|
1000 вопросов и ответов. Математика. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. Сергеев И.Н.1000 вопросов и ответов. Математика. Учебное пособие для поступающих в ВУЗыСергеев И.Н.2-е изд. - М.: Книжный дом "Университет", 2001. - 208 с. Пособие представляет собой сборник задач по всему курсу математики (включая алгебру, геометрию и начала анализа) и предназначено для подготовки к вступительному экзамену по математике в любой вуз. Специальный порядок задач, разработанный опытным преподавателем, обеспечивает максимальный обучающий эффект. При последовательном изучении материала абитуриент развивается по спирали: пройдя очередной ее виток, он оказывается подготовленным по всем разделам математики на существенно более высоком уровне, чем раньше. Прилагаются варианты письменных вступительных экзаменов по математике в МГУ им. М. В.Ломоносова, проводившихся в 1999 г., а также программа по математике для поступающих в МГУ. Для старшеклассников и учителей, абитуриентов и репетиторов.
Примечание: Только задачи и ответы в конце книги, а также варианты 1999г. Классификация по методам. В основу сборника легли задачи из вариантов вступительных экзаменов на различных факультетах в МГУ.
Формат: pdf / zip Размер: 6 Мб
Оглавление Введение 1. Уникальность настоящего сборника 32. Структура книги 5 3. Несколько слов о фундаментальных задачах 5 4. Краткое описание генеральных методов 6 5. Обозначения 8 6. Как пользоваться задачником 9 Часть I Фундаментальные задачи 11 Первичные понятия, факты и приемы 11 1. Элементарные сведения 11 1.1 Преобразование выражений 11 1.2 Модуль и знак числа, допустимые значения 11 1.3 Отбрасывание оснований степени 12 1.4 Понятие логарифма 12 2. Тригонометрия 12 2.1 Вычисление тригонометрических выражений 12 2.2 Простейшие тригонометрические уравнения 13 2.3 Формулы двойного и половинного угла 13 2.4 Разные формулы тригонометрии 13 2.5 Отбрасывание тригонометрических функций 14 2.6 Введение вспомогательного угла 14 3. Логарифмы 15 3.1 Вычисление логарифмов 15 3.2 Отбрасывание логарифмов 15 3.3 Особенности применения формул 16 3.4 Случаи основания, зависящего от x 16 4. Системы и текстовые задачи 17 4.1 Системы 17 4.2 Прогрессии 18 4.3 Пропорции, доли, проценты и концентрации 19 4.4 Движение и работа 21 5. Геометрия 23 5.1 Простейшие задачи 23 5.2 Применение тригонометрии 24 5.3 Касательные, секущие и хорды 26 5.4 Дуги окружности и углы 27 5.5 Медианы, высоты и биссектрисы 29 5.6 Стереометрия 30 5.7 Координаты и векторы 32 Квадратные уравнения и неравенства 33 6. Квадратный трехчлен 33 6.1 Дискриминант и формула корней 33 6.2 Разложение на линейные множители 33 7 Квадратные уравнения и неравенства относительно различных выражений 34 7.1 Биквадратные уравнения и неравенства 34 7.2 Уравнения и неравенства, квадратные относительно ax 34 7.3 Уравнения и неравенства, квадратные относительно loga x 35 7.4 Уравнения, квадратные относительно sin x или cos x 35 8. Дополнительные соображения 35 8.1 Учет области допустимых значений 35 8.2 Комбинации различных функций 36 8.3 Оптимальный выбор новой переменной 37 8.4 Роль грубых оценок 38 8.5 Учет области значений выражения 38 8.6 Системы, сводящиеся к квадратным уравнениям 39 8.7 Квадратные уравнения и неравенства в текстовых задачах 40 8.8 Использование квадратных уравнений в геометрии 42 Часть II. Генеральные методы решения задач 44 Метод перебора 44 9. Расщепление уравнений и неравенств 44 9.1 Расщепление уравнений 44 9.2 Метод интервалов 45 9.3 Расщепление неравенств 45 9.4 Разные задачи на расщепление 46 10. Перебор случаев 47 10.1 Раскрытие модулей 47 10.2 Исследование основания логарифма или степени 48 10.3 Зависимость от параметра 48 10.4 Перебор вариантов в текстовых задачах 50 10.5 Целочисленный перебор 51 11. Развитие метода интервалов 52 11.1 Обобщенный метод интервалов 52 11.2 Метод областей 53 12. Разложение на множители 54 12.1 Разложение с помощью формул тригонометрии 54 12.2 Дублирование корней в ответе 55 12.3 Использование однородности 55 12.4 Разные методы разложения на множители 56 12.5 Уравнения третьей и четвертой степени 57 13 Возведение уравнений и неравенств в квадрат 57 13.1 Иррациональные уравнения 57 13:2 Иррациональные неравенства 58 13.3 Разные задачи на возведение в квадрат 58 14. Тригонометрические уравнения, неравенства и системы 60 14.1 Выбор корней из данного промежутка 60 14.2 Учет тригонометрических неравенств 60 14.3 Трудности при отборе корней 61 15. Перебор случаев в геометрии 62 15.1 Обоснование геометрической конфигурации 62 15.2 Перебор вариантов расположения 63 15.3 Неоднозначность в ответе 64 Метод равносильных преобразований 66 16. Сравнение чисел и выражений 66 16.1 Задачи на сравнение 66 16.2 Сравнение чисел в процессе решения 67 16.3 Числовые оценки в геометрии 68 16.4 Цепочки неравенств 69 17. Некоторые особенности преобразований 70 17.1 Учет изменения области допустимых значений 70 17.2 Случаи неодинаковых оснований 71 17.3 Специальные действия с радикалами 71 18. Преобразования систем 72 18.1 Метод подстановки 72 18.2 Метод сложения 72 18.3 Системы в текстовых задачах 73 19. Необычные равносильные преобразования 74 19.1 Экзотические системы и совокупности 74 19.2 Различные способы избавления от модулей 75 20. Область значений и экстремумы функций 76 20.1 Исследование функций без производной 76 20.2 Условные экстремумы 77 20.3 Исследование области значений в процессе решения 78 20.4 Экстремальные ситуации в уравнениях и неравенствах 79 20.5 Исследование величин в текстовых задачах 81 21. Геометрические вопросы 83 21.1 Сравнение площадей и объемов 83 21.2 Исследование геометрических величин и параметров 86 21.3 Геометрические преобразования 87 Метод обозначений (в широком смысле) 89 22. Замена переменных 89 22.1 Избавление от радикалов с помощью обозначений 89 22.2 Выявление устойчивых выражений 89 22.3 Тригонометрические замены и подстановки:. 90 22.4 Учет делимости посредством подстановки 91 23. Переменные, функции, параметры 92 23.1 Обозначения и переобозначения в текстовых задачах 92 23.2 Введение дополнительных переменных 93 23.3 Рассмотрение функций и использование их свойств 94 23.4 Изменение роли букв, входящих в условие 95 24. Переменные в геометрии 96 24.1 Введение обозначений для длин и углов 96 24.2 Метод координат 97 24.3 Задачи с возможным участием векторов 98 25. Простейшие графические иллюстрации 99 25.1 Числовая прямая 99 25.2 Исследование графиков 100 25.3 Упрощение выкладок с помощью свойств параболы 101 25.4 Числовая окружность 102 26. Зависимость графиков от параметра 103 26.1 Сечение графиков прямыми 103 26.2 Взаимное расположение графиков 104 26.3 Использование параметра в качестве одной из координат 104 26.4 Задачи на расположение парабол 105 27. Привлечение геометрии 107 27.1 Геометрический смысл модуля 107 27.2 Эффект от геометрической интерпретации 107 27.3 Применение геометрии в текстовых задачах 108 28. Дополнительные построения в геометрии 109 28.1 Стандартные построения 109 28.2 Сравнение площадей и объемов частей фигуры 111 28.3 Разные задачи, использующие дополнительные построения 113 Метод следствий 115 29 Простейшие типы следствий 115 29.1 Следствие, заложенное в постановке задачи 115 29.2 Метод проверки 116 29.3 Метод подбора 117 30. Получение и применение оценок 118 30.1 Выводы на области допустимых значений 118 30.2 Разные задачи, использующие оценки 119 30.3 Оценки в текстовых задачах 121 31 Элементы логики 122 31.1 Приведение к противоречию 122 31.2 Переход от общего к частному 123 31.3 Следствия, связанные с количеством решений 124 31.4 Различные логические связи между утверждениями 125 32. Задачи с целыми числами 126 32.1 Оценки целочисленных переменных 126 32.2 Использование делимости 127 32.3 Экстремальные целочисленные задачи 128 33. Специфика геометрии 129 33.1 Получение различных следствий 129 33.2 Угадывание особенностей, кон фигурации 131 33.3 Метод подбора в геометрии 132 33.4 Проектирование на прямую 134 33.5 Проектирование на плоскость 135 33.6 Сечение фигур плоскостями 136 Приложение А. Дополнительные разделы 138 А. 1 Элементы комбинаторики 139 А. 2 Производная 139 А. 3 Исследование функций с помощью производной 140 А. 4 Касательная 142 А. 5 Интеграл 143 А. 6 Нахождение площадей с помощью интеграла 144 А. 7 Разные задачи на применение производной и интеграла 145 Приложение Б. Варианты вступительных заданий, предлагавшихся в 1999г. 147 Б. 1 Механико-математический факультет, март 147 Б. 2 Механико-математический факультет, май 148 Б. 3 Механико-математический факультет, июль 149 Б. 4 Факультет вычислительной математики и кибернетики, апрель 149 Б. 5 Факультет вычислительной математики и кибернетики, июль 150 Б. 6 Физический факультет, март 151 Б. 7 Физический факультет, май 152 Б. 8 Физический факультет, июль 153 Б. 9 Химический факультет, май 154 Б. 10 Высший колледж наук о материалах, май 155 Б. 11 Химический факультет и Высший колледж наук о материалах, июль 155 Б. 12 Биологический факультет и Факультет фундаментальной медицины, июль 156 Б. 13 Факультет почвоведения, май 157 Б. 14 Факультет почвоведения, июль 157 Б. 15 Геологический факультет, май 158 Б. 16 Геологический факультет, июль 159 Б. 17 Географический факультет, май 160 Б. 18 Географический факультет, июль 160 Б. 19 Филологический факультет (специальность "прикладная лингвистика"), июль 161 Б. 20 Экономический факультет (отделение экономики), июль 162 Б. 21 Экономический факультет (отделение менеджмента), июль 163 Б. 22 Факультет психологии, июль 163 Б. 23 Социологический факультет, июль 164 Б. 24 Институт стран Азии и Африки (социально-экономическое отделение), июль 165 Приложение В. Программа по математике в МГУ им. М. В. Ломоносова в 1999 г. 167 Ответы 174 |
Loading
|