Центральный Дом Знаний - Проблема наркомании в современном обществе

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2654

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Проблема наркомании в современном обществе

  Содержание:
      Введение ……………………………………………………………………
1.   Проблема наркомании в современном обществе ………………………..
1.2 Психологические аспекты возникновения наркомании ………………...
2.   Технология социальной работы с лицами злоупотребляющими
      наркотиками ……………………………………………………………….
2.1 Реабилитация-основной метод борьбы с наркотической 
      зависимостью ………………………………………………………………
      Заключение ………………………………………………………………...
      Список литературы ………………………………………………………..
                                                        Введение
         В современном обществе проблема наркомании носит острый характер, это явление можно рассматривать как социально заразное заболевание, приносящее вред не только самому больному,родным и близким людям,но и окружающему обществу и в целом всему государству. Поэтому необходимо построение социальных технологий по предотвращению распространения этого социального вируса. 
         Стремительное распространение наркомании связано с одновременным существованием и взаимодействием нескольких групп факторов, каждая из которых сама по себе отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей (особенности возраста, системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения и др.), но их одновременное воздействие и порождает необычайно благоприятные условия для распространения наркомании. 
          Современные технологии социальных работ должны основываться на этом множестве факторов,причем с учетом изменений во времени.Потому что именно современным обществом,здесь и сейчас диктуется психологическая реакция больного человека,группы людей на ту или иную технологию воздействия,которая являеться спасательным кругом и должна вернуть обществу здорового полноценного его участника. 
         Например прежде чем выбрать метод лечения,или же присваивать ярлык  больного наркоманией,стоит разобраться, насколько давно и серьезно человек принимает наркотики,какие  употребляет вещества. Зачастую на ранних стадиях наркомании можно обойтись нерадикальными методами воздействия,например беседами,разъяснениями,приведениями примеров,но невкоем случае не чтением моралей,это может лишь подтолкнуть человека к дальнейшей наркотизации, углубить взаимное непонимание и враждебность. Родители,близкие,социальные работники недолжны перекладывать всю вину на человека,унижать или пускаться в бесконечные рассуждения на тему морали, упоенные собственной праведностью. Это, как правило, порождает желание бегства и сопротивления. Поддержка и понимание — это все, что нужно. Однако если речь идет о злоупотреблении снотворными, опиатами, вводит себе наркотик инъекционно или дышит растворителями, нужно срочно обратиться к врачу, потому что при этих формах наркомании уже нельзя положиться на волю человека. Возможно, сама перспектива огласки заставит его сразу отказаться от наркотика, но в этом случае нужно установить тщательное наблюдение за его состоянием. Самостоятельный отказ возможен только на ранних стадиях наркомании, к тому же злоупотребляющий этими веществами нуждается в общем, обследовании. 
       К сожалению с развитием общества появляются все новые и новые  наркоправоцирующие факторы.Например на сегоднешний день решение проблемы наркомании осложняется появлением моды на наркотики.Особенно эта тенденция укрепилась у подростков,молодежи,которые и ранее находились в группе риска из за наибольшей подверженности множеству факторов и неумении их преодолевать из за отсутствия жизненного опыта.
                      1.   Проблема наркомании в современном обществе
         На рубеже третьего тысечелетия,в мире,современном обществе произошло множество событий.К сегоднешнему дню имеются в запасе как несомненные достижения в науке, так и трагические неудачи (смертоносные войны, природные катаклизмы, эпидемии от неизвестных и известных заболеваний, научные открытия атома как смертоносного орудия и т.д.). 
        Одно остаеться неизменным будущее-безусловно за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос. Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить в обществе, успешно преодолевая любые трудности.Общественный прогресс же определяется уровнем интелектуального и нравственного потенциала,т.е. осознанием каждым человеком единства с окружающим миром и запасом знаний который сейчас имеется. 
        Подлинная же красота человеческого тела — это физическое совершенство, интеллект и здоровье. Здоровье человека — это, прежде всего, процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности максимальной в течении всей жизни. 
        На рубеже 19 века получила большое распространение болезнь,которая воздействует губительным образом на человеческое здоровье,как физическое так и психологическое,на его существование в обществе.Наркомания (греч. narke – оцепенение, mania – страсть, безумие). Злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, которое выражается в психической и физической зависимости от наркотических средств. Наркомания тяжело поддается лечению и носит общественный характер.
         В Российской Федерации на протяжении последнего десятилетия отмечается рост злоупотребления наркотиками, при этом большинство потребителей наркотиков и больных наркоманиями составляют подростки и молодежь. Причем с распространением наркотизма увеличивается вероятность столкновения даже детей от 7 до 12 лет, и подростков с наркотическими веществами, а последствия наркотиков в раннем возрасте оказываются более серьезными. Что требует необходимости не только усиления мер, направленных на предупреждение употребления психоактивных веществ, но и разработки дифференцированных программ реабилитации.
         Нужно отметить, что очень часто употребление наркотических средств несовершеннолетними является симптомом жизненного – личностного или семейного (социального) неблагополучия – по - крайней мере, вначале. Это предполагает приоритет педагого-психологических воздействий при решении данной проблемы.При раннем столкновении с этой болезнью у детей и подростков катастрофически быстро формируется установка на дальнейшую наркотизацию и одновременно останавливается рост, разрушаются ценностные ориентации, нарушаются семейные отношения. У подростков и молодежи разрываются или деформируются связи с их ближайшим позитивным социальным окружением и появляется реальная угроза оказаться в социальной изоляции. Нередко затруднено последующее образовании семьи и рождение потомства, устанавливаются устойчивые отношения с наркотическим окружением. Болезнь практически прекращает социальный прогресс больного, уровень его образования низок, затрудняется профессиональная ориентация и овладение специальностью, появляется криминальный анамнез и проблемы с законом.
        Лечение столь сложного социального и психологического,физического заболевания требует не только медицинского подхода ведь ограниченные лечебные мероприятия принципиально не в состоянии обеспечить практическое выздоровление лиц, злоупотребляющих наркотиками и зависимых от них, но и успешную интеграцию или реинтеграцию в общество. Это конечная цель достижима, если период собственно отказа от наркотика и активного лечения дополняется длительным реабилитационным периодом, благодаря которому восстанавливается способность полноценно функционировать в обществе.
         Принципиальным является положение о том, что реабилитация  является комплексной деятельностью, и должна осуществляться бригадой специалистов (педагогов, психологов, медицинских и социальных работников). Создание необходимых условий для личностного роста и социализации ведет к компенсации состояния и возвращает человека к нормативному жизненному циклу в обществе.
        Наиважнейшим сегодня являеться проведение профилактических мер среди подрастающего поколения,потому что проблема наркомании наростает как снежный ком,несмотря на активную борьбу общества и государства.Если в конце 90-х она подогревалась влиянием Дикого Запада,и этого стыдились,скрывали,то сегодня употребление наркотиков стало модным явлением.Поэтому активная прфилактика является одним из наиболее важных методов борьбы, так как знание и понимание врага до его наступления, могло бы решить ряд психолого-педагогических проблем, связанных с социальной адаптацией, занятостью и общением в молодежной среде, установлением оптимально-комфортной атмосферы учебных заведений, что позволило бы педагогам, врачам, инспекторам анализировать процесс антинаркотической деятельности.           
        Для  того чтобы взаимодействие, общение педагога, врача, инспектора с молодыми людьми было усиленным, чтобы более старшее поколение при необходимости смогло оказать реальную помощь и поддержку в проблемной ситуации, специалистам необходимо обладать определенными психолого-педагогическими знаниями, достичь соответствующего уровня психолого-педагогической компетентности. Именно эта характеристика является одной из важнейших в определении личности педагогов, врачей, инспекторов, их действительного профессионализма,а значит и достижения результата.
              1.2 Психологические аспекты возникновения наркомании
        Что же становиться толчком и застовляет человека прибегнуть к употреблению наркотиков в современном обществе? Благоприятным поводом попробовать наркотики становятся эмоциональные расстройства, депрессии, потребность поднять настроение. Способность седативных (успокоительных) и психоделяческих наркотиков снимать тревогу, подавленность, напряжение, раздражительность побуждает их использовать как средство от депрессии. В ее тяжелых формах употребление наркотиков становится выражением стремления к самоуничтожению медленным самоубийством. Если сначала наркотик прячиться под средством от депрессии, то спустя очень короткий срок сам становится ее источникам. Частота депрессий резко увеличивается, особенно в подростковом возрасте. Психологи и врачи могут в общих чертах нарисовать психологический портрет наиболее распространенного типа личности наркомана, это люди чувствительные, эмоционально трудно приспосабливаются и чувствуют себя неуютно в обществе, трудно справляются с трудностями в жизни. Они не имеют устойчивых и определенных социальных интересов, планов на будущее и уверенности в завтрашнем дне. Это могут быть «тонкие натуры», остро чувствующие дисгармоничность и враждебность окружающего мира, критически относящиеся к всеобщим. авторитетам, противопоставляющие себя обществу, оцениваемому ими как некую массу, склонные к уединению и уходу в собственный мир. У них может быть выражено чувство застенчивости, сознания своей недостаточности, несостоятельности в обществе. Больные люди ищут в наркотике более полноценное существование. Поиск особых чувственных впечатлений особенно характерен для людей искусства. Они хотят расширения своих чувственных возможностей, открытия новых значений и свойств, привычных вещей, изменения мира, в котором существуют, создания мира «для себя», для удовлетворения потребностей созерцания. Люди из артистической и художественной среды особенно остро чувствуют свою незащищенность в
обществе, нестабильность своего социального положения. Нередко сегодня употребление наркотиков становится причиной ранней смертности артистов, художников и музыкантов. Помимо нарисованного нами поэтического образа наркомана существует и другой тип: люди с низким уровнем культуры. Однако у всех больных наркоманией есть общие черты «социальной незрелости»: слабый самоконтроль, неумение прогнозировать ситуацию, отсутствие критической оценки своего поведения, ощущение вседозволенности, презрение к традиционным нравственным нормам, враждебность к «благополучной» части общества, стремление получать удовольствия на всю катушку.
Особенно подвержен наркомании на сегодняшний день и относящийся к группе риска подростковый возраст с его неустойчивой самооценкой и эмоциональной уязвимостью — наиболее удобное время приобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общество как враждебную силу. Если психически здоровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной психикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.
       Употреблением наркотических веществ среди молодежи в России, в настоящее время приобрело угрожающий характер. Если еще 4-5 лет назад 17-16 летние наркоманы были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов.Причем  наркотик становиться чем-то обыденным, почти традиционным. Создается впечатление, что в подростково-молодежной среде сейчас не употреблять наркотические вещества стало чем-то неприличным, не современным,не модным. 
В современной молодежной субкультуре стремительно формируется феномен "наркоманического сознания” - жизненный успех, духовное совершенствование, секс, коммуникация начинают рассматриваться неотрывно от наркотического "кайфа”. Степень материального благополучия определяется по мимо марки автомобиля, дорогой одежды, способности посещать престижные увеселительные заведения, еще и возможностью приобретения "дозы” престижного наркотика. 
        Нельзя забывать  о социально- психологических предпосылках массового употребления наркотиков в современном обществе. Разрушение идеологической основы общества привело к тому, что большинство населения полностью потеряло духовные ориентиры жизни, оказалась деформированным миропонимание. Жизнь, даже если это прямо не осознается, потеряла для многих людей свой смысл. 
        Коллективные интересы и психология индивидуального существования практически не сформирована. Даже относительное экономическое благополучие не в состоянии заполнить образовавшийся "идеологический вакуум”. Идеологическая ситуация меняеться столь быстро, что адекватная адаптация оказываеться практически не возможной. Конечно в школах существуют специальные занятия на которых отрабатываются и прививаются с ранних лет понятия об общечеловеческих ценностях. Люди  должны радоваться жизни, природе, общению, семье, детям, находить удовлетворение в профессии, хобби, осозновать себя частью определенной  общественной,национальной и государственной системы. Происходит формирование обывателя, как хранителя социальных традиций, здравого смысла, основы общественной стабильности. 
       По мере смены поколений происходит передача опыта, идеологии. Причем с каждым следующим поколением охотнее принимаются более радикальные взгляды на жизнь, но с сохранением основных мировозренческих постулатов. В нашей стране поколение, которое должно было бы быть источником жизненного опыта, мудрости, оказалось само наиболее уязвимым перед лицом надвигающихся перемен,пассивными перед лицом социальных и экономических трудностей, основой для формирования у  нынешней молодежи "наркоманического сознания”. 
         Еще один очень важный аспект заключается в том ,что в нашей стране практически не разработанна система телевизионной,радио,интернет пропаганды антинаркотического поведения, а учитывая степень влияния электронных средств массовой информации на сознание современного человека, этот путь представляется наиболее перспективным и влиятельным с точки зрения воздействия. 
     2.   Технология социальной работы с лицами злоупотребляющими    наркотиками
         В борьбе с наркоманическим сознанием формирующимся в современном обществе, существуют определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия с целью формирования и сохранения как физически так и психологически здорового общества.Это прежде всего первичная профилактика зависимости от психоактивных которая подразумевает предупреждение употребления наркотиков лицами, ранее их не употреблявшими. Вторичная профилактика ориентирована на лиц, имеющих признаки еще формирующейся зависимости. Третичная профилактика это уже преимущественно медицинская, индивидуальная помощь и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. 
        Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть это страшное заболевание, и поэтому ее усилия направлены на предупреждение развития болезни-предупрежден,значит вооружен.Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована прежде всего на детей, подростков, молодежь.
        К первичной профилактике относятся множество концептуальных моделей профилактических, в том числе антинаркотических программ. Это медицинские, образовательные, политические программы. Медицинская - предполагает, что, если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Однако эта программа не всегда эффективна,так как  поведение человека зависит слишком от многих факторов, и хотя информация действительно необходима как основа для принятия решения, тем не менее она редко имеет шанс реально изменить поведение индивида,потому что решение принимается на основании имеющейся информации, но нужно еще и умение принимать решения. В этом отношении образовательная модель пошла по стопам медицинской. Ее основной принцип- решение должно быть принято на основании достоверной информации лично индивидом. Поэтому эта программа акцентируется на обучении навыкам принятия осознанных решений. И строиться она вопервых на оценке проблемы (является ли предлагаемая альтернатива приемлемым способом разрешения проблемы? Принял ли я во внимание все возможные пути ее решения?),во вторых-на звешивание альтернатив (которая из существующих альтернатив является наилучшей? Можно ли с ее помощью достичь поставленных перед собой целей?),в третих-твердой уверенности в осуществлении принятого решения.
         Образовательная программа, делающая упор на принятие решений, ориентируется на индивида. Однако решения не всегда принимаются им лично. Часто причинами, заставляющим людей принимать наркотики, оказываются социальные обстоятельства, низкий материальный статус. 
       Политическая модель делает шаг дальше по сравнению с образовательной и основана на содействие. Иногда требуется изменить внешние обстоятельства, чтобы помочь принятию правильных  решений. Это лоббирование законодательных изменений, субсидии и другие меры необходимые для воспитания здорового общества.
      В нашей стране существует своя специфика внедрения профилактических антинаркотических программ. На сегодняшний день в России работа ведется в двух наиболее общих направлениях. Первое- совершенствование существовавшей ранее пропаганды и распространение ее принципов по предупреждение наркомании; второе-   адаптация к отечественным условиям зарубежных антинаркотических программ.
         Однако работа по освоению и практическому применению зарубежных программ в нашей стране сильно затруднена. Основная причина этого - резкое различие социокультурных аспектов, несовпадение идеологии демократической и тоталитарной культур, различия в понимании роли и места человека в мире.
        Очевидно, что традиционная профилактика в нашей стране основывалась на совершенно ином понимании. Она подразумевала безальтернативное отношение к психоактивным веществам. Профилактика, сформировавшаяся в русле тоталитарной культуры, располагала единственным средством - пропагандой, манипулирующей пассивными носителями факторов риска и использовала для этого соответствующие средства: от пропаганды в СМИ и до антинаркотических постановлений. 
        Сегодня эти традиции остаются еще очень сильны. У нашего народа, возникает неприятие многих заложенных в зарубежных программах идей. Содержащиеся в программах ценности и смыслы, идеи и понятия, часто противоречат устоявшимся представлениям взрослых, да и привычным ожиданиям детей.   Так на пути освоения зарубежного опыта антинаркотического воспитания встает проблема культурологического несовпадения, и это на сегодняшний день является главным препятствием на пути внедрения эффективных социальных технологий.
На сегодняшний день к наиболее распространенным и действенным социальным технологиям в нашей стране можно отнести следующие :
1.Педагогическое - это последовательное антинаркотическое воспитание в школе с 1 по 11 класс. Формирование установок на здорового образа жизни у подрастающего поколения.
2.Санитарно-гигиеническое - это повышение санитарной грамотности и культуры населения. Антинаркотическая пропаганда среди широких слоев населения. Искоренение вредных для здоровья привычек.
3.Медико-социальное - комплексная работа с группой риска – лицами, злоупотребляющимими наркотическими и токсиманическими средствами. Санирование биологической почвы. Работа по индивидуальным планам медико-педагогических мероприятий.
4.Административно-правовое - это правовое регулирование с целью повышение ответственности за потребление наркотиков; строгое соблюдение законодательства об уголовной ответственности за приобщение к потреблению наркотиков.
5.Экономическое - это государственные мероприятия по финансированию программ борьбы с любыми формами наркотизма и с наркобизнесом.
           Психотехнологии являются основой любой программы социальной профилактики наркомании, и она играет большую роль в реабилитации больных. Реабилитация лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, рассматривается как система воспитательных, психологических, образовательных, медицинских, социальных, правовых, трудовых мер, направленных на отказ от наркотических веществ, с формированием устойчивой антинаркотической направленности личности, их ресоциализацию и реинтеграцию в общество. 
        Принципиальным является положение о том, что реабилитация  является комплексной деятельностью, и должна осуществляться бригадой специалистов (педагогов, психологов, медицинских и социальных работников). Создание необходимых условий для личностного роста и социализации ведет к компенсации состояния и возвращает человека к нормативному жизненному циклу в обществе.
        В качестве цели реабилитации рассматривается возвращение пациента к жизни в обществе на основе восстановления физического и психического здоровья, отказа от наркотических веществ, восстановления (или формирования) его нормативного личностного и социального статуса.
               2.1 Реабилитация-основной метод борьбы с наркотической                              
                                                   зависимостью
        Являясь комплексной технологией лечения от наркотической зависимости реабилитация решает сразу множество задач.Основными задачами реабилитации являются:
1. Формирование  мотивации (установок) на окончательный отказ от употребления наркотиков.
2. Формирование осознанной мотивации на включение в реабилитационный процесс и последующее участие в нем.(......)
Loading

Календарь

«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24