Центральный Дом Знаний - Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением; 7 класс

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 854



Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением; 7 класс

Скачать дополнительные материалы

Тема урока:

«Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением».

Учитель биологии и экологии высшей категории

Тяпаева Тамара Всеволодовна

(г. Нижний Новгород МОУ СОШ №52)

Материал данного урока можно использовать при изучении экологии животных в 7 классе по программе И. М. Швец и учебнику «Экология животных: 7 кл.»: В. Г. Бабенко, Д. В.Богомолов и др. под ред. д-ра биол. наук проф. Н. М.Черновой. - М.:Вентана-Граф , 2007; а также при изучении биологии в 7 классе (УМК Мин. образования РФ Программы для общеобр. Школ Биология 5-11 кл. М. Дрофа 2000 Сб. программно-метод. материалов по биологии НГЦ 2003 учебник В.В. Латюшин и В.А. Шапкина Биология. Животные. 7 класс М. Дрофа , 2005).

Эпиграф урока:

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.

Цель урока: Раскрыть особенности внутривидовых взаимоотношений, связанных с размножением.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение знаний о внутривидовых взаимоотношениях животных, связанных с размножением на примере взаимоотношений будущих родителей и взаимоотношений родителей и потомства.

  • Развивающие:

  • формировать умение работать с текстом, иллюстрациями

  • развивать познавательную активность, мышление ученика, речь

  • научить учащихся формулировать выводы;

Воспитательные:

  • формировать научное мировоззрение учеников.

  • формировать мировоззренческие представления о проявлении заботы о потомстве у разных животных; сохранении многообразия живых организмов на планете (на территории где живешь).

  • продолжить формирование коммуникативных способностей обучающихся.

Здоровьесберегающие:

  • смена видов деятельности во время урока;

  • правильность осанки во время урока;

  • динамические паузы во время урока

Методы: беседа, поисковый, рассказ.

Форма организации деятельности учащихся:

индивидуальная, групповая, коллективная.

Средства: компьютер, мультимедийный проектор, записи голосов животных, видеофрагменты «токование» тетеревов, заставки из передачи «В мире животных», детские рисунки, набор букв для составления терминов, заранее подготовленная презентация по теме урока.

На доске: дата, тема урока, эпиграф к уроку; по ходу урока словарь: внутривидовые отношения, размножение, забота о потомстве, запечатление, распознавание, воспитание, обучение.

Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Сонастройка (создание атмосферы)

  3. Групповая или индивидуальная работа с информационным материалом

  4. Межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений, расширение информации;

  5. Рефлексия, самоконтроль

  6. Выставление оценок за урок

  7. Домашнее задание (самоконструкция – индивидуальная работа - создание индивидуальной модели, написание мини-текста, составление викторины и т.д.);

  8. Афиширование работ (на стенде, доске и др.)- на следующем уроке

Ход урока:

Оргмомент:

Учитель и ученики взаимно приветствуют друг друга. Учитель проверяет готовность класса к уроку.

Сонастройка (создание атмосферы):

На экране музыкальная заставка из телепередачи «В мире животных» (слайд 1). На ее фоне звучит стихотворение:


Над снегом талым вереницей

Сквозь облачную пелену

Издалека летят к нам птицы,

Пророча скорую весну.

По вечерам в лиловой дымке,

Когда травинки пьют росу,

Поют нам птицы-невидимки

В хмельном березовом лесу.


Часами, устали не зная,

Собой украсив небосвод,

Парит над нами птичья стая

И за собою вдаль зовет.

О птицах должно как о чуде

Слагать стихи, а между тем,

Как часто мы, живые люди,

Не замечаем их совсем.


Сегодня, как и обычно на наших уроках, я предлагаю обратить свой взор к нашим соседям по планете, еще раз заострить свое внимание на красоте окружающего мира, задуматься о том, как позаботиться о братьях наших меньших.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим один из ответственных периодов в жизни любого живого существа – период размножения - связанные с этим периодом взаимоотношения между животными одного вида. Как называются такие взаимоотношения? (внутривидовые).

Запишем тему урока: «Внутривидовые взаимоотношения в период размножения» (слайд 2).

Определите, каких целей вы должны достигнуть на данном уроке (учащиеся записывают цели в тетрадь). Сопоставьте их с моей целью (слайд 3).

Размножение животных – обычное и необходимое явление в природе. Молодые организмы сменяют умерших животных, таким образом обеспечивается смена поколений, вид продолжает свое существование.

Вспомним, что такое размножение? (Процесс воспроизведения себе подобных называется размножением) (слайд 4).

Групповая работа с информационным материалом:

Класс делится на экипажи. В каждом выбирается командир, который будет организовывать работу группы, и штурман – ответственный за ведомость учета ответов учащихся. Экипажи получают свои задания, которые выполняют в течение определенного учителем времени. Учитель помогает выстроить порядок изложения нового материала, не забывает обращать внимание на осанку учащихся, вовремя снимает накапливающееся утомление с помощью динамических пауз и психологических приемов.

При половом размножении необходимо, чтобы особи противоположного пола нашли друг друга. Этому способствует разнообразная сигнализация.

Внимание, 1 экипаж! Выполните поисковую работу, пользуясь инструктивной карточкой (слайд 5).

Инструктивная карточка №1

  1. Выясните, как сигнализируют животные особям противоположного пола о своей готовности к размножению.

  2. Приведите примеры животных, выделяющих пахучие вещества.

  3. Какие животные используют световую сигнализацию?

  4. У каких животных развита звуковая сигнализация?

  5. Каково значение подобных сигналов?

У высших позвоночных животных – птиц и млекопитающих – размножению предшествует длительный период, в течение которого животные выбирают себе брачного партнера среди многих особей.

Внимание, 2 экипаж. Получите свою инструктивную карточку (слайд 6).

Инструктивная карточка №2

  1. Расскажите о токовании птиц, приведите примеры.

  2. Какие птицы устраивают ритуальные танцы?

  3. Для каких млекопитающих характерны турнирные бои?

  4. Какова цель демонстрационного поведения?

3 экипаж выяснит, на какой период времени создаются пары у животных (слайд 7).

Инструктивная карточка №3

  1. Какие птицы создают пары на один сезон?

  2. У каких животных пары создаются на всю жизнь?

К внутривидовым взаимоотношениям относятся и взаимоотношения родителей и потомства. Это задание для 4 экипажа (слайд 8).

Инструктивная карточка №4

  1. Выясните, в чем проявляется забота о потомстве у разных видов животных?

  2. Составьте из букв слова (они соответствуют терминам из текста) и объясните их значение.

Учащиеся выполняют задания по инструктивным карточкам. Эта работа носит творческий характер: члены группы могут работать с текстом учебника, дополнительной литературой, рисовать иллюстрации по своей теме и т. д.

Межгрупповая социализация: высказывание мнений, расширение информации, использование иллюстраций.

Штурманы во время ответов учащихся с помощью учителя заполняют ведомость, где отмечаются верные ответы, дополнения, участие в обсуждении и т. д.

Ассистент по ходу урока помогает учителю включать нужные иллюстрации (видеофрагменты, звуковые файлы…)

1 экипаж.

Решению задачи нахождения особей противоположного пола служат разнообразные сигналы, понятные животным, принадлежащим к одному виду (слайд 9).

Самки бабочек, например, выделяют особые пахучие вещества. Другие насекомые используют световую сигнализацию (жуки-светляки). Есть животные, использующие звуковые сигналы. Всем известно стрекотание кузнечиков, писк комаров, своеобразное пение лягушек (Прослушивается аудиозапись голоса речной или настоящей лягушки (слайд 10).

Пожалуй, самый богатый репертуар у птиц (слайд 11). Птицы поют, оживляя своим пением места обитания, радуя нас своими голосами. Долгое время думали, что пение самцов птиц относится только к самкам и привлекает их. На деле это не так. Значение пения прежде всего состоит в том, чтобы показать другим самцам того же вида и возможным конкурентам, что гнездовая территория занята (запись в рабочей тетради). Прослушивается аудиозапись голосов птиц (соловья).

2 Экипаж.

Поведение животных в брачный период отличается рядом особенностей (слайд 12). У многих и наружность в это время меняется - они одевают брачный наряд, обычно отличающийся яркими красками. Турухтаны используют преимущества декоративных перьев (слайд 13). Самец утки – мандаринки окрашен ярче самочки. (слайд 14). А желтые пятна пятнистой амбистомы становятся еще ярче (слайд 15).

У некоторых видов самцы токуют, т. е. принимают особенные, издали бросающиеся в глаза позы, издают особые крики (слайд 16).

Наши тетерева-косачи при токовании собираются часто по нескольку десятков на лесных полянах еще ночью. Разгар же тока приходится на раннее утро. Самцы ходят по земле, распустив крылья и распушив хвост. Они своеобразно поют, издавая мелодичный бурлящий звук, издают короткое шипящее «чу-фых». Между самцами возникают жестокие драки. Самки в это время сидят в стороне, дожидаясь исхода боя.

Такое токование особенно хорошо выражено у куриных птиц – тетерева, глухаря, белой куропатки, турухтана (видео Токование тетерева слайд 17).

Другие птицы весной проделывают в воздухе своеобразные движения – взмывают высоко вверх, падают вниз, опять взмывают, издавая при этом громкие крики. Такой брачный полет совершают, например хищные птицы. К этим же явлениям относятся и весенние танцы журавлей (слайд 18).(На фоне заставки из телепрограммы «В мире животных» - слайд 19- читается стихотворение).

Как совершенство неба и земли

Весенние танцуют журавли.

Блистательный балет среди болот,

Гармонии и грации полет.

Изящества и пластики турнир.

Живого чуда несравнимый мир.

Тот, кто увидеть это чудо смог,

Уже не просто человек, а бог,

Случайно в руки получивший нить

Умения гармонию хранить.

Многие млекопитающие в период гона устраивают настоящие рыцарские турниры. Это свойственно слонам (слайд 20), лосям (слайд 21). Самцы меряются силами, а самки наблюдают со стороны. Побежденный самец убегает. Самки остаются с самцом-победителем.

Цель такого демонстрационного поведения у каждого самца – показать свои преимущества перед другими. Самка при этом имеет возможность выбрать наиболее достойного отца будущих детенышей (запись в рабочей тетради)

3 экипаж.

В брачный период животные образуют пары. Но создаются они на весьма различное время. У уток и фазанов самец и самка держатся вместе только до периода насиживания яиц. Гуси, некоторые утки, многие воробьиные живут парами в течение одного сезона. Есть, однако, и такие виды, которые пар вовсе не образуют, а вся забота о потомстве выпадает на долю одного пола (чаще самки). Но есть птицы, которые образуют пары на несколько лет, а в отдельных случаях и на всю жизнь. Это лебеди, крупные хищные птицы, аисты (слайд 22).

Подобные взаимоотношения среди животных вдохновляют композиторов и поэтов на творчество. (Аудиозапись песни Е. Мартынова «Лебединая верность») (слайд 23).

Не то, что мните вы природа:
Не слепок, не бездушный лик, -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.

Формулируется вывод:

Таким образом, в период размножения разные формы взаимодействия между особями одного вида обеспечивают встречу будущих родителей. Основная цель встречи особей разного пола – оплодотворение яйцеклеток. Сложное поведение, которое у многих животных предшествует оплодотворению, обеспечивает неодинаковое участие разных особей в размножении. В размножение вступают наиболее сильные, а значит более приспособленные к условиям среды животные.

Промежуточная рефлексия:

  1. Каково значение пения птиц и других сигналов в жизни животных?

  2. Цель демонстрационного поведения самцов?

  3. Объясните понятие «лебединая верность»?

Штурманы не забывают фиксировать правильные ответы в ведомости.

4 экипаж.

После появления на свет детенышей у многих животных проявляются разные формы взаимодействия между взрослыми особями (родителями) и молодыми (детенышами). Поведение животных, направленное на обеспечение выживания детенышей, носит название заботы о потомстве (запись в тетради) (слайд 24).

Учитель: Вспомните, у каких изученных животных мы наблюдали такую заботу? (У некоторых насекомых: пчелы, муравьи; у рыб: колюшка трехиглая, тиляпия; у земноводных: суринамская пипа, червяга цейлонская; у пресмыкающихся: аллигаторы). (на доске: детские рисунки с предыдущих уроков - приложение 1)

Сложные взаимоотношения между родителями и потомством существуют главным образом у птиц и млекопитающих (слайды 25 - 30).

Забота о потомстве у млекопитающих (слайд 25).

Олениха кормит детеныша молоком каждые 4 часа. Оленята переходят на взрослую пищу в возрасте 4 месяцев, но могут оставаться с матерью до 2 лет (слайд 26).

У слонов самка приносит одного, редко двух детенышей. Масса новорожденного около 100 кг. Вскоре после рождения детеныш следует за матерью. Молоко сосет ртом. Лактация длится около двух лет (слайд 27).

Забота о потомстве у птиц (слайд 28).

Поганки носят своих птенцов на спине, иногда даже ныряют вместе с ними. Родители кормят птенцов до тех пор, пока не смогут летать.
Известно, что пара ласточек-касаток может кормить своих птенцов с феноменальной скоростью: раз в минуту. Альбатросы, напротив, приносят еду птенцам лишь раз в несколько дней, но у большинства видов это происходит несколько раз в день. И насиживание яиц, и кормление птенцов, воспринимаемые нами как трудолюбие птиц, определяются инстинктом, который столь силен, что родители иногда борются за право насиживания, буквально выталкивая друг друга из гнезда. Пингвины гнездятся на льду. Самка сносит яйцо и, передав его самцу, отправляется кормиться в море. Голодовка самца продолжается еще 2 месяца – пока супруга не примет у него вахту. Яйцо, а впоследствии и птенец укрыты особой складкой (слайд 29).

Актуализируются знания о птенцах гнездового и выводкового типов (слайд 30-32).

Учащимся необходимо заполнить таблицу и свериться с текстом на слайдах 31, 32.

Птенцы гнездового типа

Птенцы выводкового типа

Голые, слепые, беспомощные

Способны к самостоятельному передвижению, следуют за матерью, которая помогает им находить корм.

Учитель: Что можно предпринять, чтобы сохранить многообразие живых организмов на планете (на территории где ты живешь)?
(Не разорять птичьи гнезда, подкармливать птиц в холодное время года, относиться к животным, как к братьям нашим меньшим, регулировать численность отстрела животных, не сокращать кормовые базы).

Ребята нашли в учебники термины, собрали их из букв и прикрепили на магнитную доску слова: запечатление, распознавание, воспитание, обучение. Дается объяснение этим словам: (запись новых слов в словарик).

Рефлексия

Итак, ребята, подведем итоги нашего урока.

  • Что вы узнали нового на уроке?

  • Как вы можете оценить свою работу на уроке?

  • было интересно, я не испытывал трудностей;

  • были затруднения, но я с ними справился сам;

  • были затруднения, но мне помогли товарищи.

  • Как вы можете применить полученные знания?

Выставление оценок за урок (за дополнительные баллы принимаются ответы по теме урока, дополнения, рисунки и т. д.).

Запись домашнего задания: составьте викторину, тест, кроссворд, подготовьте сообщение, подберите загадки, стихи или нарисуйте иллюстрации по теме сегодняшнего урока (ученики имеют право выбрать себе любое задание) (слайд 33).

Loading

Календарь

«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей