|
Автоматизированная система в здравоохраненииАСУ в здравоохранении ― это система управления медицинским учреждением, отраслью, основанная на регулярном применении современных математических методов и технических средств обработки данных в учете, анализе, планировании, организации. Задачи АСУ в здравоохранении: Повышения эффективности функционирования медицинской организации. Повышение эффективности профилактических мероприятий. Повышение качества лечебно-диагностического процесса, за счет снижения времени требуемого на процессы сбора, обработки и получения запрашиваемой информации медицинского характера. Оптимизация ресурсной политики в здравоохранении. Интенсификация научных исследований и разработка новых медицинских технологий. Основные функции АСУ в здравоохранении: Моделирование деятельности управления отраслью здравоохранения. Выработка рекомендаций для принятия решений. Контроль эффективности применения решений. Анализ динамики показателей состояния здоровья. Управление оказанием лечебно-профилактической помощи населению. Прогнозирования тенденций развития здравоохранения отдельных регионов. Цели АСУ в здравоохранении: сбор, хранение, обработка и оперативная выдача информации о ходе лечебно-диагностического процесса; повышение эффективности управления за счет оперативности принятия и повышения качества управленческих решений; повышение эффективности деятельности структурных подразделений медицинского учреждения при использовании иерархической системы сбора, хранения, передачи и централизованной обработки информации, содержащейся в амбулаторной карте и истории болезни, с оперативным доступом к информации рабочих мест; повышение эффективности труда медицинского персонала, всех сотрудников медицинского учреждения за счет автоматизации трудоемких, рутинных операций (подготовке многочисленных выписок, справок, отчетов, дублирования результатов анализов и т.д.), повышение достоверности данных и оперативности информационного обслуживания; организация информационного взаимодействия различных врачей-специалистов с возможностью более полного обеспечения преемственности в оказании медицинской помощи на всех этапах медицинского обслуживания (диспансерного, стационарного, реабилитационного); повышение качества принятия решений в процессе диагностики, лечения, реабилитации за счет использования экспертной поддержки; повышение эффективности диагностики и лечения за счет создания медицинской базы данных; на основе полученной базы данных проведение сравнительной оценки эффективности различных методов, схем лечения и реабилитации; анализ стоимости, контроль полноты и качества диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий; рационализация использования медицинских ресурсов (персонала, аппаратуры, оснащения и т.д.); предоставление сотрудникам необходимой справочной информации по основным видам медицинской помощи с использованием Internet. Основные этапы создания АСУ: Предпроектное обследование объекта автоматизации с целью определения объема работ. Написание технико-экономического обоснования (целесообразность создания АСУ с учетом затрат и ожидаемой эффективности). Разработка технического задания (определение целей, задач, расчет эффективности АСУ, построение моделей и методов управления). Разработка технического проекта: ― разработка информационного обеспечения ― структура баз данных: исходная информация (карта выбывшего из стационара, талон амбулаторного пациента и др.), справочная информация (международная классификация болезней и др.), выходная информация (макеты таблиц и т.д.); ― разработка программного и математического обеспечения; ― разработка организационного обеспечения; ― разработка технического обеспечения. 5. Ввод АСУ в действие (монтаж, наладка, обучение персонала, организация баз данных). Основные проблемы внедрения АСУ в здравоохранении: Технические проблемы (установление, наладка средств вычислительной техники, разработка программного обеспечения). Организационные проблемы (организация процесса управления, создание службы по обеспечению функционирования автоматизированной системы). Социально-психологические проблемы (адаптация сотрудников к новым условиям работы, их обучение и т.д.). Проблемы обновления основных фондов (обновление технической базы программного обеспечения). Финансовые проблемы. Практическое применение АСУ: Службы скорой помощи. Поликлиники. Стационары. Клинико-диагностические лаборатории. Санитарно-эпидемиологические учреждения. Специализированные диспансеры. Учреждения охраны материнства и детства. Санаторно-оздоровительные учреждения. Патолого-анатомические бюро. Службы медицинских экспертиз. Госпитальная информационная система (ГИС), как пример АСУ. В Беларуси компания БелСофт проводит разработку и внедрение госпитальных информационных систем (ГИС) для медицинских учреждений. ГИС представляет собой не отдельные, разрозненные рабочие места, а единую взаимосвязанную вычислительную сеть на базе компьютерного оборудования, функционирующую в реальном масштабе времени. Концепция построения ГИС ГИС представляет собой программно аппаратную и организационно-административную систему сбора и обработки информации связанной с лечебным процессом. В ГИС реализован комплексный подход к организации компьютерного учета лечебного процесса. Весь документооборот лечебно-диагностического процесса переводится в электронный вид. В качестве программного обеспечения управления базой данных была выбрана среда 4-th Dimension, разработанная компанией 4D, которая, в свою очередь, базируясь на использовании всех преимуществ клиент-серверной архитектуры, позволяет создавать программы любого уровня сложности. Выбор конкретной конфигурации компьютерного оборудования и сервера, аппаратных средств архивации и резервирования осуществляется по завершении предпроектного обследования, а при необходимости корректируются на этапах разработки и внедрения ГИС, т.к. стремительно развивающийся рынок этого направления позволяет предложить значительное удешевление оборудования при одновременном улучшении его технических характеристик. В соответствии с принятой идеологией вся информация находится на сервере. Места сбора и потребления информационных услуг физически располагаются в различных точках сети, оборудованных оконечными устройствами (клиентскими компьютерами, печатающими устройствами, компьютерными системами с подключенным медицинским оборудованием и т.д.). Работа ГИС базируются на применении Автоматизируемых Рабочих Мест (АРМ). Каждое рабочее место обладает индивидуальным графическим интерфейсом и выполняет обработку данных в соответствии с заложенным в него алгоритмом функционирования. При определении подходов к решению вопросов санкционированного доступа к системе и ее элементам был применен комплексный подход, который предусматривает как защиту в целом базы данных от несанкционированного использования путем физического разнесения сегментов базы данных на защищенные носители, так и наделение определенными полномочиями пользователей с присвоением им индивидуальных кодов. Процедуры обеспечения целостности, достоверности, безопасности данных и вычислений разработаны и применяются как на системном, так и на прикладном уровне. Автоматизированные рабочие места ГИС В состав автоматизированной информационной системы входят АРМ и подсистемы: ― профосмотра; ― временной нетрудоспособности; ― диспансерного учета; ― статистических талонов; ― резерва родов; ― документооборота; ― ввода и хранения видеоизображений. АРМ «Регистратура» (рис. 2): Исходя из задач, решаемых на рабочем месте проводится: ― учет пациентов; ― организуется запись на прием; ― выдача талонов; ― формирование необходимых отчетов по перечню различных параметров; ― получение различного рода печатных документов. АРМ «Терапевт» (рис. 3): ― электронная амбулаторная карта пациента; ― анамнез жизни и аллергоанамнез; ― данные индивидуального листа; ― подсистема резерва родов; ― подсистема профосмотра; ― подсистема диспансерного учета; ― подсистема статталонов; ― подсистема временной нетрудоспособности; ― назначение процедур, выдача направлений, назначение в физиопроцедурный кабинет, лабораторию, врачам узкого профиля и др. в электронном виде; ― оперативное получение результатов работы коллег, анализов и процедур; ― получение списков пациентов и данных по ним за любые периоды; ― получение печатных копий необходимых данных; ― собственная электронная записная книжка; ежедневник; вечный календарь; калькулятор; электронный справочник лекарственных препаратов (Видаль*); ― выписка различных справок и направлений; ― необходимые учетные журналы. Принципы, заложенные в АРМ «Терапевт», являются основой для построения рабочих мест узких специалистов. На основе этого принципа построены рабочие места: «Невропатолог», «Офтальмолог», «Отоларинголог», «Хирург», «Уролог», «Гинеколог», «Эндокринолог», «Физиотерапевт», «Дерматовенеролог», «Кардиоревматолог», «Врач-Нарколог», «Реабилитолог», «Физиотерапевт». АРМ «Стоматолог»: ― "зав. стоматологическим отделением"; ― "протезист"; ― "хирург"; ― "пародонтолог"; ― электронная амбулаторная карта пациента; ― составление зубной формулы; ― подсчет индексов гигиены и комплексного пародонтального индекса; ― анамнез жизни; ― данные индивидуального листа; ― подсистема профосмотра; ― подсистема диспансерного учета; ― подсистема временной нетрудоспособности; ― учет материалов, трудоемкости и времени выполнения процедур, операций; ― назначение процедур, выдача направлений, назначение в физиопроцедурный кабинет, лабораторию, врачам узкого профиля и др. в электронном виде; ― оперативное получение результатов работы коллег, анализов и процедур; ― получение списков пациентов и данных по ним за любые периоды; ― получение печатных копий необходимых данных; ― собственная электронная записная книжка; ежедневник; вечный календарь; калькулятор; электронный справочник лекарственных препаратов (Видаль*); ― выписка различных справок и направлений; ― необходимые учетные журналы. АРМ «Главная медсестра стоматологии»: ― движение лекарственных средств и материалов отделения; ― электронный учет движения листков нетрудоспособности; ― составление графиков работы медперсонала отделения; ― получение печатных копий необходимых данных; ― собственная электронная записная книжка; ежедневник; вечный календарь;калькулятор; электронный справочник лекарственных препаратов (Видаль*); ― необходимые учетные журналы. АРМ «Лаборатория»: ― анализы крови: общий; на сахар; глюкозотолерантный тест; гормоны щитовидной железы; РВ; группа; ВИЧ; Hbs ― антиген, протромбиновый индекс; биохимический анализ; ― анализ мочи: общий; по Нечипоренко; по Зимницкому; ― другие анализы: кал на яйца глистов; эозинофилы из носа; копрограмма; сок простаты; БК (бацилла Коха); цитология; хламидии; прочие; ― получение списков пациентов и данных по ним за любые периоды; ― получение печатных копий необходимых данных; ― выписка различных справок и направлений; ― необходимые учетные журналы. АРМ «Ультразвуковая диагностика»: ― занесение данных по обследованию и выдача заключений по щитовидной железе, молочным железам, печени, желчному пузырю, поджелудочной железе, почкам, селезенке, матке, яичникам, мочевому пузырю, предстательной железе, сердцу, плоду и т.д.; ― снятие снимков, видеороликов, ведение архива видеодокументов; ― получение соответствующей статистики; ― получение списков пациентов и данных по ним за любые периоды; ― получение печатных копий необходимых данных; ― собственная электронная записная книжка; ежедневник; вечный календарь; калькулятор; ― выписка различных справок и направлений; ― необходимые учетные журналы. АРМ «Функциональная диагностика»: ― анализ центральной гемодинамики; ― анализ мозговой деятельности; ― анализ периферической гемодинамики ― электрокардиограмма; ― анализ функций внешнего дыхания и др.; ― получение списков пациентов и данных по ним за любые периоды; ― получение печатных копий необходимых данных; ― собственная электронная записная книжка; ежедневник; вечный календарь; калькулятор; ― выписка различных справок и направлений; ― необходимые учетные журналы. АРМ «Эндоскопические исследования»: Позволяет выполнять: ― занесение данных по обследованию и выдача заключений по ЭФГДС, колоноскопии, ректороманоскопии; ― снятие снимков, видеороликов, ведение архива видеодокументов; ― получение соответствующей статистики ― получение списков пациентов и данных по ним за любые периоды; ― получение печатных копий необходимых данных; ― собственная электронная записная книжка; ежедневник; вечный календарь; калькулятор; ― выписка различных справок и направлений; ― необходимые учетные журналы. АРМ «Рентген»: Программа позволяет вести: ― журнал назначения и учета рентгенологических исследований; ― журнал посещений; ― просматривать амбулаторную карты пациента; ― получать списки назначений и выполнения обследований; ― формировать отчетную и статистическую информацию; ― создавать дневник учета работы. АРМ «Иглорефлексотерапевт»: Программа этого рабочего места автоматизирует следующие функции: ― оперативное ведение учета процедур; ― назначение процедур; ― ведение журналов посещений и консультаций; ― получение списков назначений на процедуры и списков отпущенных процедур; автоматизированный система здравоохранение ― позволяет вести просмотр электронной амбулаторной карты пациентов; ― формирование отчетной информации, дневника учета работы и т.д. АРМ «Физиопроцедуры»: Рабочее место позволяет: ― вести данные о назначении и прохождении физиопроцедур различного характера, ― получать информацию о загруженности кабинета и отдельных приборов, ― вести электронные часы приема процедур, ― составлять и печатать необходимую документацию. АРМ «Главный врач»: ― вызов любой функции любого рабочего места; ― оперативный мониторинг процесса работы всех врачей. АРМ «Заместитель главного врача»: ― вызов любой функции любого рабочего места; ― оперативный мониторинг процесса работы врачей; ― контроль ведения электронной амбулаторной карты; ― формирование и ведение данных по МРЭК. (......) |
Loading
|