Центральный Дом Знаний - Я-концепция как социально-психологический феномен

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Я-концепция как социально-психологический феномен

Я-концепция как социально-психологический феномен
стр.: 1  2  3

Содержание
Введение 
Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
1.2 Структура «Я - концепции»
1.3 «Я – концепция» как совокупность установок «на себя»
1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен
2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
2.2 Основные положения феноменологического подхода
2.3 Теория Карла Роджерса
Глава 3. Социальная идентичность
3.1 «Я – концепция» и социальная идентичность
3.2 Эриксон об идентичности
Заключение 
Список литературы

Введение
В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе. 
«Я-концепции» посвящено немало исследований. И потому за рубежом Я-концепция подробно исследовалась в контексте концептуальных подходов: ее зарождения (У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.), ее развития (Р. Бернс, А. Комбс, Д. Соупер и многие другие), ее измерения (Р. Бернс, М. Кун, Д. Паркер и др.).
Излагаемые позиции по проблеме «Я» - разные, порой противоречивые. Но именно это обеспечивает более активное поле ее обсуждения.
Как уже отметили, что «Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической психологии или феноменологического (перцептивного) подхода в понимание Я. Актуальность темы состоит в том, что многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратится к первоисточникам и авторитетам данного направления. 
Проблемная ситуация темы заключается в следующем: несмотря на то, что Я-концепция рассматривается во многих психологических, психоаналитических теориях четкого определения понятия «Я-концепция» нет. Также как и универсальных способов изменения и формирования Я-концепции. 
В работе рассматриваются источники развития и формирования Я-концепции. Здесь мы обращаемся к теориям Ч. Кули и Дж.Г. Мида.
Для уточнения центрального понятия данной работы - «Я-концепция» и его структуры, в работе используется теория американского психолога У. Джемса, который первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку.
В курсовой работе отмечается, что развитие теории Я-концепции направлено было не только для унификации терминологического аппарата, но и на поиск надежных эмпирических приёмов для измерения, результатом стало представление её как совокупности установок индивида «на себя». Одна из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции в этом аспекте - работа Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание». 
Психология «Я-концепции» как одна из социально-психологических схем личности в целом опирается на положения феноменологического подхода (гуманистической психологии). Поэтому в данной работе подробно описывается феноменологический подход и его основные положения, а также теория Роджерса, как авторитетного представителя данного направления. 
В работе рассматривается социальная идентичность и эго-идентичность как часть Я-концепции. Для описания проблематики Я-концепции через эго-идентичность обращаемся к трудам эго-психолога, постфрейдиста Э. Эриксона.
Объект исследования – «Я-концепция» как феномен. 
Предмет исследования – условия формирования «Я-концепции»; теории о «Я-концепции» в зарубежной психологии.
Цель работы – выявить особенности понимания «Я» в различных теориях, в особенности в феноменологическом подходе в изучение «Я концепции».
Задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и её структура, источники формирования и развития;
Выяснить проблему измерения «Я-концепции»;
Установить особенность «Я-концепции» как совокупности установок «на себя» (подход Р. Бернса);
Описать феноменологический подход в понимание «Я-концепции», его основные положения и особенности;
Показать особенность подхода К. Роджерса как представителя гуманистической психологии;
Представить социальную идентичность как часть «Я-концепции»;
Описать понимание идентичности эго-психологом Э. Эриксоном. 
Глава 1. Основные положения «Я - концепции»

1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
я концепция социальный идентичность
Из многочисленных источников формирования Я - концепции человека, по-видимому, наиболее жизненно важными являются следующие, хотя их значимость, как показывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:
1. Представление о своем теле (телесное Я).
2. Язык - как развивающаяся способность выражать словами и формировать представления о себе и других людях.
3. Субъективное толкование обратной связи от значимых других, о себе.
4. Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина-женщина).
5. Практика воспитания детей в семье.
Телесное Я и образ тела. Рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорции тела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниями своей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, как и другие компоненты Я - концепции, субъективен, но ни один другой элемент так не открыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека.
Исследования дают совершенно убедительные свидетельства тому, как различные телосложения человека вызывают совершенно различные реакции других лиц. В целом исследования подобного плана выявляют общую тенденцию: чувства и эмоциональные оценки, которые испытывает индивид в отношении своего тела, совпадают с чувствами, которые он испытывает к самому себе в целом, как к личности. Общий уровень удовлетворенности своим телом пропорционально соизмерим с общим уровнем принятия себя. 
Другими словами, так же, как для каждого из нас существует идеальная Я- концепция себя, существует, по-видимому, и идеальный образ тела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурных норм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие у индивида высокой Я- концепции в целом.
Эти идеальные представления меняются со временем и между культурами. Отсюда следует и практический вывод: нельзя судить о других людях только по их внешности при взаимодействии с ними, чтобы уменьшить отрицательные эффекты стереотипного восприятия внешности и эффекта получения неодобряемых Я - образов тела.
Язык и развитие Я - концепции. Значение языка для развития Я - концепции очевидно, поскольку развитие способности ребенка к символическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я», «мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию Я - концепции. Другими словами, Я - концепция осознается человеком в языковых терминах, и ее развитие осуществляется посредством языковых средств.
Обратная связь от значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви, уважении) - другой важный источник формирования Я - концепции. Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) должен воспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания от значимых других, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этими другими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласны с тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями) жизненно важны для развития у подростка Я - концепции. С помощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованы в нем, принимают его или отвергают.
Полоролевая идентификация. Принадлежность личности к мужскому или женскому полу является одним из краеугольных оснований Я - концепции человека, все другие функции и характеристики покоятся именно на этих представлениях - Я существо мужского или женского пола.
Различают два процесса формирования половой принадлежности индивида - половая идентификация и половая типизация. Идентификация - это более ранний процесс (в основном бессознательный) отождествления себя с ролью другою человека (родителя или его заместителя) и подражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, - более осознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичными для роли женщины или мужчины в данной культуре. Определение и усвоение половой роли - важнейший и универсальный компонент Я - концепции. И в каждом обществе (культуре) существуют социально одобряемые нормы, формы поведения и психологические характеристики, приписываемые ролям мужчины и женщины.
Многочисленные исследования подтверждают, что, несмотря на формальное юридическое провозглашение равноправия, в большинстве культур больше свободы, власти и ценности приписывается мужской роли.
И поскольку характеристики, связанные с традиционными представлениями о половых ролях (полоролевыми стандартами) в обществе проявляют наибольшее сопротивление к изменениям, то неудивительно, что Я - концепции женщин имеют в целом тенденцию быть менее положительными, чем Я - концепции мужчин, т. к. женский стереотип содержит меньше социально одобряемых характеристик.
Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитания детей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние на развитие Я - концепции. 
Большинство психологов разделяют ту точку зрения, что первые 5 лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и Я - концепции человека. Первые человеческие отношения, которые ребенок познает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другими людьми.
Психологами предпринимались многочисленные попытки категоризации различных типов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизни воспитание трудно подогнать под чистые категории. Некоторые из основных результатов исследований кратко можно свести к следующему. Родители детей с высокими Я - оценками постоянно проявляют искреннюю заинтересованность в благополучии ребенка, теплоту и заботу о нем. Они проявляют меньше снисходительности, вседозволенности, опираются на высокие стандарты поведения и подкрепляют их соответствующими правилами. В практике воспитания больше применяются поощрения, чем наказания. Четко устанавливаемые ребенку границы поведения допускают применение родителями менее жестких форм наказания. Существование ограничений обеспечивает ребенку тот социальный мир, в котором он может достигать успеха.
Наоборот, родители детей с низкими Я – оценками проявляют такие качества, как применение жестких наказаний, безусловность подчинения ребенка требованиям родителей в сочетании с элементами вседозволенности. Несогласованные реакции родителей такой ребенок воспринимает как подтверждение отвержения, враждебности.
В целом результаты исследований позволяют утверждать, что нет какого-то золотого правила или общей модели воспитания, позволяющей ребенку развить высокую самооценку. 
Социальная психология признает межличностно - детерминированную и, следовательно, поддающуюся воздействиям природу Я – концепции. 
В частности Ч. Кули (1902 г) предложил концепцию зеркального Я, в которой Я - концепция формируется на основе субъективно интерпретируемой обратной связи от других как основного источника данных о себе в процессе взаимодействия между индивидом и его различными первичными группами. 
Дж.Г. Мид (1934 г) в своей теории «обобщенного другого» главным предусловием развития Я - концепции считал способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены. Объединение таких оценочных представлении «обобщенного другого» и есть главный источник формирования Я - концепции и внутренней регуляции поведения индивида. 
1.2 Структура «Я - концепции»

Во многих психологических теориях Я - концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я - концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных аспектов. Чтобы внести ясность в эту ситуацию обратимся к схеме, которая, с одной стороны, должна отразить структуру Я - концепции, а с другой - упорядочить терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы, посвященной Я – концепции. 
Лучше всего представить Я - концепцию в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я - концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания (Приложение 1).
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на рубеже XIX-XX вв. в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. Американский психолог У. Джемс в книге «Принципы психологии» (1890) первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку. Согласно Джемсу, глобальное «Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирического объекта (Ме), познаваемого субъективным оценивающим сознанием (I). Однако не следует забывать об условности такого различения. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я – как - объект существует лишь в процессах «сознавания» и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя. 
«Я» как объект содержит в себе четыре аспекта:
- духовное «Я»;
- материальное «Я»;
- социальное «Я»;
- телесное «Я».
Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности. Кроме этого Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний:
Успехи
Самооценка = 
Притязания
Образ и оценка своего Я предрасполагают индивида к определенному поведению; поэтому глобальную Я - концепцию мы можем рассматривать как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. 

1.3 «Я – концепция» как совокупность установок «на себя»

В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о Я - концепции, как уже отмечалось, принадлежат У. Джемсу, Ч. Кули и Дж. Миду. Представление же «Я - концепции» как структуры установок индивида к самому себе принадлежит Р. Бернс. Это связано с тем, что дальнейшее развитие теории Я - концепции шло в направлении унификации терминологического аппарата для описания Я - концепции и поиска надежных эмпирических приёмов для измерения, результатом этого стало представление её как совокупности установок индивида «на себя». 
Р.Бернс определяет понятие так: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом- Я или картиной- Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».
Так, например, человек может думать: «Я – умный, общительный, находчивый (образ Я), и меня это радует (самооценка), но я – толстый и ношу очки (образ Я), и мне это неприятно (самооценка)». Предметом самоописания и самооценки могут быть тело человека, его способности, социальные отношения и другое. 
Понимание Я - концепции как структуры установок отражает ее структурно-динамический характер. Выделяется три элемента «Я-концепции»:
Когнитивная составляющая (представления индивида о самом себе, которые могут быть обоснованы или не обоснованными).
Эмоционально-оценочная составляющая (самооценка) – аффективная оценка представления о себе.
Поведенческая составляющая – это поведение, определяемое вышеперечисленными составляющими (Приложение 2). 
Источниками оценочных суждений индивида о себе самом являются: 
а) социокультурные стандарты и нормы социального окружения;
б) социальные реакции других людей к индивиду (их субъективная интерпретация); 
в) индивидуальные критерии и стандарты, усвоенные индивидом в жизни.
Фактически индивид реализует два процесса самооценки: 
а) сравнение «реального Я» с «идеальным Я»; 
б) сравнение «реального Я» с «социальным Я».
В целом, мотивационная функция Я – концепции, регулирующая поведение человека, состоит в следующем:
1. Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я - образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать).
2. На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я - концепции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.
Однако эти установки могут иметь различные ракурсы и модальности. Существует, по крайней мере, три основные модальности самоустановок: 
Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело. 
Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие. 
Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать. 
Большинство авторов при изучении Я - концепции учитывают эти модальные различия. Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Об этом говорил Ч. Кули в своей концепции «зеркального Я».
Важно отметить, что реальное Я и социальное Я у индивида должны быть, согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению. Проблема измерения «Я-концепции» актуальна и в настоящее время – универсальной методики нет.

1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»

Подавляющее большинство методик измерения Я - концепции основываются на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании. Комбс, Соупер и Коурсон (1963) считают, что такого рода методики, претендующие на измерение Я - концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Эти авторы предлагают четко различать понятия «Я – концепция» и «самоотчет», поскольку содержание этих терминов, по их мнению, является близким, но не совпадает. Они придерживаются следующей точки зрения: «Как следует из всех определений, Я - концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я - концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции (самонаблюдения) и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменалистической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.
Степень, в которой самоотчет способен отразить реальность Я - концепции индивида, определяется следующими факторами:
ясностью индивидуального самосознания; наличием адекватных символов для его выражения; 
готовностью индивида к сотрудничеству; 
социальными ожиданиями; 
чувством личной адекватности индивида; 
отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания.
В этой связи Паркер (1966) отмечает, что, если эти факторы действительно влияют на надежность самоотчета, изучение Я - концепции методами такого рода должно давать весьма сомнительные результаты. Тем не менее, многие исследователи считают, что изучение Я - концепции должно с необходимостью опираться на самоотчеты, поскольку главным требованием феноменалистического подхода в психологии является учет особенностей индивидуального восприятия. А как уже отмечалось «Я-концепция» основное понятие в этом подходе. Я - концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24