|
Место информатики в процессах управленияОглавление Введение ----------------------------------------------------------------------- стр.3 Теоретическая часть. Предмет и задачи информатики, ее место в процессе управления ---- стр.5 Информатика и управление ------------------------------------------------ стр.6 Информационные системы ------------------------------------------------ стр.12 Улучшение работы предприятия с помощью информационных технологий -------------------------------------------------------------------- стр.15 Практическая часть. Решение задачи средствами MS Excel. Вариант №3 Общая характеристика задачи---------------------------------------------стр.16 Заключение---------------------------------------------------------------------стр.23 Список использованной литературы -------------------------------------стр.24 Введение Информатика (ср. íеì. Informatik, ôр. Informatique, àнãл. computer science — компьютерная наука — в США, àнãл. computing science — вычислительная наука — в Великобритании) — íаука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании èнформации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к обработке информации в âы÷ислительных машинах и вычислительных сетях: как àбстрактные, вроде анализа àлгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка ÿзûков программирования. Информатика не более наука о компьютерах, чем астрономия — наука о телескопах. Ýдñгåр Дейкстра Немного истории Термин «информатика» был впервые введён в Германии Êаðлîм Шòейнбухом в 1957 году . В 1962 году этот термин был введён во французский язык Ф. Дрейфусом, который также предложил и переводы на ряд других европейских языков. В России термин «информатика» был введён À. И. Ìиõаéлîвым, А. И. Черным и Р. С. Гиляревским в 1968 году. Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе ìатематики, ýлектроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в ëингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные ìетоды и òерминологию. Первый ôакультет информатики был основан в 1962 году в óнèвåрñитете Пёрдью (Purdue University). Сегодня факультеты и кафедры информатики имеются в большинстве óниверситетов мира. В России учебная дисциплина "Информатика" появилась в 1985 году одновременно с первым учебником À. П. Åрøова «Основы информатики и вычислительной техники». Высшей наградой за заслуги в области информатики является ïрåмия Тьюринга. Информатика – это наука, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, передачи и преобразования с использованием компьютерных технологий. Информатика, предназначена для методологической и теоретической поддержки информатизации общества, сравнительно молодая наука. Ее особенность как научной дисциплины, с одной стороны, и как отрасли экономики – с другой, состоит в том, что ее прикладная составляющая оказывается востребованной во всех сферах человеческой деятельности, и в том числе экономической. Именно «пользовательский» уровень понимания и применения компьютеров получил широкое распространение в современном обществе. Материализуется данный уровень в информационных технологиях – конечном продукте научных исследований. В практической части курсовой работы приведено решение экономической задачи с помощью табличного редактора Microsoft Excel о проценте брака изготовленных деталей на заводе «Красный Октябрь». Краткие характеристики персонального компьютера (ПК) использованного для выполнения и оформления курсовой работы: AMD Athlon ™ 1.15 ГГц, ОЗУ 1 ГБ, видео NVIDIA GeForce 7600 GS, система Windows XP Professional версия 2002года, Service Pack 3Теоретическая часть. Предмет и задачи информатики, ее место в процессе управления Эволюция человечества, которая сопровождается коренными преобразованиями в производстве, образовании, культуре и т.д., движется в направлении того общества, которое принято называть информационным. Сущность информатизации состоит в изменении жизни людей за счет повышения эффективности применения знаний, накопленных человечеством в процессе управления в различных сферах его деятельности. Цель информатизации заключается в максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т.д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникации. Информация осознана современным обществом как необходимое условие для любой целесообразной деятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Изучает информацию наука «информатика» Информатика — это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности Информатика — комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетные направления: pазpаботка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения; теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации; математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний; методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной деятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.); системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам различного характера; биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах; социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества; методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа; телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество; разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности. Информатика и управление Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм. Хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации. Специфика и значение информатики, как отрасли производства состоят в том, что от нее во многом зависит рост производительности труда в других отраслях народного хозяйства. Информатика, как фундаментальная наука занимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Информатика, как прикладная дисциплина занимается: изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение); созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности; разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д. Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использовании в организации технологического процесса переработки информации. Задачи информатики состоят в следующем: исследование информационных процессов любой природы; разработка информационной техники и создание новейшей технологии переработки информации на базе полученных результатов исследования информационных процессов; решение научных и инженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни. Информатика является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии, для решения проблем в других областях. Комплекс индустрии информатики становится ведущим в информационном обществе. Тенденция к большей информированности в обществе, в существенной степени зависит от прогресса информатики (информационных технологий). Рассмотрим наиболее известные из них: Видеотехнология – это технология использования изображений. Организация видеоконференций связана с технологией проведения совещания между удаленными пользователями на базе использования их движущихся изображений. Технические средства при этом работают в реальном времени. Мультимедиатехнология основана на комплексном представлении данных любого типа. Такая технология обеспечивает совместную обработку символов, текста, таблиц, графиков, изображений, документов, звука, речи, что создает мультисреду. Использование мультимедиатехнологии особенно эффективно в обучающих системах. Нейрокомпьютерные технологии используют взаимодействующие друг с другом специальные нейрокомпоненты на базе микропроцессоров. Такой подход основан на моделировании поведения нервных клеток (нейронов). Нейротехнология применяется в создании искусственного интеллекта для решения сложных задач: распознание образов, управление кредитными рисками, прогноз фондовых ситуаций, определение стоимости недвижимости с учетом качества зданий, их состояния, окружающей обстановки и среды, автоматическое распознавание чеков и др. Объектно-ориентированная технология основана на выявлении и установлении взаимодействия множества объектов и используется при создании компьютерных систем на стадии проектирования и программирования. В качестве объектов в ней выступают пользователи, программы, клиенты, документы, файлы, таблицы, базы данных и т.д. Использование объектно-ориентированных технологий позволяет иметь более эффективные решения в системах управления. Технология управления знаниями позволяет создать не просто автоматизированную систему с единым информационным пространством, а среду, в которой знания одного работника становились бы достоянием всех. Такой вариант необходим при решении особенно сложных комплексных задач в процессе подготовки и принятия решений в специально созданной технологической среде. Управление знаниями осуществляется с использованием базы знаний, которая является организованной совокупностью, по какой – либо предметной области. Базы знаний применяются при решении задач искусственного интеллекта, например, в экспертных системах. База знаний включает набор данных, знаний, правил логического вывода работы со знаниями. Интернет-технология основана на объединении информационных сетей в глобальную информационную структуру. Иными словами, Интернет – это глобальная международная ассоциация информационных сетей, которая имеет информационные центры, обслуживающие пользователей: они предоставляют документацию, распространяют программы, тексты книг, иллюстрации, коммуникационный сервис, электронную почту, службу новостей, передают файлы и т.д. Технология Интернет используется в образовательных, научных целях, в бизнесе. Через Интернет многочисленные фирмы предоставляют разнообразные виды сервиса: свои базы данных, рекламу продукции и услуг, консультации и другие виды помощи. Развитие информационных технологий все более направлено в область интеллектуальных, наукоемких проблем. Визуализация данных, обработка изображений, создание виртуального пространства позволяет человеку погрузиться в образную среду решения сложных задач, приблизиться к поставленным целям на качественно новом уровне, облегчить подготовку и принятие управленческих решений. Понятия "управление" и "информатика" тесным образом связаны между собой. Объекты, изучаемые информатикой, имеют много общего с объектами, изучаемыми теорией управления. Для того чтобы осмыслить связь теории управления с информатикой, необходимо выделить основную категорию управления - цель. В определении информатики в явной форме не содержатся цели алгоритмизации, анализ, принятие и выработка решений, контроль по принципу обратной связи и оценка "качества" достижения цели. Современные информационные технологии (виртуальные технологии) определяются как симбиоз, синтез технологий информатики и управления посредством организованного интеллектуального, когнитивного (основанного на знаниях) диалога человека с компьютером для достижения поставленной цели (рис.2). Информационные технологии в качестве нового инструментария влияют на общество, обеспечивая высокопроизводительные условия для работы человека. Рис. 2. Современные информационные технологии - симбиоз технологий информатики и управления посредством организованного интеллектуального, когнитивного диалога человека с компьютером для достижения поставленной цели Процесс внедрения и расширения сферы применения информатики в управлении характеризуется рядом нерешенных проблем и противоречий. Там, где не учитывается человеческий фактор, где модели и алгоритмы управления сложны, информатизация не дает ожидаемого экономического эффекта. Сложные, требующие больших затрат на разработку, модели, если даже адекватны процессам, а наше осознание этих моделей не адекватно, не дают практической пользы. Необходимы модели, адекватные сознанию. Имеет место и другое противоречие. Расширение сферы применения информатики требует совершенной технологии управления. Одновременно технологизация управления предполагает необходимость дальнейшего развития информатики. Информационные технологии - это совершенные технологии управления. В то же время, виртуальные, когнитивные (основанные на знаниях интерактивно-графические технологии) – это совершенные (современные) информационные технологии. Решение проблем состоит в том, чтобы разработать новые диалоговые модели и алгоритмы управления, в основу которых будут заложены процессы, поддающиеся компьютеризации. По существу самое главное это проблемы когнитивного диалога, поскольку весь процесс автоматизированного управления представляет специальным образом организованный диалог с компьютером для достижения поставленной цели. "Безбумажную" информационную технологию целесообразно вводить там, где алгоритм управления достаточно прост и технически осуществим с относительно небольшими затратами. Это относится в первую очередь к простым и средней сложности задачам управления. Простые задачи относятся к массовым. Для автоматизации их решения необходимы разделенные вычислительные средства, простые и доступные экономико-математические модели, т.е. массовое внедрение персональных компьютеров, интеллектуальных терминалов и т.д. Для задач средней сложности требуются компьютерные рабочие места управленческих работников, руководителей, позволяющие производить большие объемы вычислений, хранить многомерные массивы информации, а также развитая периферия для ввода-вывода данных, различные каналы и линии связи, средства телекоммуникации - теледоступа к базам и банкам данных и знаний, к территориальным информационным ресурсам, региональным и отраслевым вычислительным центрам и сетям. Сложные задачи требуют более сложные модели, обобщенные вычислительные ресурсы на уровне регионов и страны. Такие задачи встречаются тем больше, чем выше уровень управления, чем сложнее проблемы, стоящие перед субъектом управления, но в целом их значительно меньше, чем задач простых и средней сложности. Т.е. на каком-то уровне их суммарные объемы вычислений становятся примерно одинаковыми. В условиях рыночной экономики, демократизации, повышения самостоятельности коллективов предприятий, объединений и организаций наблюдается ускоренный рост объемов вычислений для задач простых и средней сложности. А это означает, что эффективность и результативность управления в целом будет зависеть от эффективности и результативности решения задач простых и средней сложности. Таким образом, совершенствование управления в современный период должно идти по пути массовой разработки и применения экономичных, простых, удобных и доступных, легко адаптируемых компьютерных моделей на всех уровнях управления. На высших уровнях они будут выступать и в качестве своеобразных виртуальных "посредников" между сложными когнитивными моделями и руководителями Информационные системы Для наиболее эффективного управления работой предприятия необходимо иметь достаточную информацию о положении дел на предприятии и возможность оперативного реагирования на изменение ситуации. Для этого руководитель предприятия и другие ответственные лица должны постоянно иметь свежую и достоверную информацию. Возникает необходимость организации управления работой предприятия таким образом, чтобы обеспечить быструю и надежную связь между различными служащими для их наиболее четко слаженного взаимодействия. Предъявляемые современными условиями требования к системам управления могут быть удовлетворены лишь при помощи современных средств автоматизации управления. Опыт показывает, что в наше время для решения этих задач не обойтись без помощи компьютерной техники, позволяющей в наиболее удобной форме хранить и представлять пользователям интересующую их служебную информацию. Для наиболее слаженной работы различных служб предприятия компьютеры наиболее удобно объединять в так называемые локальные вычислительные сети, позволяющие осуществлять связь между различными пользователями этой сети, находящимися на некотором расстоянии друг от друга (обычно в разных помещениях одного здания). Однако такие сети требуют для своей работы соответствующего программного обеспечения, необходимого для обеспечения работ вообще подобной сети и отражающего специфику работы данного предприятия. Кроме того, к программному обеспечению предъявляются такие требования, как удобство доступа к необходимой информации, простота в обращении и защита от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, а также защита от порчи различного рода программными вирусами. Компьютерные сети, периферийное оборудование и программное обеспечение вместе являются составными частями информационной системы. В самом общем виде информационная система (ИС) - это набор связанных между собой компонентов, который собирает, обрабатывает, сохраняет и распространяет информацию для поддержки деятельности организации. На уровень информационных систем влияют два фактора: 1) уровень научно-технического развития в организации, т.е. насколько современны используемые технологии; 2) люди и существующая в организации культура. Последний фактор является определяющим, поскольку именно от него будет зависеть первый. Действительно, усложнение информационных систем растет пропорционально росту формализации культуры и увеличению размера организации. Например, на малой фирме с ограниченным кругом задач, где в ходу простые и неформальные отношения рядовых сотрудников с ее управляющими зачастую отсутствует потребность в сложных ИС, и, наоборот, в больших организациях с сильно разветвленной структурой такие системы являются жизненной необходимостью. Основная задача ИС для менеджера - поддержка принятия решений и управление потоками входящей/исходящей информации.(......) |
Loading
|