Австромарксизм
Австромарксизм,
течение, сложившееся в начале 20 в. в
австрийской социал-демократии под
влиянием теоретических работ и
политической деятельности её лидеров
и идеологов К. Реннера, О. Бауэра, М.
Адлера, Р. Гильфердинга (в начале его
деятельности), Ф. Адлера и др. В период
между двумя мировыми войнами в политической
литературе «австромарксистской»
называлась вся австрийская
социал-демократическая партия. А., как
и австрийской социал-демократии в целом,
были присущи многие характерные
реформистские черты западноевропейской
социал-демократии того времени и, в
частности, точка зрения, что теоретические
взгляды не имеют прямой связи с
политической практикой и являются
личным делом каждого. Для А. характерна
внутренняя противоречивость. Некоторые
из австромарксистов, например Ф. Адлер,
увлекались учением Э. Маха,
другие, как М. Адлер, пытались соединить
марксизм с неокантианством. Третьи
занимались преимущественно политической
экономией и были сторонниками теории
предельной полезности Бём-Баверка и
его школы (см. Австрийская
школа
в политической экономии).
Существенные
разногласия распространялись также на
вопросы политической борьбы. В то время
как О. Бауэр был центристом, К. Реннер
принадлежал к правому крылу партии, а
Ф. Адлер, начав политическую деятельность
с решительных выступлений против
социал-патриотической позиции руководства
австрийской социал-демократии в годы
1-й мировой войны, закончил антисоветскими
и антикоммунистическими выступлениями.
А. в целом представлял собой, т. о.,
конгломерат самых разнородных научных
и политических взглядов. Общими для
представителей А. были склонность к
компромиссам и умение прибегать к левым
фразам, за которыми обычно скрывалось
нежелание решительных действий. Левая
фраза и даже некоторая готовность к
действиям сочетались с оппортунизмом,
парализовавшим эту готовность.
Острая
национальная борьба в Австро-Венгрии
порождала усиленное внимание к
национальной проблеме. Национальный
вопрос был одним из главных предметов
обсуждения в австрийской социал-демократии
вплоть до распада Австро-Венгрии (1918).
Австрийская социал-демократия была
первой социал-демократической партией,
принявшей специальную программу по
национальному вопросу — Брюннскую
программу (1899), в которой выдвигался
принцип территориального федеративного
устройства Австрии. В советской
исторической литературе Брюннскую
программу обычно оценивали негативно,
считая её программой культурно-национальной
автономии,
и относили к австромарксистской теории
национального вопроса. В. И. Ленин,
характеризуя австрийскую программу,
писал: «Чрезвычайно распространено
ошибочное мнение, будто на этом (Брюннском.
— В. Т.) съезде принята так называемая
"культурно-национальная автономия".
Наоборот. Она единогласно отклонена на
этом съезде» (Полн. собр. соч., 5 изд., т.
24, с. 313, см. также с. 225, 227; т. 25, с. 272). Вместе
с тем В. И. Ленин констатировал компромиссный
характер третьего пункта программы.
В
действительности австромарксистская
теория культурно-национальной автономии,
оторванной от территориального расселения
нации, сложилась в работах К. Реннера
(1899, 1902) и О. Бауэра (1907) и была основана
на ошибочном понимании нации как союза
одинаково мыслящих людей, сложившегося
на почве общности судьбы. Сторонники
А. неоднократно выступали с требованием
пересмотреть, конкретизировать Брюннскую
программу, однако эти требования не
были осуществлены. Точка зрения
австромарксистских теоретиков изменялась
на протяжении последующего периода.
Так, например, О. Бауэр писал в 1913: «Австрия
будет превращена в федеративное
государство автономных наций или же
прекратит свое существование», а в
начале 1918 группа О. Бауэра признала в
своей платформе право наций на
самоопределение.
Действительный
характер А. ярко проявился в период
между двумя мировыми войнами, когда
лидеры австрийской социал-демократической
партии пытались занять промежуточную
позицию между 2-м и 3-м Интернационалами.
Они играли руководящую роль в создании
т. н. 21/2-го
Интернационала (1921—23), затем слившегося
со 2-м Интернационалом, в который вернулась
и австрийская социал-демократическая
партия.
В эти годы А. отличался от
правого крыла международной
социал-демократии как теоретическими
взглядами, так и практической политикой.
Линцская программа австрийской
социал-демократической партии (1926)
теоретически признавала при обострении
классовой борьбы целесообразность и
возможность диктатуры пролетариата
для подавления сопротивления буржуазии
законному правительству рабочего
класса. Для обороны от нарастающей
опасности фашизма австрийская
социал-демократическая партия создала
массовую вооружённую организацию
(Шуцбунд) и в феврале 1934 призвала
трудящихся к вооружённому выступлению
против австрофашистского правительства.
Однако это было сделано с опозданием,
и теория обороны обрекала рабочий класс
на отступления и поражения.
В дальнейшем
в эмиграции некоторые лидеры А. сделали
выводы из губительных последствий
раздробленности рабочего движения и
выступили за создание единого
антифашистского фронта борьбы. В то же
время в национальном вопросе представители
А. придерживались ошибочной позиции.
Они отрицали наличие процесса возникновения
австрийской нации и после захвата
Австрии (март 1938) гитлеровской Германией выступали против лозунга борьбы за
независимость Австрии, считая, что
только общегерманская революция может
освободить Австрию от фашизма и что
после этого Австрия останется в составе Германии. Ошибочные концепции А. в национальном
вопросе возродились здесь на новой
основе.
После 2-й мировой войны правое
руководство Социалистической партии
Австрии полностью отказалось от
марксизма, от всей прогрессивной части
политического и теоретического наследия
А. Вместе с тем правосоциалистические
лидеры, как и многие буржуазные политики
и учёные, обращаются к А. в поисках
исторического опыта.