Центральный Дом Знаний - Место информатики в процессах управления

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2591



Место информатики в процессах управления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………….  3
1. Теоретическая часть 
1.1. Введение …………………………………………………………..   5
1.2. Место информатики в процессах управления ………………….   5
1.3. Классификация систем …………………………………………....  6
1.4. Характеристика некоторых систем управления …………….…..  7
1.5. Заключение ………………………………………………………..  13
2. Практическая часть 
2.1. Общая характеристика задачи …………………………………… 15
2.2. Описание алгоритма решения задачи …………………………… 17
Список использованной литературы ………………………………… 24
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению такого важного и актуального в настоящее время аспекта современной жизни общества, как место информатики в процессах управления.
Актуальность вопросов информатизации процессов управления вполне очевидна. Потребность в разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ и технологий сегодня возрастает. Внесение порядка в хаос и свободу рынка – первая и пока не до конца осознанная необходимость субъектов предпринимательской деятельности. И здесь компьютерная  технология незаменима, поскольку она даёт возможность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию за счёт применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации.
Важнейшим фактором повышения эффективности производства в любой отрасли является улучшение управления. Совершенствование форм и методов управления происходит на основе достижений научно-технического прогресса, дальнейшего развития информатики, занимающейся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки передачи информации с помощью электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других технических средств. Методы и средства информатики реализуются в виде информационных технологий (ИТ), называемых также новыми или современными.
Вооружить человека принципиально новыми орудиями производства и технологиями, усиливающими его возможности по обработке информации, - важнейшая технико-экономическая задача, которая требует ускоренного развития индустрии информатики. При этом возникают новые, еще не устоявшиеся в научной литературе понятия: информационная экономика, информационные ресурсы, сетевая экономика и т.д.
Информатика в последнее время стала занимать практически лидирующие позиции в процессах управления. На сегодняшний день в каждой крупной компании, каждой мелкой компании, каждом офисе и чуть ли не в каждом доме имеется персональный компьютер (ПК). ПК значительно облегчают людям работу, к примеру, если раньше бухгалтеру приходилось вручную рассчитывать и заполнять кипу разных бумаг, то теперь все это делает компьютер и выдает конечный, уже посчитанный и сформированный надлежащим образом документ, его остается лишь только распечатать. ПК также облегчает обучение студентам. Теперь не обязательно сидеть часами в библиотеке и перебирать множество книг, достаточно просто выйти в Интернет. 
Информатика пронизывает нашу жизнь как своеобразная паутина и, несомненно, делает ее только лучше.
В теоретической части курсовой работы рассматриваются следующие вопросы:
Место информатики в процессах управления. Здесь уделяется внимание тому, что такое информатика и кибернетика и как они влияют на задачи управления.
Классификация систем показывает, как и по каким признакам они классифицируются.
Дается характеристика некоторых систем.
В практической части курсовой работы рассматривается задача по предприятию ООО «Красный Октябрь», которое  осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Решением данной задачи будет расчёт процентного отношения бракованных изделий к общему количеству выпущенных изделий, подведение итогов за месяц и формирование формы сводной ведомости по учёту некачественной продукции за квартал.  
Данная задача будет решена на ПК с использованием табличного процессора  MS  Excel. 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 
1.1. Введение
В связи с высокой значимостью информатики в рамках систем организационного управления различными сферами деятельности необходимо разграничивать области интересов информатики и кибернетики.
Энциклопедический словарь определяет кибернетику как науку об общих законах получения, хранения, передачи и переработки информации. Кибернетика рассматривает объекты исследования абстрактно, вне зависимости от их материальной природы. Примерами кибернетических систем являются автоматические регуляторы в технике, компьютеры, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество и др. Каждая система представляет собой множество взаимосвязанных объектов (элементов системы), способных воспринимать, запоминать и перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Теоретическое ядро кибернетики составляют самостоятельные научные направления: теория алгоритмов, исследование операций, теория оптимального управления и др. Кибернетика разрабатывает общие принципы построения систем управления и систем для автоматизации умственного труда. Сущность кибернетики в переводе с греческого – искусство управления. Таким образом, применительно к задачам управления кибернетика определяет, каким образом управлять объектом (т.е. дает алгоритм управления), а информатика указывает, какие средства необходимы для реализации этого управления.

1.2. Место информатики в процессах управления
Характеризуя большие системы, специалисты акцентируют внимание на их сложной организационной структуре, порождающей многие проблемы при управлении ими. Сеть Интернет является одним из примеров больших систем, характерных для современного этапа развития человечества. Следует отметить, что, несмотря на высокую сложность сети, обусловленную огромным количеством входящего в ее состав разнотипного оборудования и программного обеспечения, в целом, как единая система, она функционирует с высоким уровнем надежности, позволяющим практически полностью исключить отказы в обслуживании пользователей.
Система представляет собой единое целое, составленное из взаимосвязанных частей. Более строго систему можно определить как организационное множество, образующее целостное единство, ориентированное на достижение определенной цели. Системами являются технические устройства, состоящие из совокупности взаимосвязанных узлов и деталей; живые организмы, состоящие из клеток; государство и др.
Системы имеют ряд общих свойств и понятий. Организация системы – описание внутренней упорядоченности и согласованности взаимодействия элементов системы. Структура системы – совокупность внутренних устройств и связей между элементами системы, определяющая ее основные свойства (здесь выделяются иерархические соподчиненные уровни и связи между ними). Целостность системы – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов. 

1.3. Классификация систем
Системы классифицируются по ряду признаков:
По способу реализации: абстрактные, являются продуктом человеческого мышления (знания, гипотезы и др.) и материальные, представляющие собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем выделяют неорганические (технические), органические (биологические) и смешанные (человеко-машинные) системы. Среди материальных систем выделяются социальные системы с общественными отношениями между людьми; в их состав входят и социально-экономические системы, в которых связи между элементами представлены отношениями людей, в частности, в процессе производства.
По временной зависимости: статические системы, состояние которых с течением времени практически мало изменяются, и динамические системы, в которых происходит заметное и частое изменение состояния в процессе функционирования. Динамические системы подразделяют на детерминированные и вероятностные (стохастические). В детерминированной системе состояние элементов определяется их состоянием в предыдущие моменты времени (т.е. поведение детерминированной системы можно полностью предсказать). Если состояние системы можно предсказать только в вероятностном смысле (с использованием доверительных интервалов, уровней значимости и т.п.), то такие системы называют вероятностными.
По характеру взаимодействия с внешней средой: закрытые системы, не взаимодействующие с внешней средой (все процессы, за исключением энергетических, протекают внутри системы) и открытые системы, активно взаимодействующие с внешней средой, адаптируясь к ее изменениям.
По сложности: простые - системы, не имеющие развитой структуры, и сложные - системы с развитой структурой, состоящие из элементов - подсистем, являющихся простыми системами; большие системы, образуемые сложными системами, и имеющие ряд характерных особенностей.
Следует иметь в виду, что в различных источниках по-разному трактуют понятия сложных систем и больших систем, а в ряде случаев их представляют синонимами. 

1.4. Характеристика некоторых систем управления
Системы организационного управления, в основе функционирования которых лежат задачи управления отношениями между людьми в процессе их производственно-хозяйственной деятельности, также относятся к большим системам. Для систем организационно-экономического управления характерно использование в качестве цели (критерия) управление обеспечения максимальной экономической эффективности в конкретной сфере деятельности. Элементы систем организационно-экономического управления в той или иной степени присуще всем без исключения системам организационного управления, по крайне мере, в плане минимизации затрат. 
Типичным и естественным явлением для систем организационно-экономического управления (как разновидности больших систем) является несовпадение (во многих случаях и противоречивость) локальных критериев, присущих отдельным подразделениям организаций. Так, для производственного отдела организации предпочтительно иметь большие запасы комплектующих, что во многом гарантирует стабильное выполнение производственной программы выпуска изделий. Для финансового отдела организации запасы комплектующих являются одним из факторов, снижающим экономическую эффективность деятельности организации в связи с уменьшением степени оборачиваемости капитала. Естественно, что в рамках любой системы отдельные локальные критерии должны быть подчинены задаче оптимизации глобального критерия, характеризующего деятельность организации в целом. В общем случае глобальный критерий может быть сформирован как функция, аргументами которого являются локальные критерии; при этом искусство управления определяется способностью нахождения для конкретных условий этой функции с реализацией комплекса мероприятий для оптимизации ее значения. Поэтому, при проектировании больших систем практически всегда ориентируются на нисходящий принцип их создания, предполагающий разукрупнение и детализацию функций управления при переходе от верхних уровней иерархии системы к нижним (т.е. переход от глобальных критериев в подчиненным локальным критериям).
В системах организационно-экономического управления функции управления принято классифицировать следующим образом: 
По стадиям (этапам). Различают оперативное управление, анализ производственно-хозяйственной деятельности, прогнозирование на различные периоды времени и др.;
По видам производственно-хозяйственной деятельности. Как правило, структуру управления определяют соответственно спецификой конкретной деятельности, например, основное и вспомогательное производство, материально-техническое снабжение, сбыт, финансирование и др.;
По иерархии управления, например, министерство – организация – отдел.
Изучение, анализ и синтез больших систем осуществляется на основе системного подхода, предполагающего тщательный учет свойств систем.
Функционирование систем организационно-экономического управления предполагает формирование управляющих воздействий в их различных звеньях (подсистемах). Энциклопедический словарь определяет управление как функцию организационных систем различной природы, обеспечивающую сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. 
На практике широко распространено определение управления как целенаправленного воздействия органов управления на объект управления. 
В целом, любая система управления может быть представлена в виде совокупности двух взаимосвязанных подсистем (рис.1). В процессе функционирования системы управления информация loc о состоянии объекта управления ОУ поступает в управляющий орган УО, на входе которого присутствует информация lbx, определяющая требуемое в соответствии с критерием качества функционирования системы положение (состояние) объекта управления. На основе информации о требуемом и реальном состоянии объекта управляющий орган формирует (в соответствии с используемым критерием качества) управляющую информацию Iy и направляет ее на исполнительный орган ИО, который выбирает управляющее воздействие U на объект управления. Линия передачи информации Ioc отображает обратную связь, обеспечивающую передачу информации с выхода системы (объекта управления) на ее вход (на управляющий орган). Понятие обратной связи является одним из фундаментальных понятий в теории управления. Различают отрицательную обратную связь и положительную обратную связь.
Характерной особенностью отрицательной обратной связи является ее направленность на стабилизацию состояния объекта управления при влиянии на него различных возмущений. Воздействуя на объект управления, возмущения V изменяют его состояние (т.е. возникают отклонения от требуемого в соответствии Ibx состояния). Благодаря наличию отрицательной обратной связи, управляющий орган определяет разницу между требуемым и реальным состояниями объекта (т.е. находит разницу между Ibx и Ioc) и на ее основе формирует управляющую информацию, на основе которой вырабатывается управляющее воздействие U, заставляющее объект управления перейти на требуемое состояние (на практике может быть достигнуто лишь приближение к требуемому состоянию с определенной погрешностью). Таким образом, отрицательная обратная связь позволяет скомпенсировать влияние внешних воздействий на объект управления, например, избыток производства определенного товара при поступлении информации о снижении его реализации приводит к уменьшению его дальнейшего производства.
Положительная обратная связь, напротив, усиливает развитие проявившейся тенденции в изменении состояния объекта управления (в ряде случаев это может привести к выходу из строя объекта). Так, положительная обратная связь лежит в основе цепной ядерной реакции, порождающей взрыв.
Следует отметить, что обратная связь во множестве проявлений присутствует практически во всех сложных системах, в том числе во всех живых организмах. При этом отрицательная обратная связь позволяет большим системам (живым организмам) сохранять свою целостность и уникальность в условиях различного рода случайных воздействий со стороны внешней среды, а положительная обратная связь позволяет приобретать новые устойчивые свойства, адаптируясь к изменившимся (на длительные временные периоды) условиям окружающей среды. Таким образом, оба вида противоположных по характеру действия обратных связей образуют диалектическое единство, обуславливающее самоорганизацию в саморазвитие больших систем.
В системах управления обратная связь является информационной, характеризующей с помощью совокупности измеряемых параметров текущее состояние объекта управления.
Любое управление предполагает достижение определенной цели. Математическую запись критерия, в соответствии с которым осуществляется управлении объекта, называют целевой функцией. Если управление позволяет достичь экстремального значения целевой функции (минимального или максимального значения в зависимости от используемого критерия), то такое управление называют оптимальным управлением. 
В целом под управляющей системой принято понимать комплекс средств и методов, обеспечивающих процессы сбора, обработки, хранения, защиты и передачи информации, формирование управляющих воздействий в соответствии с целевой функцией. В качестве источников информации, используемых при поиске возможных вариантов управленческих решений и выборе наиболее рационального (в идеале оптимального) из них в рамках систем управления в сфере экономике, рассматривают:
Целевую функцию, значение которой в каждый момент времени характеризует качество управления;
Информацию о текущем состоянии объекта управления;
Накопленные формализованные (модели, методы, алгоритмы) и неформализованные (опыт, интуиция) знания;
Информацию о состоянии внешней среды.
В конечном счете, сформированное управленческое решение превращается в последовательность управляющих воздействий, побуждающих (вынуждающих) объект управления перейти в требуемое состояние.
В области управления широко используют понятие системы автоматического управления (САУ) и автоматизированной информационной системы (АСУ). Автоматическое управление, как правило, реализуется в относительно простых системах, в которых объекты управления достаточно хорошо изучены и для них разработаны соответствующие алгоритмы управления; при этом для компенсации влияния возмущения на объект используется отрицательная обратная связь, позволяющая сформировать управляющее воздействие для возврата объекта в заданное состояние при воздействии возмущений. САУ способны работать автономно без непосредственного участия человека (персонал осуществляет наблюдение за исправностью входящих в состав системы элементов). На практике управляющий орган реализуется, как правило, с помощью компьютеров (в технических системах широко используют специализированные вычислительные устройства) и установленного на них программного обеспечения.
Для больших систем в связи с их сложностью и, зачастую, изменяющимся характером связей не удается в полной мере использовать системы автоматического управления. Поэтому, в больших системах необходимо участие специалистов и руководителей различного ранга, способных принимать решения на основе формирования управляющей информации. Такие системы принято называть автоматизированными системами управления. Для обозначения подобных систем в области организационно-экономического управления часто используют понятие экономические информационные системы (ЭИС). В названии ЭИС основное внимание акцентируется на определяющей роли информации. Современные экономические системы, являющиеся объектами исследования макроэкономики, представляют собой многосвязные динамические системы. Для управления ими (или хотя бы для оказания воздействия на них с целью воздействия процессов в желаемом направлении) необходима обработка огромных объемов информации, что предполагает решение комплекса вопросов по ее сбору, передаче, обработке, хранению и защите. Для больших систем, характеризующихся территориальной разбросанностью образующих ее подсистем, задача управления значительно усложняется. Это обстоятельство предопределяет иерархическую организацию систем управления, с распределением круга, решаемым на каждом уровне задач. 
1.5. Заключение
В данной курсовой работе подробно изучено то, что такое система, ее основные элементы, по каким критериям классифицируется, и какое место она занимает в процессах управления. Рассмотрено, какие бывают системы и как они влияют на людей и общество в целом.
Согласно представленным выше сведениям, и внимательно изучив весь материал, можно сделать вывод, что система и информатика в целом занимают лидирующее положение в системе управления и жизни людей. Информатика проникает во все слои жизни человеческого общества, и значительно облегчает его существование. (.......)
Loading

Календарь

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24