Адаптация персонала, процесс ознакомления, приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности, а также к социальной среде организации. А.п. является одной из составляющих частей управления персоналом. Этот термин применим как к новым сотрудникам, нанимаемым извне, так и к сотрудникам, перемещаемым на новую должность в порядке внутренней ротации.
А.п. подразделяется по направлениям:
1. Производственная:
профессиональная;
психофизиологическая;
социально-психологическая;
организационно - психологическая;
организационно-административная;
экономическая;
санитарно-гигиеническая.
2. Внепроизводственная:
адаптация к внепроизводственному общению с коллегами;
адаптация в период отдыха.
Все виды А.п. взаимосвязаны между собой.
С целью преодоления возникающих трудностей, а также повышения эффективности процесса приспосабливания в компаниях создается система А.п. Данная система включает комплекс мероприятий, которые позволяют сотруднику выйти на необходимый уровень производительности с минимальными потерями для него самого и для компании.
Наличие системы А.п. дает следующие преимущества:
для компании:
повышение эффективности работы сотрудника, ускорение процесса выхода работника на требуемый уровень производительности;
налаживание или поддержание положительных отношений в коллективе;
предотвращение серьезных ошибок, которые могли бы совершить новые сотрудники;
сокращение временных затрат опытных работников на оказание помощи новому сотруднику в процессе выполнения им должностных обязанностей;
минимизация «текучести» кадров.
для сотрудника:
налаживание отношений в коллективе;
быстрое вливание в рабочий процесс и приобретение новых навыков и знаний;
снижение тревожности и неуверенности перед нареканиями со стороны руководства, связанными с неумением выполнять поставленные задачи так же быстро, как и другие сотрудники;
сопоставление ожидаемых условий работы сотрудника с его реальной деятельностью;
снижение страха сотрудника быть уволенным во время испытательного срока.
Система А.п. должна иметь четкую организацию и регламентацию:
welcome-тренинг — это первоначальное ознакомление сотрудника с общими сведениями о компании, с ее историей, продуктами, услугами, структурой и культурой;
программа адаптации, регламентирующая мероприятия и сроки обучения сотрудника — отвечает за то, каким навыкам и в какой последовательности обучается работник, какие обязанности начинает выполнять в первую очередь, а также помогает адаптироваться сотруднику в коллективе;
система наставничества — привлечение опытного работника в помощь новому сотруднику;
система аттестации по итогам адаптационных мероприятий — четкий порядок оценки нового сотрудника, понятный как руководству, так и ему самому.
В зависимости от подготовки нового сотрудника, его психологических качеств и специальности срок А.п. может составлять от нескольких месяцев до полугода.
Литература:
Наталья Володина. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы - :Эксмо, 2009. С. 240. ISBN 978-5-699-32516-0
Неларин Корнелиус. HR менеджмент. Поиск, подбор, тренинг, адаптация, мотивация, дисциплина, этика - : Баланс Бизнес Букс, 2005. С. 498 ISBN 966-8644-22-0, 1-86152-610-5
Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом – Академия, 2008, С. 224. ISBN 978-5-7695-5770-5
Брайн И. Беккер, Марк А. Хьюзлид, Дэйв Ульрих Изменение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность. – Вильямс, 2007. С. 304. ISBN 978-5-8459-1248-0, 1-5785-1136-4