Центральный Дом Знаний - Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе 6

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Автоматизация и апробация психодиагностических методик в профориентационной работе 6

Программа Excel предназначена для работы с таблицами данных преимущественно числовых. При формировании таблицы выполняют ввод, редактирование и форматирование текстовых и числовых данных, а также формул. Так же с помощью Excel программы строятся диаграммы.

Документ Excel называется рабочей книгой. Рабочая книга представляет собой набор рабочих листов, каждый из которых имеет табличную структуру и может содержать одну или несколько таблиц. В окне документа в программе Excel отображается только текущий рабочий лист, с которым и ведется работа. Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы озаглавлены прописными латинскими буквами и, далее, двухбуквенными комбинациями /26/.

Глава 2. Описание используемых методик по профориентационной работе и программы для их автоматизации

2.1 Описание методик

В профориентационной работе существует не малое количество методик, таких как:

  • Опросник профессиональных предпочтений (ОПП) – выявляет профессиональные интересы и профессиональные предпочтения человека.

  • Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) – выявляет ценностные ориентации и жизненные устремления личности, значимость различных сфер жизнедеятельности.

  • Многофакторный определитель профессиональных способностей (МОПС).

  • Опросник на сферы деятельности.

В нашем исследовании мы использовали такие методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), тест Голланда, Анкета интересов, опросник профессиональной готовности (ОПГ), методика «Сложные аналогии», тест «Мейли», методика «Количественные отношения». Наше исследование состояло из 4-х этапов:

Первым этапом стало тестирование по подобранному банку психологических диагностик. Испытуемым выдавались напечатанные бланки, в которых они давали соответствующие ответы. Предлагалось пройти 7 методик. Рассмотрим используемые методики в нашем исследовании более подробно.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых.

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». При этом основным идет вопрос: Какие из двух возможностей Вы бы предпочли? Далее предлагается по два ответа, например:

  1. Ухаживать за животными.

  2. Обслуживать машины, технику.

Тестируемый выбирает наиболее подходящий для себя вариант ответа. После завершения процедуры идет интерпретация результатов:

«Человек - природа»

Цель труда:

Преобразовывать, перерабатывать (оператор по приготовлению и раздаче кормов, мастер по переработке картофеля и овощей, техник и инженер-технолог микробиологического производства, обработчик морепродуктов, садовник). Обслуживать, охранять флору и фауну (рабочий зеленого хозяйства, рабочий-лесовод, техник и инженер лесного хозяйства, мастер машинного доения). Заготовка продуктов, эксплуатация природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, садовод, семеновод, зоотехник, техник и инженер-технолог мясной и птицеперерабатывающей промышленности). Восстановление, лечение (врач-ветеринар, лесовод, эколог). Изучение, описание, изыскание (генетик, техник и горный инженер, техник и инженер-гидрогеолог, ботаник, зоолог, гидробиолог, биолог, биохимик, техник и инженер-метеоролог).

«Человек - техника»

Цель труда:

Преобразовывать: изготовление деталей на станках (токарь, фрезеровщик, шлифовщик, прессовщик, оператор автоматических линий). Слесарно-сборочные работы (слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, слесарь сборщик, слесарь по сборке металлоконструкций, слесарь по сборке радиоаппаратуры). Монтажные работы (монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, монтажник связи, слесарь-монтажник по оборудованию котельных установок, слесарь-сантехник, электрогазосварщик). Электромонтажные работы (электромонтажник по пусконаладочным работам, электромонтажник по силовым сетям, слесарь-электромонтажник, электромонтажник по освещению).

«Человек - человек»

Цель труда:

Воспитывать, обучать, тренировать (воспитатель дошкольного учреждения, воспитатель детского дома, учитель начальных классов, учитель-предметник, мастер производственного обучения, преподаватель техникума, преподаватель ВУЗа, тренер по спорту). Лечить людей, ухаживать за ними (врач, зубной техник, стоматолог, медицинская сестра). Правовая помощь (прокурор, судья, адвокат, юрист - консультант, участковый инспектор, инспектор уголовного розыска, инспектор по делам несовершеннолетних). Организация людей, руководство (администратор, организатор методист). Обслуживание в сфере культуры и быта (приемщик ателье, парикмахер, телефонистка, бортпроводник, проводник пассажирского вагона, продавец, кассир, официант). Изучать, описывать людей, анализировать (социолог, психолог, журналист, следователь, эксперт-криминалист).

«Человек – знаковая система»

Цель труда:

Преобразовывать, рассчитывать, сортировать (бухгалтер, экономист, сортировщик письменной корреспонденции, почтальон). Шифровать, дешифровать (стенографистка, радист, топограф, картограф, техник, геодезист, телефонист междугородней телефонной связи, инженер-конструктор, лингвист, ученый теоретик, историк, философ, математик, химик, библиограф).

Обслуживание:

- управление движением (диспетчер управления воздушным движением, диспетчер службы движения);

- управление технологическим процессом (оператор пульта управления оборудования);

- контроль качества изделий по приборам, составление и хранение документации (нотариус, архивариус, статистик, делопроизводитель, подборщик справочного и информационного материала).

Восстановление, устранение искажений (корректор, редактор).

«Человек – художественный образ»

Цель труда:

Преобразовывать, создавать (архитектор, дизайнер, скульптор, художник, писатель, композитор, режиссер).

Исполнение (дирижер, музыкант-исполнитель, вокалист, актер, оформитель, декоратор, обувщик по индивидуальному пошиву обуви, портной, резчик по дереву, кости) /27/.

Тест Голланда

Тест по методике Голланда разработан в лаборатории Дальневосточного учебного центра профориентации и профобучения населения. Тест выявляет тип личности опрашиваемого. При тестировании представляются различные профессии.

Отвечающему на 42 вопроса предлагается выбрать из двух наиболее приемлемую профессию.

После завершения процедуры идет интерпретация результатов: реалистичный тип личности, интеллектуальный, социальный, предприимчивый и артистичный.

Реалистичный тип личности

Мужской несоциальный тип. Обладает высокой эмоциональной стабильностью, ориентирован на настоящее, предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующее моторных навыков (постоянное движение), ловкости.

Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.д.

Реалистичный тип ищет рациональную среду. По данным психологов для этого типа характерны невербальные способности, хорошие моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). По данным ученых Тартуского университета, наибольший процент людей реалистичного типа встречается среди студентов, физиков, экономистов, кибернетиков, химиков, физкультурников.

Интеллектуальный тип личности

Для данного типа характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, преобладают теоретические и эстетические ценности, ориентируются на решение интеллектуальных творческих задач, чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармоничная: развиты вербальные и невербальные способности.

Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседе чаще является передатчиком информации, в основном интроверт. По данным ученых, этот тип встречается среди студентов, математиков, географов, геологов, медиков, а также среди людей творческих профессий.

Социальный тип личности

Цели и задачи людей этого типа – установить контакт с окружающей средой. Обладают социальными умениями (умение общаться, потребность в лидерстве) и нуждаются в социальных контактах. Выбирают работу, связанную с постоянным личным общением.

Основными чертами характера являются: стремление поучать и воспитывать, гуманность, способность к сопереживанию, женственность.

Предпочитаемые занятия: обучение и лечение – врачи, педагоги, психологи.

Этот тип активен, но зависит от окружающих и общественного мнения.

Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. По данным ученых, среди студентов психологов, медиков, учителей 91% лиц социального типа.

Конвенциальный тип личности

Отдает предпочтение строго структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутиной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (в особенности счетные) способности. По данным ученых, больше всего людей такого типа среди бухгалтеров, финансистов, товароведов, экономистов, делопроизводителей, машинисток, канцелярских служащих.

Предприимчивый тип личности

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявлять энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает неясные вербальные задачи, связанные с руководством, личным статусом.

В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. По данным ученых, людей такого типа много среди заведующих, дипломатов, репортеров, менеджеров, директоров, брокеров, кооператоров.

Артистичный тип личности

В отношении с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Ему присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера – независимость в принятии решений, гибкость и оригинальность мышления. Как обычно, он не живет по правилам и традициям, предпочитает занятия творческого характера: рисование, творческая деятельность в области гуманитарных наук.

У людей такого типа часто высокие способности восприятия и моторики. Чаще бывают экстравертами, в структуре интеллекта преобладают вербальные способности. По данным учебных артистические типы часто встречаются среди студентов историков, филологов, студентов художественных вузов /28/.

Анкета интересов

Методика относится к классу опросников - анкет. Предназначена для выявление профессиональных склонностей, интересов личности. Стимульный материал представлен 144 утверждениями, к которым испытуемый должен выразить свое отношение. Возможные варианты ответов фиксированы по 4 градациям от «совершенно неприемлемо» до «вполне приемлемо». Все вопросы методики сгруппированы в 24 шкалы, отражающие различные сферы человеческой деятельности. Например: математика, медицина, журналистика, транспорт, педагогика и так далее. К каждой из выделенных шкал относятся по 6 утверждений опросника. Используется простой алгоритм обработки полученных данных, который заключается в суммировании сырых значений по шкалам. Интерпретация осуществляется путем сравнения выраженности значений по шкалам /27/.

Опросник профессиональной готовности (ОПГ)

Определение предпочтительных типов профессий в соответствии с классификацией Е.А. Климова.

Данный тест, дает оценку профессиональной направленности, но уже на основе самооценки своих возможностей, эмоционального отношения и предпочтения, различных по характеру видов деятельности.

Тестируемый отвечает на 50 утверждений. Вспомогательные вопросы предполагают по три ответа.

Например: Дается основной вопрос. На дополнительный вопрос «Насколько хорошо Вы умеете то, что написано в вопросе?» даются три ответа:

а) делаю, как правило, хорошо;

б) делаю средне;

в) делаю плохо (совсем не умею).

Для второго дополнительного вопроса: «Какие ощущения возникали у Вас, когда Вы это делали?» - даются такие ответы:

а) положительные;

б) нейтральные;

в) отрицательные.

И на третий дополнительный вопрос: «Хотели бы Вы, чтобы это действие было включено в будущую работу?» даются такие ответы:

а) да;

б) все равно;

в) нет.

Далее сменяется основной вопрос, а дополнительные вопросы и ответы к ним повторяются в той же последовательности. Сравнение и выбор предпочтительной для данного оптанта профессиональной сферы или нескольких сфер профконсультант делает на основе сопоставления, сумм баллов, набранных разными профессиональными сферами отдельно по шкале «профпредпочтение». Обращается внимание на ту или те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие.

Интерпретация результатов:

Природа, техника, человек, знаковая система, художественный образ /29,30/.

Вторым этапом для исследования 10-го и 11-го классов с математическим уклоном были выбраны следующие методики:

1) Методика «Сложные аналогии» - выявляет аналитическое мышление.

2) Тест «Числовые ряды Мейли» - выявляет логическое мышление.

3) Методика «Количественные отношения» - выявляет комбинаторно-логические умственные операции.


Loading

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24