|
Доклад на тему "Самостоятельная работа на уроках биологии"Введение Одним из самых доступных и проверенных практикой путей совершенствования эффективности урока является соответствующая организация самостоятельной учебной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной деятельности. Как же эффективнее учить школьников? Задача учителя – не дать знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я, может быть, запомню, вовлеки меня, и я пойму» (Конфуций, 450 г. до н.э.). Именно учитель создает условия для самостоятельной работы, обучает учащихся методам и приемам творческой работы. В результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. Функции самостоятельной работы Самостоятельное овладение знаниями и умениями, их углубление, закрепление и повторение. Отработка практических умений и навыков, доведение их до уровня автоматизма, придание им творческого характера. Подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности и продолжению образования. Воспитание у учащихся самостоятельности, познавательной активности, ответственности, активной жизненной позиции. Развитие мыслительных умений и навыков. Изучение биологии возможно при использовании активных форм и методов обучения, где различные виды самостоятельных работ занимают важное место. Прочно и надолго усваивается то, что добыто собственным трудом. Данный вид работы сначала вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, думать, искать, выдвигать гипотезы, то есть в конечном итоге добывать знания. Учебный материал должен быть доступным для самостоятельного изучения его учащимися. Самостоятельная работа – это любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний (Кропотова, 2001). Виды самостоятельной работы работа с книгой: анализ рисунка, графика, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана ответа; тренировочные упражнения; решение задач; * лабораторные и практические работы; проверочные работы; доклады, рефераты; индивидуальные и групповые задания при проведении экскурсий; домашние лабораторные работы; наблюдения; создание презентаций; выполнение летних заданий; групповое «написание» книги и др.; Из опыта использования некоторых видов самостоятельных работ на уроках биологии «Написание книги» Этот вид групповой самостоятельной работы мне показался интересным. Учащиеся заранее получают примерное название будущей книги и её глав, ищут дополнительный материал, оформляют на листах формата А-4 в одинаковом стиле, делают рисунки или подбирают иллюстрации, а потом защищают публично свои страницы, все материалы объединяются в одну книгу. Например, книга на тему «Человек»: - глава 1 «Кто ты, человек?» (стихи, размышления); - глава 2 Гипотезы о происхождении человека; - глава 3 Ископаемые предки человека; - глава 4 Социальные и биологические факторы антропогенеза; - глава 5 Раса, нация и народность; - глава 6 Расизм, социальный дарвинизм. Национальная политика на современном этапе; - глава 7 Будущее человека (эволюционирует ли современный человек, каким он будет в будущем?). Выполнение летних заданий, оформление отчета по ним В конце учебного года ученики получают как традиционные летние задания, предложенные авторами учебников, так и выходящие за рамки этого списка. В сентябре на первых уроках они проводят презентации своих работ. Интересными оказались работы, связанные с озеленением города, например, «Виды растений, используемых в ландшафтном дизайне города», подкрепленных красивыми фотографиями видов. Ученики узнают и запоминают названия растений, выращиваемых в парках, скверах, клумбах. 3. Организация и проведение лабораторных работ Данный вид самостоятельной работы предусматривает широкое использование натуральных объектов – живых растений, гербарного или фиксированного материала, микропрепаратов и лабораторного оборудования. В рамках национального проекта «Образование» в наш кабинет поступило все необходимое оборудование для лабораторных работ и комплекты микропрепаратов. Поэтому проведение этого вида работ стало намного легче. Инструкции для проведения работ есть в каждом учебнике. Кроме выполнения традиционных лабораторных работ сейчас мы можем работать по – новому, т.к. кабинет располагает цифровой лабораторией «Архимед» и микроскопом Digital Blue QX5, применение последнего позволяет просматривать изображения объектов исследования с увеличением 10/60/200 и выводить с экрана монитора через мультимедийный проектор на большой экран для всего класса. Использование лаборатории «Архимед» расширило рамки лабораторных работ, это новое поколение оборудования. Работа с цифровой лабораторией вызывает интерес у учащихся, формирует навыки исследовательской работы. Также широкое использование она имеет во внеклассной работе. Используя руководство пользователя, были разработаны инструктивные карты, с использованием которых проводятся различные лабораторные работы и демонстрационные эксперименты: - выделительная и терморегуляторная функции кожи; - измерение объема легких; - нарушение кровообращения при перетяжке; - измерение кислотности (водородного показателя рН) различных напитков; - испарение воды растениями разных экологических групп и др. Использование лаборатории «Архимед» для измерения влажности Виды дидактического материала для проведения самостоятельных работ Тесты Разные виды карточек (карточки – задания, карточки – помощники, разноуровневые карточки) Тексты биологических диктантов с пропущенными словами, терминами Листы индивидуальной работы «Немые» рисунки Незаконченные схемы. Этапы урока на которых используется метод самостоятельной работы Проверка домашнего задания Подготовка к усвоению новых знаний Изучение нового материала Закрепление Использование разных видов самостоятельной деятельности учащихся повышает качество их знаний, умений и навыков, а также эффективность учебно – воспитательного процесса. Список использованной литературы 1. Методические материалы к цифровой лаборатории по биологии и химии 2. Калинова Т.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. – М., 1989 3. Кропотова Л.А. Проектирование и анализ современного урока. – Новокузнецк, 2001 4. Кузнецов И.Н. Настольная книга преподавателя. – Минск, 2005 5. Падалко Н.В. Методика обучения ботанике. – М., 1982 6.Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. – М., 1998 |
Loading
|