|
Информатика как часть инфраструктуры и информатизации обществаОГЛАВЛЕНИЕ Введение 2 1.Теоретическая часть ………………………………………………..3 1.1.Введение ……. …………………………………………………..3 1.2.Информатика и информатизация общества ……………………..4 Заключение ………………………………………………………..8 2.Практическая часть ………………………………………………….9 2.1. Общая характеристика задачи …………………………………..9 2.2. Описание алгоритма решения задачи …………………………..10 2.3. Выбор ППП .12 2.4. Проектирование форм выходных документов и графическое представление данных по выбранной задаче 13 2.5. Результаты выполнения контрольного примера в расчетном и формульном виде 17 2.6. Инструкция пользователя 19 Заключение 20 Список использованной литературы 21 Введение Понятие информатики, инфраструктуры и информатизация общества. Общие характеристики и место информатики в информационно-индустриальном обществе. В практической части работы будут произведены необходимые вычисления, как с помощью арифметических действий, так и с использованием встроенных функций. На основании полученных данных будет построена круговая диаграмма. Для демонстрации проделанной работы будут созданы кнопки, с помощью которых будут продемонстрированы результаты проделанной работы. Класс и состав ПК и программного обеспечения: процессор Intel Pentium-4 / оперативная память – 128Mb / винчестер – 30720 Mb / видеокарта – SVGA AGP 32 Mb / CD-ROM – CD DRIVE IDE 52x / клавиатура / мышь. 1. Теоретическая часть Введение Инфраструктура (от латинского Infra – под + Structura – строение) - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы, задачи. В комплексе отраслей национальной экономики, обеспечивающей общие условия функционирования экономики, различают: производственную инфраструктуру: дороги, каналы, порты, склады, системы связи и др.; социальную инфраструктуру: жилые дома, школы, больницы, театры, стадионы и др. С конца XX века можно выделить третью составляющую – информационная инфраструктура, так как идет активная информатизация общества. Это глобальный, общецивилизационный процесс активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов. В процессе информатизации общества происходит преобразование традиционного технологического способа производства и образа жизни в новый постиндустриальный, на основе использования кибернетических методов и средств. Информатика – отрасль знаний, изучающая общие свойства и структуру научной информации, а также закономерности и принципы ее создания, преобразования, накопления, передачи и использования в различных областях человеческой деятельности. Информатика и информатизация общества На протяжении всей истории развития человеческой цивилизации основным предметом труда являлись объекты материальной сферы, а могущество государства определялось в первую очередь его золотым запасом, богатством природных ресурсов, размерами территории и выгодным месторасположением, численностью населения и т.п. В этих условиях основная часть трудоспособного населения была занята в сфере материального производства и обслуживания, а основные научно-производственные усилия общества направлялись на совершенствование машин, механизмов, инструментов и технологий, облегчающих работу с материальными объектами. Рост объема накапливаемых человечеством знаний характеризовался увеличением темпов прироста объемов используемой информации. Так, если в XVIII в. эти объемы удваивались каждые 50 лет, то к 1950 году каждые 10 лет, а к 1970 году – каждые 5 лет, сейчас такое удвоение происходит примерно каждые 2 года. Рост объемов информации, перерабатываемой в процессе человеческой деятельности, сопровождается постоянным перераспределением трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу. Особенно ярко это проявляется в промышленно развитых странах. Например, если в 1880 году на долю работников, занятых в информационной сфере США, приходилось только 5% обшей численности работающих, то в дальнейшем этот показатель менялся следующим образом: в 1900 году – 10%, в 1946 году – 30%, в 1980 году – 45%, в 1990 году – 51%. В 2000 году, по прогнозам специалистов, свыше 60% работающих в США должно быть занято в информационной сфере и только около 40% – в сфере материального производства и обслуживания. Таким образом, наряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами возник новый вид - информационные ресурсы, которые стали играть доминирующую роль. В 1975 году конгресс ЮНЕСКО определил, что экономический потенциал любой страны наряду с такими традиционными показателями национального богатства и экономики, как численность населения, национальный доход, богатства природных ресурсов и т.п., характеризуется еще и информационной вооруженностью, определяемой как способность быстро и качественно обрабатывать информацию, возникающую во всех сферах деятельности общества. Появилось понятие «информационно-индустриальное общество» (заметим, что в этом понятии термин «информационное» стоит на первом месте). В наиболее развитых странах возникли такие отрасли, как экономика знаний, индустрия информации, а производство информации и информационных технологий стало одной из самых прибыльных и стремительно растущих отраслей. Если в индустриальном обществе стратегическим ресурсом является капитал, то в информационно-индустриальном обществе этим ресурсом становятся информация, знания, творчество. В ориентации экспортно-импортной политики ведущих капиталистических стран четко прослеживается тенденция роста объема потребления из-за рубежа невосполнимых природных ресурсов, продукции вредных или энергоемких производств и тому подобного взамен на растущий экспорт своих легко воспроизводимых ресурсов, среди которых неуклонно увеличивается доля продукции наукоемких производств, научно-технических знаний и информационных технологий. Одним из важнейших показателей научно-технической мощи становится внешнеторговый баланс профессиональных знаний. Стремительно растущий мировой рынок лицензий, специальных «комплектов знаний» о производственных процессах, различного рода консультационных услугах в административно-управленческой области, технике маркетинга и других способах коммерческой реализации непосредственно самих знаний (еще до их материального воплощения в соответствующем товаре) свидетельствует о быстром росте информационной отрасли экономики. Например, Япония, начиная с 1990 года, стала преимущественно экспортировать не изделия и машины, а новую научно-техническую информацию, информационные технологии (так называемую продукцию «know-how», т.е. дословно «знаю, как»). Все более реальным становится крылатое выражение «кто владеет информацией, тот владеет миром». В этих условиях неизмеримо возрастают требования, предъявляемые к организации процессов сбора, хранения, передачи и обработки информации, так как качество и оперативность их реализации часто имеют решающее значение. Основные научно-технические усилия общества направляются на создание средств и методов, обеспечивающих эффективную обработку информации, необходимой для принятия рациональных (оптимальных) управленческих решений. Несомненным прорывом в этом плане стало массовое появление на рынке персональных компьютеров (ПК). Относительно недорогие, высокопроизводительные и достаточно надежные, оснащенные программными средствами, ориентированными на специалистов управления-непрофессионалов в области вычислительной техники, они быстро «захватили» весь мир. В настоящее время свыше 90% всех «белых воротничков» (конторских служащих) в США в своей работе используют ПК. Для стран Европейского союза этот показатель составляет около 50 процентов. Лидирующая роль США в информационной сфере объясняется тем, что затраты на компьютеризацию в этой стране в расчете на одного человека составляют 1200 долларов в год, тогда как в Западной Европе этот показатель составляет около 500 долл., а в России существенно меньше. Однако волна компьютеризации в последние годы стала наступать и на Россию. Так, по данным журнала «PC Week» (№ 6, март, 2000 г.), в России сейчас только карманных компьютеров продается за год от 25 до 30 тысяч на общую сумму 12-13 миллионов долларов. ПК и создаваемые на их основе информационно-вычислительные сети (от локальных, функционирующих в пределах одной организации, до глобальных, таких как Интернет, позволяющих связать в единое информационное пространство все мировое сообщество) открывают новые перспективы развития человеческой цивилизации. Однако вступление стран в век информации требует повышения до определенного уровня образования населения, что не является ни простой, ни дешевой задачей. Достаточно отметить, например, что расходы на сферу образования в США находятся в пределах 6-7% от валового национального продукта (ВНП), т.е. примерно соответствуют уровню расходов на оборону. Эти затраты растут, и это без учета того, что США активно используют «утечку мозгов» из других стран, импортируя уже подготовленные научные и инженерно-технические кадры. Нехватка квалифицированных кадров в информационной отрасли США, которая ранее заботила только ее руководителей, стала сегодня предметом государственных обсуждений. Так, в сенате США прошли слушания по вопросу об увеличении квот на выдачу виз для специалистов по информационным технологиям, которых американские компании приглашают из-за рубежа. Еще до недавнего времени квота на импорт «мозгов» в США составляла 65 тысяч человек в год. В 1997 году она впервые была выбрана полностью, а в 1998 году была исчерпана уже в июне. Между тем в США, по данным Американской ассоциации информационных технологий, имеется 340 тысяч вакантных мест. Такая обеспокоенность объясняется вполне понятными причинами – в настоящее время научно-технический прогресс обеспечивает в США от 40 до 65 % общего прироста валового национального продукта (ВНП), а каждый доллар, инвестированный в информационные технологии, приносит через год от 2,5 до 3 долларов прибыли. Особая роль для развития бизнеса в новом тысячелетии отводится применению информационных возможностей глобальной сети Интернет. На экономическом форуме, состоявшемся в начале 2000 года в Давосе (Швейцария), было признано существование даже не новой отрасли, а категории экономических взаимоотношений, именуемой «Интернет-экономикой», развитие которой, по прогнозам экспертов, будет осуществляться опережающими темпами. По расчетам фирмы «Forrest Research», экономика США на основе Интернета будет развиваться наиболее быстрыми темпами, и в 2001 году ее оборот составит 350 миллиардов долларов, то есть 3% ВНП, а к 2005 году этот показатель возрастет уже до 7-10% ВНП. Для Европы, по прогнозу «Forrest Research», оборот Интернет-экономики к 2001 году составит максимум 200 миллиардов долларов. Заключение Государственная политика информатизации в РФ - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленный на установление общегосударственных приоритетов развития информационной среды общества и создания условий перехода России к информационному обществу. Информационное общество - концепция постиндустриального общества, новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Глобальная информационная инфраструктура – информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран. Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи. Информатика является неотъемлемой частью инфраструктуры и информатизации общества. 2. Практическая часть Общая характеристика задачи Используя ППП на ПК, необходимо построить таблицы по приведенным ниже формам (рис. 1, 2). Определите средний балл экзаменационной сессии по курсам и по факультету. Результаты округлите до одного десятичного знака после запятой, используя функцию ОКРУГЛ. Определите рейтинг (место по уровню успеваемости) каждого курса. Введите текущее значение даты между таблицей и ее названием. По данным таблицы на рис. 2 (графы 1 и 2) постойте круговую диаграмму с заголовком, подписями данных и легендой. 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Балл Кол-во оценок Балл кол-во оценок Балл кол-во оценок Балл кол-во оценок Балл кол-во оценок 1 23456789105235275325285344574604584634623183143103936272924212 Рис. 1. Сведения о результатах экзаменационной сессии Курс Средний балл Рейтинг 1 2 3 1 2 3 4 5 По факультету Рис. 2. Средний балл по курсам и факультету Описание алгоритма решения задачи 2.3. Выбор ППП Для решения данной экономической задачи была выбрана среда табличного процессора MS Excel. В Microsoft Office Excel является средством для создания электронных таблиц, которые обладают возможностями для проведения простых расчетов, как с использованием арифметических действий, так и с помощью встроенных функций; для построения разных типов диаграмм; для оформления полученных таблиц и т.д. Так же MS Excel программа, не требующая знаний программирования и проста в использовании для поиска результата нашей задачи. Проектирование форм выходных документов и графическое представление данных по выбранной задаче Приведенные ниже действия были выполнены в среде табличного процессора MS Excel. Первый этап. Представлен таблицей с исходными данными, которую необходимо построить на рабочем листе Excel (рис. 5). Закончив ввод имеющихся данных, следует их отформатировать. Рис. 5. Расположение таблицы «Сведения о результатах экзаменационной сессии» на рабочем листе Результаты MS Excel Второй этап. Продемонстрирован структурой шаблона выходной таблицы (рис. 6.). Колонка электронной таблицы Наименование (реквизит) Тип данных Формат данных длинна точность А Курс Текстовый 25 В Средний балл числовой 5 1 С Рейтинг числовой 5 Рис. 6. Структура шаблона таблицы «Средний балл по курсам и факультету» Третий этап. Представлен элементом расчетного шаблона выходной таблицы (рис. 7.). Функция ОКРУГЛ округляет число до указанного количества десятичных разрядов. Для того чтобы ее применить, нужно установить курсор на пустой ячейке; нажать кнопку Вставка функции и выбрать функцию ОКРУГЛ, затем заполнить поля Число и Количество цифр. В выбранной ячейке отобразится результат. Средний балл =(Результаты!A6*Результаты!B6+Результаты!A7*Результаты! B7+Результаты!A8*Результаты!B8+Результаты!A9*Результаты!B9)/(Результаты!B6+Результаты!B7+Результаты!B8+ Результаты!B9)+ОКРУГЛ(;1) =(Результаты!C6*Результаты!D6+Результаты!C7*Результаты! D7+Результаты!C8*Результаты!D8+Результаты!C9*Результаты!D9)/(Результаты!D6+Результаты!D7+Результаты!D8+ Результаты!D9) +ОКРУГЛ(;1) =(Результаты!E6*Результаты!F6+Результаты!E7*Результаты! F7+Результаты!E8*Результаты!F8+Результаты!E9*Результаты!F9)/(Результаты!F6+Результаты!F7+Результаты!F8+ Результаты!F9) +ОКРУГЛ(;1) =(Результаты!G6*Результаты!H6+Результаты!G7*Результаты! H7+Результаты!G8*Результаты!H8+Результаты!G9*Результаты!H9)/(Результаты!H6+Результаты!H7+Результаты!H8+ Результаты!H9) +ОКРУГЛ(;1) =(Результаты!I6*Результаты!J6+Результаты!I7*Результаты!J7+Результаты!I8*Результаты!J8+Результаты!I9*Результаты!J9)/ (Результаты!J6+Результаты!J7+Результаты!J8+Результаты!J9) +ОКРУГЛ(;1) =СУММ(A4:A8)/5 (......) |
Loading
|