|
Разработка интегрированного урока в 5 класса по теме "Древний Египет и математика"Разработка интегрированного урока в 5 классе Тема урока: Древний Египет и математика. Цель урока: обобщить и систематизировать знания по математике по теме «Все действия с натуральными числами» и по истории по теме «Древний Египет», показать связь математики и истории. Задачи урока: образовательные: повторить все действия с натуральными числами; повторить формулу для нахождения периметра прямоугольника; рассмотреть решение практических задач; повторить основные знания по теме «Древний Египет» (основные занятия египтян) развивающие: развитие познавательного интереса к математике и истории; развитие логического мышления и внимательности; развитие умений рассуждать и анализировать; воспитательные: привитие навыков работы в группе. Место урока в учебном плане: урок проводится после изучения разделов по математике «Все действия с натуральными числами» и по истории «Древний Египет» Тип урока: интегрированный Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрации, практическая работа. Формы организации работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная, парная. Возраст учащихся: 5 класс Оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация, подготовленная в MS PowerPoint; макет пирамид. Ход урока Организационный момент Этап 1. Развитие вычислительных навыков. Древний Египет и Междуречье — государства глубокой древности. Учитель математики. Решив эти примеры, вы получите слово. 1) 347-23-247-23; 2)157-2-5; 3) 3248 - (248 + 700); 4) 93 • 8; 5) (547 + 389) - 247; 6) 4-189-25. Е И М С Ф 1570 689 2300 18 900 744 Учитель истории. Итак, ребята, какое слово вы получили? (Учащиеся называют слово «Мемфис».) Расскажите о государстве, столицей которого был этот город, покажите его на карте. А когда образовался Египет? Карта Древнего Египта (История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина) Учитель математики. 3000 лет до нашей эры... 1. Сколько лет прошло с тех пор до нашего времени? Сосчитайте, сколько это месяцев? [1) 3000 + 2008 = 5008; 2) 5008 · 12 =60096 .] 2. Скажите, сколько поколений сменилось с тех пор, если считать средний уровень продолжительности жизни равным 60 годам?. [5008 : 60 = 83 (поколения).] Этап 2. Решение уравнений. Основные профессии Египта и Междуречья Учитель математики. А теперь, ребята, решив уравнения, назовите, пожалуйста, две профессии, которые были распространены в Древнем Египте. Давайте посоревнуемся. Задания даны отдельно для девочек и мальчиков. Задание для мальчиков: а) х - 18 = 93; б) 50x = 350; в) 30:x =2; г) x:25= 50; д) 471- х = 29; е)475 + х = 526. А Г Н 0 Р Ч 442111157511250 Задания для девочек: а) х + 27 = 115; б) 25у = 150; в) а : 48 = 2; г) 54 : у = 18; д) z - 64 = 46; е) 585 - х = 38. В Е И л р Ю 696100354788 Учитель истории. Далее учитель истории обращается к учащимся с просьбой рассказать о профессиях гончара и ювелира, назвать еще профессии, которые были распространены в Египте. Ученики кратко характеризуют эти профессии. Среди названных профессий должна быть профессия строителя: сооружения, построенные в Древнем Египте, удивляют мир до сих пор. Что это за сооружения? Горшечники. Древнеегипетская роспись Золотая маска Тутанхамона, шедевр ювелиров Этап 3. Профессии Египта и математика Строительство дома. Древнеегипетская роспись. Большой сфинкс на фоне пирамиды (Школьная энциклопедия /том: история Древнего мира) Учитель математики. Итак, ребята, а какие профессии опираются на математические знания? Почему гончарам и строителям была нужна математика? Сейчас мы будем решать задачи, вернувшись при этом на 5000 лет назад. 1. По моделям, которые вы получили (учитель математики раздает модели пирамид, пока ученики работают с учителем истории), найдите площадь основания пирамид, выполнив необходимые измерения. 2. Вычислите площадь основания самой большой пирамиды — пирамиды Хеопса. Вспомним, каковы размеры этой пирамиды. (Учащиеся называют высоту пирамиды и периметр основания, об этом говорится в учебнике истории.) Учитель истории. Рассказывает о пирамиде Хеопса (просмотр видеофильма) Учитель математики. Вычислить, во сколько раз площадь основания пирамиды Хеопса больше площади основания модели. Писец (История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина) Задача. Сборщик налогов принимает от земледельцев оливковое масло и наливает его в большие глиняные сосуды. Сколько земледельцев сдали масло, если каждый должен был сдать по 5 л, а всего было заполнено 25 сосудов по 20 л и 15 сосудов по 30 л каждый? (ответ: 190) Этап 4. Исторические даты в уравнениях Учитель истории. Знание истории — это и знание основных дат. Учитель математики. На доске — два уравнения. Корни этих уравнений — числа, знакомые вам из истории. Решив эти уравнения, ответьте, чем знамениты эти даты. (Учащиеся решают уравнения по группам) Решив эти уравнения, учащиеся получают корни: 1500. Затем учащиеся отвечают на вопрос учителя истории о том, что происходило в эти годы. Карта завоевательных походов египтян (История Древнего мира для 5 класса под редакцией А.А.Вигасина) Итоги, выводы, оценки.
|
Loading
|