Центральный Дом Знаний - Лекции по Информатике

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2688

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Лекции по Информатике

Тема 1.

 Предмет и задачи информатики, ее место в процессах управления

Литература
1. Экономическая информатика: Учебник / под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 592с.
2. Острейковский  В.А. Информатика: Учеб. для вузов. – М.: Высш. шк., 2005. – 511с.
3. Акулов О.А., Медведев Н.В. Информатика: базовый курс: Учебник для студентов вузов. – М.: Омега-Л, 2005. – 552с.
4. Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В., Рашидова Е.В., Садовой Н.Н. Информатика: Учебник. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 448с. (Высшее образование).
5. Жоголев Е.А. Технология программирования. – М.: Научный мир, 2004.
6. Фаронов В.В. Delphi 6. Учебный курс. – М.: Издатель Молгачева С.В., 2003. – 672с.
7. Кандзюба С.П., Громов В.Н. Delphi 6. Базы данных и приложения. Лекции и упражнения. – Киев: издательство «ДиаСофт», 2001. – 576с.
8. Информатика: Учебник / под. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2005.
9. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник / Под ред. А.П. Пятибратова. – М.: Финансы и статистика, 2005.
10. Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. – СПб.: Питер, 2005. 

Цели изложения темы – формирование представления о текущем состоянии одной из основных отраслей современного знания – информатики, ознакомление с применением информатики в экономике.

1. История становления информатики как науки, ее связь с математикой, естественными и гуманитарными науками. Предмет и основные разделы информатики.
2. Информационные ресурсы. Роль информатики в развитии современного общества.
3. Понятие об информации, информационных процессах и информационных технологиях. Виды и свойства информации. Данные и знания.
4. Содержание экономической информации, ее особенности, виды и структура.
5. Понятие «информационная система управления экономическим объектом».
Критерии усвоения материала: понимание роли информатики в современном обществе, знание предметной области современной информатики, владение базовыми понятиями информатики и знание особенностей и структуры экономической информации.


Вопрос 1. История становления информатики как науки, ее связь с математикой, естественными и гуманитарными науками. Предмет и основные разделы информатики

В настоящее время информатика является одной из важнейших отраслей научного знания. Она способствует формированию системно-информационного подхода к анализу окружающего мира. Информатика изучает свойства информации, методы и средства ее получения, преобразования, передачи и хранения. Кроме того, информатика используется в постоянно расширяющейся и быстро развивающейся области практической деятельности, связанной с использованием информационных технологий.
Термин «информатика» появился сравнительно недавно (в середине 1960-х годов) путем соединения слов «информация» и «автоматика» и обозначал науку об автоматизации процессов обработки данных. По мере своего развития информатика начала включать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур – кибернетику (науку об управлении), теорию информации и др. Она перестает быть прикладной наукой о компьютерной обработке данных и становится фундаментальной наукой об информации и информационных процессах в природе и обществе.
Значительным этапом развития информатики стало создание теории самоуправляемых систем, объединившей природные, социальные и автоматизированные технические системы единством протекающих в них информационных процессов.
Дальнейшее развитие информатики проявилось в создании следующих направлений: «защита информации», «информационный бизнес», «информационное право», «экономическая информатика» и т.п.
Информация становится социальным и культурным явлением. Такое понимание информации зафиксировано в структуре предметной области информатики, приведенной в национальном докладе РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1996 г.) и в Концепции информатизации сферы образования РФ (принята в 1998 г.).
Предметная область любой науки определяется не только областью действительности, изучаемой этой наукой, но и методологией, методами исследования этой области. 
Важнейшим методологическим принципом информатики является изучение объектов и явлений окружающего мира с точки зрения процессов сбора, обработки и выдачи информации о них, а также определенного сходства этих процессов при их реализации в искусственных и естественных (в том числе биологических и социальных) системах.
Информатика взаимодействует с такими областями знаний, как философия, психология, социология, лингвистика, вычислительная техника, вычислительная и дискретная математика, математическая логика, теория массового обслуживания, теория связи, микроэлектроника, точная механика, исследование операций, искусственный интеллект, теория графов, распознавание образов и др.

Основными структурными частями предметной области современной информатики являются теоретическая информатика и прикладная информатика.

Теоретическая информатика рассматривает следующие проблемы:
Информация как семантическое свойство материи.
Информация и эволюция в живой и неживой природе.
Начала общей теории информации. Методы измерения информации.
Макро- и микроинформация.
Математические и информационные модели.
Теория алгоритмов.
Стохастические методы в информатике. Вычислительный эксперимент как методология научного исследования.
Информация и знаки. Семантические аспекты интеллектуальных процессов и информационных систем.
Информационные системы искусственного интеллекта.
Методы представления знаний.
Познание и творчество как информационные процессы.
Теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий.

Прикладная информатика состоит из следующих частей:
информационные технологии;
средства информатизации;
социальная информатика.

В свою очередь каждая из них разбивается следующим образом.
Информационные технологии (реализующие ввод/вывод, хранение, передачу и обработку данных).
Подготовка текстовых и графических документов, технической документации.
Интеграция и коллективное использование разнородных информационных ресурсов.
Защита информации.
Программирование, проектирование, моделирование, обучение, диагностика, управление (объектами, процессами, системами).

Средства информатизации:

Технические средства (для обработки, отображения и передачи данных):
персональные компьютеры, рабочие станции;
устройства ввода/вывода и отображения информации;
аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа;
сети ЭВМ, средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.
Системные программные средства:
операционные системы и среды;
системы и языки программирования;
сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса;
программные средства межкомпьютерной связи (системы теледоступа), вычислительные и информационные среды.
Средства реализации универсальных технологий:
текстовые и графические редакторы, процессоры электронных таблиц, системы управления базами данных (СУБД);
средства моделирования объектов, процессов, систем; информационные языки и форматы представления данных и знаний; словари, классификаторы, тезаурусы;
средства защиты информации.
Средства реализации профессиональноориентировсптых технологий:
издательские системы;
системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, обработки данных (учет, планирование, управление, анализ, статистика и др.);
системы искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные системы, диагностические, обучающие и др.).

Социальная информатика:

Информационный ресурс как фактор социально-экономического и культурного развития общества.
Информационное общество – закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфраструктура общества. Проблемы информационной безопасности.
Новые возможности развития личности в информационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура и информационная безопасность личности.

Вопрос 2. Информационные ресурсы. Роль информатики в развитии современного общества

Большая часть развития человеческой цивилизации характеризовалась тем, что предметами труда являлись материальные объекты, и мощь государства определялась богатством природных ресурсов, золотым запасом, размером территории, численностью населения и т.п. В настоящее время предметом и продуктом труда все чаще становится информация, и при оценке мощи государства учитывается его информационный ресурс, объем и качество информации и информационная вооруженность, то есть способность быстро и качественно обрабатывать информацию, циркулирующую во всех сферах деятельности общества.
Ресурс - запасы, источники чего-нибудь. Такая трактовка приведена в словаре русского языка С.И. Ожегова.
С наиболее общей точки зрения информационный ресурс (ИР) можно определить как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения производственных, управленческих, научно-технических и проч. задач.
В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» приведено следующее определение ИР: информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Но документы и массивы информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создававшие их. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ и являются исходным сырьем для создания информационных продуктов.
Управление информационными ресурсами, включающее организацию данных и управление процессами их обработки, все более выделяется в отдельную управленческую функцию в связи с информатизацией общества.

По источникам формирования и отношению к определенному предприятию (организации) информационные ресурсы подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним ресурсам относится информация, генерируемая в процессе функционирования различных подразделений предприятия и формируемая специалистами подразделений – бухгалтерии, маркетинга, финансового отдела и т.д. (Это информация о распределении финансовых и трудовых ресурсов, информация о производительности и т.д.) Особую роль при этом играет отчетность – совокупность управленческой, бухгалтерской, статистической информации, характеризующая результаты хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени. Показатели, которые содержаться в отчетности (или могут быть рассчитаны), являются информационной базой для решения задач анализа, текущего планирования, прогнозирования и контроля состояния предприятия и решения других задач.
Для комплексной оценки состояния предприятия и определения перспектив его развития необходимо обладать сведениями о внешней среде, влияющими на деятельность предприятия. Такая внешняя информация может быть получена, например, на информационном рынке, который разделен на несколько секторов:
- сектор деловой информации;
- сектор научной и профессиональной информации;
- сектор правовой и социально-политической информации;
- сектор массовой и потребительской информации.
Появилось понятие «информационно-индустриальное общество». Возникли такие отрасли, как экономика знаний, индустрия информации. Производство информации и способов ее обработки становится прибыльной и стремительно развивающейся отраслью.
В связи с информатизацией общества существенно возрастает роль информатики. Практически во всех отраслях используются автоматизированные (с использованием компьютерной обработки информации) системы управления предприятием.
Вопрос 3. Понятие об информации, информационных процессах и информационных технологиях. 
Виды и свойства информации. Данные и знания

Понятие об информации

Общепринятого определения информации не существует (лат. informatio – сообщение).
Разъяснение, изложение, осведомленность.
Узкий смысл информации – это любые сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования, а в широком – отражение реального мира.
4) информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов и т.д.
Понятие «информация» имеет много различных определений. Это обусловлено тем, что информатика является развивающейся наукой. Например, в кибернетике оно трактуется как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.
При практическом использовании информация представляется в виде сообщения.
Современное состояние информатики, обусловленное ее развитием, характеризуется отсутствием общепринятого толкования даже базовых понятий. Одним из них является понятие «информационный процесс», под которым будем понимать процесс обмена информацией между объектами. В основном этот обмен осуществляется в рамках информационных систем (ИС).

Важной составляющей частью ИС является информационная технология (ИТ).

Технология – это способ преобразования сырья в продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты. Информационная технология характеризуется тем, что и сырье, и искомые продукты, и услуги являются информацией.
ИТ – процесс, использующий совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно-аппаратного обеспечения в целях получения посредством переработки первичных данных информации нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.
Информационная технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки над информацией, циркулирующей в ИС.
Следует иметь в виду, что под информационной технологией иногда понимают область знаний о способах сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации.
Основными видами информации, используемой при компьютерной обработке, являются: текстовая, графическая, видео- и аудиоинформация (звук).
Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает.
Наиболее важным свойством информации является качество информации – обобщенная характеристика, отражающая степень ее полезности для пользователя [2, с.46].

Свойства информации: [2, с.46-48].

Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя.
Полнота – исчерпывающая (для данного потребителя) совокупность параметров отображаемого объекта и/или процесса. Полнота информации характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений.
Своевременность – соответствие запросам потребителя в нужный момент времени. (Актуальность – это степень соответствия информации текущему моменту времени.)
Достоверность – отсутствие скрытых ошибок. 
Доступность – возможность получения информации данным пользователем.
Защищенность – невозможность несанкционированного использования или изменения.
Эргономичность – удобство формы и объема информации с точки зрения данного потребителя.
Информацию можно классифицировать с точки зрения ее использования: экономическая, техническая, научная, биологическая и т.д. т.е. это по существу классификация по потребителю.
Под научной информацией понимают информацию, адекватно отображающую объективные закономерности природы, общества и мышления.
Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Это внутреннее свойство информации для потребителя и проявляется через достоверность и релевантность.



Важнейшими внутренними свойствами информации являются объем и структура (внутренняя организация).

 По способу внутренней организации информацию делят на:

1) Данные – логически неупорядоченный набор сведений;
2) Структуры данных – логически упорядоченные, организованные наборы данных.
Создатель кибернетики (науки об управлении в системах любой природы) Н. Винер подчеркивал, что связь (передача информации) и управление являются основными процессами, характеризующими любую организацию (систему). Таким образом, важную роль играет управленческая информация.
Информация может быть уникальной – существовать в единственном экземпляре. 
В обыденной жизни понятие «информация» отождествляют с понятиями «сообщение», «сведения», «данные» и «знания», поскольку все эти понятия обозначают нечто, являющееся отображением реальных объектов и процессов. Однако при рассмотрении вопросов построения ИС их следует различать.

В первом приближении под данными понимается информация о параметрах (характеристиках) конкретных объектов, а под знаниями – информация о том, как устроены и как себя ведут все объекты определенного типа. К знаниям также относят информацию о способах получения значений новых параметров объекта. Например, к знаниям можно отнести законы физики. Однако граница между данными и знаниями не является четко очерченной. Например, широко известные и просто сформулированные и, следовательно, легко реализуемые на компьютере законы физики обычно не относят к знаниям. Общепринято, что знаниями является информация, полученная (извлеченная) от экспертов в данной предметной области и позволяющая специалистам средней квалификации получать хорошие результаты в этой области.

Обычно знания объединяют в базы знаний, и их использование происходит в виде логического вывода по заданным правилам. Системы, использующие базы знаний, раньше называли, экспертными системами; в настоящее время более распространено название интеллектуальные системы.
Рассмотрим задачу подбора нового сотрудника. Параметры конкретного кандидата и характеристика рабочего места являются входными данными этой задачи. При решении этой задачи для сотрудников низшей и средней квалификации алгоритмы достаточно просты и отработаны. Кроме того, урон от неправильного решения невелик. Систему, призванную помогать решению таких задач, не называют интеллектуальной.
В случае решения этой задачи для сотрудников высшей квалификации (например, топ-менеджеров (управленцев высшего звена) крупной организации) существенно возрастает урон от неправильного решения, и алгоритмы более сложны и требуют применения баз знаний и большого числа (десятки тысяч) правил вывода. Система, призванная помогать решению задачи приема сотрудника в этом случае, безусловно, является интеллектуальной.(......)
Loading

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24