Центральный Дом Знаний - Экзаменационные изложения для 9 класса

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Экзаменационные изложения для 9 класса

Экзаменационные изложения для 9 класса

  

 

 

Скачать полностью

  1. О А. А. Ахматовой из статьи «Анна Ахматова» (Чуковский)

2. О А. И. Куприне из кн. «В поисках пропавших рукописей» (Челышев)

3. О А. П. Чехове из кн. «Москва и москвичи» (Гиляровский)

4. О А. Саврасове из кн. «Саврасов» (Добровольский)

5. О А.С.Пушкине «Записки о Пушкине» (Пущин)

6. О Байкале из кн. «Голубые очи планеты» (Муранов)

7. О Биме из кн. «Белый Бим Черное Ухо» (Троепольский)

8. О Бородинской битве из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории» (Балязин)

9. О В. Сурикове из кн. «Письма из «Русского музея» (Солоухин)

10. О В. Сурикове из кн. «Твоя палитра» (Каменева)

11. О Горьком - (Ходасевич)

12. О грибах из этюда о природе «Третья охота» (Солоухин)

13. О докторе Янсене из кн. «Летят мои кони...» (Васильев)

14. О животных из рассказа «Жильцы старого дома» (Паустовский)

15. О И. Бутурлине, сподвижнике Петра I из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории» (Балязин)

16. О И. Левитане из кн. «Золотой лес» (Смирнов)

17. О И. Неплюеве и Петре I из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории» (Балязин)

18. О И. Шишкине из кн. «Лицо времени» (Волынский)

19. О Каштанке из кн. «Братья Дуровы» (Таланов)

20. О книгах и чтении из кн. «Летят мои кони...» (Васильев)

21. О колокольном звоне из кн. «Живая Древняя Русь» (Осетров)

22. О кузнице из рассказа «Кузница» (Носов)

23. «О Л. Ландау из кн. «Ландау. Страницы жизни» (Бессараб)

24. О Л. Ландау из кн. «Л. Ландау. Страницы жизни» (Бессараб)

25. О Москве из кн. «Все начинается с детства» (Михалков)

26. О музейной смотрительнице из кн. «Пушкиногорье» (Гейченко)

27. О народном промысле из кн. «Хохлома» (Бедник)

28. О народных промыслах из кн. «Живая Древняя Русь» (Осетров)

29. О П. И. Чайковском из рассказа «Скрипучие половицы» (Паустовский)

30. О П. И. Чайковском из рассказа «Скрипучие половицы» (Паустовский).

31. О П. М. Третьякове из кн. «Лицо времени» (Волынский)

32. О Петре I из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории» (Балязин)

33. О Печорине отрывок из романа «Герой нашего времени» (Лермонтов)

34. О попугаях из кн. «Братья Дуровы» (Таланов)

35. О природе из очерка «Листопад» (Грибов)

36. О природе из рассказа «Прощание с летом» (Паустовский)

37. О С. Есенине из кн. «Страницы жизни» (Рождественский)

38. О С. Рахманинове из кн. «Далекие, близкие» (Седых)

39. О Семке из рассказа «Мастер» (Шукшин)

40. О сенокосе из кн. «Капля росы» (Солоухин)

41. О собаке Запятайке из кн. «Братья Дуровы» (Таланов)

42. О сосне в Михайловском из кн. «Пушкиногорье» (Гейченко)

43. О траве из этюдов о природе «Трава» (Солоухин)

44. О Ф. И. Шаляпине из кн. «Далекие, близкие» (Седых)

45. О Ф. И. Шаляпине из кн. «Страницы жизни» (Рождественский)

46. О Филиппове из кн. «Москва и москвичи» (Гиляровский)

47. О храме Покрова на Нерли из кн. «Живая Древняя Русь» (Осетров)

48. О художниках-самоучках из кн. «Горсть крымской земли» (Паустовский)

49. О художнике и зрителе из кн. «Лицо времени» (Волынский)

50. О Чичикове из поэмы «Мертвые души» (Гоголь)

51. О Чичикове и Собакевиче из поэмы «Мертвые души» (Гоголь)

52. О Ю. Гагарине из кн. «Любимец века» (Обухова)

53. О Я. Брюсе из кн. «1000 занимательных сюжетов из русской истории» (Балязин)

54. Об Икаре и Дедале из кн. «Легенды и мифы Древней Греции» (Кун)

55. Об Орфее и Эвридике из кн. «Мифы Древней Эллады» (Немировский)

56. Об отношении к музыке из кн. «Постскриптум» (Астафьев)

57. Об учителе из кн. «Последний поклон» (Астафьев)

58. «Анна Павлова» из кн. «Огни рампы» (Труханова)

59. «Белый гусь» - (Носов Е.)

60. «Весенний остров» - (Астафьев)

61. «Видение» - (Астафьев)

62. «Голуби» Тургенев

63. «Деревянная сказка» из кн. «Живая Древняя Русь» (Осетров)

64. «Дорога домой» - (Горбовский)

65. «Дурак» - (Тургенев)

66. «Дядя Гиляй» - (Паустовский)

67. «Живое пламя» - (Носов Е.)

68. «И прахом своим...» - (Астафьев)

69. «Исповедь» из кн. «Детство. Отрочество. Юность» (Толстой)

70. «Лапти» - (Бунин)

71. «Легенда о Коломне» из кн. «Занимательная топонимика» (Смолицкая)

72. «Любовь, уважение, знание...» из кн. «Письма о добром и прекрасном» (Лихачев)

73. «Мать» - (Пермитин)

74. «Москвич Пушкин» - (Нагибин)

75. «Музыка» - (Астафьев)

76. «На еловом ручье» - (Казаков)

77. «О милосердии» из очерка «О милосердии» (Гранин)

78. «Первая вилка в Англии» из кн. «Рассказы о простых вещах» (Ильин)

79. «Переводчик» из кн. «Заметки о себе» (Айтматов)

80. «Подвиг Миклухо-Маклая» из кн. «На всех широтах» (Чуковская)

81. «Подвиг художника» из кн. «Твоя палитра» (Каменева)

82. «Полуправда» из кн. «Полусказки» (Кривин)

83. «Приточная трава» - (Паустовский)

84. «Пятерка по нелюбимому предмету» - (Бахревский)

85. «Рассказ о лесорубе...» из кн. «Полусказки» (Кривин)

86. «Рождение музыки» из кн. «Мифы Древней Эллады» (Немировский)

87. «Рождение стиха» из кн. «Горсть крымской земли» (Паустовский)

88. «Святые места» - (Песков)

89. «Стог сена» - (Солоухин)

90. «Твардовский» - (Некрасов)

91. «Учитель» - (Астафьев)

92. «Хозяин» из кн. «Повести и рассказы» (Баныкин)

93. «Цена песенки» из кн. «В лесах счастливой охоты» (Сладкое)

94. «Чистые пруды» - (Нагибин)

95. «Чтобы боль каждого...» - (Астафьев)

96. «Щур» из кн. «Найденов луг» (Соколов-Микитов)

97. «Преступление и наказание» (отрывок) - Достоевский Ф.М.

98. В. Ходасевич - «О Тютчеве»

99. Шолохов - «Поднятая целина» (Ю.А. Дворяшин)

100. Шолохов - «Тихий Дон» (Н.И. Великая)

101. Михаил Шолохов - Судьба человека

102. Михаил Шолохов - Судьба человека

103. Печорин – Лермонтов

104. «Война и мир» - Толстой

 

 

 

 

1. О А. А. Ахматовой из статьи «Анна Ахматова» (Чуковский)


Анну Андреевну я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа, молодого поэта Н. С. Гумилева, который тогда же, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей.
То были годы ее первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два-три года, и в ее глазах, и в осанке, и в ее обращении с людьми наметилась одна главнейшая черта ее личности: величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, к своей высокой писательской миссии.
С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это выходило у нее само собою.
Даже в очереди за керосином и хлебом, даже в поезде, в жестком вагоне, даже в ташкентском трамвае, всякий незнавший ее чувствовал ее «спокойную важность» и относился к ней с особым уважением, хотя держалась она со всеми очень просто и дружественно, на равной ноге.
Замечательна в ее характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко.
Вокруг нее не было никакого комфорта, и я не помню в ее жизни такого периода, когда окружавшая ее обстановка могла бы назваться уютной.
Конечно, она очень ценила красивые вещи и понимала в них толк. Старинные подсвечники, восточные ткани, гравюры, иконы древнего письма и т. д. то и дело появлялись в ее скромном быту, но через несколько недель исчезали.
Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были ее вечными спутниками, и она нередко брала их — то одного, то другого — в дорогу. Остальные книги, побывав у нее, исчезали.
Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или два эта нарядная шаль украсит другие плечи.
И чаще всего она расставалась с такими вещами, которые были нужны ей самой. Как-то в двадцатом году, в пору лютого петроградского голода, ей досталась от какого-то заезжего друга большая и красивая жестянка, полная сверхпитательной, сверхвитаминной «муки», изготовленной в Англии достославною фирмою «Нестле». Одна маленькая чайная ложка этого густого концентрата, разведенного в кипяченой воде, представлялась нашим голодным желудкам недосягаемо-сытным обедом. А вся жестянка казалась дороже бриллиантов. Я от души позавидовал обладательнице такого сокровища.
Было поздно. Гости, вдоволь наговорившись, стали расходиться по домам. Я почему-то замешкался и несколько позже других вышел на темную лестницу. И вдруг — забуду ли я этот порывистый, повелительный жест ее женственно красивой руки? — она выбежала вслед за мною на площадку и сказала обыкновеннейшим голосом, каким говорят «до свидания»:
— Это для вашей— для Мурочки...
И в руках у меня очутилось драгоценное «Нестле».
Напрасно повторял я: «что вы! это никак невозмож» но!., да я ни за что, никогда...» Передо мною захлопнулась дверь, и сколько я ни звонил, не открылась.
Таких случаев я помню немало. (453 слова) (К. И. Чуковский)

Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Ответьте на вопрос: «О каких чертах характера А. Ахматовой вы узнали из данного текста?»
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Ответьте на вопрос: «Какую черту характера А. Ахматовой вы считаете наиболее яркой и почему?»

 

 

2. О А. И. Куприне из кн. «В поисках пропавших рукописей» (Челышев)


Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным — художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один — землемер, другой — грузчик, третий — рыбак, а еще — учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице — писателе Куприне.
Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем ее многообразии?!
Все было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, — говорил Куприн, — встречались люди с самыми неожиданными биографиями — фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».
Когда Александр Иванович решил поступить в рыболовецкую артель, ему устроили экзамен: испытали силу, ловкость. И только потом приняли равноправным членом. О том, что он писатель, никто не догадывался. И Куприн наравне со всеми тянул сети, разгружал баркас, мыл палубу после очередного рейса.
Тяжелый физический труд давал ему разрядку. Писатель страдал, если ему приходилось быть замурованным в четырех стенах кабинета. Так, в 1908 году суд приговорил его «за опорочение представителя правительственной власти» вице-адмирала Чухнина к десятидневному домашнему аресту или денежному штрафу. Куприн согласился на арест. Три дня протомился и затосковал. На пятый стал упрашивать, чтобы оставшиеся дни заменили денежным штрафом!
Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию.
Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося « интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.
Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь — все записывал Куприн в записную книжку. Придет время — и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора.
Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги. (451 слово) (По Б. Д. Челышеву. В поисках пропавших рукописей)

Озаглавьте текст и перескажите его подробно.
Ответьте на вопрос: «Почему Куприн так часто менял профессии?»
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Ответьте на вопрос: «О каких чертах характера писателя свидетельствует данный текст?»

 

 

3. О А. П. Чехове из кн. «Москва и москвичи» (Гиляровский)


В 1885 и 1886 годах я жил с семьей в селе Краско-ве, по Казанской дороге, близ Малаховки. Теперь это густонаселенная дачная местность, а тогда несколько крестьянских домов занимали только служащие железной дороги. В те времена Красково пользовалось еще разбойничьей славой, деля ее с соседней деревней Кирилловкой, принадлежавшей когда-то знаменитой Салтычихе. И из Кирилловки и из Краскова много было выслано крестьян за разбой в Сибирь. Под самым Красковом, на реке Пехорке, над глубоким омутом стояла громадная разрушенная мельница, служившая притоном «удалым добрым молодцам». В этом омуте водилась крупная рыба и, между прочим, огромные налимы, ловить которых ухитрялся только Никита Пантюхин, здешний хромой крестьянин, великий мастер этого дела. На ноге у него много лет была какая-то хроническая рана, которую он лечил, или прикладывая ил из омута и пруда, или засыпая нюхательным табаком. Никита сам делал рыболовные снаряды и, за неимением средств на покупку свинца, употреблял для грузил гайки, которые самым спокойным образом отвинчивал на железнодорожном полотне у рельсов на местах стыка. Что это могло повлечь за собой крушение поезда, ему и на ум не приходило.
Чехов очень интересовался моими рассказами о Краскове и дважды приезжал туда ко мне. Мы подолгу гуляли, осматривали окрестности, заглохшие пруды в старом парке. Об одном пруде, между прочим, ходило предание, что он образовался на месте церкви, провалившейся во время венчания вместе с духовенством и брачащимися. Антон Павлович записал это предание. И вот на берегу этого самого пруда в зарослях парка мы встретили Никиту. Он ловил карасей и мазал илом свою ногу. Антон Павлович осмотрел ногу и прописал какую-то мазь; я ее привез, но Никита отказался употреблять лекарство и заявил:
— Зря деньги не плати, а что мазь эта стоит — лучше мне отдавай деньгами либо табаку нюхательного купи.
Рассказал я Чехову, как Никита гайки отвинчивает, и Антон Павлович долго разговаривал с ним, записывая некоторые выражения. Между прочим, Никита рассказывал, как его за эти гайки водили к уряднику, но все обошлось благополучно.
Антон Павлович старался объяснить Никите, что отвинчивать гайки нельзя, что от этого может произойти крушение, но Никите это было совершенно непонятно. Он только пожимал в ответ плечами и спокойно возражал:
— Нешто я все гайки-то отвинчиваю? В одном месте одну, в другом — другую... Нешто мы не понимаем, что льзя, что нельзя?
Никита произвел на Чехова сильное впечатление. Из этой встречи впоследствии и родился рассказ «Злоумышленник». В него вошли и подлинные выражения Никиты, занесенные Чеховым в его знаменитую записную книжку.
(388 слов) (Б. А. Гиляровский)

Озаглавьте текст и перескажите его (подробно или сжато).Ответьте на вопрос: «Какова тема данного рассказа?»
Ответьте на вопрос: «Почему Никита произвел на А. Чехова сильное впечатление?»

 

 

4. О А. Саврасове из кн. «Саврасов» (Добровольский)


Саврасову хотелось работать, писать новые этюды» новые картины. После некоторых размышлений он решил поехать в какую-нибудь деревеньку на севере Костромской губернии. Он быстро собрался, отобрал масляные краски, приготовил этюдник и отправился в санях по почтовому тракту.
Вдосталь наезженная дорога темнела среди покрытых снегом полей. Снежный покров был сероват, похож на грубый домотканый холст. Уныло-однообразными казались эти поля и эта дорога, вся в рыхлом, грязноватом снегу. Но зато как легко и свободно дышалось весенним воздухом! Пахло тающим снегом, землей. Пегая кобыла тащила сани по почтовому тракту среди еще по-зимнему печальных полей.
Извозчик, тощий мужичок с редкой, похожей на куриный пух бородой, поинтересовался:
— Что, барин, по служебной надобности едешь? Или в гости, проведать кого?
— Я художник, — ответил Алексей Кондратьевич, — еду писать картины...
— А что на них будет, на этих картинах-то?
— Да вот весну хочу показать: как снег тает, как птицы гнезда вьют, как небо становится будто синька...
— А для чего, барин? Это нам и так известно. Привыкли... Хоть и весна, ну и что ж... Обычное дело. За весной — лето... Ты лучше бы что-нибудь похлеще, позаковыристей нарисовал, чтобы удивление взяло... Что-нибудь такое необнакновенное... Вот тогда другой разговор...
Алексей Кондратьевич остановился в селе Молви-тине. Довольно большое село со старинной церковью на окраине. Глухомань порядочная. Говорят, Иван Сусанин родом из здешних мест. Село как село, сколько таких в России! Потемневшие от времени избы, крестьянские дворы. С крыш свисают длинные сосульки. Деревья с мокрыми стволами. Кажется, все отсырело: деревья, бревна изб, заборы. Слышно, как где-то кричат птицы, должно быть грачи. Им пора прилететь. Уже прошел день Герасима-грачевника, когда они обычно появляются.
Да, вот их сколько на березах, возле церкви, на краю села. Они сидят, слегка покачиваясь, на тонких ветках, устроились в черных крупных гнездах, летают над землей и ходят неторопливо, с достоинством по осевшему снегу.
Эти березы, молодые еще, но неказистые, некрасивые, искривленные, голые, стоят в снегу, отбрасывая на него узкие тени, и в лужах, заполненных снежным крошевом. Они у низенького забора, за которым на церковном участке видны какие-то строения, дома и сараи, и над ними возвышается церковь и колокольня. Село здесь кончалось, и уходили вдаль ровные серые поля с темными прогалинами обнажившейся земли.
Церковь Воскресения была построена в конце XVIII века. Колокольня со встроенными кокошниками у основания остроконечного шатра. Белый храм с пятью небольшими куполами.
Саврасов пришел сюда, на окраину села Молвитина, чтобы посмотреть вблизи на старую церковь. Пришел и остался надолго. То ощущение весны, которым он жил все эти дни, когда ехал в санях по оттаявшей дороге, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь, у околицы обычного, неприметного русского села, приобрело особую остроту и силу. Он увидел здесь то, чего ждал, что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст.
(434 слова) (По О. М. Добровольскому. Саврасов)

Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Выскажите свое мнение о предмете спора Саврасова с извозчиком.
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Ответьте на вопрос: «Какая картина была создана художником в селе Молвитине?» Напишите о своем отношении к ней.

 

 

5. О А.С.Пушкине «Записки о Пушкине» (Пущин)


Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо — править не нужно. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора...
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим! Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке.
Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один — почти голый, другой — весь забросанный снегом. Наконец, пробила слеза — мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, — чуть не задушил ее в объятиях.
Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев.
Я между тем приглядывался, где бы умыться... Кой-как все это тут же уладили, копошась среди отрывистых вопросов: что? как? где? Наконец, помаленьку прибрались; мы уселись с трубками. Беседа пошла привольнее; многое надо было рассказать, о многом расспросить друг друга!
Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом слове, в каждом воспоминании: им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.
...Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что читающая наша публика благодарит его за всякий литературный подарок, что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья помнят и любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание.
Он терпеливо выслушал меня и сказал, что несколько примирился в эти четыре месяца с новым своим бытом, вначале очень для него тягостным; что тут хотя невольно, но все-таки отдыхает от прежнего шума и волнения; с Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно. (434 слова) (По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)

Озаглавьте текст и перескажите его подробно от первого лица.
Ответьте на вопрос: «Какое значение имела эта встреча для А. С. Пушкина?»
Озаглавьте текст и перескажите его сжато от третьего лица.
Расскажите об одном из стихотворений А. С. Пушкина, посвященных дружбе.

 

 

6. О Байкале из кн. «Голубые очи планеты» (Муранов)


Много есть озер на свете — больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но еще и нечто такое, что внушает уважение, подчеркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озер земного шара.
О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.
Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.
Было у Байкала 336 сыновей. В черном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.
То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.
Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал ее в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.
Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.
Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Все дальше убегала Ангара от разъяренного отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
Разбушевавшийся старик все кидал и кидал вслед беглянке обломки скал. Но чайки кричали каждый раз: «Обернись, Ангара, обернись!» И девушка ловко уклонялась от смертоносных отцовских посланцев.
Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студеному морю.
Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала — это притоки озера, большие и малые реки,
собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.
Вытекает же из озера река Ангара — могучая, полноводная артерия, неустанно обновляющая озерные воды. Ширина потока около километра. Это про нее говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала!»
(432 слова) (По А. П. Муранову. Голубые очи планеты)

Озаглавьте текст и перескажите его подробно. Сформулируйте главную мысль текста, определите его стиль. Докажите свою точку зрения.
Озаглавьте текст и перескажите его сжато. Известны ли вам легенды о городах, реках, озерах и т. д.? Расскажите одну из них.(.......)


 


Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24