Центральный Дом Знаний - Анализ баланса предприятия

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 924

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0


Форма входа

Анализ баланса предприятия

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы формирования бухгалтерского баланса в РФ
1.1 Понятие и виды бухгалтерского баланса
1.2 Оценка статей в соответствии с нормативно-правовыми актами
1.3 Принципы построения бухгалтерского баланса
2. Структура построения и содержание показателей бухгалтерского баланса на примере ОАО «Курскагропромдорстрой»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Курскагропромдорстрой»
2.2 Техника составления бухгалтерского баланса на предприятии
2.3 Автоматизация процесса формирования финансовой отчетности. Регламентированные отчеты
3. Использование данных бухгалтерского баланса для оценки финансового состояния ОАО «Курскагропромдорстрой»
3.1 Структурно-динамический анализ бухгалтерского баланса ОАО «Курскагропромдорстрой»
3.2 Оценка ликвидности и финансовой устойчивости предприятия по данным бухгалтерского баланса
3.3 Предложения по результатам финансового анализа
Заключение
Список литературы

Введение

В экономической жизни хозяйствующего субъекта, действующего в условиях конкурентной борьбы, помимо материальных и финансовых ресурсов, имеют огромное значение ценности неявного характера: доступный ему сектор рынка, общая экономическая стабильность, наличие информационного обеспечения экономического и неэкономического видов.
Бухгалтерская финансовая отчетность охватывает самые разные аспекты жизнедеятельности предприятия. Проведение балансового анализа даже небольшим количеством методов позволяет выявить финансовое состояние предприятия, его устойчивость, эффективность хозяйствования, перспективы развития и наиболее опасные для его благополучия тенденции. Баланс удобен именно возможностью выявления направления дальнейших, детальных исследований, проводящихся на основе аналитического учета, а так же тем, что благодаря огромному числу способов рассмотрения способен дать информацию для наиболее достоверных и адекватных ситуации выводов. В балансе хозяйственные средства представлены, с одной стороны, по их видам, составу и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта, а с другой по источникам их формирования и целевому назначению. Состояние хозяйственных средств и их источников показывается на определенный момент, как правило, на первое число отчетного периода в стоимостном выражении. Принимая во внимание, что их группировка и обобщение в балансе приводится и на начало года, можно утверждать, что состояние показателей приведено не только в статике, но и в динамике. Это значительно расширяет границы познания сущности бухгалтерского баланса, его места в определении финансовой устойчивости экономического субъекта на рынке товаров, работ, и услуг. Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс - одна из форм периодической и годовой отчетности отечественных предприятий.
Техника составления бухгалтерского баланса и закономерности его структуры исключительно важны для получения на его основе достоверных выводов. Многообразие экономических ситуаций не позволяет автоматически применять методы исследования, ориентированные на гипотетические предприятия с усредненными показателями. Выбор конкретного метода анализа, его корректировка (при необходимости), разрешение противоречий между логическими и математическими зависимостями, невозможны без знания природы балансовых данных. 
Такой важный элемент бухгалтерской отчетности, как баланс в разное время изучался различными авторами и специалистами. Значение бухгалтерского баланса настолько велико, что он часто выделяется в отдельную отчетную единицу. Бухгалтерский баланс отличается многогранностью и емкостью содержания. В современных условиях международные стандарты жестко не регламентируют формат финансовых отчетов, в частности, баланс существует ряд правил и допустимых альтернатив (либо требуемых стандартами, либо определенных общепринятой практикой), в рамках которых должна предоставляться информация. Может и измениться структура формы номер один, могут быть добавлены новые статьи. Однако, это не повлияет на корректность полученных выводов, поскольку увеличивать аналитичность форм отчетности разрешено, то есть расширять состав статей.
Актуальность данной темы проявляется в том, что баланс в современном бухгалтерском учете занимает центральное место в отчетности предприятия. В нем содержится информация о финансовом положении предприятия на данный момент времени, что посредством финансового анализа позволяет руководству (как и другим пользователям отчетности) объективно оценить финансовое состояние предприятия и принимать верные и эффективные управленческие решения.
Цель работы – на основе изучения теоретического материала раскрыть сущность и содержание, а также возможностей исследования сущности и содержания на примере конкретного предприятия - ОАО «Курскагропромдорстрой».
Для достижения этих целей были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Изучить понятие и виды бухгалтерского баланса, принципы его построения.
2. Рассмотреть технику составления финансовой отчетности на предприятии ОАО «Курскагропромдорстрой» (этапы составления статей баланса, структуру построения и значение показателей).
3. Используя данные бухгалтерского баланса предприятия провести оценку финансового состояния ОАО «Курскагропромдорстрой».
Объект исследования - ОАО «Курскагропромдорстрой», которое осуществляет строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог, благоустройство территорий, производство строительных материалов, конструкций, товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения, других предметов, изделий их материалов, оказание транспортных, экспедиционных и складских услуг. Предмет исследования – теоретические и практические вопросы, связанные с формированием и исследованием бухгалтерского баланса предприятия.
Информационной базой работы послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета, финансового менеджмента и анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
Для рассмотрения практических вопросов в основном исследуются данные годовой бухгалтерской отчетности ОАО «Курскагропромдорстрой» за 2006-2008 годы, а также труды ведущих экономистов (Н.П. Кондракова, Козлова, Новодворского, Г.В. Савицкой и др.).

1. Теоретические и методические основы формирования бухгалтерского баланса в РФ

1.1 Понятие и виды бухгалтерского баланса

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему информации об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе показателей бухгалтерского учета по установленным формам. Составление бухгалтерской отчетности – завершающий этап учетного процесса в организации. В отчетности нарастающим итогом с начала года отражают имущественное и финансовое положение организации, результаты ее хозяйственной деятельности за отчетный период (I квартал, полугодие, девять месяцев, год). Бухгалтерская отчетность состоит из взаимосвязанных форм, образующих по объему составляющих их показателей единую систему информации о финансовом состоянии организации [9, с. 125-126].
Начиная с 1996 г. для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных, страховых и бюджетных организаций), годовая бухгалтерская отчетность включает:
1) бухгалтерский баланс (форма №1);
2) отчет о прибылях и убытках (форма №2);
3) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
- отчет о движении капитала (форма №3);
- отчет о движении денежных средств (форма №4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
- пояснительную записку;
4) аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации (если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту).
5) пояснительная записка.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения, утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются, широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданного темпа роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку. Некоммерческие организации имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности Отчет о движении денежных средств, а также при отсутствии соответствующих данных — Отчет об изменениях капитала и Приложения к бухгалтерскому балансу. Общественные организации (объединения), не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промежуточную бухгалтерскую отчетность не составляют [18, с. 139].
Указанные организации в составе годовой бухгалтерской отчетности не представляют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку. Годовая бухгалтерская отчетность предоставляется в течение 90 дней, но не раньше 60 дней по окончании отчетного года. Конкретным днем представления бухгалтерской отчетности является дата ее почтового отправления или дата ее фактической передачи.
Таким образом, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках являются основными видами бухгалтерской финансовой отчетности субъектов хозяйствования. Поэтому рассмотрим более подробно сущность бухгалтерского баланса, его роль в отражении информации об имуществе и его источниках отечественных предприятий.
Баланс (франц. Balance - весы) – система показателей сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающих наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную работу. В основе своей термин «баланс» латинского происхождения. Буквально: bis – дважды, lans – чаша весов [22, с. 78-79].
Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используются в планировании, учете и экономическом анализе. В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет двойное значение: 
- равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т.д.
- наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояния средств предприятия в денежной оценке на определенную дату.
Сущность бухгалтерского баланса проявляется в его назначении. С одной стороны, он является частью метода бухгалтерского учета. С другой стороны, бухгалтерский баланс – одна из форм периодической и годовой отчетности. В бухгалтерском балансе показывают состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату. Эти средства квалифицируются по составу, источникам формирования, размещению и т.д.
Балансовое обобщение информации впервые было применено для составления бухгалтерского баланса, что позволило установить имущественно-финансовое состояние организации. Бухгалтерский баланс — это способ отражения хозяйственных средств и их источников, позволяющий получить информацию о состоянии этих объектов на определенную дату. Основой построения бухгалтерского баланса является двойная группировка объектов бухгалтерского учета (имущества организации):
- по видам;
- по источникам образования.
Информация о двойной группировке объектов бухгалтерского учета получает в балансе упорядоченное отражение в обобщенном виде в едином денежном измерителе. Баланс разделяется на две равновеликих совокупности показателей — актив и пассив. В активе бухгалтерского баланса обобщаются показатели, характеризующие состояние (т.е. вид) хозяйственных средств, а в пассиве — показатели, характеризующие источники образования тех же хозяйственных средств. Бухгалтерский баланс служит не только для отражения и обобщения показателей актива и пассива. В сущности, он является средством уравновешивания обеих совокупностей показателей о состоянии хозяйственных средств и их источников.
Балансирующими показателями являются финансовые результаты (прибыль или убыток). Взаимное уравновешивание хозяйственных средств в активе и их источников в пассиве указывает на прибыль или убыток, полученные хозяйствующим субъектом на отчетную дату. Величина этой прибыли или убытка позволяет сбалансировать всю систему. Таким образом, в бухгалтерском балансе поддерживается постоянное равенство общей величины показателей актива и пассива. Общий итог показателей актива и пассива называют валютой бухгалтерского баланса [9, с. 127-128].
Определенный интерес представляют трактовки бухгалтерского баланса, предлагаемые некоторыми зарубежными специалистами. Базовым учебником за рубежом является книга профессора школы бизнеса Гарвардского университета Р. Н. Антони «Основы бухгалтерского учета». В ней даются основные понятия, относящиеся к бухгалтерскому балансу. Рассмотрим их.
Баланс содержит информацию о финансовом положении организации на данный момент времени. Он имеет две стороны: левая показывает средства, а правая — обязательства и капитал. Средствами компании являются ее ресурсы, имеющие стоимостное выражение (денежные средства, оборудование и т.д.), баланс показывает размер средств организации на определенную дату. Хотя работники компании являются наиболее ценным ее ресурсом, тем не менее они не подлежат бухгалтерскому учету. В правой стороне баланса проставляются данные об источниках формирования средств организации, которые делятся на два основных вида: обязательства и собственный капитал. Обязательства — это внешние источники ресурсов организации. Такие источники обычно называют «заимодавцы», поскольку они предоставляют компаниям заем. В частности, к ним относятся поставщики, которые предоставляют компании кредит (кредиторы). Кредиторы имеют право платежного иска в отношении средств компании в сумме, равной долговым обязательствам компании по отношению к кредиторам. Поскольку компания использует свои средства для расчетов по искам, иски должны обеспечиваться реальными средствами организации.
Другой источник формирования средств компании — капитал. Инвесторы, предоставившие компании ресурсы в форме капитала, получают взамен обыкновенные акции. Общая сумма капитала, предоставленного инвесторами, называется акционерным капиталом.
Источником капитала компании является также ее прибыль, часть которой, не распределяемая между инвесторами и остающаяся в распоряжении компании, называется нераспределенной прибылью [16, с. 82].
Следовательно, у компании есть два источника капитала:
1) средства, полученные от инвесторов, составляющие акционерный капитал;
2) средства, остающиеся как часть прибыли, - нераспределенная прибыль.
Если компания не платит по своим долгам кредиторам, то кредиторы могут взыскать долги через суд. В отличие от кредиторов инвесторы обладают только правом остаточного иска, т.е. если компания прекращает свое существование, то инвесторы получают то, что остается после платежей по ее обязательствам. Это означает, что иск по обязательствам имеет большую силу, чем иск по средствам. Таким образом, правая сторона баланса содержит информацию о двух типах платежных исков:
1) исках кредиторов, представляющих собой обязательства;
2) остаточных исках инвесторов, которые являются капиталом.
Следовательно, правая сторона бухгалтерского баланса рассматривается с двух точек зрения:
1) как ресурсы, предоставленные компании кредиторами и инвесторами;
2) как иски кредиторов и инвесторов в отношении средств компании.
Существует большое разнообразие бухгалтерских балансов, классифицированных по определенным признакам. Можно назвать 10основных классификаций бухгалтерских балансов [22, с. 80-84].
1. По источникам:
- инвентарный баланс;
- книжный баланс;
- актуальный баланс.
2. По срокам:
- вступительный баланс;
- промежуточный баланс;
- ликвидационный баланс;
- разделительный баланс;
- объединительный баланс.
3. По объему:
- самостоятельный баланс;
- отдельный баланс;
- сводный баланс;
- консолидированный баланс;
- единичный баланс.
4. По полноте:
- баланс-нетто;
- баланс-брутто.
5. По форме:
- горизонтальный баланс;
- вертикальный баланс.
6. По реформированию:
- реформированный баланс;
- нереформированный баланс.
7. По содержанию:
- пробный баланс;
- сальдовый баланс;
- оборотный баланс.
8. По формату:
- двусторонний баланс;
- односторонний баланс;
- разделенный баланс;
- сводный баланс;
- шахматный баланс.
9. По временен:
- провизорный баланс;
- перспективный баланс;
- директивный баланс.
10. По видам:
- статический баланс;
- динамический баланс.
Как говорилось выше, для каждого вида средств или обязательств в балансе отводится строка, называемая статьей баланса. При любой форме баланса используется общий подход к группировке активов и пассивов, а также обязательно соблюдается определенная последовательность в расположении балансовых статей. Балансовые статьи объединяются в группы, а группы в разделы. В основе такого объединения лежит экономическое содержание самих статей баланса, а порядок расположения статей на конкретной стороне определены вертикальными и горизонтальными взаимосвязями между статьями и разделами.
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса предполагают их расположение в порядке повышения уровня ликвидности. В начале отображаются менее ликвидные статьи («не материальные активы», «основные средства», «долгосрочные инвестиции» и т.п.), а в конце наиболее ликвидные (денежные средства в кассе, на расчетном и валютном счетах, в расчетных документах). Во многих странах с развитой рыночной экономикой содержание бухгалтерского баланса строится в обратной степени ликвидности, т.е. в начале показываются легко реализуемые виды имущества, а в конце баланса – наименее ликвидные активы [9, с. 129-130].
Итак, группировка балансовых статей актива баланса позволяет выделить два раздела: внеоборотные активы; оборотные активы.
Первый раздел объединяет группы долгосрочных активов: не материальные активы, основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.
В состав оборотных активов входит имущество, которое потребляется в течение года или нормального производственного цикла, который может превышать этот срок. Оборотные активы требуют постоянного восполнения. Они сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем сумма дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по каждой статье раздельно.
Вертикальные взаимосвязи статей актива баланса оказывают влияние на порядок расположения статей пассива баланса. Этому способствует горизонтальной взаимосвязи балансовых статей актива и пассива: статьи актива должны находится напротив пассива, которые выступают их источниками образования. Таким образом, вертикальные взаимосвязи балансовых статей пассива предполагают последовательность: источники собственных средств (собственный капитал), долгосрочные обязательства и текущие обязательства, что позволяют выделить 3 раздела пассива: капитал и резервы; долгосрочные обязательства; краткосрочные обязательства.
Для третьего раздела определяющим является уставный капитал, характерный для тех экономических субъектов, где отсутствует один собственник (АО, ООО и др.). В государственных и муниципальных предприятиях эта часть имущества представлена уставным фондом. 
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года и прошлых лет, фонд социальной сферы имеют место в 3 разделе как вариант учетной политики в случае распределения прибыли.
В четвертом разделе раскрывается содержание долгосрочных обязательств банков и долгосрочных займов, прочих долгосрочных обязательств. В пятом разделе баланса отражаются земные средства в виде ссуд банков и займов со срочным погашением в течение 12 месяцев после отчетной даты и различные виды кредиторской задолженности. Особенное место в данном разделе занимают источники собственных средств, не вошедшие в предыдущие разделы баланса. Они называются в разделе статей «Доходы будущих периодов», (резервы предстоящих расходов) и др.
Каждая строка баланса имеет свой порядковый номер, что обеспечивает ее нахождение, и ссылки на отдельные статьи. Для отражения состояния средств в балансе предусмотрены две графы: «На начало отчетного периода» и «На конец отчетного периода».
Такова принципиальная схема и содержание бухгалтерского баланса.
В следующей части работы рассмотрим более подробно содержание статей бухгалтерского баланса и их оценку в соответствии с нормативно-правовыми актами.

1.2 Оценка статей в соответствии с нормативно-правовыми актами

В Российской Федерации главной базой информационного обеспечения являются нормативные документы имеющие разный статус. С их помощью и регламентируются все отношения и процессы, происходящие в государстве.
В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в виде следующей системы:
1-й уровень: законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;
2-й уровень: стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности;
3-й уровень: методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина РФ и других ведомств;
4-й уровень: рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия [17, с. 55-56].
Основными нормативными документами при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности являются:
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. Закон имеет большое значение для развития бухгалтерского учета в стране, поскольку: повышает юридический статус норм бухгалтерского учета для коммерческих и некоммерческих организаций; закрепляет обязанность ведения бухгалтерского учета в юридических лицах; повышает статус норм бухгалтерского учета до уровня статуса норм другого законодательства.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Федеральный закон от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.06.04 г. №58-ФЗ).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000г. № 166-ФЗ, от 31.12.02г. № 191-ФЗ и от 07.07.03 г. №117-ФЗ).
5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н. В дальнейшем в него внесены изменения и дополнения приказами Минфина от 30.12.99 г. № 107 и от 24.03.2000 г. № 31н. Положение следует отнести к нормативным документам второго уровня. Оно призвано конкретизировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Положение состоит из шести разделов.
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
Рассмотрим основные нормативные акты, регулирующие, например, формирование оборотных активов предприятия.
Поскольку в составе оборотных активов имеется дебиторская задолженность, то она регулируется норами Гражданского Кодекса РФ. Статья 307 ГК РФ раскрывает понятие обязательства и основания его возникновения. [1, ст. 307] В статье 308 дается понятие сторон обязательства и их взаимоотношений. [1, ст. 308]
Глава 22 ГК РФ (ст. 309-328) посвящена процессу исполнения обязательств, возникающих вследствие договорных отношений, а именно: процессу исполнения обязательств, в т.ч. по частям, месту исполнения, срокам, досрочному исполнению, солидарным обязательствам.
В главе 23 ГК РФ рассматриваются способы обеспечения обязательств – залог, удержание, поручительство, пеня, неустойка и пр. [1]
Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. № 129-ФЗ. Этот Закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. В настоящее время в России разработано и утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету и отчетности.(.......)
Loading

Календарь

«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24