Авиационная
психология,
отрасль психологии, исследующая
психологические вопросы лётной
деятельности; результаты А.п. используются
для повышения эффективности и безопасности
труда в авиации, а также для улучшения
отбора кандидатов в авиационные
специалисты.
А.п. возникла в начале 20
в. в связи с развитием авиационной
медицины
и психологии
труда,
большая специфичность протекания
психических процессов при выполнении
полёта обусловила выделение А.п. в
самостоятельную дисциплину. Эта специфика
состоит прежде всего в том, что отрыв
человека от Земли приводит к резкому
изменению структуры пространственной
ориентировки и появлению значительного
психического напряжения; особенности
влияния
внешней среды — ускорения, перепады
барометрического давления, изменения
газового состава атмосферы и т. д. —
могут оказывать существенное воздействие
на центральную нервную систему; большие
скорости перемещения самолёта и
возможность возникновения аварийных
ситуаций требуют постоянного сосредоточения
внимания, быстрых решений и действий.
В
СССР интенсивное развитие А.п. началось
с 1921 (работы С. Е. Минца, Н. М. Добротворского,
а затем К. К. Платонова). В настоящее
время исследования по А.п. развиваются
в русле более широкой проблематики
инженерной
психологии.
Со 2-й половины 20 в. основные направления
А.п. группируются вокруг следующих
проблем: изучение влияния на психические
функции факторов полёта и разработка
рекомендаций по профилактике
неблагоприятных воздействий; изучение
деятельности по управлению самолётом
с целью максимального приспособления
техники к психическим возможностям
человека; выявление психологических
причин и предпосылок к лётным происшествиям
и разработка мер их предупреждения;
исследование психических качеств,
способствующих успешному выполнению
летной деятельности с целью отбора
кандидатов в учебные заведения и
определения годности лётчиков к полётам;
улучшение методики подготовки авиационных
специалистов на основе изучения
психологических закономерностей
обучения и формирования качеств личности.