В этой прграмме стек реализуется с помощью рекурсии. Рассмотрим порядок нахождения путей на примере. Пусть имеется граф (......)
и требуется перечислить пути из вершины 1 в вершину 4. В процессе поиска в стеке будут находиться следующие номера вершин:
1;
1,3;
1,3,2;
1,3,2,4;
1,3,2;
1,3,2,5;
1,3,2,5,4;
1,3,2,5;
1,3,2;
1,3,4;
1,3;
1,3,6;
1,3;
1;
1,4;
1;
.
Последовательность обхода вершин графа можно представить деревом (......)
Корнем дерева является начальная вершина, а листьями – конечная вершина либо тупиковые вершины, из которых нет продолжения пути без циклов. Последовательность нахождения путей соответствует обходу дерева в порядке сверху вниз.
4.4. Поиск путей на графе в ширину
При поиске в глубину короткие по числу звеньев пути могут находиться далеко не в первую очередь. Так самым коротким в рассмотренном примере является прямой путь из 1 в 4, но этот путь находится последним.
Поиск в ширину заключается в том, что пути просматриваются по возрастанию числа дуг. Это соответствует проходу описанного дерева по уровням. В приведенном примере пути будут найдены в порядке
1,4;
1,3,4;
1,3,2,4;
1,3,2,5,4.
Поиск в ширину реализуется сложнее. Требуется помнить не один текущий путь, а все пути, способные привести к цели. Это можно обеспечить с помощью дерева, строящегося по уровням.
4.5. Алгоритмы поиска кратчайших путей Дейкстры и Флойда
Обычно в практических задачах длина пути измеряется не числом дуг, а их суммарной длиной. Термин длина носит обобщенный смысл. Синонимами этого термина являются расстояние, вес, стоимость дуг, причем могут рассматриваться и отрицательные значения.
Рассмотрим два алгоритма поиска кратчайших путей между вершинами: Дейкстры и Флойда. Будем считать, что длина дуги из вершины Vi в вершину Vj задана элементом матрицы aij, причем aii=0 и aij =, если дуга из вершины Vi в вершину Vj отсутствует.
В алгоритме Дейкстры находится кратчайший путь из вершины S в вершину T. Вершинам присваиваются временные и окончательные метки, которые будем обозначать соответственно буквами C и D с индексами вершин.
Вершине S присваивается окончательная метка 0, то есть Cs:=0, временным меткам остальных вершин – значение .
Пусть i – номер последней вершины, которой присвоена окончательная метка Ci. Каждой вершине j, имеющей временную метку Dj, присваивается новая временная метка по правилу Dj:=min(Ci+aij , Dj). Если значение Dj меняется, то вместе с ним сохраняется номер предыдущей вершины i.
Наименьшая из временных меток объявляется окончательной. Пусть k – номер этой вершины. Следовательно, Ck:=Dk. Если вершина T не получила окончательной метки, то i:=k и переход к 2.
Конец.
Полученная для вершины T окончательная метка дает величину кратчайшего пути. Сам путь восстанавливается от конца к началу и состоит из вершин, обеспечивших окончательные метки.
Пусть имеется следующий граф.(.....)
Требуется найти кратчайший путь из вершины A в вершину C.
Этапы расстановки меток удобно представить в виде таблицы. Окончательную метку будем отмечать жирным шрифтом и подчеркиванием. В скобках указывается предыдущая вершина.
№ шага |
A |
B |
C |
D |
1 |
0 |
|
|
|
2 |
0 |
1(A) |
|
2(A) |
3 |
0 |
1(A) |
|
2(A) |
4 |
0 |
1(A) |
4(B) |
2(A) |
5 |
0 |
1(A) |
4(B) |
2A) |
6 |
0 |
1(A) |
3(D) |
2(A) |
7 |
0 |
1(A) |
3(D) |
2(A) |
Итак, длина кратчайшего пути равна 3. Окончательная метка 3 для вершины C получена из предыдущей вершины D. В свою очередь окончательная метка 2 для вершины D получена из вершины A. Следовательно, кратчайший путь составляют вершины A, D, C.
Значения окончательных меток появляются по возрастанию, то есть алгоритм Дейкстры обеспечивает поиск в ширину. Алгоритм не работоспособен при наличии отрицательных расстояний, что иллюстрирует следующий простой пример (.....)
Здесь кратчайший путь из A в C проходит через вершину B и равен -1, тогда как по алгоритму Дейкстры вершина C сразу получит окончательную метку 1.
Трудоемкость алгоритма Дейкстры пропорциональна величине N 2, где N – количество вершин графа.
Алгоритм Флойда определяет кратчайшие пути между всеми парами вершин. Снова будем считать, что длина дуги из вершины Vi в вершину Vj задана элементом матрицы aij, причем aii=0 и aij =, если дуга из вершины Vi в вершину Vj отсутствует.
Пусть элемент aij(k) матрицы A(k) равен длине кратчайшего пути из вершины Vi в вершину Vj, с номерами промежуточных вершин, не превосходящими k. Тогда выполняется рекуррентное соотношение
(*)
Действительно, кратчайший путь из Vi в Vj с номерами промежуточных вершин, не превосходящими k+1, может не проходить через вершину Vk+1 . В противном случае он представляет собой кратчайший путь из Vi в Vk+1, а затем из Vk+1 в Vj.
В качестве A(0) выбирается исходная матрица A. Матрица A(n) даст длины кратчайших путей между всеми парами вершин без каких-либо ограничений на промежуточные вершины. Значение aij(n) = означает отсутствие пути из вершины Vi в вершину Vj.
Параллельно с описанными матрицами строится последовательность матриц B(i) для нахождения самих кратчайших путей. Элемент bij(k) матрицы B(k) устанавливается равным номеру второй вершины на кратчайшем пути из Vi в Vj с номерами промежуточных вершин, не превосходящими k, и 0 в случае отсутствия путей. Элемент bij(k+1) не меняется, если в формуле (*) минимум достигается на первом значении, и полагается равным bik+1(k), если минимально второе выражение, так как в этом случае кратчайший путь проходит через вершину Vk+1.
Первоначально bij(0) матрицы B(0) полагается равным j, если есть дуга из Vi в Vj, и 0, если такая дуга отсутствует. Матрица B(n) позволяет восстановить кратчайший путь между любыми двумя вершинами. Действительно, если s=bij(n) дает вторую вершину на кратчайшем пути из Vi в Vj, то t=bsj(n) даст третью вершину, w=btj(n) - четвертую и так далее до попадания в вершину Vj. Значение bij(n) =0 означает отсутствие пути из вершины Vi в вершину Vj.
Рассмотрим в качестве примера следующий граф, в котором вершины идентифицированы номерами (.....)
3
1
1
2
Для него матрицы A(0) и B(0) имеют соответственно вид
0 |
1 |
|
5 |
|
0 |
1 |
|
|
|
0 |
2 |
5 |
|
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
4 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
1 |
0 |
3 |
4 |
На первом шаге допускаются пути, проходящие через вершину 1. Поскольку появляется путь 4-2-1, изменения затронут вторые элементы четвертой строки, то есть матрицы A(1) и B(1) примут вид
0 |
1 |
|
5 |
|
0 |
1 |
|
|
|
0 |
2 |
5 |
6 |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
4 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
1 |
1 |
3 |
4 |
На втором шаге допускаются пути, проходящие через вершины 1 и 2. Добавляются пути 1-2-3 и 4-1-2-3. Последний путь имеет большую длину, чем имеющаяся дуга 4-3, поэтому матрицы A(2) и B(2) примут вид
0 |
1 |
2 |
5 |
|
0 |
1 |
|
|
|
0 |
2 |
5 |
6 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
4 |
0 |
2 |
3 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
1 |
1 |
3 |
4 |
и так далее. Кратчайшие пути между всеми парами вершин будут представлены следующими матрицами A(4) и B(4)
0 |
1 |
2 |
4 |
8 |
0 |
1 |
3 |
7 |
8 |
0 |
2 |
5 |
6 |
2 |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
1 |
1 |
3 |
4 |
4.6. Остовные деревья
Рассмотрим неориентированный связный граф. Остовное дерево – подграф, являющийся деревом и содержащий все его вершины. Для графа в левой части рисунка справа показаны примеры остовных деревьев (......)
Здесь рассматриваются свободные (бескорневые) деревья, в которых корнем можно считать любую вершину.
Ряд практических задач связан с нахождением остовных деревьев. Например, множество населенных пунктов требуется связать между собой дорогами, телефонной связью, водопроводом и т. п. Если в графе заданы стоимости ребер, то встает естественная задача нахождения остовного дерева с минимальной суммарной стоимостью ребер. Наиболее распространены два алгоритма нахождения остовных деревьев: Прима и Крускала [4, 14].
Алгоритм Прима начинает построение минимального остовного дерева U с включения в него произвольной вершины u. Далее находится ребро (u, v) минимальной стоимости, связывающее множество вершин U с вершинами, не входящими в U. Вершина v и ребро (u, v) включаются в U. Процесс продолжается, пока в U не войдут все вершины графа.
Рассмотрим для примера следующий граф.(.....)
Пусть выбрана начальная вершина 1. В остовное дерева будут последовательно добавляться вершина 3 и ребро (1, 3), вершина 6 и ребро (3, 6), вершина 4 и ребро (6, 4), вершина 2 и ребро (3, 2), вершина 5 и ребро (2, 5). Получим следующее минимальное остовное дерево (.....)
Трудоемкость алгоритма Прима пропорциональна N2, где N – число вершин графа.