33). |
Loading
|