|
Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе 1Старшеклассники в большой степени озабочены успеваемостью в школе и большими конкурсами при поступлении на учебу. Это свидетельствует о том, что на рынке труда все более востребованными становятся знания, и взрослеющий человек осознаёт это. Для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью. При большом конкурсе в образовательных учреждениях на престижные профессии шансы выпускников со слабой образовательной подготовкой значительно уменьшаются, и это хорошо понимают сами выпускники. По результатам анкетирования, проведенного в г. Красноярске сотрудниками кафедры социологии в 1999 г., можно определенно сказать, что большая часть старшеклассников к моменту окончания школы уже определилась с выбором будущей профессии, в то время как учащиеся 8-х классов затрудняются с ответом. Таблица 1.1.2 - Профессиональные предпочтения учащихся старших классов школ г. Красноярска (количество опрошенных – 142 чел.)
Из таблицы 1.1.2 видно, что предпочтение ребят, отражая индивидуально-групповое разнообразие, находятся в русле общецивилизованных и общефедеральных процессов. Выбор школьником профессии обусловлен многими обстоятельствами. Даже когда этот выбор делается самостоятельно. На подростка влияет его предшествующий опыт (учебный и, в самое последнее время все чаще, трудовой), воздействуют мнения и советы родителей и родных и др. Поэтому самостоятельность выбора, обычно подчеркиваемая многими старшеклассниками, это скорее социально-психологический феномен (демонстрация автономности и независимости молодого человека), чем реальный факт (см. таблицу 1.1.3).
Таблица 1.1.3 – Факторы, ограничивающие возможный профессиональный выбор учащихся г. Красноярска (в % к числу опрашиваемых)
Таблица 1.1.3 показывает, что для значительной части старшеклассников возможность выбора желаемой профессии ограничивается их успеваемостью. В современных условиях имеет мало шансов на успех абстрактная, не персонифицированная, не связанная с индивидуальными личными способностями и интересами каждого старшеклассника и, тем более, проводимая в назидательно-директивном тоне пропаганда профессий. Сохранение и даже поддержание иллюзии самостоятельного выбора – не обман молодого человека, а отклик на его социально-психологический настрой. Профориентационную работу нужно активно вести и среди родителей, учитывая их влияние на профессиональное самоопределение своих детей. Выбор будущей профессии усиливает ориентацию школьников на специализацию и дифференциацию обучения, что начинает расходиться с традиционными установками школы на общее образование. Очевидно, выражено стремление школьников к овладению не конкретной профессией традиционного образца, а к приобретению разнообразных практических умений и навыков, которые пригодятся в любой профессии и вообще в жизни. Сюда, по мнению учащихся, относятся: умение работать на компьютере, водить автомобиль, шить, вязать, готовить, вести себя в обществе и т.д.. В соответствии с приоритетным запросом школьников на первый план выходит первичная профподготовка по общим трудовым, технологическим и экономическим основам современных профессий, подготовка по профилям «Хозяин дома», «Хозяйка дома», «Экономическая культура». Учащихся особенно не устраивает утрата школой и УПК некогда важной роли в сборе и пропаганде информации о различных профессиях, учебных заведениях, предприятиях и фирмах города, района, о ситуации на рынке труда. Жизненные планы молодежи – явление сложное и многогранное. Применительно к выпускнику школы можно выделить два направления: продолжение учебы и начало работы. Как показали исследования, подавляющее большинство (85%) намерено продолжить учебу, 10% планируют идти работать, остальные – затруднились с определенным ответом. Ориентация большинства выпускников школ на дальнейшую учебу чаще выступает как бы формой «отложенного спроса» на работу и трудоустройство. При этом возможность трудоустройства в перспективе, его гарантированность, характер будущего места работы становятся для многих молодых людей жизненно значимыми ценностями /5/. Условно можно выделить основные этапы профессионального самоопределения молодёжи:
Для того чтобы все эти виды деятельности были максимально приближены к будущей профессии, необходимо прививать школьникам конкретные умения и навыки в избираемой профессии.
Одновременно им необходимо оказывать помощь в изучении научных основ выбора профессии, овладении методиками диагностики и самодиагностики. Таким образом, на разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим профориентация школьников в соответствии с возрастными особенностями, даёт возможность последовательно и целенаправленно регулировать процесс их профессионального самоопределения /6/.
1.1.2 Профессиональная ориентация учащихся
1.1.1.1 Современные методы профессиональной ориентации и психологической поддержки Традиционно проблема профессиональной ориентации связана с формированием у подростков адекватных представлений о мире профессий, позволяющих осознанно выбирать и осваивать этот мир. Необходимым условием профориентанта в этой ситуации является анализ двух динамичных систем взаимодействия: представлений подростков и рынка профессий. Анализ возникновения и генезиса развития представлений показывают, что представление о профориентации, в первую очередь формируются семьёй, социальными институтами, средой и средствами массовой информации. Под воздействием множества информационных источников, рекламы, книг, рассказов взрослых, у подростков формируется первичный слой представлений о профессиях, как о предстоящем социуме, в котором реализуется любая деятельность. То есть об отношениях людей, их способе жизни. Именно этим обуславливается в сознании старшеклассников престижность той или иной профессии. Как правило, представления собственно о предмете и средствах деятельности, принадлежащих профессии, существуют у них лишь в зачатом виде. Существующие сегодня программы профориентации подростков, как правило, ориентированны на расширение представлений подростков о мире профессий, о собственных склонностях и интересах. По сути, данными программами у подростка формируется система дополнительных, но неадекватных представлений. Обращая данный вопрос психологам – профориентантам, можно заметить, что двухслойная организация представлений подростков предполагает минимум два пространства реализации профориентационных программ: социальное и предметно-профессиональное. Работа только в одном из них явно неэффективна. Данный контекст создаёт необходимость реализации профориентационных программ на 4-х уровнях деятельности психолога – профориентатора: 1) Реализация профориентационных программ, призванных расширить представления подростка о мире профессий, о собственных склонностях и интересах. 2) Включение подростка в рынок профессий посредствам формирования коммуникаций с профессионалами данной сферы. Этот уровень предполагает целый блок деятельностных профориентационных программ: это могут быть круглые столы с профессионалами, экскурсии, стажировки. Включая подростка в систему кооперации профессионалов реализующих ту или иную деятельность, сталкивает его с реальной предметностью данной деятельности. 3) Реализация образовательно-информационных программ, направленных на формирование у подростка ориентационных схем, позволяющих: ориентироваться в социальной ситуации, реализовывать собственный замысел в исходных социальных условиях, находить места реализации собственных интересов и места собственной востребованности, адекватно предъявлять на рынке труда уже имеющиеся навыки. 4) Реализация образовательных программ, направленная на самостоятельное формирование подростком собственных представлений, способностей выбирать, самоопределяться, ставить и достигать собственной цели, анализировать складывающуюся вокруг ситуацию. Разрыв между часто используемыми психологами – профориентаторами средствами и проблемами профориентации подростка проявляется повсеместно. На образовательном уровне деятельности у психолога появляется необходимость использования средств не только классической психологии профориентации, но и организационно-управленческих средств построения ситуации, впрямую не связанных с обучением и воспитанием, а принадлежащих педагогике как управлению процессами развития. В этой ситуации необходимым становится новое понимание специфики предмета не только профессиональной ориентации, но и профессионального образования и понятия трудоустройства в целом /7/. Сегодня профессиональная подготовка молодого человека должна ориентироваться не на прикрепление его к заданному рабочему месту, которое в ближайшем будущем может устареть, а на формирование у него способностей к профессиональному самоопределению, анализу складывающейся ситуации на рынке труда. Кроме навыков по профориентации, у учащихся необходимо формировать ориентационные схемы интересующего его профессионального рынка. Сегодняшние выпускники должны уметь быстро реагировать на изменения коньюктуры рынка труда, без лишних трагедий расширять и изменять род своих профессиональных занятий, знать, где на рынке труда именно их профессиональные навыки могут быть востребованы. В учреждениях образования должна осуществляться поддержка инициатив учащихся, молодёжных предпринимательских проектов. Таким образом, речь идёт о новом предмете деятельности системы профориентации, а именно об активной социализации молодёжи, переходе от подготовки узких предметных специалистов, к профессионалам, владеющим техниками поиска и предъявления себя на рынке профессиональных услуг. Уже давно очевидно, что только трансляции знаний, умений, навыков по профессии недостаточно. Но сегодня формирование у учащихся комплекса профессиональных способностей тоже не достаточно для профессиональной карьеры, необходимо ставить вопрос о формировании проективной логики мышления, внутреннего предпринимательства в определении собственной жизни. Данная стратегия развития и понимания специфики профессионализма будущего, создаёт необходимость формирования у подростков последовательности единиц профессионального самоопределения и понятиях о профессиях в деятельностном залоге: представление – прецедент – понятие. Данный механизм профессионального самоопределения подростка включает в себя совокупность проб: в мысли и представлениях, в профессиональной кооперации, в совместной с профессионалами деятельности. После проведения подростка по трём названным блокам профессиональной ориентации начинается либо наращивание профессиональных средств выбранной сферы деятельности, либо происходит возвращение к прецеденту мысли как рефлексии и выбор прецедента следующей кооперации. Примерами реализации третьего и четвёртого уровня деятельности психолога – профориентанта в названном порядке могут являться следующие программы:
Такая программа тесно связанна с решением проблемы отсутствия освоенных социокультурных технологий включения молодого человека в общественную жизнь /8/. Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых пригласить молодежь, на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места. В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Проведение целенаправленной профориентационной работы среди молодежи должно опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации. В теоретических разработках и на практике основное внимание обращается на изучение личностных качеств молодых людей, выявления уровня развития их склонностей и способностей, психофизических особенностей и свойств, которые являются важными предпосылками для овладения той или иной профессией /9/. Вместе с тем выбор профессии во много определяется сформированными у юношей и девушек представлениями о будущем образе жизни, социальном статусе, их ориентации на важнейшие ценности. Для конкретного индивида планируемые места в обществе и будущие социальные роли не менее важны, чем работа в соответствии со своими способностями и склонностями. Таким образом, при проведении профориентационной работы и, в частности, профконсультацией важно не только выявить индивидуальные психологические и психофизические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации. В жизни каждого молодого человека профессиональная деятельность выполняет много различных функций и не является самоцелью. Вместе с тем трудовая деятельность представляет собой важнейшую сферу самореализации и самоутверждения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида. В труде удовлетворяются важнейшие потребности человека в творчестве, в созидании, в общении и коллективной деятельности. Профессиональная занятость личности оказывает существенное влияние на все другие стороны ее жизни. |
Loading
|