Введение
1. Особенности бухгалтерского учета в предприятиях почтовой связи
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.2 Бухгалтерский учет переводных операций
1.3 Краткая экономическая характеристика Богородского почтамта
2. Финансовый анализ Богородского почтамта
2.1 Анализ структуры и динамики имущества
2.2 Анализ структуры и динамики источников финансирования
2.3 Анализ финансовых результатов
Заключение
Список источников
Приложения 1
Приложения 2
Приложения 3
Введение
В настоящее время повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансового состояния: наличия, размещения и использования денежных средств.
Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами.
Главная цель данной работы - исследовать финансовое состояние государственного предприятия Богородского почтамта - филиала УФПС по Нижегородской области, выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
предварительный обзор баланса и анализ его ликвидности;
характеристика имущества предприятия: основных и оборотных средств и их оборачиваемости, выявление проблем;
характеристика источников средств предприятия: собственных и заемных;
оценка финансовой устойчивости;
расчет коэффициентов ликвидности;
анализ прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по улучшению финансово - хозяйственной деятельности.
Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность Богородского Почтамта области за 2004 и 2005 годы, а именно:
бухгалтерский баланс (форма № 1 по ОКУД),
отчет о прибылях и убытках (форма № 2 по ОКУД),
отчет по переводным операциям (форма № 3 Связь)
приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5 по ОКУД)
Объектом исследования является государственное предприятие Богородский Почтамт. Предмет исследования – хозяйственные и финансовые процессы предприятия и конечные результаты его деятельности.
В данной работе проводится анализ финансовой деятельности Почтамта. Это предприятие, которое занимается оказанием услуг почтовой связи населению.
Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую потребителю продукцию и предоставляя услуги с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень рентабельности по разным объективным причинам. К ним относятся и предприятия почтовой связи, получающие ассигнование из бюджета. В стране же, на сегодняшний день, сложилось очень сложное экономическое положение, связанное с отсутствием денег у непосредственных покупателей продукции (услуг), а так же задержками бюджетных дотаций. Основные показатели работы почты напрямую зависят от состояния экономики в стране. Основные виды услуг почтовая связь реализует по тарифам, регулируемым государством. Тарифы, утвержденные Правительством РФ, заложены ниже себестоимости. Существует множество финансовых и других проблем, которые необходимо анализировать для выявления ключевых, и возможности воздействовать на них.
Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую - заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.
1. Особенности бухгалтерского учета в предприятиях почтовой связи
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Организация бухгалтерского учета в УФПС по Нижегородской области основана на следующих нормативно – законодательных документах:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Трудовой кодекс РФ.
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.11.96г № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете”.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98г №34н.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.00г № 94-н (И Положение по бухгалтерскому учету” Учетная политика организации” (ПБУ 1/98) утвержденное приказом Минфина России от 30.12.99г №107н
Положение по бухгалтерскому учету ”Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99) утвержденное приказом Минфина России от 06.07.99г №43н
Положение по бухгалтерскому учету ”Учет материально-производственных запасов” (ПБУ 5/01) утвержденное приказом Минфина России от 09.07.01г №44н
Положение по бухгалтерскому учету ”Учет основных средств” (ПБУ 6/01) утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01г №26н
Положение по бухгалтерскому учету ”Доходы организации” (ПБУ 9/99) утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99г №32н с изменениями от 30.03 01 №27н.
Положение по бухгалтерскому учету ”Расходы организации” (ПБУ 10/99) утвержденное приказом Минфина России от 06.05.99г №33н с изм от 30.03 01№27н.
Положение по бухгалтерскому учету ”Учет нематериальных активов” (ПБУ 14/00) утвержденное приказом Минфина России от 16.10.00г №91н
Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций. Утвержденное Приказом Минфина России от 30.12.93г №160.
Закон РФ” О применении контрольно- кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” от 18.06.93г №5215-1.
Закон РФ” О государственных пособиях гражданам, имеющим детей’’ от 19.05.95 №81-ФЗ (ред. от 10.07.2000)
Порядок ведения кассовых операций организациями федерального управления почтовой связи РФ. Утвержден Генеральным директором федерального управления почтовой связи 11 августа 1995 года. Согласован Первым заместителем Центрального банка России 11 августа 1995 года.
Методические рекомендации "По учету переводных операций в организациях почтовой связи”, 1997 г (ред. от 10.10. 2001г)
Методические рекомендации для разработки учетной политики организаций почтовой связи на 2006 год”
Организация бухгалтерского учета в Управлении федеральной почтовой связи по Нижегородской области и технологии ее реализации
Бухгалтерский учет в Богородском Почтамте организован по децентрализованной форме.
Имеет свои расчетные (текущие), переводные (пенсионные), и другие счета в банках и составляет самостоятельный баланс.
Бухгалтерская отчётность Почтамта, состоит из:
• бухгалтерского баланса (форма №1);
• отчёта о прибылях и убытках (форма №2);
- отчет по переводным операциям (форма№3 Связь)
- отчет о движении денежных средств (форма№4)
- пояснительная записка к балансу
Почтамт ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета (Приложение7).
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации.
Рабочий план счетов с перечнем выбранных счетов синтетического учета и счетов второго порядка (субсчетов) является обязательным приложением к учетной политики организации (Приложение 8).
Внутрипроизводственная отчетность составляется, оформляется и представляется в соответствии с внутренними положениями составления и представления отчетности, а также согласно схемам документооборота.
Согласно Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете от 12.04.2004г № 1,2 под документооборотом понимается движение первичных документов (создание или получение, принятие к учету, обработка, передача в архив).
Система управления документооборотом в организации включает: Положение об отделе бухгалтерского учета и финансов. Должностные инструкции работников отдела бухгалтерского учета и финансов. График документооборота в организации,
-Технология обработки учетной информации,
-Разработка номенклатуры дел и порядка текущего хранения документов.
-Экспертиза ценности документов и подготовка дел к длительному хранению.
Бухгалтерский учет в Почтамте осуществляется отделом бухгалтерского учета и финансов возглавляемым главным бухгалтером и состоящего из 5 бухгалтеров.
Положение об отделе бухгалтерского учета и финансов состоит из следующих разделов:
Общие положения.
Основные задачи.
Функции.
Права и обязанности.
Ответственность.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в Почтамте несет начальник управления, положение об отделе бухгалтерского учета и финансов разработано главным бухгалтером и согласовано с начальником управления. Срок действия утвержденного Положения об отделе бухгалтерского учета и финансов не ограничен. Внесение отдельных изменений в Положение производится в соответствии с приказом начальника управления.
Должностные обязанности сотрудников четко разграничены и состоят из следующих разделов:
Общие положения.
Функции.
Должностные обязанности.
Права.
Ответственность.
Должностные инструкции работников отдела разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются начальником управления.
Все хозяйственные операции, проводимые в Почтамте оформляются оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.
В отделениях почтовой связи первичным документом учета денежных средств, условных ценностей (знаков почтовой оплаты) и товаров является кассовая справка МС 42.
Право составления и подписи кассовой справки после проведения всех кассовых операций в течение рабочего дня имеет
Начальник отделения связи или его заместитель.
Проверка принятых к учету первичных документов осуществляется оператором по проверке кассовых справок в филиале.
Содержащаяся в проверенных и принятых к учету первичных документах информация накапливается и систематизируется в регистрах бухгалтерского учета для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах в виде машинограмм, которые получаются при использовании персональных компьютеров на автоматизированных рабочих местах бухгалтерии. Информация по мере необходимости выводится на бумажные носители.
Формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются с учетом рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации при соблюдении общих методических принципов бухгалтерского учета.
В соответствии с Положением о документах и документообороте
График документооборота организует главный бухгалтер.
График документооборота содержит следующие разделы:
1.Порядок создания документа:
1.1. Ответственный за оформление,
1.2. Ответственный за исполнение,
1.3.Количество экземпляров,
1.4.Срок исполнения.
2.Порядок проверки документа:
2.1. Ответственный за проверку,
2.2 .Кто представляет,
2.3.Порядок представления
2.4.Срок представления
3.Порядок обработки документа:
3.1. Исполнитель,
3.2.Срок исполнения;
4. Порядок передачи документа в архив:
4.1.Исполнитель,
4.2.Срок передачи.
Контроль за соблюдением графика документооборота осуществляет главный бухгалтер. Он несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
Общая схема графика документооборота
Классификатором и планом распределения документов после их исполнения в дела служит разработанная в Почтамте номенклатура дел.
Номенклатура дел разработана в каждом отделе и охватывает все документы создаваемые и исполняемые в процессе работы. Номенклатуры дел отделов объединяются в сводную номенклатуру дел всей организации.
Принципы формирования дел бухгалтерского архива:
Первичные документы хранятся отдельно от регистров бухгалтерского учета;
Каждая партия первичных документов за текущий месяц, относящаяся к одному счету комплектуется в хронологическом порядке и сопровождается справкой для архива, в которой указываются месяц и год, синтетический счет, номера документов (с № по № включительно) и количество листов;
Кассовые документы, авансовые отчеты, выписки банка с относящимися к ним документами, счета –фактуры и другие документы должны быть подобраны в хронологическом порядке и по окончании текущего месяца переплетены.
Документы скомпонованы по утвержденным госахивом срокам хранения документов от 5 до 75 лет.
Документы с разными сроками хранения не могут быть помещены в одно дело.
Ответственность за организацию хранения бухгалтерских документов несет начальник управления.
Рабочий план счетов, документы учетной политики, бухгалтерские программы должны храниться не менее пяти лет после года в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности.
Расположение дел в номенклатуре закрепляется индексацией дел, условным обозначением каждого дела. Индекс каждого дела включает в себя номер бухгалтерии и порядковый номер дела в отделе бухгалтерского учета и финансов.
Номенклатура дел рассматривается экспертной комиссией УФПС, согласовывается с архивом и утверждается начальником управления.
Завершающим этапом работы с бухгалтерскими документами является подготовка дел к длительному хранению.
После окончания текущего календарного года документы хранятся в течении года в бухгалтерии. По окончании этого срока документы сдаются в архив Почтамта.
Экспертиза ценности документов при сдаче их в архив Почтамта с целью длительного хранения проводится экспертной комиссией, действующей постоянно, в состав которой входит главный бухгалтер.
1.2 Особенности бухгалтерского учета переводных операций
В почтовой связи к переводным операциям относятся несколько видов услуг связи, предоставляемых клиентам, а также некоторые виды внутриведомственных расчетов, а именно: прием переводов от граждан, предприятий и организаций;
- прием торговой выручки от всех организаций и предприятий торговли;
- доставка на дом пенсий, пособий;
- расчеты с отделениями банков по инкассированным денежным суммам и подкреплением наличности;
- услуги по приему платы за пользование электроэнергией от населения в сельской местности, плата за коммунальные и прочие услуги.
Переводные средства – это денежные средства, поступающие в организации связи в результате осуществления переводных операций. Для зачисления переводных средств в отделении обслуживающего банка открывается переводной счет , к которому рекомендуется открывать два субсчета:
- счет по переводным операциям;
- пенсионный счет.
Выделение пенсионного счета на отдельном субсчете объясняется целевым назначением поступающих денежных средств для выплаты пенсий и пособий от разных источников финансирования.
Операции по переводному и пенсионному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок банка по этим счетам и приложенных к ним денежно- расчетных документов. Организации связи обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с обслуживающими банками для зачисления на счет по переводным операциям, а для возвращения излишне перечисленных сумм от финансирующих выплату пенсий и пособий органов – на пенсионный счет.
Денежная наличность, поступившая в кассы организаций связи, может расходоваться на оплату денежных переводов, выплату пенсий и пособий, высылку подкреплений денежной наличности в отделения связи.
Организации связи по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать денежную наличность на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, оплату командировочных расходов, приобретение на автозаправочных станциях за наличный расчет горюче-смазочных материалов для производственных нужд, на хозяйственные нужды, соблюдая установленный предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, при условии предварительного оформления в обслуживающем банке перечисления соответствующих сумм с расчетного счета организации на счет по переводным операциям.
Огромные обороты переводных сумм требуют осуществления строжайшего и систематического контроля денежных операций и денежного обращения по сети. Система последующего контроля организована в Центре автоматизированного оперативно-технического управления связью (ЦАОТУС), в котором осуществляется документальный контроль приема и оплаты переводов на основе оперативной и бухгалтерской отчетности организаций связи. Кроме того на ЦАОТУС возлагаются документальные ревизии переводных операций в организациях связи.
Переводные средства в зависимости от целевого назначения и присущего им характера учитывается отдельно.
Для раздельного учета денежных средств, составляющих полный комплект переводных сумм, в бухгалтерском учете организаций почтовой связи предусмотрены следующие счета:
-50.1 касса,
-55 специальные счета в банках,
-50.6 денежные документы,
-57 переводы в пути,
-76.1,76.2,76.3 расчеты организаций связи с клиентурой по переводным операциям,
-76.5 расчеты с разными дебиторами и кредиторами,
-79 внутриведомственные расчеты,
-76.22 расчеты по претензиям.
Средства по переводным операциям не принадлежат организации и выступают в форме расчетов и денежных средств. Расчеты по переводным операциям, отражаемые в пассиве исходного баланса, не являются собственными, заемными или привлеченными источниками. Они представляют собой наложенные на финансы собственно организации почтовой связи транзитные средства или источники и проходят через организации связи, не сливаясь с ее финансовой системой.
Организациям почтовой связи принадлежат только доходы за выполнение работ (услуг), относящихся к переводным операциям.
Состояние расчетов с клиентурой по переводным операциям отражается в приложении к балансу форме №3-связь ’’Отчет по переводным операциям’’
Счета, используемые при ведении бухгалтерского учета переводных операций в организациях почтовой связи
Порядок учета переводных сумм
Учет переводных операций осуществляется на следующих счетах:
Cчет 50 ‘Касса’.
Субсчет 50.1 ‘Касса структурной единицы (организации) связи’. Это субсчет, на котором учитываются все денежные средства (наличные деньги и денежные документы), поступающие по всем видам операций в течение рабочего дня в кассы структурной единицы (организации) связи, а также движение их. Контрольным регистром этих сумм является кассовая книга КО-4,записи в которую проводятся ежедневно на основании первичных денежных документов. На суммы , поступившие в кассу этот счет дебетуются ,а суммы , выданные из кассы –кредитуется. Поскольку на этом субсчете учитываются денежные средства, он по экономическому содержанию является активным. Это значит, что остаток (сальдо) может быть на нем только дебетовым. Обобщение данных кассы организации связи по кредитовому признаку проводится в журнале-ордере №1, а по дебетовому признаку – в ведомостях № 1 и 2.
Денежная наличность, сданная структурной единицей организации связи на свой расчетный или переводный счет в учреждении банка в конце месяца и зачисленная банком в начале следующего месяца, должна быть списана со счета 50 и записана в отчетном месяце на счет 50.2 и записывается в дебет того счета, на который она зачислена.
Субсчет 50.2 ’Касса отделения связи’
На этом субсчете в филиалах и на почтамтах ведется учет наличия и движения денежных средств, находящихся в кассах отделений почтовой связи. Отделения почтовой связи ведут учет наличия денег и денежных документов в дневнике формы 130, в котором они отражаются в приходной или расходной частях ежедневно. Основанием для записи служат первичные документы. Контроль за наличием средств и движением их осуществляется на основании записей в дневнике формы 130 , который по своему значению является денежным отчетом в получении и расходовании средств, в течение календарного месяца. На суммы, поступившие в кассы отделений связи, этот субсчет дебетуется, на суммы израсходованные из кассы субсчет кредитуется. Субсчет активный. Остаток на нем может быть только дебетовым. Обобщение субсчета 50.2 по кредитовому признаку ведется в журнале –ордере №2,по дебетовому – в ведомости №3.(......)