Центральный Дом Знаний - Реферат про Марка Аврелия

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 852



Реферат про Марка Аврелия

Главные идеи
1. Вселенная управляется разумом , который есть Бог 2. В разумно устроенной вселенной все , что случается , является не только необходимым , но и благим . 3. Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом . 4. Хотя действия индивида причинно обусловленны , он достигает свободы , действуя разумно. 5. Дурные поступки других не причиняют нам вреда ; скорее нам вредят наши мнения об этих поступках. 6. Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства. 7. Разумный индивидуум не должен бояться смерти , так как она естественное событие жизни. Введение Огромное место занимала философия в культурном обиходе Римской империи. Она должна была как бы заменить ту "древнюю доблесть” , которая считалась достоянием исконного нравственного уклада , но которая , по общему признанью , могла сохраниться лишь при безвозвратно утраченной простоте и элементарности жизни. Философии предназначалось руководство нравственной жизнью отдельного человека и целого общества ; с другой стороны , она выполняла как бы функции религии , сама отделяясь от последней все менее и менее явственной чертой. Поскольку религия продолжала охранять и освящать данный государственный порядок , она сосредоточивалась в культе императоров - здесь рядом с личным облаготворением , имевшим столько образцов в греческом мире , содержался апофеоз государства. За пределом этого политического исповеданья оставалась область возрастающего религиозного синкретизма : греко-римский пантеон постоянно заслонялся восточными образами , и культ населения империи , начиная с Рима , как нельзя более отражал ее этнографическую и культурную пестроту. Основная часть Величайшим почитателем и поклонником Эпиктета был Марк Аврелий , последний значительный римский стоик , философия которого может рассматриваться как последнее завершение античного стоицизма и одновременно его полный внутренний распад. Марк Аврелий родился в Риме в богатой патрицианской семье. Марк Анний Вер , ставший впоследствии , после того как Антонин усыновил его , Марком Аврелием Антонином , родился в 121 году. Его отец умер в весьма юном возрасте , и главная забота о воспитании Марка пала на его деда Анния Вера , который был дважды консулом и , по-видимому , пользовался расположением императора Адриана , состоявшего с ним в отдаленном родстве. Автор "Размышлений” был всегда проникнут чувством благодарности к людям , которым он считал себя обязанным. Марк получил домашнее образование и еще в детстве подпал под влияние своего учителя - стоика . Марк влюбился в стоическую философию и оставался ее приверженцем до конца своих дней . Его необыкновенные способности были вскоре замечены , и правящий император Антонин Пий , полагая , что жить ему осталось недолго , усыновил приходящегося ему племянником Марка , дал ему родовое имя Антонин и стал готовить приемного сына принять бразды правления в свои руки . Однако Антонин прожил дольше , чем ожидалось , так что Марк встал во главе державы только в 161 году . Для Марка Аврелия переход к императорской власти не представлял чего- нибудь особенного , не являлся переломом в его внутренней и даже внешней жизни. Он не эахотел быть даже единоличным правителем и взял в сотоварищи своего приемного кбрата Луция Вера , также получившего титул Августа. Последний , однако , при своем бездеятельном и распущенном характере не оказывал императору никакой помощи и нередко оказывался существенной помехой в делах ; впрочем , и к нему Марк Аврелий относился со своим обычным неистощимым терпением и снисходительностью. За девятнадцать лет царствования Марка империи довелось перенести немало испытаний . Стихийные бедствия , эпидемия , нагрянувшая с Востока и унесшая множество жизней , постоянные военные столкновения , главным образом с варварскими племенами , угрожавшими границам римской территории , особенно вдоль берегов Дуная . Почти половину своего правления Марк провел на передовой вместе с воинами , и отдельные части "Размышлений” писались в походной палатке , вероятно , ночью , когда остальное войско вкушало сон . Марк Аврелий был стоиком. Следовательно , для понимания его философии необходимо иметь некоторое представление о стоическом учении. Стоицизм был одной из ведущих философских школ эллинистического и римского периодов. Хотя его предтечами были ранние философы - особенно Гераклит и Сократ , - как отдельное философское течение он сформировался около 300 г. до н.э., когда в Афины прибыл с Кипра Зенон (ок.336 - 264 гг . до н.э. ) и начал учить в Стое , или крытой рыночной площади. Зенон и его преемники развили целостную философскую систему , включившую в себя эпистемологию , метафизику , логику , этику , политическую философию религии. Сердцевиной этой системы был метафизический материализм , который , не будучи столь интеллектуально изощрен , как атомизм Демокрита , все же позволил стоикам описывать вселенную как чисто природную целостность , функционирующую сообразно закону , и тем самым найти онтологическую нишу для Бога. Хотя с логической точки зрения такое сочетание было не слишком жизнеспособно , оно предоставило стоикам структуру , вокруг которой строилась вся стоическая философия. Стоицизм пришел в Рим вскоре после того , как в середине второго века до н.э. римское оружие покорило Грецию. В период ранней империи он играл ведущую роль в умственной жизни Рима. Двумя важнейшими римскими стоиками стали император Марк Аврелий ( 121 - 180 гг. н.э. ) и раб Эпиктет ( ок. 50 - ок. 125 гг. н.э. ) . Стоики не смотря на целый ряд своих созвучных христианству идей, оставались язычниками , например Марк Аврелий , хотя и "по долгу службы”, все-таки и организовал гонение на христиан. Но это родство не следует и игнорировать. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний , а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма закончилась и история христианства началась. Переворот , совершенный стоиками в философии, можно назвать, если воспользоваться современным термином, "экзистенциальным”: чем безразличнее становится становился стоический мудрец к окружающему его миру ( в том числе и к социальному), тем сильнее он проникал в сокровенные глубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую воеленную ранее совершенно ему неведомую и недоступную. В "Размышлениях Марка Аврелия достигнута, по-видимому, предельная глубина самосознания и восповедальности, доступные античному человеку. Без этого открытия "внутреннего мира” человека ("внутреннего человека”, по терминологии Нового Завета) , совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа христианства. Поэтому римский стоицизм можно назвать , в определенном смысле, рассматривать как "подготовительную школу” христианства, а самих стоиков - как ” исктелей Бога ”. "Размышления" К произведениям подобным "Размышлениям” нужно относится с крайней осторожностью. Но у Марка Аврелия философия не расходится с текущей работой , и опыт императора ни в чем не опровергает самых продуманных и прочувствованных его мыслей. Важно не то , что Марк Аврелии окружил себя философами риторами , что он сделал государственными людьми своих старых наставников , что среди консулов и проконсулов его царствовании мы находим Ирода Аттика , Фронтона , Юлия Рустика , Клавдия Севера , Прокула . Важнее, что в его собственном сознании между философией и жизненной практикой не существует никакого антагонизма. Тезис гласящий , что философское исповедание может ни к чему не обязывать , представился бы ему чудовищным. В этом смысле Марк Аврелии скорее может напоминать о деятелях средневековой теократии , для которых temporalia отнюдь не должны расходиться со spiritualia. Известно , какие неразрешимые конфликты возникали на этой почве между убежденными требованиями церкви и инстинктом самосохранения у светского государства. "Размышления” не назовешь обычным философским трактатом. Скорее это сочетание интеллектуальной автбиогра и серии овещеваний , обращенных автором к самому себе и указывающих , как должно действовать не только в повседневных делах , но и в жизни в целом. И , действительно , заглавие , которое дал Марк своему соченению , - Не "Размышления” , но греческая фраза , которую можно перевести как " мысли , обращенные к самому себе " . Так как "Размышления” обращались к самому автору и , по - видимому , не предназначались к обнародованию , им не достает завершенности правильного философского трактата . Мысли зачастую фрагментальны , грешат самоповторами , а весь том сочинения - чрезвычайно личный . В итоге порой трудно понять , что хочет сказать автор , или проследить за линией аргументации , приводящей его к тому или иному выводу. Тем не менее "Размышления” содержат философское учение , которое является Аврелиевским изводом стоицизма . "Размышления” Марка разделяются на книги и главы - но их порядок чисто внешний . Некоторым единством обладает лишь первая книга , где Марк Аврелий вспоминает своих родных , наставников и близких людей и объясняет , чем он им обязан , заканчивая перечислением всего того , чем он обязан богам. Мы имеем своеобразный дневник - не внешних событий, а мыслей и настроений, более важных в глазах автора , чем внешние события. Можно сказать, что "Размышления” представляют полную противоположность другой книге , которая также писалась среди военных тревог - Комментариям о галльской войне Юлия Цезаря. Здесь заботливо устранено всякое проникновение в глубь душевных переживаний , весь интерес также исключительно поглощен объективным миром , как у Марка Аврелия миром субъективным. Марк Аврелий обращался лишь к самому себе - он хотел закрепить переживания , которые могли служить моральной поддержкой и побуждением. Никогда не думал он этими строками влиять на других или исправлять их. Отсюда глубокая искренность , которая интуитивно воспринимается всяким читателем "Размышлений” и которой так не достает многим автобиографиям и исповедям , отсюда и непринужденность формы : Марк Аврелий не искал ее , как не ищут , делая отметки на полях книги. Нет риторических забот , но выражение всегда точно и ясно передает не только мысль , но и окружающий ее душевный фон. Отсутствию внешнего плана соответствует и в содержании отсутсвие чего- нибудь напоминающего философскую систему. Весьма часто в тексте мы встречаем слово , которое постоянно напоминает насколько существенны для каждого человека эти руководящие им начала. Как далеко , однако , это греческое слово от современного придаваемого ему значения ; догматизм совершенно чужд Марку Аврелию это черта , бросающаяся в глаза сразу. Нет ничего ошибочнее в этом смысле видеть в нем догматического последователя стоицизма. Прежде всего прочность моральных истин не связана для него с тем или другим представлением о мире. У него нет определенной космологии - хотя бы той , которую выработал стоицизм. Он склоняется к этой последней в ее общих чертах , но достоверность ее нигде не стоит для него вровень с достоверностью нравственных начал , к которым обращается человек. Дело не только в том, что интерес Марка Авррелияс сосредоточен на этих последних , как это вообще мы наблюдаем в позднейшем стоицизме , и не только в его сомнениях относительно возможности постигнуть физическую истину ; для него , если даже правы не стоики , а эпикурейцы , и , если миром управляет нс единый закон , а самый случай , если все сводится к игре атомов , побуждения человека к добру этим не устраняются и привязанность к миру не усиливается. Эта мысль повторяется чрезвычайно часто. Поэтому , когда в "Размышлениях” мы читаем , что человеческому телу свойственны элементы , огненные , воздушные , водяные и земляные , автор пользуется лишь распространенной гипотезой , не возводя ее на степень категорической истины. Это отсутствие догматизма освобождает от сектанского духа , от преувеличенною прославленья одной философской школы за счет других. Когда Марк Аврелий находит родственные ему мысли у Эпикура , ои не боится их брать , не боится и признагь в представителе гедонистической философии мудрого учителя жизни . Догматизм религиозный присущ "Размышлениям” не в большей мере , чем догматизм философский. Ни один не может притязать на исключительное право раскрытия людям божественнои тайны. Одно представлялось Марку Аврелию несомненным : наличность в мире божества ; атеизм противоразумен. Но что представляют эти боги , являются ли они лишь аспектами созидающего разума о котором учили стоики и на который часто ссылается Марк Аврелий? Несомненно, мы найдем у него тенденцию к монотеизму. Если мир един , то един наполняющий его бог , един и общин закон , едина и истина. Учение о посредниках между божеством и человеком , та демонология , которая так принялась на почве религиозно философского синкретизма , остается ему чуждой. Общение человека с божеством осуществляется прежде всего самопознанием , а затем и молитвой. По-видимому , для Марка Аврелия первое можег заменять второе : молитвы есть ее лишь словесное выражение внутреннего чувства , и как таковое она должна быть проста и свободна наподобии приводимой им молитвы афинян о дожде . Место человека в мире изображается в "Размышлениях” в двух как бы противоположных аспектах. С одной стороны , постоянно возвращаются напоминания о всей эфемерности человеческой жизни. Земля есть лишь точка в бесконечном пространстве , Европа и Азия лишь уголки мира , человек - ничтожный миг времени. Огромное большинство исчеэаег из памяти окружающих ; лишь некоторые превращались в мифы , но и эти мифы обречены на забвение. Нет более суетной заботы , чем забота о посмертной славе. Реален лишь настоящий миг - но что он значит перед лицом бесконечности в прошлом и бесконечности в будущем? И все-таки человеческий дух есть высшее , что мы находим в мире ; по образцу его мы прсдставляем душу целого. Человек не есть его поступки ; вся его ценность лежит в его душе. И опять - таки Марк Аврелий и здесь остается чуждым какому-либо антропологическому догматизму ; нельзя признать за последний указание , что человеку присущи три элемента : телесный , жизненный и разумный или что душе присуща сферичес кая форма. Господствующий мотив Марка Аврелия и здесь чисто этический. Человек есть частица мира; его поведение входит в общий план судьбы или промысла. Самое чувство гнева должно падать , когда мы вспомним , что порочный не мог действовать вопреки своей природе. Но это не значит , чтобы у человека была отнята всякая свобода и с него снята всякая ответственность. Марк Аврелий подошел к великой философской проблеме необходимости и свободы , разрешить которую в пределах стоического детерминизма ; он , естественно , не был в состоянии. Его понимание этики осталось слишком интеллектуалистическим. Грех — в основе заблужденье и незнанье. И в глазах Марка Аврелия, не по своему выбору , но всегда вопреки себе человеческая душа лишается истины - равным образом справедливости и , благополучия , кротости. Как всегда в интеллектуалистической этике , проблема зла лишается своей трагической безвыходности , и нет необходимости в искуплении , которое превышало бы человеческие силы. С другой стороны , фатализм Марка Аврелия совершенно свободен от той беспощадности в оценке заблуждающихся и погрешающих , которая так часто вырабатывается на почве религиозной веры в предопределение - хотя бы в кальвинизме. Марк Аврелий никогда не был другом христиан. Единственное место в его "Размышлениях” , где упоминается о христианах , показывает , что он оставался холодным перед их готовностью принять мученье и смерть за свое исповедание ; в этой готовности он усматривал даже нечто суетное и театральное. Возможно , ввиду более практического подхода к жизни римские стоики сосредотачивали свое внимание на запутанных проблемах логики и метафизики меньше , чем их греческие предшественники . Вместо этого они чаще всего принимали основопологающую структуру стоицизма в том виде , в каком она дошла до них , и посвящали себя этической и социальной стороне стоической философии . Это полностью относится к Марку , как и к жившему за век до него Эпиктету . Кроме того , Марка весьма интересовала религия , и "Размышления” сплошь усеяны пассажами , подчеркивающими теологические аспекты стоической онтологии . Чтобы понять стоицизм Марка во всей его целостности , необходимо отправляться от его метафизики . Здесь он в целом ортодоксален : вселенная - это материальный организм , состоящий из четырех основных элементов . Все случающееся причинно обусловлено , поэтому в мире нет места случайности . Другим способом выразить ту же мысль , на котором делает акцент Марк , является утверждение , что вселенная управляется законом и порядок вещей есть манифестация разума . Из этого , по мысли Марка , следует , что существующий правящий вселенной разумный законодатель , или Бог. Однако , в отличии от иудее - христианской традиции , Марк понимает Бога не как трансцендентное существо , вступающее в личные взаимоотношения с человечеством . Бог , согласно Марку , - это скорее имманентный разум , определяющий ход всемирной истории . Поскольку вселенная целиком и полностью разумна , постольку , заключает Марк , она является также и благой . Таким образом , полагать , будто нечто , случающееся в естественном порядке вещей , есть зло , значит совершать фундаментальную ошибку . Следовательно , стержнем учения Марка является некая разновидность космического оптимизма .

Стоицизм Марка Аврелия

Марк Аврелий занимается исключительно этическими проблемами и очень
далек от всякой логики, физики и диалектики. Ведь задача заключается не в
исследовании земных и подземных глубин , но в общении с внутренним демоном
и честном служении ему.
Философия Марка Аврелия возникла из чувства полной беспомощности , слабости
, ничтожества и покинутости человека , доходящей до совершенного отчаяния и
безысходности. Марк Аврелий дает прямо-таки классические выражения этому
чувству: "Время человеческой жизни - миг ; ее сущность - вечное течение ;
ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба
- загадочна; слава — недостоверна. Одним словом, все относящееся к телу
подобно потоку, относящееся к душе - сновидению и дыму. Жизнь - борьба и
странствие по чужбине ; посмертная слава — забвение” . Таких мест у Марка
Авреяия можно найти множество. Сознание собственной слабости, беспомощности
и ничтожества проявляются у императора Марка Аврелия.
 Соответственно этому обостренному чувству тоски и отчаяния Марка
Аврелия в невероятной степени возрастает обращение к божеству , вера в
божественное откровение, вообще значение религиозною элемента в философии.
 Марк Аврелий поощрял и официальный культ, тщательно выполнял все свои
жреческие обязанности и усердно участвовал в языческих богослужениях. Но у
Марка Аврелия дело никоим образом нс ограничивается этой чисто формальной и
гражданской религией. Очень напряженные, очень интимные , очень нервные
отношения к божеству. Из всего этого хаоса и смятения , невероятного
ничтожества и беспомощности человеческой личности есть , по Марку Аврелию,
лишь один выход: обращение к божеству , внутреннее , интимное общение с
ним, отрешение от всего внешнего , погружение в собственную душу. Марк
Аврелий требует не просто стоической апатии и нравственного очищения речь
идет не просто, как у древних стоиков , о том , что мудрец не должен
волноваться ничем внешним, но о том , что все внешнее вообще не должно
существовать для души и соприкасаться с ней. У Марка Аврелия еще нет
сверхумного погружения в божественную сущность, но само это приближение
говорит о необычайном возрастании роли религиозного у поздних стоиков.
 В антропологии Марка Аврелия много моментов, сближающих его с
платонизмом и закономерно включающих в ряд представителей стоического
платонизма. Человек состоит из трех частей: грубой материи , или тела ;
более тонкой материи , или жизненной силы , и третьей , нетелесной
сущности - разума или духа , который и есть собственное Я человека.
 
  [продолжение]
Loading

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей